Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоивановская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор:___________Е.А. Хабибулина
протокол № 1 Приказ № 5/1 от 31.08.2021
от 24.08.2021
Рабочая программа
ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЕ
3, 4 классы
Составитель: Михайлова А.М.,
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
с. Новоивановка
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Забайкаловедение»
составлена на основе:
1. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
2. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
3. Примерной образовательной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
С учетом:
1. Учебного пособия – книги для чтения в начальной школе «Родное Забайкалье» . О.В. Корсун, Е.А. Игумнова. – Чита : Экспресс-изд-во, 2007
2. Учебного пособия по краеведению. Граубин, Г.Р. Наша малая Родина : учебное пособие по краеведению для младшего школьного возраста. – Чита : Экспресс-изд-во, 2008
3. Основной образовательной программы начального общего образования «МБОУ Новоивановская ООШ», утвержденной 28.08.2020 г.
4. Положения о рабочей программе учебных предметов «МБОУ Новоивановская ООШ».
Цель курса: содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры юных забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина России и Забайкальского края, сохраняющего красоту забайкальской природы и культуру региона, уважающего людей, живущих рядом, имеющего начальные сведения о природе и истории края, владеющего первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях Забайкалья.
Задачи курса:
- формирование у учащихся начальных представлений о природе, истории и культуре родного края;
- воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на забайкальской земле, чувства гордости за свою малую Родину как часть великой России;
- развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы, истории и культуры края;
- расширение личного опыта взаимодействия младших школьников с природой и людьми и развитие у них наблюдательности и познавательного интереса к социоприродному окружению школы;
- приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде;
- формирование коммуникативной компетенции младших школьников при организации работы с книгами для чтения «Родное Забайкалье», «Моя малая Родина»;
- создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы.
Общая характеристика курса.
Курс носит интегрированный характер, в центре изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В рамках курса «Забайкаловедение» источником знаний выступают книги для чтения в начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом.
В рамках курса «Забайкаловедение» наряду с овладением знаниями и умениями краеведческого характера, воспитанием патриотических чувств ставится задача формирования у учащихся общеучебных умений и навыков как основы успешности обучения в последующие годы. Приоритет формирования среди общеучебных умений в третьем классе отдаётся коммуникативной компетенции, т.к. учащимися уже пройден период адаптации к школе как макрофаза развития и они становятся субъектами не только учебной деятельности, но и активного межличностного развития, то есть готовятся переходить в подростковый возраст.
Коммуникативные умения представляют собой сформированные умения, навыки и способы деятельности в таких видах речевой деятельности, как аудирование, чтение, говорение, продуктивное письмо, обеспечивающие устное/письменное, диалогическое/монологическое общение в разных сферах. Коммуникативные умения рассматриваются как показатель не только умственного и языкового развития человека, его грамотности, но и культуры мышления, говорения, общения. Коммуникативные умения рассматриваются как рефлексивный показатель сформированности других общеучебных умений - организационных, информационных, интеллектуальных.
При реализации программы курса «Забайкаловедение» уроки по курсу актуально сочетать с системой внеклассной работы, включающей разнообразные формы работы: классные часы, фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела, выставки художественного творчества учащихся, экскурсии и походы по родному краю, устные журналы, беседы, встречи с ветеранами, просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции, сбор и оформление материалов для школьного музея, выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы, социально-ориентированные, творческие и исследовательские проекты учащихся.
В 3 и 4 классе можно использовать метод интервьюирования местных жителей с целью получения «живого» знания о природе, культуре и истории края.
Особенностью реализации данной программы в 4 классе является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
1 модуль «Природное наследие Забайкалья» направлен на изучение проблемы взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья (3 класс);
2 модуль «Историческое и культурное наследие Забайкалья» предполагает изучение первоначальных основ истории и культуры родного края (4 класс).
