МБОУ Газимуро-Заводская СОШ
Утверждена Директор МБОУ Газимуро-Заводской СОШ ______________ / Уварова Г.Ф. / « » __________ 2017 г. |
Рабочая программа курса
«Забайкаловедение»
2 класс
Разработала :
учитель начальных классов
МБОУ Газимуро-Заводской СОШ
Елгина Э.Н.
С. Газимурский Завод, 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для реализации регионального компонента в МБОУ Газимуро-Заводской СОШ во 2 «Б» классе.
Актуальность создания данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через литературные произведения, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», через литературное наследие Забайкалья.
Модуль «Литературное наследие Забайкалья…» по краеведению составлен с опорой на образовательную программу интегрированного курса для 3-4 классов общеобразовательной школы «Забайкаловедение» (Чита: ЧИПКРО, 2008 ) – авторы Е.А.Игумнова, О.В.Корсун, Е.В.Добрынина, Н.В.Храмцова, О.И.Казанова, И.Б.Барахоева.
Важность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, формирует гражданские позиции. Оно играет существенную педагогическую роль в эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека. Начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине, а материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, возникших в последнее время из-за изменений, произошедших в общественном строе, которые внесли изменения в нравственные ценности.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Курс литературного чтения носит интегрированный характер, это произведения о загадочном и чудесном природном мире, об озорных ребятах, о жизни людей населяющихагинские степи и таёжные деревни, сказки и легенды Забайкальцев. В центре изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В рамках курса «Забайкалье моё, Забайкалье…» источником знаний выступает одноимённая книга для чтения в начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом.
Программа курса призвана обогатить знаниями о литературном, историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах героев литературных произведений, героизма и мудрости Забайкальцев, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, направлена на активизацию и развитие интеллектуально-творческой деятельности учащихся.
Основная цель модуля «Литературное наследие Забайкалья» – обеспечить вхождение ученика в поликультурную среду региона на основе изучения произведений прозаиков и поэтов, чьё творчество неразрывно связано с нашим краем, способствующую воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского самосознанию учащихся, чувства гордости за своих земляков, любви к природе родного края; пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным, природным ценностям Забайкальского края; стремлению к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных, духовных и природных ценностей родного края.
В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи:
формирование представление о литературе родного края как об одном из важнейших компонентов поликультурной среды региона;
формирование начальных практических навыков исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с литературно-краеведческой информацией;
формирование коммуникативной компетентности младших школьников при организации работы с книгой для чтения «Забайкалье моё, Забайкалье…»;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни;
экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека.).
воспитание любви и ответственного отношения к людям, живущим на забайкальской земле, к родному краю, к родной культуре, чувство гордости за свою малую Родину как часть великой России;
воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.
развитие логического мышления, речи, памяти.
развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.
развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения литературных произведений о природе, истории и людях края;
расширение и обогащение знаний учащихся о литературе и культуре родного края.
В основе модуля образовательной программы – реализация деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся и принципы:
Программа предусматривает различные формы организации и проведения занятий с учащимися. Это и традиционные уроки с применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации. А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии, выход в театры и библиотеки города.
Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение внеурочных (домашних) заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, после изучения конкретных тем. Изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих работ. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры города), экскурсионные бюро.
Программа призвана дать первоначальное представление о литературном, историческом прошлом Забайкальского края, его настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы
организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, активный интерес к её прошлому и настоящему в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечестваосознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
В результате освоения курса ученик должен знать:
взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
характерные особенности эпохи, отражённые в изученном произведении;
авторов, название и содержание изученных произведений;
жанровые особенности изученных произведений;
уметь:
анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
давать устный развёрнутый (аргументированный) ответ о произведении;
составлять рассказ об авторе произведения;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть;
делать обзор книг по литературному краеведению;
работать со справочной литературой.
Образовательными результатами программы будут:
устойчивый интерес к литературе своего края;
знания по литературе и культуре родного края;
способность творчески мыслить и рассуждать;
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
Личностными результатами изучения курса «Литературное наследие Забайкалья» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное наследие Забайкалья» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты книги для чтения; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
находить в тексте материал для характеристики героя;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять рассказ-характеристику героя;
составлять устные и письменные описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЯ» «ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
В целях реализации курса во 2 классе используется учебное пособие – книга для чтения в начальной школе «Забайкалье моё, Забайкалье…» : книга для чтения в начальных классах[текст]/Сост. Э.А.Максименя, Л.А.Павлова.– Чита : Экспресс-издательство, 2009. – 160 с.: ил.
