СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Забайкаловедению. 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный курс "Забайкаловедение" играет важную роль в углублении у обучающихся начальной школы знаний об окружающем мире с учётом региональной специфики.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Забайкаловедению. 3 класс.»

Интегрированный курс «Забайкаловедение»


Пояснительная записка.

Программа курса «Забайкаловедение» и её методическое сопровождение разработаны в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.) [7];

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) [2];

  • Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года (2009 г.) [6];

  • Концепция Регионального (национально-регионального) компонента Государственного образовательного стандарта общего образования для общеобразовательных учреждений Читинской области (2007 г.) [4];

  • Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области (2002 г.) [1];

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г. Борзи.



Курс рекомендован для 2-4 классов общеобразовательной школы.

Продолжительность курса: всего – 102 часа: в течение трех лет обучения – 2, 3 и 4 классы.

Структура учебного курса представлена тремя логически взаимосвязанными модулями:

- 1 модуль «Фольклор народов Забайкалья. Основы безопасной жизнедеятельности»( II класс, 34 ч.) направлен на изучение устного народного творчества народов населяющих Забайкальский край и правила поведения для обеспечения безопасности;

- 2 модуль «Природное наследие Забайкалья» (III класс, 34 ч.) направлен на изучение проблемы взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья;

- 3 модуль «Историческое и культурное наследие Забайкалья» (IV класс, 34 ч.) предполагает изучение первоначальных основ истории и культуры родного края.


Интегрированный курс «Забайкаловедение» в соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края № 711 от 29 августа 2011 г введён в учебный план образовательной организации в части формируемой участниками образовательного процесса по 1 часу в неделю со второго по четвертый класс.

2 класс

Планируемые результаты освоения интегрированного курса «Забайкаловедение»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и выполнять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников;

  • осуществлять запись выборочной информации;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Предметные результаты освоения курса


По освоению 1 модуля «Фольклор народов Забайкалья.

Основы безопасной жизнедеятельности» (2 класс)

Обучающийся научится:

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

-  использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации и Забайкальского края, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Обучающийся получит возможность научиться:

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Содержание интегрированного курса «Забайкаловедение»

Краткое содержание 1 модуля «Фольклор народов Забайкалья. Основы безопасной жизнедеятельности» (34 часа)

Введение. Цели и

Раздел I. Фольклор народов задачи курса «Забайкаловедение». Направления работы во 2 классе: «Фольклор народов Забайкалья», «Основы безопасности жизнедеятельности».Забайкалья (23 ч.)

Тема: Потешки. Значение слова «потешка».  При помощи жестов, движения, понимать человеческую речь и выполнять команды «слова».

Тема: Считалки. Происхождение слова "считалка". Сбор и первичное фиксирование (в любом виде) считалок. Создание культурного продукта: книжки-самоделки.

Тема: Сговорки. Распределение коллектива играющих детей на две партии при помощи сговорок. Значение слов рифма и декламация.

Тема: Игры. Фольклорный праздник с использованием подвижных игр с элементами театрализации.

Тема: Побасёнки. Инсценировка побасёнки. Использование выразительных средств языка.


Тема: Пословицы. Работа над пониманием смысла пословиц. Классификация пословиц по тематическим группам. Подбор пословиц к тематической группе. Анализ пословиц-заглавий. Единство нравственных ценностей разных народов.

Тема: Поговорки. Тематика поговорок. Классификация поговорок по заданным и самостоятельно найденным основаниям. Составление тематических альбомов, презентация своей работы одноклассникам.

Тема: Итоговое занятие. Сравнение малых фольклорных жанров. Презентация работ.

Тема: Загадки. Эвенкийские загадки. Формулирование вопросительных предложений. Бурятские загадки. Русские загадки. Умение доказывать свое мнение. Соотнесение иллюстраций с соответствующим фрагментом текста.

Тема: Сказки. Диалектные слова. Составление диафильма по предложенному плану. Выявление единства нравственных ценностей разных народов. Определение характера героев.

Тема: Легенды и предания. Особенности произведений данного жанра. Диалектные и устаревшие слова. Акростих.

Тема: Работа над проектом.

Раздел II. Основы безопасности жизнедеятельности (10ч.)

Тема: Безопасность. Понятие – безопасность. Чрезвычайные ситуации. Службы, оказывающие помощь.

Тема: Безопасное поведение в школе. Правила поведения в школе( на уроках, на перемене и т.д.).