Содержание предмета 3 класс
«Природное наследие Забайкалья» – 17 часов
Введение. Цели и задачи курса «Забайкаловедение». Забайкалье – удивительный край.
Раздел I. Прощание с Забайкальским летом. (1 ч.)
Тема: Сенокос на лугу. Значение разнотравья забайкальских лугов и степей для выпаса животных. Пора сенокоса.
Тема: Ягоды. Ягоды Забайкалья. Правила сбора ягод. Пожар – главный враг лесных ягод. Ядовитые и несъедобные ягоды.
Тема: Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Раздел II. Осенняя пора в Забайкалье. (3 ч.)
Тема: Дары полей и огородов. Условия выращивания и хранения овощей. Сбор урожая на полях и дачах Забайкалья.
Тема: Первые заморозки. Начало заморозков. Влияние заморозков на растения и животных. Опасности первого льда.
Тема: Золотой наряд. Красота забайкальской осени. Почему листья меняют свой цвет. Хвойные и лиственные деревья осенью.
Тема: Кедровые орешки. Значение кедровой сосны для людей и животных. Распространение кедра в Забайкалье. Защита кедра – дело серьезное.
Тема: Кто где живёт? Разнообразие растений и животных Забайкалья. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания.
Тема: Журавли на полях. Оседлые, кочующие, перелетные птицы Забайкалья. Торейские озера – журавлиные места.
Раздел III. Забайкальская суровая зима. (6 ч.)
Тема: Природа готовится к зиме. Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных.
Тема: Зимние запасы животных. Запасливые звери.
Тема: Вышел соболь на охоту. Жизнь соболя. Природное сообщество леса.
Тема: Белый ковёр. Особенности зимы в Забайкалье. Зима на реке.
Тема: Охотники и браконьеры. Правила охоты. Помощники охотника – лайки. Браконьеры.
Тема: Зимняя погода. Особенности погоды зимой в Забайкалье. Охрана здоровья в зимний период.
Тема: Что такое дым? Источники дыма. Влияние дыма на здоровье человека.
Тема: Зимующие птицы. Испытание для птиц – зимние морозы. Питание птиц в зимний период.
Тема: Идём по следу. Страницы «белой книги природы». Следы разных животных.
Тема: Пришли дзерены. Жизнь забайкальской антилопы. Охрана дзеренов от браконьеров.
Тема: Красная книга. Охрана редких и исчезающих животных Забайкалья. Красная книга – сигнал бедствия.
Тема: Белый месяц. Признаки приближающейся весны. Народные праздники прощания с зимой и встречи весны у русского и бурятского народа.
Раздел IV. Долгожданная весна. (5 ч.)
Тема: Жизнь подо льдом. Особенности жизни растений и животных подо льдом. Характеристика природных явлений: замор, нерест, ледоход.
Тема: Береги воду. Использование воды человеком. Загрязнение воды. Подземная вода. Минеральные воды. Способы экономии воды.
Тема: Весеннее пробуждение. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами.
Тема: История консервной банки. Борьба с мусором. Вторичная переработка. Забайкалье – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.
Тема: Летят птицы. Перелётные птицы Забайкалья. Изучение птиц.
Тема: Первоцветы. Виды цветущих растений ранней весной. Сохранение первоцветов.
Тема: Пожар в лесу. Причины возникновения лесных пожаров. Вред и последствия пожаров.
Тема: Время сажать деревья. Значение озеленения городов и посёлков для жизни человека. Породы деревьев, используемых в озеленении в Забайкалье.
Тема: Раны земли. Причины возникновения оврагов. Борьба с оврагами.
Раздел V. Лето пришло. (2 ч.)
Тема: Птицы на гнёздах. Жизнь птиц летом. Забота о потомстве. Правила поведения у обнаруженного гнезда.
Тема: Жизнь муравейника. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. Охрана муравейников.
Тема: Твой летний отдых. Правила летнего отдыха на природе. Забота о здоровье летом. Места отдыха в Забайкалье. Виды активного отдыха.
