СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Планета загадок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности Планета загадок»

Краснодарский край муниципальное образование Белореченский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 им. П.А. Сидорова

посёлка Первомайского

муниципального образования Белореченский район




УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2022 года протокол №1

Председатель педсовета

директор МБОУ СОШ 16

_____________ И.Б. Сергеева




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности


«Планета загадок»


Сроки реализации программы начальное общее образование (1-4 классы)


Возраст обучающихся 7-10 лет


Место курса в учебном плане 1 классы – 33 часа, 2 классы – 34 часа, 3 классы – 34 часа, 4 классы – 34 часа


Программа составлена на основе программы внеурочной деятельности курса «Экология для младших школьников» А.А. Плешакова

Составитель: учитель начальных классов Швецова Инга Владимировна






I. Результаты освоения курса



Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные:

- оценивание обучающимися жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых

норм и ценностей;

- самостоятельное определение самых простых общих для всех людей правил

поведения;

- участие в решении экологических проблем родного края;

- развитие чувства прекрасного через приобщение к красоте родной природы;

- принятие правил здорового образа жизни;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- развитие нравственных качеств, творческих способностей;

- развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими

принципами;

- создание творческих альбомов, авторских книг.

Предметные:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;

- овладение начальными формами исследовательской деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

- умение вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер

сделанных ошибок;

- подготовка и презентация выставок, сообщений;

- подготовка и проведение викторин, конкурсов;

- планирование и выполнение мини-проектов;

- планирование и проведение мини-исследований;

- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности.

Познавательные УУД:

- ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- получение знаний экологического содержания;

- работа с историческими источниками;

- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;

- проведение простейших наблюдений и опытов;

- анализ и интерпретация результатов своих наблюдений, выявление закономерностей.

Коммуникативные УУД:

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- отработка умения слушать и вступать в диалог;

- обучение постановки вопросов;

- участие в коллективных творческих делах;

- обучение владению диалогической и монологической речью;

- ролевые игры и драматизации;

- обсуждение проблем в группах;

- интервью с родителями, интересными людьми;

- обсуждение различных экологических проблем;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.



II. Содержание программы



Представленная целостная программа разработана для обучающихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа)

2-й год обучен и я – «Экология моего дома» (34 часа)

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)

4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа)



1 класс (33 часа) - «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» (1 час)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа «Путешествие в мир животных. Игра «Поле чудес».

Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (19 часов)

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «Знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1 час)

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Тема 4.Серый хищник – волк (1 час)

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке, чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась».

Тема 5. Хозяин леса – медведь (1 час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1 час)

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику».

Тема 7. Куница - охотник на белок (1 час)

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку».

Тема 8. Лесной красавец – лось (1 час)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В. Зотова «Лось», работа по содержанию рассказа, работа в группах - панно «Лесной красавец».

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1 час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж». Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика».

Тема 10. Подземный житель – крот (1 час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики». Игра: «Поле чудес».

Тема 11. Всеядное животное — барсук (1 час)

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова «Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику».

Тема 12. Бобр-строитель (1 час)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук (1 час)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1 час)

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан». Конкурс «Кто? Где ? Когда?».

Тема 15. Мышка-норушка (1 час)

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Тема 16. Рысь - родственник кошки (1 час)

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?», работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1 час)

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр - самая большая кошка на Земле (1 час)

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1 час)

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1 час)

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

Раздел 2. «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21. Воробей - самая распространённая птица на Земле (1 час)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?».

Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1 час)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1 час)

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон». Работа в группах «Рисование ворона».

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1 час)

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока». Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка».

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1 час)

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор?», загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей - «великий маэстро» (1час)

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Тема 27. Галка - городская птица (1 час)

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

Тема 28. Загадочная птица - кукушка (1 час)

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1 час)

Знакомство с «пернатой кошкой» - совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Тема 30. Любимая птица – снегирь (1 час)

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1 час)

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

Тема 32. Наш добрый сосед – скворец. «Золотая птица» — иволга (1 час)

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «Знахари». Чтение стихотворения «Скворец». Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «Птичьи расцветки».

Тема 33. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания (1 час) Рассказ – беседа «О чём поют птицы». Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут?». Конкурс «Знатоки сказок».


