СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса Забайкаловедение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса Забайкаловедение для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса Забайкаловедение»

МБОУ Газимуро-Заводская СОШ





Утверждена

Директор МБОУ Газимуро-Заводской СОШ

______________ / Уварова Г.Ф. /

« » __________ 2017 г.








Рабочая программа курса

«Забайкаловедение»

2 класс







Разработала :

учитель начальных классов

МБОУ Газимуро-Заводской СОШ

Елгина Э.Н.

С. Газимурский Завод, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для реализации регионального компонента в МБОУ Газимуро-Заводской СОШ во 2 «Б» классе.

Актуальность создания данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через литературные произведения, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», через литературное наследие Забайкалья.

Модуль «Литературное наследие Забайкалья…» по краеведению составлен с опорой на образовательную программу интегрированного курса для 3-4 классов общеобразовательной школы «Забайкаловедение» (Чита: ЧИПКРО, 2008 ) – авторы Е.А.Игумнова, О.В.Корсун, Е.В.Добрынина, Н.В.Храмцова, О.И.Казанова, И.Б.Барахоева.


Важность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, формирует гражданские позиции. Оно играет существенную педагогическую роль в эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека. Начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине, а материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, возникших в последнее время из-за изменений, произошедших в общественном строе, которые внесли изменения в нравственные ценности.

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.


Курс литературного чтения носит интегрированный характер, это произведения о загадочном и чудесном природном мире, об озорных ребятах, о жизни людей населяющихагинские степи и таёжные деревни, сказки и легенды Забайкальцев. В центре изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В рамках курса «Забайкалье моё, Забайкалье…» источником знаний выступает одноимённая книга для чтения в начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом.

Программа курса призвана обогатить знаниями о литературном, историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах героев литературных произведений, героизма и мудрости Забайкальцев, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, направлена на активизацию и развитие интеллектуально-творческой деятельности учащихся.

Основная цель модуля «Литературное наследие Забайкалья» – обеспечить вхождение ученика в поликультурную среду региона на основе изучения произведений прозаиков и поэтов, чьё творчество неразрывно связано с нашим краем, способствующую воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского самосознанию учащихся, чувства гордости за своих земляков, любви к природе родного края; пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным, природным ценностям Забайкальского края; стремлению к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных, духовных и природных ценностей родного края.

В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи:

  • формирование представление о литературе родного края как об одном из важнейших компонентов поликультурной среды региона;

  • формирование начальных практических навыков исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с литературно-краеведческой информацией;

  • формирование коммуникативной компетентности младших школьников при организации работы с книгой для чтения «Забайкалье моё, Забайкалье…»;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни;

  • экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека.).

  • воспитание любви и ответственного отношения к людям, живущим на забайкальской земле, к родному краю, к родной культуре, чувство гордости за свою малую Родину как часть великой России;

  • воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.

  • развитие логического мышления, речи, памяти.

  • развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.

  • развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения литературных произведений о природе, истории и людях края;

  • расширение и обогащение знаний учащихся о литературе и культуре родного края.

В основе модуля образовательной программы – реализация деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся и принципы:

  • принцип гуманизации;

  • личностно-ориентированный подход;

  • проблемно-тематический;

  • доступность;

  • дифференцированность;

  • практическая направленность;

  • креативность.

Программа предусматривает различные формы организации и проведения занятий с учащимися. Это и традиционные уроки с применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации. А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии, выход в театры и библиотеки города.

Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение внеурочных (домашних) заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, после изучения конкретных тем. Изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих работ. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры города), экскурсионные бюро.

Программа призвана дать первоначальное представление о литературном, историческом прошлом Забайкальского края, его настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы

организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

  • Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

  • Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

  • Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

  • Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

  • Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, активный интерес к её прошлому и настоящему в осознанном желании служить Отечеству.

  • Ценность человечестваосознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур

  • Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

  • Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

В результате освоения курса ученик должен знать:

  • взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

  • характерные особенности эпохи, отражённые в изученном произведении;

  • авторов, название и содержание изученных произведений;

  • жанровые особенности изученных произведений;

уметь:

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;

  • давать устный развёрнутый (аргументированный) ответ о произведении;

  • составлять рассказ об авторе произведения;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть;

  • делать обзор книг по литературному краеведению;

  • работать со справочной литературой.