Тема: Забайкалье – моя Родина. Любовь к Родине начинается с охраны природы.
Содержание предмета 4 класс
«Историческое и культурное наследие Забайкалья» - ( 17 часов)
Тема: География Забайкальского края (4 ч.)
Историко-географическое изучение Забайкальского края. Географическое положение. Соседи Забайкальского края: регионы России (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Иркутская и Амурская области), соседние страны (Китай, Монголия).
Столица Забайкальского края. Происхождение названия города. Памятные места и достопримечательности города. Музеи, театры, памятники культуры. Предприятия, культурные и образовательные учреждения города.
Полезные ископаемые, добываемые в нашем крае. Роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современном мире.
Тема: Символика Забайкальского края и города Читы. (4 ч.)
Государственные символы Забайкалья.
Города – исторические центры культуры Забайкалья (Нерчинск, Сретенск, Петровский-Завод). Градообразующие предприятия, история возникновения городов Краснокаменск, Балей, Борзя. Достопримечательности городов, связанные с разными периодами истории страны. Групповой проект « Славное село»
Тема: Многонациональный характер народов Забайкалья (4 ч.)
Связь поколений и времён в истории родного города (села). Коренные народности, населяющие Забайкальский край. Традиции, обычаи, культура. Многонациональный характер культуры забайкальцев. Фольклор. Уважение культуры разных народов.
Забайкальские деятели культуры, науки, промышленности и сельского хозяйства.
Семья как традиционная ячейка общества. Роль семьи в общественной жизни. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество. Занятия членов семьи. Взаимоотношения между членами семьи, соседями, сверстниками. Культура общения с людьми.
Тема: Неразрывная связь истории края с историей страны (5 ч.)
История освоения забайкальской земли. Первый ссыльный в Забайкалье – протопоп Аввакум. Декабристы и их вклад в развитие Забайкалья.
Выдающиеся люди, оставившие свой след в истории Забайкалья (П.А. Кропоткин, Н.Г. Чернышевский).
Неразрывная связь истории края с историей страны. Гражданская война и образование Дальневосточной республики. Годы Великой Отечественной войны и вклад наших земляков в победу над врагом.
Байкало-Амурская магистраль – яркая страница нашей истории. Групповой прект по теме «Создаем макет памятника нашим землякам»
Планируемые результаты освоения предмета 3 – 4 классы
Личностными результатами изучения должны быть следующие умения школьников:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
выполнять работу по заданию;
планировать наблюдение за явлением или предметом природы;
выделять различные признаки предмета, среди них существенные;
проводить сравнение предметов, выделять отличительные и сходные признаки сравниваемых объектов;
разделять совокупность предметов на группы по признаку;
формулировать вопросы по отношению к миру, себе, своей деятельности;
составлять план из вопросов по тексту;
выделять ключевые слова в тексте;
находить в тексте главную мысль;
делить текст на части;
пересказывать текст с опорой на его анализ и на образное восприятие;
выражать свои чувства, эмоции с помощью различных изобразительно-выразительных средств;
формулировать и грамотно записывать своё отношение к событиям, людям;
составлять схемы, приводить примеры к схемам;
работать в группе;
слушать собеседника
Требования к учебным умениям и навыкам учащихся по освоению
1 модуля «Природное наследие Забайкалья»(3 класс) учащийся должен:
Узнает:
природные сообщества Забайкальского края: лес, степь, луг, река, озеро;
значение прогнозирования погоды для деятельности человека в условиях Забайкалья;
причины возникновения оврагов;
причины редкости некоторых растений и животных;
причины создания охраняемых территорий Забайкальского края;
правила поведения в природной среде;
меры профилактики клещевого энцефалита.