2 класс (34 часа) - «ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА»

«ВВЕДЕНИЕ» (1 час)

Тема 1. Что такое экология? (1час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров.

Раздел 1. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ» (6 часов)

Тема 2. Мой дом (1 час)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе.

Тема 3. Дом, где мы живем (1 час)

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

Тема 4. Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1 час)

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

Тема 5. Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час)

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?


Тема 6. Птицы нашего двора (1 час)

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Тема 7. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» (1 час)

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек.

Раздел 2. «Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» (9 часов)

Тема 8. Моя семья (1 час)

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать».

Тема 9. Соседи-жильцы (1 час)

Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Тема 10. Мой класс (1 час)

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу.

Тема 11. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» (1 час)

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе.

Тема 12. Дом моей мечты (1 час)

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Тема 13. Рассказы, стихи о семье (1 час)

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

Тема 14. Комнатные растения в квартире, в классе (1 час)

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями.

Тема 15. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (1 час)

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Тема 16. Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» (1 час)

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.

Раздел 3. «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» (7 часов)

Тема 17. Гигиена класса (1 час)

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев).

Тема 18. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час)

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены.

Тема 19. Бытовые приборы в квартире (1 час)

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации.

Тема 20. Экскурсия в школьную столовую (1 час)

Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов.

Тема 21. Наша одежда и обувь (1 час)

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход.

Тема 22. Русская народная одежда (1 час)

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой.

Тема 23. Практическое занятие «Русская национальная одежда» (1 час)

Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду?

Раздел 4. «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ» (4 часа)

Тема 24. Вода в моем доме и в природе (1 час)

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Тема 25. Стихи, рассказы о воде в природе (1 час)

Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана.

Тема 26. Вода в жизни растений и животных (1 час)

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Тема 27. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена» (1 час)

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.

Раздел 5. «СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (3 часа)

Тема 28. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час)

Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток.

Тема 29. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час)

Влияние тепла и света на комнатные растения.

Тема 30. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света (1 час)

Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы.

Раздел 6. «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ» (2 часа)

Тема 31. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву (1 час)

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке (перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений». Инструктаж по технике безопасности.

Тема 32. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1 час)

Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.

Раздел 7. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ» (2 часа)

Тема 33. Воздух и здоровье человека (1 час)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Тема 34. Практическое занятие «Уборка в классе» (1 час)

Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.


3 класс (34 часа) – НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ»

«ВВЕДЕНИЕ» (2 часа)

Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Тема 2. Мир вокруг (1 час)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Раздел 1. «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)

Тема 3. Экология и мы (1 час)

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Тема 4. Осенние работы в поле (1 час)

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

Тема 5. Практическое занятие «Пришкольный участок» (1 час)

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.

Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Раздел 2. «НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)

Тема 8 – 9. Неживая природа (2 часа)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье.

Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час)

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды.

Тема 12. Берегите воду! (1 час)

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом «Сбережем капельку!».

Тема 13. Почва – святыня наша (1 час)

Почва – необходимая среда для растений. Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы» (1 час)

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране.

Тема 14 – 15. Погода. Климат. (2 часа)

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе. Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы».

Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Тема 18. Почему нельзя? (1 час)

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения».

Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)

Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!».

Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов)

Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах края. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края.

Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)

Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели.

Тема 23. Вода и жизнь (1 час)

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Тема 24. Растения рядом (1 час)

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию». Экскурсия, практикум «Выявление повреждений деревьев».

Тема 25. Комнатные растения (1час)

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив).

Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час)

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка.


Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса (1 час)

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3 часа)

Тема 29. Съедобные грибы (1 час)

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки.

Тема 30. Несъедобные грибы (1 час)

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным).

Тема 31. Микроскопические организмы (1 час)

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа)

Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час)

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)

Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей. Посадка декоративных растений. Опыты: 1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений». 2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.

Тема 34. Праздник «Земля наш общий дом» (1 час)

Игры, конкурсы, викторины по разделам.


4 класс (34 часа) -«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» - 33 часа

«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)

Тема 2. Времена года на Земле (1 час)

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1 час)

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Тема 4. Изменения окружающей среды (1 час)

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников).

Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1 час)

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Тема 6. Условия жизни растений (1 час)

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения.

Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1 час)

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)

Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1 час)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.

Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров (1 час)

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1 час)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1 час)

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Краснодарского края. Разгадывание загадок.

Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА» (8 часов)

Тема 12. Реки и озера (1 час)

Пресная вода. Осадки.

Тема 13. Получение кислорода под водой (1 час)

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь).

Тема 14. Пресноводные животные и растения (1 час)

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов.

Тема 15. Жизнь у рек и озер (1 час)

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности).

Тема 16. Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1 час)

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов.

Тема 17. Околоводные птицы (1 час)

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания.

Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1 час)

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1 час)

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям города (составление и распространении листовок – призывов).

Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ» (8 часов)

Тема 20. Жизнь среди людей (1 час)

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек.

Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1 час)

Тема 22. Домашние животные (1 час)

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1 час)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Тема 24. Уход за домашними животными (1 час)

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил» (1час)

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 26. Люди и паразиты (1 час)

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1 час)

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини-сочинение «Защити себя».

Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД» (7 часов)

Тема 28. Почва (1 час)

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1 час)

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Тема 30. Заботы хлебороба весной (1 час)

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

Тема 31. Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (1 час)

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленным из пшеничной муки.

Тема 32. Подготовка почвы на пришкольном участке (1 час)

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

Тема 33. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1 час)

Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

Тема 34. Декоративные растения (1 час)

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».





III. Тематическое планирование программы

1 класс (33 часа)

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Тип занятия

Форма проведения

ЦОР/ЭОР

Вводное занятие. Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

внеаудитор.

Игра

https://teatr.audio/zotov-vladimir-lesnaya-azbuka



https://vseskazki.su/vitaly-bianki-rasskazi.html



https://umnazia.ru/blog/all-articles/detjam-pro-lesnyh-zhivotnyh


http://www.chudesnayastrana.ru/jivotnie-lesa.htm



https://learningapps.org/index.php?s=о+животных+леса

Заяц - «длинное ухо»

1

аудитор.

Разгадывание загадок, чтение рассказа, практическая работа

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

аудитор.

Разгадывание загадок, чтение рассказа

Серый хищник - волк

1

аудитор.

Разгадывание ребусов, чтение рассказа, творческая работа

Хозяин леса - медведь

1

аудитор.

Разгадывание загадок, чтение рассказа, творческая работа

Любознательный зверёк -белка

1

аудитор.

Разгадывание загадок, чтение рассказа, творческая работа

Куница - охотник на белок

1

аудитор.

Разгадывание кроссворда, чтение рассказа, творческая работа

Лесной красавец - лось

1

аудитор.

Разгадывание загадок, чтение рассказа, творческая работа

Сердитый недотрога- ёж

1

аудитор.

Разгадывание загадок, чтение рассказа, игра

Подземный житель - крот

1

аудитор.

Разгадывание загадок, чтение рассказа, работа в группах

Всеядное животное — бар­сук

1

аудитор.

Разгадывание загадок, чтение рассказа, работа в группах

Бобр-строитель

1

аудитор.

Разгадывание загадок, чтение рассказа, работа над скороговорками и народными приметами.

Запасливый бурундук

1

аудитор.

Разгадывание кроссворда, чтение рассказа, беседа

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

1

аудитор.

Разгадывание загадок, чтение рассказа, конкурс

Мышка-норушка

1

аудитор.

Разгадывание кроссворда, чтение рассказа, сценка

Рысь - родственник кошки

1

аудитор.

Разгадывание загадок, чтение рассказа, работа с картой, творческая работа

Соболь - «дорогой» зверёк

1

аудитор.

Разгадывание кроссворда, работа с картой, игра

Тигр - самая большая кош­ка на Земле

1

аудитор.

Разгадывание загадок, ребусов, чтение рассказа

Косуля - самый маленький европейский олень

1

аудитор.

Разгадывание загадок, кроссворда, чтение рассказа, игра

Обобщающие занятие о диких животных

1

внеаудитор.

Разгадывание ребусов, кроссворда, беседа, игра,

викторина

Воробей - самая распро­странённая птица на Земле

1

аудитор.

