Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 211 имени Леонида
Ивановича Сидоренко
( МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко)
г. Новосибирск
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для начальных классов
«Мир человека»
направление: духовно-нравственное
1час в неделю- 34 часа
возраст обучающихся - 8-9 лет
срок реализации: 1 год
Васильева Елена Михайловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Новосибирск
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мир человека» является частью основной образовательной программы МАОУ СОШ № 211 и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности
Программа составлена с учетом:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2.Требований к освоению основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 211
3. Программы формирования универсальных учебных действий МАОУ СОШ № 211.
Целью курса «Мир человека» является системное рассмотрение человека с биологической, психологической и социальной точек зрения, посредством разрешения проблемных ситуаций.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.
Программа курса «Мир человека» предназначена для учащихся 2 класса и призвана расширить их знания о том, что представляет собой человек, какова его роль и место в окружающем мире.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов, и реализуется в совместной социально-педагогической деятельности семьи и школы.
Одной из ведущих задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является создание основ нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. В процессе обучения происходит формирование основ морали: осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и допустимом. Программа направлена на укрепление у учащихся позитивной самооценки, жизненного оптимизма. Развитие способности не только открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию. Но и самостоятельно совершать поступки и принимать ответственность за результаты собственного выбора.
Программой курса по выбору «Мир человека» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества, и взаимодействия и взаимообогащения учащихся и педагога, в основе которых лежит принцип диалога. Диалогическое общение исходит из признания и безусловного права ученика свободно выбирать и сознательно присваивать нравственные ценности. Важным условием духовно-нравственного развития является соблюдение равновесия между самобытностью детства и современной социализацией, т.е. между внутренним и внешним миром.
В центре курса «Мир человека» - ученик 8-9 лет, проходящий непростой путь становления: от биологического существа к социальному. Ключевое понятие курса – противоречие, предлагаемое как способ анализа, что хорошего и что плохого в окружающих объектах, явлениях, ситуациях и т.д.
Таким образом, предлагаемый курс позволяет помочь учащимся рассмотреть мир человека с различных точек зрения, сформировать активное осознанное отношение к процессу собственного взросления.
Описание места программы во внеурочной деятельности.
Данная программа рассчитана для обучающихся 2 классов. Общая недельная нагрузка – 1 час. Общая годовая нагрузка: 2 класс- 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В ходе реализации программы происходит формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- смыслообразование;
- нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные универсальные действия:
- целеполагание;
- планирование;
-прогнозирование;
- контроль;
- оценка;
- саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия:
Общеучебные универсальные действия:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Зачем учиться в школе?
Игра «Главное». Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.
Адрес.
Систематизация понятия «адрес». Что делать, если потерялся? Игра «Кто вы? Где вы?»
Наш организм.
Из каких частей «состоит» человек? Занимательная математика. Беседа «одна голова хорошо…». Правила отношения к инвалидам.
Как устроен человек?
Рисование «Что внутри?». Беседа «Знакомимся с анатомией». Отгадывание загадок про различные части тела.
Болезни.
Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит «лечиться надо уметь»?
Что такое здоровый образ жизни?
Театрализованный праздник. Защита творческих работ на тему ЗОЖ. Презентация паспорта здоровья.
Развитие ребёнка до школы.
Беседа «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.
Будущее.
Беседа «Путешествие в будущее» понятие о профессиях. Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к пожилым людям.
«Линия жизни» человека.
Игра «Сколько лет герою сказки?» Фантазирование «Растём в прошлое». Беседа о долголетии.
Что такое Я?
Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Тест «Какой я?» Проблемный диалог «Шустрики и мямлики».
Учимся быть внимательными.
Что значит «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещённое движение». Тест «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешно или опасно?
Учимся запоминать.
Игра «Что изменилось?» что такое хорошая память? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Фантазирование «Если бы память исчесла…»
Учимся придумывать.
Игра «Оркестр». Беседа о воображении. Практическая работа «Закорючки» Приёмы фантазирования. Зачем нужно уметь придумывать?