особенности погоды в разное время года, типичные для Забайкальского края;
среду обитания растений и животных Забайкальского края;
значение растений и животных в природе и жизни человека применительно к условиям Забайкальского края;
значение окружающей среды для жизни человека в условиях Забайкалья;
факторы экологического риска в окружающей среде;
последствия воздействия человека на природу (вырубка лесов, распашка земель и др.);
основные меры охраны забайкальской природы.
Научится приводить примеры:
типичных для Забайкальского края растений и животных, встречающихся в различных природных сообществах;
съедобных, несъедобных и ядовитых грибов Забайкальского края;
культурных растений и домашних животных Забайкальского края;
редких и нуждающихся в охране видов растений и животных;
заповедников и национальных парков, созданных в Забайкалье;
основных достопримечательностей своего населённого пункта;
народов, населяющих Забайкальский край.
Научится различать по существенным признакам:
живые и неживые тела природы;
водоёмы, характерные для Забайкалья;
характерные природные явления Забайкальского края;
съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;
деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения Забайкалья.
Научится применять знания на практике:
показывать на глобусе, картах мира и Российской Федерации географическое положение Забайкальского края;
проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года;
наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных в Забайкалье;
устанавливать простейшие взаимосвязи между природными объектами;
ухаживать за растениями в классной комнате, растениями и животными уголка природы;
соблюдать правила гигиены и здорового образа жизни, поведения в природной среде;
оказывать первую помощь при травмах, обморожениях, ожогах, укусах таёжных клещей и ядовитых змей, отравлении ядовитыми растениями;
соблюдать правила поведения во время снегопада, низких температур, замерзания водоёмов, наводнений, землетрясений.
4 класс
Выпускник научится:
выполнять действия по плану;
сравнивать, сопоставлять предметы и явления природы;
заполнять таблицу;
использовать просмотровое чтение;
определять главную мысль текста;
пользоваться энциклопедиями, словарями;
записывать библиографические данные книги;
ставить цель, подбирать средства для ее реализации, определять признаки оценки результата;
согласовывать и координировать свою работу с членами группы;
оценивать результаты работы группы, свою работу в группе;
анализировать и оценивать свое общение с точки зрения правил этики общения;
планировать и организовывать элементарную природоохранную деятельность в социоприродном окружении школы;
объяснять важность ответственного отношения к последствиям своих поступков для состояния окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни;
оценивать поведение личности с точки зрения экологической ответственности;
вести диалог.
По освоению 2 модуля «Историческое и культурное наследие Забайкалья» 4 класса выпускник:
Узнает:
название городов Забайкальского края;
основные достопримечательности своего населённого пункта;
народы, населяющие Забайкальский край;
распространённые в Забайкалье современные профессии и ремёсла коренных народов края.
значение труда как основы жизни каждого человека и общества в целом;
роль семьи в общественной жизни;
роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современного мира.
