СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Защита человека в чрезвычайных обстоятельствах" 5 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Защита человека в чрезвычайных обстоятельства" 5 класс поможет организовать учебную деятельность учащихся

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Защита человека в чрезвычайных обстоятельствах" 5 класс»


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)



Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2016

Утверждаю

Директор

О.В. Антышева

Приказ № 176-ОД от 30.08.2016







Рабочая программа


по предмету «Защита человека в чрезвычайных обстоятельствах»


для 5 класса, основное общее образование,


Емельяновой Елены Сергеевны


учителя первой квалификационной категории


















2016


1. Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Защита человека в чрезвычайных обстоятельствах» (далее – Рабочая программа) для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе.

Для работы на уроках и подготовки домашнего задания рекомендуется использовать учебник ОБЖ для 5 класса, авторами которого являются В. В. Поляков, М. И. Кузнецов, В. В. Марков, В. Н. Латчук (Москва, «Дрофа» 2013 год).

Преподавание предмета «Защита человека в чрезвычайных обстоятельствах» реализуется в общеобразовательном учреждении в 5-х классах в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю.

В Рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Цели и задача обучения


– усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

– понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;

– уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека, правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;

– антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;

– отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;

– готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.

– освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;

– развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

– воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

– формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Общая характеристика учебного предмета

Курс предназначен для:

*формирования у учащихся основных понятий об опас­ных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

*выработки у них сознательного и ответственного отно­шения к личной безопасности, безопасности окружающих;

*приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни услови­ях и умения адекватно реагировать на различные опасные си­туации с учётом своих возможностей;

*формирования у учащихся антиэкстремистского и анти­террористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.



2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Формы контроля

1

2

3

4

1. Город как источник опасности

2

Среда обитания, чрезвычайная ситуация, опасная ситуация


2. Опасные ситуации в доме (квартире)

8

Опасные ситуации в доме, пожар, средства пожаротушения, затопление, электротравмы, опасные вещества, взрыв, обрушение


3. Опасные ситуации на улице

3

Поведение в толпе, бродячие животные


4. Чрезвычайные ситуации на транспорте

6

Правила дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, безопасность в общественном транспорте и автомобиле, железнодорожный транспорт, авиационный транспорт, морской и речной транспорт


5. Ситуации криминогенного характера

2

Криминогенные ситуации, правила поведения в криминогенной ситуации


6. Изменение среды обитания человека

3

Загрязнение воды, воздуха, почвы


7. Защита людей от последствий ЧС

2

Средства индивидуальной защиты органов дыхания, противогаз, правила использования противогаза


8. Правила оказания ПМП и основы здорового образа жизни

5

Раны, виды ран, первая медицинская помощь при ранениях, кровотечения, первая медицинская помощь при кровотечениях, основы здорового образа жизни




3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1

Город как источник опасности

2

0

2

Опасные ситуации в доме (квартире)

8

0

3

3. Опасные ситуации на улице

3

1

4

Чрезвычайные ситуации на транспорте

6

0

5

Ситуации криминогенного характера

2

0

6

Изменение среды обитания человека

3

1

7

Защита людей от последствий ЧС

2

1

8

Правила оказания ПМП и основы здорового образа жизни

5

0

ИТОГО


31

3


4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 5 класса

(34 ч в год/1 ч в неделю)

№ урока

Тема урока

Планируемое домашнее задание

Дата

Корректировка КТП

Глава 1. Город как источник опасности

(2 часа)

1

Особенности города как среды обитания человека

§1;

-записи в тетради;

-найти и выписать 3 пословицы о страхе и смелости.



2

Системы обеспечения безопасности города

§2;

-записи в тетради;

-работа со словарём.



Глава 2. Опасные ситуации в доме (квартире)

(8 часов)

3

Дом, в котором мы живём

§3;

-записи в тетради;

-составление кроссворда;

-рисунок «Возможная опасная ситуация дома».



4

Огонь-друг и враг человека

§4;

-составление плана эвакуации из квартиры.



5

Затопление квартиры

§5;

-изображение схемы водоснабжения квартиры.



6

Электричество

§6;

-перечисление домашних электроприборов.



7

Опасные вещества

§7;

-составление списка средств бытовой химии, хранящихся дома.



8

Взрыв и обрушение дома. Захлопнулась дверь

§8,9;

-записи в тетради.




9

Как беречь своё здоровье

-Записи в тетради;

-работа со словарём.




10

Предупреждение бытового травматизма

-Записи в тетради.



Глава 3. Опасные ситуации на улице

(3 часа)

11

Водоёмы

-Записи в тетради;

-изображение плана знакомого водоёма.



12

Толпа. Гололёд

§10;

-записи в тетради.



13

Собака бывает кусачей

§11;

-записи в тетради.



Глава 4. Чрезвычайные ситуации на транспорте

(6 часов)

14

Современный транспорт – зона повышенной опасности

§12;

-записи в тетради.



15

Регулирование движения и дорожные знаки

§13;

-Записи в тетради;

-изобразить по 5 дорожных знаков 4-х групп и подписать




16

Общественный и городской транспорт

§14;

-записи в тетради.



17

Железнодорожный транспорт (выполнение проекта)

§15;

-записи в тетради.



18

Авиационный транспорт (выполнение проекта)

§16;

-записи в тетради.



19

Морской и речной транспорт (выполнение проекта)

§17;

-записи в тетради;

-подготовка сообщений.



Глава 5. Ситуации криминогенного характера

(2 часа)

20

Психологические основы самозащиты. Ситуации криминогенного характера в доме (квартире)

§18,19;

-записи в тетради.



21

Ситуации криминогенного характера в подъезде и на улице. Как избежать домогательств

§20,21;

-записи в тетради.



Глава 6. Изменение среды обитания человека

(3 часа)

22

Загрязнение воды

§22;

-записи в тетради;

-работа со словарём;

-подготовка сообщений.



23

Загрязнение воздуха

§23;

-записи в тетради;

-работа со словарём;

-подготовка сообщений.



24

Загрязнение почвы

§24;

-записи в тетради;

-работа со словарём;

-подготовка сообщений.



Глава 7. Защита людей от последствий ЧС

(2 часа)

25

Фильтрующие гражданские и детские противогазы

§25;

-записи в тетради.



26

Пользование противогазом

§26;

-записи в тетради.



Глава 8. Правила оказания ПМП

и основы здорового образа жизни (5 часов)

27

Виды ранений. Оказание ПМП при некоторых повреждениях


§27;

-записи в тетради.



28

Характеристика кровотечений. Оказание ПМП при кровотечениях (I)

§28;

-записи в тетради.



29

Оказание ПМП при кровотечениях (II)

§29;

-записи в тетради.



30

Здоровый образ жизни – что это такое?

§30,31;

-записи в тетради;

-сочинение «Человек, который ведёт здоровый образ жизни».



31

Развитие и изменение организма в вашем возрасте

§32,33,34;

-записи в тетради;

-работа со словарём.



Резервное время – 3 часа.



5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)


На конец 5 класса ученик научится и получит возможность научиться:

Личностные результаты обучения:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и тра­диционных ценностей многонационального российского об­щества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

  • формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех её проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и анти­террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности.


Предметные результаты обучения:

  • формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

  • умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!