Факультативный курс рассчитан на преподавание во 2 классе начальной школы и предусматривает 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа курса содержит 5 разделов:
I раздел.«В некотором царстве, в некотором государстве…». Содержит сказки коренных жителей Забайкальского края (бурят, эвенков и «гуранов»).
II раздел.«Легенды Забайкалья». Содержит сказания и легенды Е.Иманаковой, Г.Юргенсона, Н.Кузакова о происхождении природных богатств края
IIIраздел.«Весёлые страницы». Содержит весёлые, озорные, звонкие, смешные стихи о детях, животных, природе Н.Ярославцева, Г.Пахомова, Г.Граубина, Б.Макарова, Г.Климович; рассказы для детей А.Озориной, Б.Кузника, Э.Кузник.
IVраздел.«Наш край вчера и сегодня». Содержит литературные произведения Н.Суханова, Ю.Курц, В.Карабанова, А.Жамбалона, Б.Костюковского, Ц.Жамбалова о декабристах, казаках, чабанах, о людях населяющих агинские степи и таёжные деревни.
V раздел.«Я шагаю по нашему краю…».Содержит произведения поэтов И.Луговского, Г.Граубина, Ю.Курц, Н.Ярославцева, В.Сажина, Б.Макарова, Н.Савостина и писателей В.Новолодского, М.Вишнякова, Е.Куренной, В.Никонова, Н.Ганьшиной, Г.Граубина о богатейшей природе родного края.
Содержание курса отражает комплексно-системный подход к изучению литературы родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать национальные, природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние Забайкальского края, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных и экологических взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
«Забайкалье моё, Забайкалье…» : книга для чтения в начальных классах[текст]/Сост. Э.А.Максименя, Л.А.Павлова.– Чита : Экспресс-издательство, 2009. – 160 с.: ил.
«Забайкалье: сокровища веков»: фильм, телекомпания «Альтес», 2006 г.
Забайкалье. Страницы истории. «Во глубине сибирских руд. Декабристы в Забайкалье», фильм, телекомпания «Альтес», 2010г.
Писатели Забайкалья, комплект портретов Забайкальских писателей, Чита: 2004 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЕ» во 2 «Б» классе на 2017-2018 учебный год.
модуль «Литературное наследие Забайкалья»(2 класс)
№ | Раздел | Тема урока | Основное содержание | Перечень слов для словаря | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во час | Срок |
1 | | Введение | Цели и задачи курса «Забайкаловедение». Край родной – край литературный | Забайкаловедение, Забайкалье | Знакомство новым учебником | 1 | |
2 | В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ, В НЕКОТОРОМ ГОСУДАРСТВЕ… (3 ЧАСА) | Молодец ГуунСээжэ, сын старика Таряаши (бурятская народная сказка) | Коренное население Забайкалья, род занятий, особенности жизни. Сказочные приметы | Юрта, хан, батор | Аудирование(слушание) Восприниматьна слух художественное произведение в исполненииучителя,учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции,спомощьюучителя формулироватьглавную мысль. | 1 | |
3 | Про Кота Котофеича (русская сказка Забайкалья) | «гуран», сторожила | 1 | |
4 | Эвенк и змея | Чум | 1 | |
| Экскурсия в краеведческий музей | | | |
5 | ЛЕГЕНДЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ (3 ЧАСА) | Е.Иманакова. сказание о рождении Даурии. Г.Юргенсон. Аквамарин -камень дружбы и верности | Природные богатства Забайкалья – земли Даурской | Аквамарин | Уметь работать с картой, Анализировать произведения, работать с дополнительными источниками информации. | 1 | |
6 | Н.Кузаков. Вещий ворон | Минеральные источники, красота забайкальской природы | Гольцы, подол хребта, Молоковка, Алханай | 1 | |