Образовательными результатами программы будут:

  • устойчивый интерес к литературе своего края;

  • знания по литературе и культуре родного края;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Личностными результатами изучения курса «Литературное наследие Забайкалья» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное наследие Забайкалья» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты книги для чтения; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

  • делить текст на части, составлять простой план;

  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;

  • находить в тексте материал для характеристики героя;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять рассказ-характеристику героя;

  • составлять устные и письменные описания;

  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЯ» «ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

В целях реализации курса во 2 классе используется учебное пособие – книга для чтения в начальной школе «Забайкалье моё, Забайкалье…» : книга для чтения в начальных классах[текст]/Сост. Э.А.Максименя, Л.А.Павлова.– Чита : Экспресс-издательство, 2009. – 160 с.: ил.

Факультативный курс рассчитан на преподавание во 2 классе начальной школы и предусматривает 34 часа в год (1 час в неделю).

Программа курса содержит 5 разделов:

I раздел.«В некотором царстве, в некотором государстве…». Содержит сказки коренных жителей Забайкальского края (бурят, эвенков и «гуранов»).

II раздел.«Легенды Забайкалья». Содержит сказания и легенды Е.Иманаковой, Г.Юргенсона, Н.Кузакова о происхождении природных богатств края

IIIраздел.«Весёлые страницы». Содержит весёлые, озорные, звонкие, смешные стихи о детях, животных, природе Н.Ярославцева, Г.Пахомова, Г.Граубина, Б.Макарова, Г.Климович; рассказы для детей А.Озориной, Б.Кузника, Э.Кузник.

IVраздел.«Наш край вчера и сегодня». Содержит литературные произведения Н.Суханова, Ю.Курц, В.Карабанова, А.Жамбалона, Б.Костюковского, Ц.Жамбалова о декабристах, казаках, чабанах, о людях населяющих агинские степи и таёжные деревни.

V раздел.«Я шагаю по нашему краю…».Содержит произведения поэтов И.Луговского, Г.Граубина, Ю.Курц, Н.Ярославцева, В.Сажина, Б.Макарова, Н.Савостина и писателей В.Новолодского, М.Вишнякова, Е.Куренной, В.Никонова, Н.Ганьшиной, Г.Граубина о богатейшей природе родного края.

Содержание курса отражает комплексно-системный подход к изучению литературы родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать национальные, природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние Забайкальского края, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных и экологических взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.

СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

  1. «Забайкалье моё, Забайкалье…» : книга для чтения в начальных классах[текст]/Сост. Э.А.Максименя, Л.А.Павлова.– Чита : Экспресс-издательство, 2009. – 160 с.: ил.

  2. «Забайкалье: сокровища веков»: фильм, телекомпания «Альтес», 2006 г.

  3. Забайкалье. Страницы истории. «Во глубине сибирских руд. Декабристы в Забайкалье», фильм, телекомпания «Альтес», 2010г.

  4. Писатели Забайкалья, комплект портретов Забайкальских писателей, Чита: 2004 г.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЕ» во 2 «Б» классе на 2017-2018 учебный год.

модуль «Литературное наследие Забайкалья»(2 класс)



Раздел

Тема урока

Основное содержание

Перечень слов

для словаря

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во

час

Срок

1


Введение

Цели и задачи курса «Забайкаловедение». Край родной – край литературный

Забайкаловедение, Забайкалье

Знакомство новым учебником

1


2

В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В НЕКОТОРОМ ГОСУДАРСТВЕ… (3 ЧАСА)

Молодец ГуунСээжэ, сын старика Таряаши (бурятская народная сказка)

Коренное население Забайкалья, род занятий, особенности жизни.

Сказочные приметы

Юрта, хан, батор

Аудирование(слушание) Восприниматьна слух художественное произведение в исполненииучителя,учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции,спомощьюучителя формулироватьглавную мысль.

1


3

Про Кота Котофеича (русская сказка Забайкалья)

«гуран», сторожила

1


4

Эвенк и змея


Чум

1



Экскурсия в краеведческий музей




5



ЛЕГЕНДЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ (3 ЧАСА)

Е.Иманакова. сказание о рождении Даурии. Г.Юргенсон. Аквамарин -камень дружбы и верности

Природные богатства Забайкалья – земли Даурской

Аквамарин

Уметь работать с картой,

Анализировать произведения, работать с дополнительными источниками информации.