Разгадывание загадок, работа с пословицами, народными приметами, чтение стихов

https://teatr.audio/zotov-vladimir-lesnaya-azbuka


https://vseskazki.su/vitaly-bianki-rasskazi.html


https://umnazia.ru/blog/all-articles/detjam-pro-lesnyh-zhivotnyh


http://www.chudesnayastrana.ru/jivotnie-lesa.htm



https://learningapps.org/index.php?s=о+животных+леса

Ворона - «интеллектуаль­ная» птица

1

аудитор.

Разгадывание загадок, работа с пословицами, народными приметами, чтение рассказа

Ворон - красивая, умная птица

1

аудитор.

Разгадывание загадок, работа с пословицами, народными приметами, чтение рассказа, работа в группах

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

1

аудитор.

Разгадывание загадок, работа с пословицами, народными приметами, чтение стихов и рассказов

«Лесной доктор» - дятел

1

аудитор.

Разгадывание загадок, работа с пословицами, поговорками, народными приметами, чтение рассказов

Соловей - «великий маэст­ро»

1

аудитор.

Разгадывание загадок, беседа, чтение рассказа

Галка - городская птица

1

аудитор.

Разгадывание загадок, кроссворда, чтение рассказа, работа в группах

Загадочная птица - кукуш­ка

1

аудитор.

Разгадывание загадок, работа с пословицами, народными приметами, чтение рассказов

«Пернатая кошка» - сова

1

аудитор.

Разгадывание загадок, работа с пословицами, народными приметами, чтение рассказа, игра

Любимая птица - снегирь

1

аудитор.

Разгадывание загадок, работа с пословицами, народными приметами, чтение рассказа, творческая работа

«Сестрицы-синицы» - са­мые полезные птички Рос­сии

1

аудитор.

Разгадывание загадок, работа с пословицами, народными приметами, чтение стихов и рассказов, творческая работа

Наш добрый сосед - скво­рец. «Золотая птица» — иволга

1

аудитор.

Разгадывание загадок, кроссворда, работа с пословицами, народными приметами, чтение стихов и рассказов, игра

Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания

1

аудитор.

Разгадывание ребусов, кроссворда, конкурсы, КВН



2 класс (34 часа)

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Тип занятия

Форма проведения

ЦОР/ЭОР

Что такое экология?

1

аудитор.

Беседа, работа в группах

http://unnaturalist.ru/


http://www.medvejata.ru/lern/


https://childdevelop.info/articles/upbring/2486/

Мой дом

1

аудитор.

Беседа, работа в группах, исследование

Дом, где мы живем

1

аудитор.

Групповое обсуждение

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

внеаудитор.

Инструктаж по технике безопасности. Практикум. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

Деревья твоего двора

1

внеаудитор.

Диспут, практикум.

Птицы нашего двора

1

аудитор.

Беседа, обсуждение, коллективно-творческое дело.

Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц»

1

аудитор.

Инструктаж по технике безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек.

Моя семья

1

аудитор.

Беседа, работа с пословицами и поговорками, творческая работа

https://childdevelop.info/articles/upbring/2486/

Соседи-жильцы

1

аудитор.

Беседа, работа с пословицами и поговорками, творческая работа

Мой класс

1

аудитор.

Беседа, работа с пословицами и поговорками, распределение дежурства

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком­натах»

1

аудитор.

Работа в группах. Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе.

Дом моей мечты

1

аудитор.

Беседа, игровые упражнения, конкурс

Рассказы, стихи о семье

1

аудитор.

Чтение рассказов и стихов, беседа

Комнатные растения в квартире, в классе

1

аудитор.

Беседа. Наблюдение. Уход за комнатными растениями.

http://unnaturalist.ru/


http://www.medvejata.ru/lern/

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

аудитор.

Пересадка комнатных растений. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

1

внеаудитор.

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.

Гигиена класса

1

аудитор.

Беседа. Соблюдение режима проветривания. Практикум по уборке.

https://childdevelop.info/articles/upbring/2486/


https://tlum.ru/news/15-poleznyh-multfilmov-pro-gigienu/

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

внеаудитор.

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.

Бытовые приборы в квартире

1

аудитор.

Беседа, практикум, составление правил поведения

Экскурсия в школьную столовую

1

внеаудитор.

Экскурсия, обсуждение

Наша одежда и обувь

1

аудитор.

