СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» для учащихся 1 - 4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» для учащихся 1 - 4 классов»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53.

Курс внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» рассчитан на 4 года обучения: из расчёта 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Актуальность программы

Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине, стремления служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.

В игровой форме ребята знакомятся с историческими источниками и привязывают их к конкретной местности, историческому объекту, что способствует получению допрофессиональных навыков исследователя. Проблемные задания, умение работать с историческими источниками и картами, понимание взаимосвязи локального с глобальным, все это формирует пространственно-временные представления и развивает историческое мышление обучающихся.

Содержание образовательного процесса (по годам обучения) отражает историю Калининградской области с древнейших времен до настоящего времени. Обучающиеся погружаются в определенную хронологическую эпоху, изучают исторические события, повлиявшие на судьбу России и Германии.

Программа кружка «Знай и люби свой край» направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать ее лучше и живописнее. Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие

Цели курса:

  • образование и воспитание творческой, социально активной личности, обладающей способностью и стремлением к познанию и сохранению культурного наследия  



Образовательные задачи:

  • формирование знаний в области краеведения;

  • понимание взаимосвязи локального с глобальным;

  • расширение кругозора через формирование знаний по архитектуре, археологии и искусству

Развивающие задачи:

  • развитие навыков исторического мышления;

  • овладение умениями планирования деятельности;

  • формирование пространственно-временных представлений, развитие воссоздающего воображения;

  • совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков



Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;

  • создание атмосферы успешности каждого и совместной работы коллектива в целом;

  • формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней



2. Учебно-тематический план

1 класс

Тема раздела

Кол-во часов

1.

Моя родословная

12

2.

Малая родина – мой поселок

10

3.

Начальные навыки туризма

3

4.

Охрана природы

5

5.

Поиск. Проектные работы

3


Итого

33



2 класс

Тема раздела

Кол-во часов

1.

География родного региона

4

2.

История микрорайона

10

3.

Природа нашего края

11

4.

Охрана природы

5

5.

Поиск. Проектные работы

4


Итого

34



3 класс

Тема раздела

Кол-во часов

1.

Старинные стены города Калининграда-Кёнигсберга

12

2.

Малая родина – мой поселок

10

3.

Архитектура Калининграда

3

4.

Охрана природы

5

5.

Поиск. Проектные работы

4


Итого

34



4 класс

Тема раздела

Кол-во часов

1.

Моя родословная

12

2.

Малая родина – мой поселок

10

3.

Начальные навыки туризма

3

4.

Охрана природы

5

5.

Поиск. Проектные работы

4


Итого

34



3. Содержание тем учебного курса

1. Моя родословная

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка. Семейный альбом Практические занятия: Конкурс презентаций «Моя родословная», «Мой класс – вторая семья»

2. Малая родина – мой поселок

Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи. Герб семьи. Эмблема класса. Моя школа, мой класс, мои учителя. Мой дом, моя улица. История школы

Мои родители учились в этой школе… Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

3. Начальные навыки туризма

Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно. Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре. Умей оказать первую медицинскую помощь. Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу. Что должен помнить турист. Правила техники безопасности

4. Охрана природы

Анализ сложных взаимодействий общества и природы. Морское побережье, Куршская и Вислинская косы. Приоритеты экологического оздоровления нашего края

5. Проектные работы

Создание гербария «Растения Калининграда и области», фотоальбома «Звери и птицы Калининградской области». Составление карты района. Соревнования по краеведческому ориентированию. Выставка творческих и исследовательских работ


4. Планируемые результаты освоения программ

Личностные:

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;

  • развитие патриотического отношения к своему родному краю, сопричастность к истории России; заложение основ этики горожанина







Метапредметные:

  • приобретение навыков исторического мышления;

  • формирование пространственно-временных представлений.

  • овладение умениями планирования деятельности



Предметные



Ученик научится:

  • приобретёт знания по истории Калининградской области с древних времен до наших дней;

  • узнает происхождение названий улиц, находящихся в родном микрорайоне;

  • адекватно воспринимать окружающую действительность;

  • применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;

  • находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;

  • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своей деревни, их занятиях, интересах



Ученик получит возможность научиться:

  • видеть взаимосвязь истории Кёнигсберга с историей России.

  • пользоваться исторической картой



5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Ваулина В.Д. Наш край: Калининградская область. Пособие по краеведению для среднего школьного возраста. – Калининград: Янтарный сказ, 1998.

Еремеев В.Г. Памятники оборонительного зодчества.- Калининград: студия «Апрель», 2006.-207с.

Кулаков В.И. История замка Кенигсберг.- Калининград: ООО «Живем»,2008.-128с.

Щекин К.Ф. Калининградская область Очерки становления и развития. – Калининградское книжное издательство, 1988. – 280 с.

Строкин В.Н. Памятники ратного прошлого.– Калининградское книжное издательство, 1995. – 136 с.

Лавринович К.К. Альбертина: Очерки истории Кёнигсбергского университета.– Калининградское книжное издательство, 1995. – 416 с.

Краснов Е.В. Экология Калининградской области.- Янтарный сказ,1999. – 188 с.

Кретинин Г.В. Прусские маршруты Петра I.- Янтарный сказ,1996. – 192 с.

Овсянов А.П. Бальга.-Калининград: Янтарный сказ,2006.-128с.

Федоров Г.М. Знаете ли вы калининградскую область- Калининград: Изд-во РГУ им. Канта,2006.-253с.

Якшина Д.В. Прогулки по Кенигсбергу. ООО «Живем», 2010.-256 с.

Губин А.Б. Крепости и замки Восточной Пруссии/А.Б Губин, В.Н. Строкин.- Калининград: Янтарный сказ,2006.-278с.

Королёва А.Е. Триста шестьдесят пять открытий/А.Е. Королева, Г.Г.Кученёва.-Королева,2007.-296с.

Очерки истории Восточной Пруссии/Г.В. Кретинин, К.К. Лавринович, и др. - Калининград: Янтарный сказ, 2004.- 536с.

Кенигсберг - Калининград: энциклопедический словарь /под общ. ред. А.С. Пржедомского.- Калининград: Янтарный сказ, 2006. - 796с.

Учебное оборудование

  • технические средства (проектор, ноутбук, принтер, сканер)

  • учебные (столы, доска)

  • собственно-учебные средства

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы по проектной технологии

  • географические и исторические карты



6. Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Издательство «Просвещение»

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
Издательство «Просвещение»

3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство «Просвещение»

4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»

6. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

7. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!