Программа курса внеурочной деятельности для 5 класса
Пояснительная записка
Программа курса составлена на основе авторской программы Цветкова М.С, Богомолова О.Б «Решение нестандартных задач»
Направление: научно-познавательное
При разработке данной программы учитывалось то, что курс должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов восьмиклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые нехарактерны для традиционных учебных курсов.
Актуальность темы очевидна:
Курс охватывает темы, связанные с решением нестандартных задач.
На данные темы в школьном курсе не отводится часов. Однако умение грамотно и быстро решать математические задачи дает возможность учащимся удовлетворить познавательные потребности и интересы.
Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся.
Цели курса.
выявление и развитие математических способностей учащихся;
повышение активности учащихся;
систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по предложенным темам;
развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции детей;
создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;
воспитание интереса к математике;
профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;
Задачи курса: развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;
обогащать математический язык школьников;
расширить кругозора учащихся;
повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников; развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.
Класс, возраст учащихся: учащиеся 5 класса в возрасте 10-11 лет
Срок реализации программы: 2018-2019 уч. г.
Общая характеристика курса
Одной из особенностей творческой личности является устойчивое умение (превращенное в привычку) находить лучшее решение проблемы (творчество). Это относится к любым задачам.
Множество нестандартных задач для учащихся основной школы сконцентрировано в математике. В различных математических книгах, посвященных олимпиадным задачам,
дается их обзор с решениями и без них, в ряде случаев разбирается методика решения. Однако сам мыслительный процесс нахождения решения задачи, как правило, не отражается, И у читателя возникает вопрос, как «додуматься» до решения задачи. Другой не менее важный вопрос, на который необходимо обращать внимание при обучении решению нестандартных задач, — каковы составляющие мыслительного процесса от «прочтения» задачи до ее решения?
Научить решать нестандартные задачи — интересная, но и достаточно непростая работа, которая предполагает применение знаний по педагогике, методике, психологии, личного творчества и многого другого. Решение нестандартных задач соотносится с творчеством личности. Поэтому чем больше учтено существенных элементов» входящих в процесс творчества, тем успешнее будет достигнута цель.
Для достижения указанной цели прежде всего необходимо познакомиться с идеями и механизмом, лежащими в основе творчества, необходимого для решения нестандартных задач, получить представление о новом подходе к обучению и познакомиться с методикой достижения значимых результатов. А далее на примере достаточно большого числа олимпиадных задач разобрать различные приемы решений, для которых вычленены и обобщены их особенности.
Так, прослеживая связь творческого процесса и процесса решения нестандартной задачи, рассматриваются компоненты творчества: научные знания, творческое мышление, умения творческой работы, а также такие качества, без которых немыслимо творчество: анализ, синтез и умение предвидеть (т. е. прогнозировать, экстраполировать имеющиеся знания на еще непознанную ситуацию)»
Большое внимание необходимо уделять возрастным особенностям восприятия учебного материала учащимися, а также принципам организации занятий по развитию творческого мышления при решении нестандартных и олимпиадных задач у учащихся с пятого по десятый классы, включая систематизацию самих нестандартных задач.
Форма и режим занятий:
Количество часов: 35 часов
1 раз в неделю по 1 часу тематические занятия практического характера.
Содержание программы.
Содержание учебного курса представлено подборкой нестандартных задач по арифметике, геометрии и логике для 3-6 классов. Для дальнейшего использования учебного курса расширяется список задач по указанным темам и усложняется содержание заданий за счет работы с аналитическими задачами, задачами на комбинаторику, теорию множеств и т. д. В процессе работы рекомендуется использовать издание: Дрозина В. В., Дилъман В. Л. Механизм творчества решения нестандартных задач. — Москва.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Использование современных образовательных технологий на уроках математики позволяет повысить качество обучения предмету.
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационной образовательной средой. ИОС образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы) систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.
Планируемые результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации»
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию» от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории.
Календарно тематическое планирование.
Учебная нагрузка | Название темы | Кол часов |
| | всего | теория | практика. |
35ч. | Арифметика | 9 | 3 | 6 |
Геометрия | 6 | 2 | 4 |
Логика | 10 | 4 | 6 |
Алгебра | 1 | | 1 |
Анализ | 3 | 1 | 2 |
Теория множеств | 2 | 1 | 1 |
Комбинаторика | 4 | 1 | 3 |
№/п | Тема | Содержание | Примечание |
1 | Арифметика | Методы устного счёта. | |
2 | Признаки делимости. | |
3 | Числовые ребусы. | |
4 | Делимость и остатки. | |
5 | Последняя цифра степени. | |
6 | Проценты. | |
7 | Десятичная система счисления. | |
8 | Числовые неравенства и оценки. | |
9 | Арифметические конструкции. | |
10-11 | Геометрия | Задачи на разрезание, перекладывание и построение фигур | |
12-13 | Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением | |
14 | Задачи на построение с идеей симметрии | |
15 | Неравенство треугольника | |
16 | Логика | Логические таблицы | |
17-18 | Переливания. | |
19-20 | Взвешивания. | |
21 | Популярные и классические логические задачи. | |
22 | Принцип Дирихле: 1)Принцип переполнения; 2)Доказательство от противного; 3)конструирование «ящиков». | |
23 | Раскраски: 1) шахматная доска; 2) замощения | |
24 | Игры: 1)игры-шутки; 2)выигрышные позиции; 3) симметрия и конструирование действий противника | |
25 | Чётность: 1)делимость на 2; 2)чередования; 3)парность. | |
26 | Алгебра. | Разность квадратов: 1)устный счёт; 2)задачи на экстремум. | |
27 | Анализ | Задачи на совместную работу. | |
28 | Разные задачи на движение | |
29 | Суммирование последовательностей: 1)арифметическая прогрессия; 2)геометрическая прогрессия со знаменателем 2 и 1/2 | |
30 | Теория множеств | Булевы операции на множествах. | |
31 | Формула включений и исключений | |
32 | Комбинаторика | Правило произведения и суммы | |
33 | Факториал | |
34 | Правило дополнения. | |
35 | Правило краткого подсчёта. | |
Информационно-образовательный ресурс
- ФГОС ООО;
- Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы 3-6 классы. М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. М.:Бином. Лаборатория знаний.2013
- Материалы научно-теоретического и методического журнала «Математика в школе».
- О.В. Панишева. Математика. Сценарии для предметной недели. Внеклассные мероприятия.5-9 классы.
- Кожухов И.Б., Прокофьев А.А. Универсальный справочник по математике.
Лист внесения изменений
№УРОКА | Название темы | Причина | Дата проведения План/факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
11