Беседа, работа с интерактивными карточками, разгадывание загадок

Русская народная одежда

1

аудитор.

Беседа, разгадывание загадок, творческая работа

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

1

аудитор.

Придумывание одежды. Практикум по уходу за одеждой

Вода в моем доме и в природе

1

аудитор.

Беседа, исследование, работа в группах

http://unnaturalist.ru/


http://www.medvejata.ru/lern/

Стихи, рассказы о воде в природе

1

аудитор.

Чтение рассказов, стихов о воде в природе

Вода в жизни растений и животных

1

аудитор.

Беседа, исследование, работа в группах

Вода и здоровье человека. Личная гигиена

1

аудитор.

Беседа, практикум, составление правил гигиены

Солнце, Луна, звезды – источники света

1

аудитор.

Беседа, наблюдение, работа в группах

http://unnaturalist.ru/


http://www.medvejata.ru/lern/

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

аудитор.

Беседа, наблюдение, работа в группах

Практическое занятие «Размещение комнатных растений»

1

аудитор.

Наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределение обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы.

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

1

внеаудитор.

Инструктаж по технике безопасности. Подготовка почвы к посеву. Проведение опытов.

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними

1

внеаудитор.

Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Опыты.

Воздух и здоровье человека

1

аудитор.

Беседа, исследование, опыты, дыхательная гимнастика

http://unnaturalist.ru/

http://www.medvejata.ru/lern/

Практическое занятие «Уборка в классе»

1

аудитор.

Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.











3 класс (34 часа)

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Тип занятия

Форма проведения

ЦОР/ЭОР

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1

внеаудитор.

Беседа, работа в группах

http://unnaturalist.ru/


http://www.medvejata.ru/lern/



http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm

Мир вокруг

1

аудитор.

Беседа, обсуждение в группах

Экология и мы

1

аудитор.

Беседа, работа в парах, игра

Осенние работы в поле

1

внеаудитор.

Беседа, работа с пословицами, поговорками, народными приметами, викторина

Практическое занятие «Пришкольный участок»

1

внеаудитор.

Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.

Место человека в мире природы

1

аудитор.

Принятие в юные экологи. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Осень в лесу

1

аудитор.

Экскурсия. Сбор материала для гербария.

Неживая природа

1

аудитор.

Беседа. Экскурсия на пришкольный участок

http://unnaturalist.ru/


http://www.medvejata.ru/lern/


http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm

Объекты неживой природы

1

внеаудитор.

Беседа. Наблюдение. Викторина

Солнце – источник тепла и света

1

аудитор.

Беседа. Эксперимент. Работа в группах. Наблюдение.

Вода, её признаки и свойства

1

аудитор.

Беседа. Практическая работа по выявлению признаков. Опыты.

Берегите воду!

1

аудитор.

Сообщения учащихся об охране и значении воды.

Работа над проектом «Сбережем капельку!»

Почва – святыня наша

1

аудитор.

Беседа, опыты по составу, просмотр коллекции почв

Состав и свойства почвы

1

аудитор.

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений.

Погода

1

внеаудитор.

Дискуссия, анализ наблюдения за погодой.

Климат

1

аудитор.

Беседа, практическая работа.

Предсказание погоды по народным приметам

1

внеаудитор.

Работа в группах с народными приметами

Почему нельзя?

1

аудитор.

Диспут. Акция «Умоем растения»

Диалоги с неживой природой

1

аудитор.

Ролевая игра. Акция «Мы, против мусора!».

Практикум «Хлебные крошки»

1

внеаудитор.

Практикум. Конструирование модели кормушки.

http://unnaturalist.ru/


http://biodat.ru/db/rb/index.htm


http://www.medvejata.ru/lern/



http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm

Кто улетает, а кто остаётся

1

аудитор.

Беседа. Наблюдение. Работа по определению птиц края.

Экологические связи неживой и живой природы

1

аудитор.

Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели.

Вода и жизнь

1

аудитор.

Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Растения рядом

1

аудитор.

Экскурсия, практикум, игра

Комнатные растения

1

аудитор.

Практикум

Размножение комнатных растений

1

аудитор.

Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

1

аудитор.