Тема: Режим дня. Необходимость соблюдения режима дня. Составление расписания на день с учетом всех требований.

Тема: Безопасное поведение дома. Опасности, подстерегающие современного человека дома. Осторожное обращение с огнем. Первая медицинская помощь.

Тема: Электричество – друг или враг? Электричество – первый помощник дома. Правила поведения работы с электрооборудованием.

Тема: Безопасное поведение с незнакомыми людьми. Опасность общения с незнакомыми людьми. Разговор по телефону с незнакомым человеком.

Тема: Виды транспорта. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Аварийная ситуация.

Тема: Правила дорожного движения. Сигналы светофора. Правила перехода проезжей части. Дорожные знаки.



3 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

  • способность к самооценке;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • устойчивого учебно-познавательного интереса;

  • эмпатии.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и выполнять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников;

  • осуществлять запись выборочной информации;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков на примере явлений, живых и неживых тел природы Забайкальского края;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • преобразовывать, интерпретировать и оценивать текстовую информацию;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • задавать вопросы разных видов (вопросы-описания, вопросы-сравнения, вопросы-классификации, вопросы-ассоциации, вопросы-причины, вопросы-объяснения, вопросы-доказательства, вопросы-обобщения, вопросы-прогнозы, вопросы-оценки, вопросы-действия);

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;



По освоению 2 модуля «Природное наследие Забайкалья» (3 класс)

Обучающийся научится:

  • находить на карте России Забайкальский край;

  • приводить примеры народов, населяющих Забайкальский край;

  • различать по существенным признакам живые и неживые тела природы;

  • различать по существенным признакам характерные природные явления Забайкалья;

  • характеризовать среду обитания растений и животных Забайкалья;

  • объяснять роль растений и животных в природе и жизни человека;

  • объяснять взаимосвязь растений и животных на примере местных видов;

  • узнавать природные сообщества Забайкальского края: лес, степь, луг, река, озеро;

  • приводить примеры типичных для Забайкальского края растений и животных, встречающихся в различных природных сообществах;

  • приводить примеры съедобных, несъедобных и ядовитых грибов, культурных растений и домашних животных Забайкальского края;

  • различать по существенным признакам деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения Забайкалья;

  • наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных Забайкалья;

  • проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года;

  • характеризовать особенности погоды в разное время года, типичные для Забайкалья;

  • понимать значение прогнозирования погоды для деятельности человека в условиях Забайкалья;

  • характеризовать факторы экологического риска в окружающей среде;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природу (вырубка лесов, распашка земель и др.), здоровье и безопасность человека;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;

  • объяснять причины возникновения оврагов;

  • доказывать необходимость бережного отношения к природе в каждом уголке своей Родины;

  • характеризовать основные меры охраны забайкальской природы;

  • приводить примеры редких и нуждающихся в охране видов животных Забайкалья;

  • объяснять причины редкости некоторых растений и животных;

  • объяснять причины создания охраняемых территорий Забайкальского края;

  • приводить примеры заповедников и национальных парков, созданных в Забайкальском крае;

  • приводить примеры ценных природных территорий своего населённого пункта;

  • ухаживать за растениями в классной комнате, растениями и животными уголка природы;

  • понимать необходимость соблюдения правил поведения в природной среде;

  • понимать необходимость соблюдения мер профилактики клещевого энцефалита;

  • оказывать первую помощь при травмах, обморожениях, ожогах, укусах таёжных клещей и ядовитых змей, отравлении ядовитыми растениями;

  • соблюдать правила поведения во время снегопада, низких температур, замерзания водоёмов, во время наводнений и землетрясений.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;

  • узнавать о природе Забайкалья в процессе общения со сверстниками и взрослыми, анализа своего личного опыта взаимодействия с природой и людьми;

  • самостоятельно формулировать правила экологически безопасного поведения как руководство к действию;

  • соблюдать правила экологически безопасного поведения в школе, быту и природе;

  • предвидеть опасности, которые необходимо учитывать при планировании отдыха.


Краткое содержание 2 модуля «Природное наследие Забайкалья»

(34 часа)

Введение. Цели и задачи курса «Забайкаловедение». Забайкалье – удивительный край.

Раздел I. Прощание с забайкальским летом (3 ч.)

Тема: Сенокос на лугу. Значение разнотравья забайкальских лугов и степей для выпаса животных. Пора сенокоса.

Тема: Ягоды. Ягоды Забайкалья. Правила сбора ягод. Пожар – главный враг лесных ягод. Ядовитые и несъедобные ягоды.