7 | Н.Пахомов. Алханай | 1 | |
| Экскурсия на природу | | | Правила поведения на экскурсии | | |
8 | ВЕСЁЛЫЕ СТРАНИЧКИ (8 ЧАСОВ) | Н.Ярославцев. Почему растут усы. Гости. Частушки. | Творчество Н.Ярославцева | | Иллюстрировать, сочинять частушки | 1 | |
9 | | Г.Пахомов. Нофелет. Тикота. Живое зеркальце. Страшилка. | Творчество Г.Пахомова | | Анализировать произведения, конструировать | 1 | |
10-11 | | Г.Граубин. Зубрила. Окно. Косолапый музыкант. Кряква. Грибовоз | Творчество Г.Граубина. | | Творческая деятельность Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения. | 2 | |
12 | | Б.Макаров. Земляника. Жук. Г.Климович. Ночь | Творчество Б.Макарова и Г.Климович | | Сравнивать, описывать | 1 | |
13 | | А.Озорина. Ссора. | Творчество А.Озориной | Закадычный друг | Творчески пересказывать, рассуждать | 1 | |
14 | | Б.Кузник, Э.Кузник. Первая втреча | Творчество Б. и Э Кузник | | Использовать дополнительные источники информации | 1 | |
15 | | Б.Макаров. Наш щенок. Слепая свинья. | Творчество Б.Макарова | | Уметь работать с источником информации | 1 | |
16 | НАШ КРАЙ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ (6 ЧАСОВ) | Н.Суханов. Древние тропинки | Творчество Н.Суханова | Декабристы | Использовать дополнительные источники | 1 | |
17 | | Ю.Курц. Казачья походная. Старинный восковой гимн Забайкальского казачества. | Творчество Ю.Курц. Казачьи традиции | Казаки, патриотизм, традиция | Анализировать | 1 | |
18 | | В.Карабанов. Павел Маккеев | Творчество В.Карабанова | Селение Маккавеево, станица | Пересказывать | 1 | |
19 | | А.Жамбалон. Саленький чабан | Творчество А.Жамбалона | Аргамак, шуурган | Иллюстрировать | 1 | |
20 | | Б.Костюковский. Нянька | Творчество Б.Костюковского | Шорник, дэгэл, мерлушка | Пересказывать | 1 | |
21 | | Ц.Жамбалов. «Погоди-ка, сынок…» | Творчество Ц.Жамбалова | Ага, снеговей | Рассуждать, анализировать | 1 | |
22 | Я ШАГАЮ ПО НАШЕМУ КРАЮ (13 ЧАСОВ) | И.Луговской. Лесная загадка. Рассказ охотника | Творчество И.Луговского | | Иллюстрировать | 1 | |
23 | | Г.Граубин. Певучие градусы. Замарашка | Творчество Г.Граубина | | Изготавливать кормушки. | 1 | |
24 | | Ю.Курц. Февраль-бокогрей. | Творчество Ю.Курца | | | 1 | |
25 | | В.Новолодский. Подснежники. Г.Граубин. Подснежники | Творчество В.Новолодского. | Экология, «Красная книга» | Иллюстрировать | 1 | |
26 | | Н.Ярославцев. Живые звёздочки. В.Сажин. «Солнце село за сопками..» Б.Макаров. Подсолнух. | Творчество В.Сажина | | Сравнивать рассуждать | 1 | |
27 | | Г.Граубин. Отрывок из книги «Четырёхэтажная тайга» | Взаимосвязь растений | Природные «этажи» | Пересказывать | 1 | |
28 | | М.Вишняков. Полосатые друзья. Н.Савостин. Олень. Б.Макаров. Соболь. | Творчество М.Вишнякова, Н.Савостина | «Нерчинский» климат | Сравнивать | 1 | |
29 | | Г.Граубин. Как в тереме живут (глава из книги «Моя страна Сибирь») | Охрана животного мира, сохранность зрения и слуха | | Знать основы здоровьесбережения | 1 | |
30 | | Е.Куренной. Кедровкины кладовые | Творчество Е.Куренного | Распадок, голец | Пересказывать, иллюстрировать | 1 | |
31-32 | | В.Никонов. Малыш (глава из повести «Приключения сохатёнка» | Творчество В.Никонова | Сохатый | Пересказывать | 2 | |
33 | | Н.Ганьшина. Надувной глобус. Моей собаки колли | Творчество Н.Ганьшиной | Колли | Иллюстрировать, пересказывать | 1 | |
34 | | Забайкалье моё, Забайкалье… Экскурсия в краеведческий музей | Любить Родину, значит охранять Родину | Отечество, малая Родина | | 1 | |