Беседа, разгадывание загадок, работа в парах

Практическое занятие «Растения луга и леса»

1

аудитор.

Чтение легенд о растениях. Работа с гербариями

Съедобные грибы

1

аудитор.

Беседа, разгадывание загадок, работа в парах

http://unnaturalist.ru/


http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm

Несъедобные грибы

1

аудитор.

Беседа, разгадывание загадок, работа в группах

Микроскопические грибы

1

аудитор.

Беседа, разгадывание загадок, кроссворда, работа в группах

Сельскохозяйственные машины и орудия

1

аудитор.

Беседа, разгадывание загадок, работа в группах

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке

1

внеаудитор.

Разбивка грядок для посадки культурных растений. Посадка декоративных растений.

Праздник «Земля наш общий дом»

1

внеаудитор.

Игры, конкурсы.


4 класс (34 часа)

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Тип занятия

Форма проведения

ЦОР/ЭОР

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1

внеаудитор.

Беседа. Сравнение растительного и животного мира

http://unnaturalist.ru/


http://www.greenplaneta.ru/



http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm

Времена года на Земле

1

аудитор.

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

аудитор.

Беседа. Построение гипотезы. Работа в группах

Изменения окружающей среды

1

аудитор.

Беседа, работа в парах

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

1

внеаудитор.

Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Практикум

Условия жизни растений

1

аудитор.

Беседа, обсуждение в группах, игра

Разнообразие животных, условия их жизни

1

аудитор.

Беседа, обсуждение в группах, игра

Динозавры – вымерший вид животных

1

аудитор.

Беседа, обсуждение в группах, игра

http://unnaturalist.ru/


http://biodat.ru/db/rb/index.htm


http://www.greenplaneta.ru/

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1

аудитор.

Просмотр видео, беседа.

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1

внеаудитор.

Подбор и обрабатывание материала к теме проекта

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

аудитор.

Беседа, разгадывание загадок, работа в группах

Реки и озера

1

аудитор.

Беседа, разгадывание загадок, работа в группах

http://unnaturalist.ru/




http://www.greenplaneta.ru/



http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm









http://birds.krasu.ru/








Получение кислорода под водой

1

аудитор.

Беседа, разгадывание загадок, работа в группах

Пресноводные животные и растения

1

аудитор.

Беседа, разгадывание ребусов, работа в группах

Жизнь у рек и озер

1

аудитор.

Беседа, разгадывание загадок, работа в группах

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

1

аудитор.

Наблюдение, подготовка проекта

Околоводные птицы

1

аудитор.

Составление цепи питания, обсуждение в группах

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

1

аудитор.

Чтение рассказов о первоцветах, творческая работа

Акция «Сохраним первоцвет!»

1

аудитор.

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям города

Жизнь среди людей

1

аудитор.

Беседа. Исследование. Изготовление кормушек.

http://unnaturalist.ru/



http://www.greenplaneta.ru/



http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm



http://cat.mau.ru/

Ролевая игра «Это все кошки»

1

внеаудитор.

Ролевая игра

Домашние животные

1

аудитор.

Беседа, разгадывание загадок, работа в группах, аппликация – декупаж

Викторина «Собаки – наши друзья»

1

аудитор.

Викторина

Уход за домашними животными

1

аудитор.

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».


1

аудитор.

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Люди и паразиты

1

аудитор.

Беседа, работа в группах. Работа со справочной литературой.

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями


1

аудитор.

Беседа, работа в группах. Мини-сочинение.

Почва

1

аудитор.

Беседа. Практическая работа

http://unnaturalist.ru/



http://www.greenplaneta.ru/


http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm

Семена овощных и декоративных культур


1

аудитор.

Беседа. Практическая работа

Заботы хлебороба весной


1

аудитор.

Беседа. Работа в парах

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений


1

внеаудитор.

Практикум

Подготовка почвы на пришкольном участке

1

внеаудитор.

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка.


Высадка рассады на участке. Составление графика полива

1

внеаудитор.

Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы


Декоративные растения

1

аудитор.

Работа в группах. Творческая мастерская




«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседаний МО

классных руководителей

от 31.08.2022 г. № 1

Руководитель МО

______________ Н.З. Труфанова

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ 16 __________ С.С. Клыкова

«___» ____________ 20__ года