СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Занимательная математика".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Занимательная математика"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Занимательная математика".»






3 класс

Всего 34 ч(( 1 час в неделю)


Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному общеобразовательному стандарту НОО и разработана на основе авторской программы О. А. Холодова « Занимательная математика» для 3 класса. Методическое пособие : 3 класс/ под ред. О. А. Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2020.














































Планируемые результаты освоения курса « Занимательная математика»


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

—развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

—развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

—воспитание чувства справедливости, ответственности;

—развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления..).

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):

-сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; —осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: —сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

—анализировать предложенные возможные варианты верного решения

—включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

—аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

—сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

—сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

—моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

—применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками

—анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

—сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и .

—анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

—искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

—конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

—объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;—воспроизводить способ решения задачи

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

—оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

—конструировать несложные задачи.:

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

—ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

—составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

































Содержание курса «Занимательная математика»



п/п

Тема занятий

Форма

организации

Виды деятельности

1

Порядковый проспект

Инд-групповая

Знакомство с тетрадью-учебником.

Декодирование информации с помощью координатной сетки. Определение закономерностей из геометрических фигур. Знакомство с математическим конкурсом «Кенгуру».

2

Порядковый проспект

Инд-групповая

Сравнение, определение и описание предметов по их признакам. Решение «волшебных квадратов». Составление математических закономерностей.

3

Улица Шифровальная

Инд-групповая

Работа с загадками. Повторение понятий «кодирование». «декодирование». Кодирование сообщений при помощи таблиц. Решение задач.

4

Порядковый проспект

Инд-групповая

Работа с загадками. Работа с алгоритмами. Знакомство с «Линейными» и «нелинейными» алгоритмами.

5

Порядковый проспект

Инд-групповая

Составление разных видов алгоритмов.

6

Порядковый проспект

Инд-групповая

Составление алгоритмов расшифровки, на основе алгоритма шифровки.

7

Улица Ребусовая

Инд-групповая

Составление и отгадывание ребусов. Кодирование и декодирование сообщений при помощи специальных кодов.

8

Улица Ребусовая

Инд-групповая

Отгадывание ребусов. Восстановление математических ребусов. Решение числовых головоломок.

9

Вычислительный проезд

Инд-групповая

Отгадывание буквенных ребусов. Решение «числовых дорожек».

10

Вычислительный проезд

Инд-групповая

Оппозиционная система записи чисел. Решение «числовых ковриков», «числовых колёс». Выполнение разных арифметических действий.

11

Улица магическая

Инд-групповая

Решение девятиклеточных «магических квадратов», «математических рамок».

12

Порядковый проспект

Инд-групповая

Нахождение последовательностей и закономерностей. Решение математических ребусов.

13

Цифровой поезд

Инд-групповая

Работа с цифрами и числами. Повторение римской нумерации. Запись римской нумерации и выполнение с ними арифметических действий. Решение математических ребусов с римскими цифрами по перекладывании спичек.

14

Улица Высказываний

Инд-групповая

Построение простейших высказываний с помощью логических связок. Оценивание истинности и ложности высказываний. Решение задач.

15

Проспект умозаключений

Инд-групповая

Оценивание истинности и ложности высказываний. Решение задач.

16

Проспект Логических задач

Инд-групповая

Составление схем рассуждений. Формулировка выводов. Решение логических задач.

17

Площадь множеств

Инд-групповая

Повторение понятий: множество, элементы множества, подмножества. Пересечение множеств, объединение множеств. Решение задач при помощи кругов Эйлера-Венна.

18

Проспект Лгических задач

Инд-групповая

Работа с множествами. Решение задач при помощи кругов Эйлера-Венна.

19

Проспект Логических задач

Инд-групповая

Повторение понятия «граф». Знакомство с понятиями «Неориентированный граф», «ориентированный граф». Построение графов. Решение задач с помощью построения графов.

20

Проспект Комбинаторных задач

Инд-групповая

Знакомство с комбинаторными задачами. Построение схемы-дерева возможных вариантов.

21

Семейная магистраль

Инд-групповая

Решение «нестандартных задач». Моделирование ситуаций из задач при помощи символов.

22

Временной переулок

Инд-групповая

Определение времени по электронным и механическим часам. Повторение единиц измерения времени. Решение нетрадиционных задач «на время».

23

Временной переулок

Инд-групповая

Определение времени по электронным, песочным и механическим часам. Повторение единиц измерения времени и установление связей между ними.

24

Временной переулок

Инд-групповая

Определение времени по механическим часам с арабскими и римскими цифрами. Решение нетрадиционных задач с отмериванием времени песочными часами.