1


6

Н.Кузаков. Вещий ворон

Минеральные источники, красота забайкальской природы

Гольцы, подол хребта, Молоковка, Алханай

1


7

Н.Пахомов. Алханай

1



Экскурсия на природу




Правила поведения на экскурсии



8


ВЕСЁЛЫЕ СТРАНИЧКИ (8 ЧАСОВ)

Н.Ярославцев. Почему растут усы. Гости. Частушки.

Творчество Н.Ярославцева


Иллюстрировать, сочинять частушки

1


9


Г.Пахомов. Нофелет. Тикота. Живое зеркальце. Страшилка.

Творчество Г.Пахомова


Анализировать произведения, конструировать

1


10-11


Г.Граубин. Зубрила. Окно. Косолапый музыкант. Кряква. Грибовоз

Творчество Г.Граубина.


Творческая деятельность Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

2


12


Б.Макаров. Земляника. Жук. Г.Климович. Ночь

Творчество Б.Макарова и Г.Климович


Сравнивать, описывать

1


13


А.Озорина. Ссора.

Творчество А.Озориной

Закадычный друг

Творчески пересказывать, рассуждать


1


14


Б.Кузник, Э.Кузник. Первая втреча

Творчество Б. и Э Кузник


Использовать дополнительные источники информации

1


15


Б.Макаров. Наш щенок. Слепая свинья.

Творчество Б.Макарова


Уметь работать с источником информации

1


16

НАШ КРАЙ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ (6 ЧАСОВ)

Н.Суханов. Древние тропинки

Творчество Н.Суханова


Декабристы

Использовать дополнительные источники

1


17


Ю.Курц. Казачья походная. Старинный восковой гимн Забайкальского казачества.

Творчество Ю.Курц. Казачьи традиции

Казаки, патриотизм, традиция

Анализировать

1


18


В.Карабанов. Павел Маккеев

Творчество В.Карабанова

Селение Маккавеево, станица

Пересказывать

1


19


А.Жамбалон. Саленький чабан

Творчество А.Жамбалона

Аргамак, шуурган

Иллюстрировать

1


20


Б.Костюковский. Нянька

Творчество Б.Костюковского

Шорник, дэгэл, мерлушка

Пересказывать

1


21


Ц.Жамбалов. «Погоди-ка, сынок…»

Творчество Ц.Жамбалова

Ага, снеговей

Рассуждать, анализировать

1


22


Я ШАГАЮ ПО НАШЕМУ КРАЮ (13 ЧАСОВ)

И.Луговской. Лесная загадка. Рассказ охотника

Творчество И.Луговского


Иллюстрировать

1


23


Г.Граубин. Певучие градусы. Замарашка

Творчество Г.Граубина


Изготавливать кормушки.

1


24


Ю.Курц. Февраль-бокогрей.

Творчество Ю.Курца



1


25


В.Новолодский. Подснежники. Г.Граубин. Подснежники

Творчество В.Новолодского.

Экология, «Красная книга»

Иллюстрировать

1


26


Н.Ярославцев. Живые звёздочки. В.Сажин. «Солнце село за сопками..» Б.Макаров. Подсолнух.

Творчество В.Сажина


Сравнивать рассуждать

1


27


Г.Граубин. Отрывок из книги «Четырёхэтажная тайга»

Взаимосвязь растений

Природные «этажи»

Пересказывать

1


28


М.Вишняков. Полосатые друзья. Н.Савостин. Олень. Б.Макаров. Соболь.

Творчество М.Вишнякова, Н.Савостина

«Нерчинский» климат

Сравнивать

1


29


Г.Граубин. Как в тереме живут (глава из книги «Моя страна Сибирь»)

Охрана животного мира, сохранность зрения и слуха


Знать основы здоровьесбережения

1


30


Е.Куренной. Кедровкины кладовые

Творчество Е.Куренного

Распадок, голец

Пересказывать, иллюстрировать

1


31-32


В.Никонов. Малыш (глава из повести «Приключения сохатёнка»

Творчество В.Никонова

Сохатый

Пересказывать

2


33


Н.Ганьшина. Надувной глобус. Моей собаки колли

Творчество Н.Ганьшиной

Колли

Иллюстрировать, пересказывать

1


34


Забайкалье моё, Забайкалье… Экскурсия в краеведческий музей

Любить Родину, значит охранять Родину

Отечество, малая Родина


1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!