Что значит «быть умным»?
Игра «Назови одним словом». Беседа «Что такое ум?». Практическая работа «Что это?». Описание объекта при помощи системного оператора («пятиэкранки»).
Какие бывают эмоции?
Игра «Невпопад». Беседа об эмоциях. Практическая работа «Читаем по лицу». Инсценирование ситуаций.
Как поднять настроение?
Игра «Что это?» Беседа о настроении. Обсуждение «Как поднять настроение?».
Речевое общение.
Игра на внимание «Кряк-квак». Беседа «Зачем люди общаются?» Тест «Общительны ли вы?» Как нужно разговаривать по телефону?
Неречевое общение. Жесты.
Игра «Пойми меня». Практическая работа «Жесты».
Проблемы общения.
Игра «Комплименты». Беседа «слова и интонация». Анализ ситуаций. Обсуждение пословиц.
Конфликты.
Игра «Дразнилки». Беседа «Как рождаются конфликты». Тест «Конфликтный ли вы человек?» Обсуждение ситуаций. Способы. Как можно помириться.
Правила регулирования конфликтов.
Игра «Мы похожи друг на друга». Беседа о способах урегулирования конфликтов. Кто такие посредники?
Понятие о противоречии. Противоречия в предметах.
Игра «Наоборот». Упражнение «Классификация». Анализ противоречий в предметах. Беседа об относительности признаков.
Противоречия в явлениях природы.
Загадки о явлениях природы. Обсуждение «Дождь – какой?», «Зима – какая?». Рисование «Противоречия в природе». Фантазирование.
Противоречия в свойствах характера.
Игра «Каким быть?» Беседа «Противоположности сходятся» Ложь: «плохая» и «хорошая». Анализ сказки.
Противоречия в свойствах характера(продолжение).
Игра «Поле Чудес». Беседа о доброте и жадности. Всегда ли нужно делиться? Анализ сказки.
Противоречия в ситуациях.
Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?» Беседа «Другая точка зрения». Инсценирование и анализ ситуаций.
Противоречия в ситуациях (продолжение).
Игра «Сказочный герой». Беседа «Что такое репутация?» Упражнение «Внутренний дирижёр». Беседа «Законы общества».
Противоречие «цель – средства».
Обсуждение «Кукушка – какая?» Анализ сказки. Беседа «Цель и средство». Почему не надо торопиться с выводами?
Экскурсия.
Наблюдение за «следами» хороших и плохих поступков в ближайшем окружении.
Анализ экскурсии.
Обсуждение «кто хороший? Кто плохой?» Анализ рассказа. Кака стать по-настоящему хорошим?
Ориентирование в окружающем мире.
Игра «Сказочные злодеи». Беседа о маскировке. Письменная работа «Дома и на улице». Обсуждение «Почему так, а не иначе?»
Правила поведения с незнакомыми.
Инсценировки-тренинги «Если…».
Я – хороший, ты – хороший.
Анализ сказки. Беседа о воспитании и самовоспитании. Что значит «любить себя»?
Обобщающее занятие.