Тема: Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Раздел II. Осенняя пора в Забайкалье (6 ч.)

Тема: Дары полей и огородов. Условия выращивания и хранения овощей. Сбор урожая на полях и дачах Забайкалья.

Тема: Первые заморозки. Начало заморозков. Влияние заморозков на растения и животных. Опасности первого льда.

Тема: Золотой наряд. Красота забайкальской осени. Почему листья меняют свой цвет. Хвойные и лиственные деревья осенью.

Тема: Кедровые орешки. Значение кедровой сосны для людей и животных. Распространение кедра в Забайкалье. Защита кедра – дело серьезное.

Тема: Кто где живёт? Разнообразие растений и животных Забайкалья. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания.

Тема: Журавли на полях. Оседлые, кочующие, перелетные птицы Забайкалья. Торейские озера – журавлиные места.

Раздел III. Забайкальская суровая зима (12 ч.)

Тема: Природа готовится к зиме. Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных.

Тема: Зимние запасы животных. Запасливые звери.

Тема: Вышел соболь на охоту. Жизнь соболя. Природное сообщество леса.

Тема: Белый ковёр. Особенности зимы в Забайкалье. Зима на реке.

Тема: Охотники и браконьеры. Правила охоты. Помощники охотника – лайки. Браконьеры.

Тема: Зимняя погода. Особенности погоды зимой в Забайкалье. Охрана здоровья в зимний период.

Тема: Что такое дым? Источники дыма. Влияние дыма на здоровье человека.

Тема: Зимующие птицы. Испытание для птиц – зимние морозы. Питание птиц в зимний период.

Тема: Идём по следу. Страницы «белой книги природы». Следы разных животных.

Тема: Пришли дзерены. Жизнь забайкальской антилопы. Охрана дзеренов от браконьеров.

Тема: Красная книга. Охрана редких и исчезающих животных Забайкалья. Красная книга – сигнал бедствия.

Тема: Белый месяц. Признаки приближающейся весны. Народные праздники прощания с зимой и встречи весны у русского и бурятского народа.

Раздел IV. Долгожданная весна (9 ч.)

Тема: Жизнь подо льдом. Особенности жизни растений и животных подо льдом. Характеристика природных явлений: замор, нерест, ледоход.

Тема: Береги воду. Использование воды человеком. Загрязнение воды. Подземная вода. Минеральные воды. Способы экономии воды.

Тема: Весеннее пробуждение. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами.

Тема: История консервной банки. Борьба с мусором. Вторичная переработка. Забайкалье – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.

Тема: Летят птицы. Перелётные птицы Забайкалья. Изучение птиц.

Тема: Первоцветы. Виды цветущих растений ранней весной. Сохранение первоцветов.

Тема: Пожар в лесу. Причины возникновения лесных пожаров. Вред и последствия пожаров.

Тема: Время сажать деревья. Значение озеленения городов и посёлков для жизни человека. Породы деревьев, используемых в озеленении в Забайкалье.

Тема: Раны земли. Причины возникновения оврагов. Борьба с оврагами.

Раздел V. Лето пришло (4 ч.)

Тема: Птицы на гнёздах. Жизнь птиц летом. Забота о потомстве. Правила поведения у обнаруженного гнезда.

Тема: Жизнь муравейника. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. Охрана муравейников.

Тема: Твой летний отдых. Правила летнего отдыха на природе. Забота о здоровье летом. Места отдыха в Забайкалье. Виды активного отдыха.

Тема: Забайкалье – моя Родина. Любовь к Родине начинается с охраны природы.


4 класс

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

  • способность к самооценке;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • установка на здоровый образ жизни, готовность соблюдать правила гигиены и здорового образа жизни, правила безопасного поведения в природе и общественных местах;

  • основы экологической культуры.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • устойчивого учебно-познавательного интереса;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия в реальных жизненных ситуациях.


Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и выполнять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения, планировать ход работы, фиксировать результаты в предложенной форме (таблица, схема, рисунок, словесный вывод).