Научится применять знания на практике:
показывать на глобусе, карте мира и карте Российской Федерации географическое положение Забайкальского края, столицу и свой населенный пункт;
соблюдать правила поведения в транспорте, на дороге;
соблюдать основные правила этикета общения в семье и школе.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЮ
3 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Корректировка |
Прощание с Забайкальским летом - 1 ч. |
1/1 | Сенокос на лугу Ягоды Грибы | 1 | | |
Осенняя пора в Забайкалье - 3 ч. |
2/1 | Дары полей и огородов Первые заморозки | 1 | | |
3/2 | Золотой наряд Кедровые орешки | 1 | | |
4/3 | Кто где живет? Журавли на полях | 1 | | |
Забайкальская суровая зима - 6 ч. |
5/1 | Природа готовится к зиме. Зимние запасы животных | 1 | | |
6/2 | Вышел соболь на охоту. Белый ковер. | 1 | | |
7/3 | Охотники и браконьеры. Зимняя погода. | 1 | | |
8/4 | Что такое дым? Зимующие птицы. | 1 | | |
9/5 | Идем по следу. Пришли дзерены. | 1 | | |
10/6 | Красная книга. Белый месяц. | 1 | | |
Долгожданная весна - 5 ч. |
11/1 | Жизнь подо льдом. Береги воду. | 1 | | |
12/2 | Весеннее пробуждение.История консервной банки. | 1 | | |
13/3 | Летят птицы. Первоцветы. | 1 | | |
14/4 | Пожар в лесу. Время сажать деревья. | 1 | | |
15/5 | Раны земли. | 1 | | |
Лето пришло - 2 ч |
16/1 17/2 | Птицы на гнёздах Жизнь муравейника | 1 | | |
Твой летний отдых Забайкалье – моя Родина | 1 | | |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЮ
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Корректировка |
География Забайкальского края - 4 ч. |
1/1 | Край за Байкалом. Забайкальский край на карте | 1 | | |
2/2 | Озёрные глади. Уникальные озера Забайкалья. | 1 | | |
3/3 | Горные хребты. Естественные природные достопримечательности | 1 | | |
4/4 | Заповедник – природоохранная территория Полезные ископаемые нашего края. | 1 | | |
Символика Забайкальского края - 4 ч. |
5/1 | Государственные символы Забайкалья. Занимаемся творчеством | 1 | | |
6/2 | Столица Забайкальского края. | 1 | | |
7/3 | Города Забайкальского края. Нерчинск – первая столица | 1 | | |
8/4 | Групповой проект «Славное село» | 1 | | |
Многонациональный характер народов Забайкалья - 4 ч. |
9/1 | Связь поколений и времен в истории. Топонимика улиц города Читы. | 1 | | |
10/2 | География населения Забайкальского края | 1 | | |
11/3 | Групповой проект по теме «Как мы празднуем народный праздник» | 1 | | |
12/4 | Моя семья. Родословная человека | 1 | | |
Неразрывная связь истории края с историей страны - 5 ч |
13/1 | Давно ли появились первые люди в Забайкалье? Каторжные времена | 1 | | |
14/2 | Декабристы в Забайкалье. Гражданская война | 1 | | |
15/3 | Великая Отечественная война | 1 | | |
16/4 | Байкало-Амурская магистраль. Выдающиеся люди Забайкалья | 1 | | |
17/5 | Групповой проект по теме «Создаем макет памятника нашим землякам» | 1 | | |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
1. Для 3 класса: Корсун, О.В. Родное Забайкалье : книга для чтения в начальной школе / О.В. Корсун, Е.А. Игумнова. - Чита : Экспресс-изд-во, 2007
2. Для 4 класса: Граубин, Г.Р. Наша малая Родина : учебное пособие по краеведению для младшего школьного возраста / Г.Р. Граубин. – Чита : Экспресс-изд-во., 2008
3. Горлачёв, В.П. Школьный атлас водной флоры и фауны Забайкалья / В.П. Горлачев, Л.Н. Золотарёва, М.Ц. Итигилова, О.В. Корсун, И.Ф. Кривенкова. - Чита, 1997. – 221 с.
4. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные). – Чита : Поиск, 2000. - 214 с.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОИВАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебному предмету «Забайкаловедение»
Классы: 4
Учитель: Михайлова Альбина Михайловна
с. Новоивановка
2021
Паспорт
фонда оценочных средств
по учебному предмету «Забайкаловедение»
Класс 4
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) предмета | Наименование оценочного средства |
1 | Символика Забайкальского края | Групповой проект «Славное село» |
2 | Многонациональный характер народов Забайкалья | Групповой проект по теме «Как мы празднуем народный праздник» |
3 | Неразрывная связь истории края с историей страны | Групповой проект по теме «Создаем макет памятника нашим землякам» |
Источники:
1. Малая энциклопедия Забайкалья. Природное наследие/ гл. редактор Р.Ф. Гениатулин. Новосибирск. Наука.2009.
2. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том I – IV. Новосибирск. Наука, 2000,2003, 2006