Презентация и защита творческих работ.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Характеристика деятельности | аудит | внеаудит |
| Школа разнообразие целей. 1 |
1 | Зачем учиться в школе? | Игра, проблемный диалог. | 1 | |
| Надсистемы и подсистемы человека. 5 |
2 | Адрес | Беседа, игра, решение проблемной ситуации. | 1 | |
3. | Наш организм. | Игра, загадки, проблемный диалог. | | 1 |
4. | Как устроен человек? | Фантазирование, беседа, практическая работа. | 1 | |
5. | Болезни. | Тест. | 1 | |
6. | Что такое здоровый образ жизни? | Презентация. | 1 | |
| «Линия жизни» человека. 3 |
7. | Развитие ребёнка до школы. | Проблемный диалог, беседа. | 1 | |
8. | Будущее. | Проблемный диалог, беседа. | 1 | |
9. | «Линия жизни человека» | Игра, фантазирование, беседа. | 1 | |
| Знакомимся с психологией. 5 |
10. | Что такое Я? | Проблемный диалог. | 1 | |
11. | Учимся быть внимательными. | Беседа, тест. | 1 | |
12. | Учимся запоминать. | Игра, беседа, практическая работа. | | 1 |
13. | Учимся придумывать. | Создание творческих продуктов. | 1 | |
14. | Что значит « быть умным»? | Игра, беседа, практическая работа. | 1 | |
| Эмоции и настроение. 2 |
15. | Какие бывают эмоции? | Игра, беседа, практическая работа. | 1 | |
16. | Как поднять настроение? | Загадка, беседа, практическая работа. | 1 | |
| Общение. 5 |
17. | Речевое общение. | Игра, беседа, тест. | 1 | |
18. | Неречевое общение. Жесты. | Игра, беседа, практическая работа. | | 1 |
19. | Проблемы общения. | Беседа, тест, практическая работа. | 1 | |
20. | Конфликты. | Беседа, анализ сказки, беседа. | 1 | |
21. | Правила урегулирования конфликтов. | Игра, практическая работа. | 1 | |
| Противоречия. 7 |
22. | Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. | Игра, классификация, анализ предметов. | 1 | |
23. | Противоречия в явлениях природы. | Загадки, анализ сказки, рисование, фантазирование. | 1 | |
24. | Противоречия в свойствах характера. | Игра, проблемный диалог, анализ сказки. | 1 | |
25. | Противоречия в свойствах характера (продолжение) | Игра, проблемный диалог, анализ сказки. | 1 | |
26. | Противоречия в ситуациях. | Беседа, инсценирование, анализ ситуаций. | 1 | |
27. | Противоречия в ситуациях (продолжение) | Игра, беседа, анализ сказки. | 1 | |
28. | Противоречие «цель-средство» | Игра, проблемный диалог, анализ сказки, анализ ситуации. | 1 | |
| Мы и окружающие. 4 |
29. | Экскурсия. | Наблюдение. | | 1 |
30. | Анализ экскурсии. | Анализ ситуаций, систематизация. | | 1 |
31. | Ориентирование в окружающем мире. | Игра, беседа, письменная работа, анализ запретов. | 1 | |
32. | Правила поведения с незнакомыми. | Инсценировка, тренинг. | 1 | |
| Подведение итогов обучения. 2 |
33. | Я – хороший, ты – хороший. | Анализ сказки, беседа. | 1 | |
34. | Обобщение изученного. | Защита творческих работ. | 1 | |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Примечания, где и для чего используется |
Книгопечатная продукция |
Программа | Гин Светлана. Мир человека. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя./Школа креативного мышления. Светлана Гин..- М.: ВИТА-ПРЕСС.2012г. |
Словари | С.И,Ожегов Толковый словарь русского языка |
| Иллюстрированный словарь пословиц и поговорок для детей |
Технические средства обучения |
Мультимедийный проектор «Эпсон» | |
Смарт доска | |
МФУ | |
Оборудование класса |
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Демо- панель для сменного материала. |
Литература
1. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей /Н.К.Винокурова. – М.: АСТ-ПРЕСС,1999.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С.Выготский. – М.: Просвещение,1991.
3. Гин С.И. Первые дни в школе/С.И.Гин, И.Е.Прокопенко, - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
4. Литература и фантазия/сост. Л.Е.Стрельцова. – М.: Просвещение,1991.
5. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/М.В.межиева. – Ярославль: Академия развития, 2002.
6. Нестеренко А.А. Страна загадок/А.А.Нестеренко. – Ростов н/Д.: РГУ, 1995.
7. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Д.Родари. – М.: Самокат, 2011.
8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /А.Э.Симановский. – Ярославль: Гринго, 1996.
9. Тамберг Ю.Г. развитие творческого мышления ребёнка /Ю.Г.Тамберг. – СПб.: Речь, 2002.
10. Шустерман М.Н. Новые приключения Колобка/М.Н.Шустерман. – М.: Педагогика, 1993.