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников;

  • осуществлять запись выборочной информации;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков на примере явлений, живых и неживых тел природы Забайкальского края;

  • причинно-следственные связи между деятельностью человека и его проводить сравнение и классификацию явлений, живых и неживых тел природы Забайкальского края по заданным критериям;

  • устанавливать воздействием на природу Забайкалья;

  • обобщать и систематизировать полученные знания о природе и истории родного края;

  • устанавливать аналогии, ассоциации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • преобразовывать, интерпретировать и оценивать текстовую информацию;

  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятий;

  • составлять небольшие письменные рекомендации о правилах поведения в природе, дома и общественных местах (т.е. составлять руководство к действию).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • задавать вопросы разных видов (вопросы-описания, вопросы-сравнения, вопросы-классификации, вопросы-ассоциации, вопросы-причины, вопросы-объяснения, вопросы-доказательства, вопросы-обобщения, вопросы-прогнозы, вопросы-оценки, вопросы-действия);

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.




По освоению 3 модуля «Историческое и культурное наследие Забайкалья» (4 класс)

Ученик научится:

  • находить на карте России свой регион и его главный город;

  • описывать основные достопримечательности столицы своего региона и своего населённого пункта;

  • готовить небольшие сообщения о достопримечательностях г. Читы и своего населённого пункта;

  • узнавать символику Забайкальского края;

  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

  • описывать (пересказывать), реконструировать исторические события из истории родного края;

  • рассказывать об исторических деятелях Забайкалья;

  • приводить примеры фактов и событий культуры, истории родного края, оценивая их значимость в жизни людей и государства;

  • находить факты, характеризующие образ жизни, обычаи и традиции народов, населяющих Забайкальский край;

  • характеризовать распространённые в Забайкалье современные профессии и ремёсла;

  • понимать роль семьи в общественной жизни;

  • соблюдать правила поведения в транспорте, на дороге.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важных для страны и родного края событиях и фактах прошлого и настоящего;

  • наблюдать и описывать деятельность человека на благо семьи, школы, своего населённого пункта, родного края, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять правила общения со взрослыми и сверстниками, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

  • показывать на глобусе и карте мира географическое положение Забайкальского края и его столицу;

  • понимать роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современного мира.

Краткое содержание 3 модуля

«Историческое и культурное наследия Забайкалья»

(34 часа)

Тема: Сибирь. Забайкалье. Город Чита (5 ч.)

Историко-географическое изучение Забайкальского края. Географическое положение. Соседи Забайкальского края: регионы России (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Иркутская и Амурская области), соседние страны (Китай, Монголия).

Символика Забайкальского края и города Читы.

Столица Забайкальского края. Происхождение названия города. Памятные места и достопримечательности города. Музеи, театры, памятники культуры. Предприятия, культурные и образовательные учреждения города.

Общественный транспорт, правила поведения в транспорте и на дорогах.

Тема: Города Забайкальского края (5 ч.)

Города – исторические центры культуры Забайкалья (Нерчинск, Сретенск, Петровский-Завод). Градообразующие предприятия, история возникновения городов Краснокаменск, Балей, Борзя. Достопримечательности городов, связанные с разными периодами истории страны.

Тема: Моя семья (4 ч.)

Семья как традиционная ячейка общества. Роль семьи в общественной жизни. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество. Занятия членов семьи. Взаимоотношения между членами семьи, соседями, сверстниками. Культура общения с людьми.

Тема: Народы, населяющие Забайкальский край (7 ч.)

Связь поколений и времён в истории родного города (села). Коренные народности, населяющие Забайкальский край. Традиции, обычаи, культура. Многонациональный характер культуры забайкальцев. Фольклор. Уважение культуры разных народов.

Забайкальские деятели культуры, науки, промышленности и сельского хозяйства.

Тема: История края (10 ч.)

История освоения забайкальской земли. Первый ссыльный в Забайкалье – протопоп Аввакум. Декабристы и их вклад в развитие Забайкалья.

Выдающиеся люди, оставившие свой след в истории Забайкалья (П.А. Кропоткин, Н.Г. Чернышевский).

Неразрывная связь истории края с историей страны. Гражданская война и образование Дальневосточной республики. Годы Великой Отечественной войны и вклад наших земляков в победу над врагом.

Байкало-Амурская магистраль – яркая страница нашей истории.

Тема: Мой край – моя Россия (3 ч.)

Полезные ископаемые, добываемые в нашем крае. Роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современном мире.


УМК интегрированного курса «Забайкаловедение»


Для общеобразовательных учреждений Краевым научно-экспертным советом Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края рекомендованы следующие издания, входящие в УМК «Забайкаловедение»:

2 класс:

- Программа интегрированного курса «Забайкаловедение». Авторы: Игумнова Е.А., Корсун О.В., Добрынина Е.В., Храмцова Н.В., Казанова О.И., Барахоева И.Б.

