СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Решение нестандартных задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе авторской программы Цветкова М.С. "Решение нестандартных задач"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Решение нестандартных задач"»

Программа курса внеурочной деятельности для 8 класса

Пояснительная записка


Программа курса составлена на основе авторской программы Цветкова М.С, Богомолова О.Б «Решение нестандартных задач»

Направление: научно-познавательное

При разработке данной программы учитывалось то, что курс должен быть направ­лен на удовлетворение познавательных потребностей и инте­ресов восьмиклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые неха­рактерны для традиционных учебных курсов.

Актуальность темы очевидна:

Курс охватывает темы, связанные с решением нестандартных задач.

На данные темы в школьном курсе не отводится часов. Однако умение грамотно и быстро решать математические задачи дает возможность учащимся удовлетворить познавательные потребности и интересы.

Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям диф­ференциации, углубления и расширения знаний учащихся.

Цели курса.

-обучение решению нестандартных задач по математике:

- углубленное изучение математики в школе;

-подготовка к участию в олимпиадах по предмету.

Задачи курса:

- развивать у учащихся способность решать определённую задачу несколькими способами и находить среди них наиболее простые и оригинальные (гибкость мышления);

- развивать у учащихся способность вести грамотные рассуждения (логика рассуждений);

- развивать у учащихся способность вычленять необходимые, существенные признаки объекта или процесса через абстрагирование от остальных, несущественных (степень абстрагирования);

- развивать у учащихся способность к динамичному отражению различных математических объектов в необходимых сочетаниях и связях (пространственное воображение);

- развивать у учащихся способность видеть окончательное решение задачи, при котором вывод основывается на догадке, чувстве, почти внезапном (математическая интуиция);

-развивать у учащихся исследовательские умения, познавательную и творческую активность;

- формировать устойчивый интерес учащихся к предмету «Математика» посредством решения нестандартных занимательных задач.

Класс, возраст учащихся: учащиеся 8 класса в возрасте 14-15 лет

Срок реализации программы: 2018-2019 уч. г.

Общая характеристика курса

Одной из особенностей творческой личности является устойчивое умение (превращенное в привычку) искать наилучшее решение проблемы. Это относится и к любым задачам

Множество неординарных, нестандартных задач для учащихся основной школы сконцентрировано в математике. В различных математических книгах, посвященных олимпиадным задачам, дается их обзор с решениями и без них, в ряде случаев разбирается методика решения. Однако сам мыслительный процесс поиска решения задачи, как правило, не отражается, и у читателя возникает вопрос: как «додуматься» до решения задачи? Другой не менее важный вопрос, на который необходимо обращать внимание при обучении решению нестандартных задач: каковы составляющие мыслительного процесса от « прочтения » задачи до ее решения?

Научить решать нестандартные задачи — интересная, но и достаточно непростая работа, которая предполагает применение знаний по педагогике, методике и психологии, личного творчества и многого другого. Решение нестандартных задач соотносится с творчеством личности, поэтому чем больше учтено существенных элементов, входящих в процесс творчества, тем успешнее будет достигнута цель.

Для достижения указанной цели прежде всего необходимо познакомиться с идеями и механизмом, лежащим в основе творчества, необходимого для решения нестандартных задач, получить представление о новом подходе к обучению и познакомиться с методикой достижения значимых результатов. А далее на примере достаточно большого числа олимпиадных задач разобрать различные приемы решений, для которых вычленены и обобщены их особенности. Так, с прослеживанием связи творческого процесса и процесса решения нестандартной задачи рассматриваются такие компоненты творчества, как научные знания, творческое мышление, а также такие качества, без которых немыслимо творчество как анализ, синтез и умение предвидеть (прогнозировать, экстраполировать имеющиеся знания на еще не познанную ситуацию).

Большое внимание необходимо уделять возрастным особенностям восприятия учебного материала, а также принципам организации занятий по развитию творческого мышления при решении нестандартных и олимпиадных задач у учащихся, включая систематизацию самих нестандартных задач.

Форма и режим занятий:

Количество часов: 72 часа

2 раза в неделю по 1 часу.

Содержание программы

Успешная реализация предлагаемой программы учебного курса в составе основной образовательной программы ориен­тирована на существующую информационно-образовательную среду школы. Информационно-образовательная среда образо­вательного учреждения включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовавательного учреждения включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образова­тельные ресурсы, совокупность технологических средств ин­формационных и коммуникационных технологий: компьюте­ры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы.

В качестве учебно-методического обеспечения образова­тельного процесса используется издание: Дрозина В. В., Дилъман В. Л. Механизм творчества решения нестандарт­ных задач. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010*

Методы

  1. Объяснительно-иллюстративный

  2. Частично-поисковый

  3. Словесно-наглядно практический

  4. Рассказ с элементами беседы и с демонстрацией средств наглядности

  5. Самостоятельная работа учащихся

Средства

  1. предметные: вспомогательные средства

  2. практические: построения изображений

  3. интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение.