25

Денежный бульвар

Инд-групповая

Знакомство с единицами стоимости и взаимосвязь между ними. Преобразование денежных величин. Решение нетрадиционных задач, связанных с «деньгами».

26

Улица Величинская

Инд-групповая

Знакомство со старинными русскими мерами массы. Сравнение предметов по массе при помощи рычажных весов без циферблата. Решение нетрадиционных задач на «взвешивание». Моделирование ситуаций из задач при помощи символов.

27

Улица Величинская

Инд-групповая

Работа с единицами измерения. Знакомство со старинными мерами измерения жидкости. Решение нетрадиционных задач «на переливание».

28

Смекалистая улица

Инд-групповая

Решение разного вида задач. Моделирование ситуаций с использованием знаково-символических средств, описанных в задачах.

29

Хитровский перулок

Инд-групповая

Решение нетрадиционных задач на «пересчет по кругу», «промежутки», «расстановки», «деление на части» используя графические модели.

30

Конструкторский проезд

Инд-групповая

Работа с геометрическими фигурами и телами. Решение задач на преобразование геометрических фигур. Черчение геометрических фигур.

31

Конструкторский проезд

Инд-групповая

Преобразование объёмных тел в плоскостные. Решение пространственных задач.

32

Окружная улица


Знакомство с отличительными чертами круга и окружности, понятиями: центр, радиус, диаметр. Построение окружностей.

33

Художественная улица

Инд-групповая

Изображения и построения симметричных фигур. Построение симметричных изображений. Черчение окружностей и узоров при помощи циркуля.

34

«Там на неведомых дорожках…»

Инд-групповая

Обобщение, повторение и систематизация знаний по изученным разделам.















































Тематическое планирование

п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата

Факт

1

Порядковый проспект

1



2

Порядковый проспект

1



3

Улица Шифровальная

1



4

Порядковый проспект

1



5

Порядковый проспект

1



6

Порядковый проспект

1



7

Улица Ребусовая

1



8

Улица Ребусовая

1



9

Вычислительный проезд

1



10

Вычислительный проезд

1



11

Улица магическая

1



12

Порядковый проспект

1



13

Цифровой поезд

1



14

Улица Высказываний

1



15

Проспект умозаключений

1



16

Проспект Логических задач

1



17

Площадь множеств

1



18

Проспект Лгических задач

1



19

Проспект Логических задач

1



20

Проспект Комбинаторных задач

1



21

Семейная магистраль

1



22

Временной переулок

1



23

Временной переулок

1



24

Временной переулок

1



25

Денежный бульвар

1



26

Улица Величинская

1



27

Улица Величинская

1



28

Смекалистая улица

1



29

Хитровский перулок

1



30

Конструкторский проезд

1



31

Конструкторский проезд

1



32

Окружная улица

1



33

Художественная улица

1



34

«Там на неведомых дорожках…»

1




Содержание

1 класс

Раздел 1. Город закономерностей.

Составление последовательности из данных букв; определение направления движения; нахождение признаков предметов; анализ, синтез, классификация разных предметов и групп предметов; определение последовательностей и закономерностей; заполнение девятиклеточного «волшебного квадрата; составление рассказов по картинкам; решение задач на составление различных комбинаций.

Раздел 2. Город загадочных чисел.

Запись различными цифрами количество предметов; сравнение чисел; анализ рисунков с количественной точки зрения; выполнение и запись арифметических действий; дополнение равенств пропущенными цифрами; решение занимательных задач с римскими цифрами; задания с палочками (спичками).

Раздел 3. Город Логических рассуждений.

Конструирование простейших высказываний с помощь логических связок; работа с истинными и ложными высказываниями; решение простейших логических задач при помощи схемы (рисунка); работа с таблицами и математическими объектами.

Раздел 4. Город Занимательных задач.

Сравнение предметов по их свойствам; запись величин; выполнение сложения и вычитания однородных величин; конструирование высказываний; перевод информации из одной формы в другую.

Раздел 5. Город Геометрических превращений.

Ориентирование в пространстве; определение формы предметов; классификация предметов по форме; работа с симметричными фигурами; определение и проведение оси симметрии; анализ полученной информации.

2 класс

Раздел 1. Город Загадочных чисел.

Запись цифрами количество предметов; сравнение чисел; запись знаками «+» и «-« действия «сложение» т «вычитание»; установление взаимосвязи между сложением и вычитанием; дополнение равенств пропущенными в них цифрами, числами, знаками; решение задач с римскими цифрами; выполнение заданий по перекладыванию спичек; решение числовых кроссвордов и математических головоломок.