  • Забайкаловедение: рабочая тетрадь. 2 класс /сост. Е.В. Добрынина, О.И. Казанова, Н.В. Храмцова; ……. 40 с.

3 класс:

  • Программа интегрированного курса «Забайкаловедение». Авторы: Игумнова Е.А., Корсун О.В., Добрынина Е.В., Храмцова Н.В., Казанова О.И., Барахоева И.Б.

  • Корсун О.В., Игумнова Е.А., Родное Забайкалье: Книга для чтения в начальной школе. Чита: Экспресс-издательство, 2007. 152 с.

  • Игумнова Е.А., Барахоева И.Б. Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы: рабочая тетрадь для 3 класса. Чита: Экспресс-изд-во., 2009. 104 с.

4 класс

  • Программа интегрированного курса «Забайкаловедение». Авторы: Игумнова Е.А., Корсун О.В., Добрынина Е.В., Храмцова Н.В., Казанова О.И., Барахоеав И.Б.

  • Забайкаловедение: рабочая тетрадь. 4 класс /сост. Е.В. Добрынина, О.И. Казанова, Н.В. Храмцова; научный консультант Г.П. Пясецкая. Чита. Экспресс-изд-во, 2009. 40 с.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для 2 – 4 классов

2 класс

  • - Программа интегрированного курса «Забайкаловедение». Авторы: Игумнова Е.А., Корсун О.В., Добрынина Е.В., Храмцова Н.В., Казанова О.И., Барахоева И.Б.

  • Забайкаловедение: рабочая тетрадь. 2 класс /сост. Е.В. Добрынина, О.И. Казанова, Н.В. Храмцова; ……. 40 с.

  • Дополнительный материал к занятиям - книга для чтения «Забайкалье, мое Забайкалье…» (Забайкалье, мое Забайкалье…: книга для чтения в начальных классах /сост. Э.А.Максименя, Л.А.Павлова. – Чита: : Экспресс-изд-во, 2007. – 160 с.)

3 класс

  • Программа интегрированного курса «Забайкаловедение». Авторы: Игумнова Е.А., Корсун О.В., Добрынина Е.В., Храмцова Н.В., Казанова О.И., Барахоева И.Б.

  • Корсун О.В., Игумнова Е.А., Родное Забайкалье: Книга для чтения в начальной школе. Чита: Экспресс-издательство, 2007. 152 с.

  • Игумнова Е.А., Барахоева И.Б. Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы: рабочая тетрадь для 3 класса. Чита: Экспресс-изд-во., 2009. 104с.


4 класс


  • Программа интегрированного курса «Забайкаловедение». Авторы: Игумнова Е.А., Корсун О.В., Добрынина Е.В., Храмцова Н.В., Казанова О.И., Барахоева И.Б.

  • Забайкаловедение: рабочая тетрадь. 4 класс /сост. Е.В. Добрынина, О.И. Казанова, Н.В. Храмцова; научный консультант Г.П. Пясецкая. Чита. Экспресс-изд-во, 2009. 40 с.

  • Дополнительный материал к занятиям - Граубин Г.Р. Наша малая Родина: книга для чтения в начальной школе. в 2 ч. Чита: Экспресс-изд-во, 2008. 344 с.

Литература, рекомендуемая учителю

для реализации интегрированного курса

  1. Горлачёв В.П., Золотарёва Л.Н., Итигилова М.Ц., Корсун О.В., Кривенкова И.Ф. Школьный атлас водной флоры и фауны Забайкалья. Чита, 1997. 221 с.

  2. Граубин Г.Р. Четырёхэтажная тайга. Чита, Экспресс-изд-во, 2009. 472 с.

  3. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные). Чита: Поиск, 2000. 214 с.

  4. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (растения). Чита: Стиль, 2002. 280 с.

  5. Малая энциклопедия Забайкалья: Природное наследие / гл. ред. Р.Ф, Гениатулин. Новосибирск. Наука, 2009. 698 с.

  6. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том I-IV. Новосибирск: Наука, 2000; 2003; 2006.

  7. Энциклопедия Забайкалья. Агинский Бурятский округ. Том IV. Новосибирск: Наука, 2009. 352 с.

  8. Корсун О.В. Образовательный Интернет-ресурс «Забайкалье великолепно» // http://www. nature.chita.ru


Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, резиновые перчатки, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности);

ТСО и компьютерная техника:

  1. Интерактивный типовой комплекс (интерактивная доска и мультимедиапроектор);