  4. эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Планируемые результаты.

Учебный курс позволяет сформировать следующие УУД.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров дей­ствия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать свое время и управ­лять им;

принимать решения в проблемной ситуации на основе пе­реговоров;

адекватно самостоятельно оценивать правильность вы­полнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реа­лизации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргумен­тировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в сов­местной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотруд­ничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятель­ности;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для реше­ния задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов ре­шения задач в зависимости от конкретных условий;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родо­видовых отношений, ограничение понятия;

• строить классификацию на основе дихотомического деле­ния (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установле­ние причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выяв­ляемые в ходе исследования.

Календарно- тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Арифметика

14

Геометрия

15

Логика

9

Алгебра

8

Анализ

5

Теория множества

3

Комбинаторика

11

Графы

6

Комбинаторная геометрия

1



Тема

Содержание

Кол-во часов

дата

план

факт

Арифме­тика

Признаки делимости на 9 и 11

1



Делимость и остатки.

1



Остатки квадратов и кубов.

1



Десятичные системы счисления.

1



Недесятичные системы счисления.

1



Сравнения по модулю

1



Операции сложения и умножения на множестве вычетов

1



Неравенства в арифметике.

1



Преобразование арифметических выражений

1



Бесконечные десятичные дроби и иррациональные числа.

2



Арифметические конструкции

1



Метод полной индукции: 1) разные задачи и схемы; 2) суммирование последовательностей; 3) доказательство неравенств; 4) делимость; 5) индукция в геометрии

2



Геометрия

Задачи на перекладывание и построение фигур

1



Линии в треугольнике

1



Площадь треугольника и многоугольников

3



Доказательство через обратную теорему

2



Свойства треугольника, параллелограмма, трапеции

2



Построения циркулем и линейкой

2



Подобные фигуры

4



Логика

Логические таблицы.

1



Взвешивания.

1



Принцип Дирихле; 1) доказательство от противного;

2)конструирование «ящиков»; 3) с дополнительными ограничениями; 4) в связи с делимостью и остатками; 5)разбиение на ячейки (например, на шахматной доске);

6)в геометрии

2



Раскраски: 1) шахматная раскраска; 2) замощения; 3)виды раскрасок

1



Игры: 1) симметрия и копирование действий противника; 2) игры-шутки; 3) выигрышные позиции

1



Четность: 1) делимость на 2; 2) парность; 3) чередования

1



Инварианты: 1) четность; 2) делимость; 3) сумма; 4) метод сужения объекта; 5) правило крайнего; 6) полуинвариант

2



Алгебра

Разность квадратов: задачи на экстремум

1



Квадрат суммы и разности: 1) выделение полного квадрата;

2) неравенство Коши для двух чисел; 3) доказательство неравенств и решение уравнений с несколькими неизвестными выделением полного квадрата

2



Разложение многочленов на множители: 1) группировкой; 2) по формулам сокращенного умножения

1



Квадратный трехчлен: 1) критерии кратности корня; 2) теорема Виета

1



Алгебраические тождества: 1) куб суммы и разности;

2) треугольник Паскаля

2



Методы решения алгебраических уравнений: 1) замена неизвестной; 2) разложение на множители

1



Анализ

Разные задачи на движение

1



Задачи на совместную работу

1



Задачи на составление уравнений

2



Суммирование последовательностей: 1) арифметическая прогрессия;

2) геометрическая прогрессия

3)метод разложения на разность.

1



Теория множеств

Формула включений и исключений

1



Булевы операции на множествах

1



Соответствие

1



Комбина­торика

Правило произведения

1



Выборки с повторениями и без

2



Правило дополнения.

1



Правило кратного подсчета

1



Размещения и сочетания

2



Свойства сочетаний

2



Метод «перегородок» (сочетания с повторениями)

2



Графы

Чётность

1



Формула Эйлера




Связные графы

1



Ориентированные графы

1



Эйлеровы графы

1



Гамильтоновы графы

1



Комбинаторная геометрия


1





Информационно-образовательный ресурс

- ФГОС ООО;

- Программы внеурочной деятельности для основной школы 7-9 классы. Информатика. Математика. М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. М.:Бином. Лаборатория знаний.2013

- Материалы научно-теоретического и методического журнала «Математика в школе».

-Математика 5-9 классы. Сценарии для предметной недели. Внеклассные мероприятия.

- Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе.

- Кожухов И.Б., Прокофьев А.А. Универсальный справочник по математике.


Лист внесения изменений

№Урока

Название темы

Причина

Дата проведения

План/Факт

















































































































19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!