Раздел 2. Город закономерностей

Выделение признаков сходства и различия двух объектов (предметов); выявление правил (закономерностей), по которым изменяются признаки предметов; составление рассказов по картинкам; заполнение волшебного квадрата.

Раздел 3. Город Геометрических превращений.

Ориентирование в пространстве; определение формы плоских и объемных предметов; классификация предметов; проведение оси симметрии.

Раздел 4. Город Логических рассуждений.

Конструирование простейших высказываний при помощи связок; решение простейших логических задач при помощи рисунка и схемы; чтение и заполнение несложных готовых таблиц; упорядочивание математических объектов.

Раздел 5. Город Занимательных задач.

Сравнение предметов по определённому свойству (массе); запись данных величин в порядке возрастания (убывания), выполнение сложения и вычитания однородных величин; конструирование простейших высказываний с помощью логических связок; решение нетрадиционных задач при помощи схемы.

3 класс

Раздел 1. Город Закономерностей.

Работа с алгоритмами разных форм. Умение находить информацию в рисунках и таблицах; анализ и коррекция разного вида заданий; уточнение понятий «волшебный квадрат», «правило волшебного квадрата», «кодирование», «декодирование», «двоичный код».

Раздел 2. город загадочных чисел.

Систематизаций сведение о числе и цифре; решение ребусов; решение «цифровых дорожек» с одинаковыми и разными цифрами; решение «числовых ковриков»; изучение правил «магического квадрата»; повторение римской нумерации в пределах 30; знакомство с римскими числами в пределах 1000; сложение и вычитание чисел, записанных римскими цифрами.

Раздел 3. Город логических рассуждений.

Повторение понятий « общие», «частные», «единичные суждения»; знакомство с понятием «простые и сложные высказывания»; построение простейших логических высказываний; решение задач путём рассуждения; работа с множествами и графами; решение задач при помощи кругов Эйлера; моделирование ситуаций, которые описываются в задачах; изучение понятия «дерево возможностей»; «познакомить с буквенным деревом».

Раздел 4. Город Занимательных задач.

Решение нестандартных задач ( на время, с отмериванием песочными часами, единицами стоимости, «на взвешивание» и др.) путём рассуждения и использования графических моделей. Знакомство с задачами, в которых нужно выполнить определённое действие за ограниченный период времени.

Раздел 5. Город геометрических превращений.

Систематизация знаний о геометрических фигурах и телах; выполнение преобразование фигур; знакомство с понятием « уникурсальные фигуры»; вычерчивание такого вида фигур; преобразование объёмных тел в плоскостные и наоборот; исследование модели куба; решение пространственных задач; знакомство с отличительными чертами круга и окружности; построение окружности и круга циркулем.


4 класс


Радел 1. Различные системы счисления.

Иероглифическая система древних египтян; старинные системы записи чисел; римские цифры; счёт и цифры индейцев Майя; древнерусская система исчисления; славянская нумерация; двоичная система счисления; арифметические действия в двоичной системе счисления.

Раздел 2. Числовые головоломки.

Решение примеров, которые содержат отсутствующие цифры; решения задач способом перебора; моделирование ситуаций с использованием знаково-символических средств; решение и составление ребусов, содержащие числа; заполнение числового кроссворда (судоку).

Раздел 3. Геометрические фигуры.

Решение топологических задач: геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги, задачи на построение замкнутных самопересекающихся ломанных; пентамино; исторические сведение о развитии геометрии; геометрические узоры и паркеты; правильные фигуры; введение понятия квадрат Ф. Фрбеля; различные способы складывания бумаги; прямоугольный параллелипипед, цилиндр.

Раздел 4. Логические задачи.

Задачи на переливание из одной ёмкости в другую при разных условиях; минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях; методы решения.

Раздел 5. Признаки умножения и делимости.

Признаки умножения; комбинаторное правило умножения; признаки делимости чисел на 2, 3, 4,5, 6, 8, 9, 11, 25 и разрядную единицу; решение задач на использование признаков делимости.

Раздел 6. Решение занимательных задач.

Задачи разной сложности в стихах; старинные задачи; решение задач с неполными данными, лишними, нереальными данными; решение задач методом от противного; логическая задача «Колумбово яйцо»; игра «Не пройди дважды», «Пифагор».

Раздел 7. Гимнастика для ума.

Основные понятия комбинаторики; термины и символы; комбинаторные задачи; задачи на доказательства и принцип Дирихле; решение и составление задач со спичками; круги Эйлера-Венна; магический квадрат, математические ребусы, математические трюки и фокусы; числовые ряды, закономерности, аналогия; построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге; занимательные задачи.