СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Решение нестандартных задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Решение нестандартных задач"»

Программа курса внеурочной деятельности для 5 класса

Пояснительная записка

Программа курса составлена на основе авторской программы Цветкова М.С, Богомолова О.Б «Решение нестандартных задач»

Направление: научно-познавательное

При разработке данной программы учитывалось то, что курс должен быть направ­лен на удовлетворение познавательных потребностей и инте­ресов восьмиклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые неха­рактерны для традиционных учебных курсов.

Актуальность темы очевидна:

Курс охватывает темы, связанные с решением нестандартных задач.

На данные темы в школьном курсе не отводится часов. Однако умение грамотно и быстро решать математические задачи дает возможность учащимся удовлетворить познавательные потребности и интересы.

Содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям диф­ференциации, углубления и расширения знаний учащихся.

Цели курса.

  • выявление и развитие математических способностей учащихся;

  • повышение активности учащихся;

  • систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по предложенным темам;

  • развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции детей;

  • создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;

  • воспитание интереса к математике;

  • профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;

Задачи курса: развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;

обогащать математический язык школьников;

расширить кругозора учащихся;

повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников; развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.

Класс, возраст учащихся: учащиеся 5 класса в возрасте 10-11 лет

Срок реализации программы: 2018-2019 уч. г.

Общая характеристика курса

Одной из особенностей творческой личности является устойчи­вое умение (превращенное в привычку) находить лучшее реше­ние проблемы (творчество). Это относится к любым задачам.

Множество нестандартных задач для учащихся основной школы сконцентрировано в математике. В различных мате­матических книгах, посвященных олимпиадным задачам,

дается их обзор с решениями и без них, в ряде случаев разбирается методика решения. Однако сам мыслительный процесс нахождения решения задачи, как правило, не отражается, И у читателя возникает вопрос, как «додуматься» до решения задачи. Другой не менее важный вопрос, на который необходимо обращать внимание при обучении решению нестандартных задач, — каковы составляющие мыслительного процесса от «прочтения» задачи до ее решения?

Научить решать нестандартные задачи — интересная, но и достаточно непростая работа, которая предполагает применение знаний по педагогике, методике, психологии, личного творчества и многого другого. Решение нестандартных задач соотносится с творчеством личности. Поэтому чем больше учтено существенных элементов» входящих в процесс творчества, тем успешнее будет достигнута цель.

Для достижения указанной цели прежде всего необходимо познакомиться с идеями и механизмом, лежащими в основе творчества, необходимого для решения нестандартных задач, получить представление о новом подходе к обучению и познакомиться с методикой достижения значимых результатов. А далее на примере достаточно большого числа олимпиадных задач разобрать различные приемы решений, для которых вычленены и обобщены их особенности.

Так, прослеживая связь творческого процесса и процесса решения нестандартной задачи, рассматриваются компоненты творчества: научные знания, творческое мышление, умения творческой работы, а также такие качества, без которых немыслимо творчество: анализ, синтез и умение предвидеть (т. е. прогнозировать, экстраполировать имеющиеся знания на еще непознанную ситуацию)»

Большое внимание необходимо уделять возрастным особенностям восприятия учебного материала учащимися, а также принципам организации занятий по развитию творческого мышления при решении нестандартных и олимпиадных задач у учащихся с пятого по десятый классы, включая систематизацию самих нестандартных задач.

Форма и режим занятий:

Количество часов: 35 часов

1 раз в неделю по 1 часу тематические занятия практического характера.

Содержание программы.

Содержание учебного курса представлено подборкой не­стандартных задач по арифметике, геометрии и логике для 3-6 классов. Для дальнейшего использования учебного курса расширяется список задач по указанным темам и усложняет­ся содержание заданий за счет работы с аналитическими за­дачами, задачами на комбинаторику, теорию множеств и т. д. В процессе работы рекомендуется использовать издание: Дрозина В. В., Дилъман В. Л. Механизм творчества решения нестандартных задач. — Москва.: БИНОМ. Лаборатория зна­ний, 2008.

Использование современных образовательных технологий на уроках математики позволяет повысить качество обучения предмету.

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационной образовательной средой. ИОС образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы) систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

Планируемые результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преоб­разование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать свое время и управ­лять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выпол­нения действия и вносить необходимые коррективы в ис­полнение как в конце действия, так и по ходу его реализа­ции»

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию» от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Обучающийся научится:

• планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории.

Календарно тематическое планирование.

Учебная

нагрузка

Название темы

Кол часов



всего

теория

практика.

35ч.

Арифметика

9

3

6

Геометрия

6

2

4

Логика

10

4

6

Алгебра

1


1

Анализ

3

1

2

Теория множеств

2

1

1

Комбинаторика

4

1

3


/п

Тема

Содержание

Примечание

1




Арифметика

Методы устного счёта.


2

Признаки делимости.


3

Числовые ребусы.


4

Делимость и остатки.


5

Последняя цифра степени.


6

Проценты.


7

Десятичная система счисления.


8

Числовые неравенства и оценки.


9

Арифметические конструкции.


10-11



Геометрия

Задачи на разрезание, перекладывание и построение фигур


12-13

Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением


14

Задачи на построение с идеей симметрии


15

Неравенство треугольника


16






Логика

Логические таблицы


17-18

Переливания.


19-20

Взвешивания.


21

Популярные и классические логические задачи.


22

Принцип Дирихле:

1)Принцип переполнения;

2)Доказательство от противного;

3)конструирование «ящиков».


23

Раскраски:

1) шахматная доска;

2) замощения


24

Игры:

1)игры-шутки;

2)выигрышные позиции;

3) симметрия и конструирование действий противника


25

Чётность:

1)делимость на 2;

2)чередования;

3)парность.


26

Алгебра.

Разность квадратов:

1)устный счёт;

2)задачи на экстремум.


27

Анализ

Задачи на совместную работу.


28

Разные задачи на движение


29

Суммирование последовательностей:

1)арифметическая прогрессия;

2)геометрическая прогрессия со знаменателем 2 и 1/2


30

Теория множеств

Булевы операции на множествах.


31

Формула включений и исключений


32


Комбинаторика

Правило произведения и суммы


33

Факториал


34

Правило дополнения.


35

Правило краткого подсчёта.




Информационно-образовательный ресурс

- ФГОС ООО;

- Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы 3-6 классы. М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. М.:Бином. Лаборатория знаний.2013

- Материалы научно-теоретического и методического журнала «Математика в школе».

- О.В. Панишева. Математика. Сценарии для предметной недели. Внеклассные мероприятия.5-9 классы.

- Кожухов И.Б., Прокофьев А.А. Универсальный справочник по математике.

Лист внесения изменений


№УРОКА

Название темы

Причина

Дата проведения

План/факт






























































































11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!