АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2016 | Утверждаю Директор О.В. Антышева Приказ № 176-ОД от 30.08.2016 |
Рабочая программа
по предмету «Защита человека в чрезвычайных обстоятельствах»
для 5 класса, основное общее образование,
Емельяновой Елены Сергеевны
учителя первой квалификационной категории
2016
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Защита человека в чрезвычайных обстоятельствах» (далее – Рабочая программа) для 5 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе.
Для работы на уроках и подготовки домашнего задания рекомендуется использовать учебник ОБЖ для 5 класса, авторами которого являются В. В. Поляков, М. И. Кузнецов, В. В. Марков, В. Н. Латчук (Москва, «Дрофа» 2013 год).
Преподавание предмета «Защита человека в чрезвычайных обстоятельствах» реализуется в общеобразовательном учреждении в 5-х классах в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю.
В Рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Цели и задача обучения
– усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;
– уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека, правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;
– антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;
– отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
– готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.
– освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
– развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
– воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
– формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Общая характеристика учебного предмета
Курс предназначен для:
*формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
*выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
*приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
*формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Город как источник опасности | 2 | Среда обитания, чрезвычайная ситуация, опасная ситуация | |
2. Опасные ситуации в доме (квартире) | 8 | Опасные ситуации в доме, пожар, средства пожаротушения, затопление, электротравмы, опасные вещества, взрыв, обрушение | |
3. Опасные ситуации на улице | 3 | Поведение в толпе, бродячие животные | |
4. Чрезвычайные ситуации на транспорте | 6 | Правила дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, безопасность в общественном транспорте и автомобиле, железнодорожный транспорт, авиационный транспорт, морской и речной транспорт | |
5. Ситуации криминогенного характера | 2 | Криминогенные ситуации, правила поведения в криминогенной ситуации | |
6. Изменение среды обитания человека | 3 | Загрязнение воды, воздуха, почвы | |
7. Защита людей от последствий ЧС | 2 | Средства индивидуальной защиты органов дыхания, противогаз, правила использования противогаза | |
8. Правила оказания ПМП и основы здорового образа жизни | 5 | Раны, виды ран, первая медицинская помощь при ранениях, кровотечения, первая медицинская помощь при кровотечениях, основы здорового образа жизни | |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Город как источник опасности | 2 | 0 |
2 | Опасные ситуации в доме (квартире) | 8 | 0 |
3 | 3. Опасные ситуации на улице | 3 | 1 |
4 | Чрезвычайные ситуации на транспорте | 6 | 0 |
5 | Ситуации криминогенного характера | 2 | 0 |
6 | Изменение среды обитания человека | 3 | 1 |
7 | Защита людей от последствий ЧС | 2 | 1 |
8 | Правила оказания ПМП и основы здорового образа жизни | 5 | 0 |
ИТОГО | | 31 | 3 |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 5 класса
(34 ч в год/1 ч в неделю)
№ урока | Тема урока | Планируемое домашнее задание | Дата | Корректировка КТП |
Глава 1. Город как источник опасности (2 часа) |
1 | Особенности города как среды обитания человека | §1; -записи в тетради; -найти и выписать 3 пословицы о страхе и смелости. | | |
2 | Системы обеспечения безопасности города | §2; -записи в тетради; -работа со словарём. | | |
Глава 2. Опасные ситуации в доме (квартире) (8 часов) |
3 | Дом, в котором мы живём | §3; -записи в тетради; -составление кроссворда; -рисунок «Возможная опасная ситуация дома». | | |
4 | Огонь-друг и враг человека | §4; -составление плана эвакуации из квартиры. | | |
5 | Затопление квартиры | §5; -изображение схемы водоснабжения квартиры. | | |
6 | Электричество | §6; -перечисление домашних электроприборов. | | |
7 | Опасные вещества | §7; -составление списка средств бытовой химии, хранящихся дома. | | |
8 | Взрыв и обрушение дома. Захлопнулась дверь | §8,9; -записи в тетради. | | |
9 | Как беречь своё здоровье | -Записи в тетради; -работа со словарём. | | |
10 | Предупреждение бытового травматизма | -Записи в тетради. | | |
Глава 3. Опасные ситуации на улице (3 часа) |
11 | Водоёмы | -Записи в тетради; -изображение плана знакомого водоёма. | | |
12 | Толпа. Гололёд | §10; -записи в тетради. | | |
13 | Собака бывает кусачей | §11; -записи в тетради. | | |
Глава 4. Чрезвычайные ситуации на транспорте (6 часов) |
14 | Современный транспорт – зона повышенной опасности | §12; -записи в тетради. | | |
15 | Регулирование движения и дорожные знаки | §13; -Записи в тетради; -изобразить по 5 дорожных знаков 4-х групп и подписать | | |
16 | Общественный и городской транспорт | §14; -записи в тетради. | | |
17 | Железнодорожный транспорт (выполнение проекта) | §15; -записи в тетради. | | |
18 | Авиационный транспорт (выполнение проекта) | §16; -записи в тетради. | | |
19 | Морской и речной транспорт (выполнение проекта) | §17; -записи в тетради; -подготовка сообщений. | | |
Глава 5. Ситуации криминогенного характера (2 часа) |
20 | Психологические основы самозащиты. Ситуации криминогенного характера в доме (квартире) | §18,19; -записи в тетради. | | |
21 | Ситуации криминогенного характера в подъезде и на улице. Как избежать домогательств | §20,21; -записи в тетради. | | |
Глава 6. Изменение среды обитания человека (3 часа) |
22 | Загрязнение воды | §22; -записи в тетради; -работа со словарём; -подготовка сообщений. | | |
23 | Загрязнение воздуха | §23; -записи в тетради; -работа со словарём; -подготовка сообщений. | | |
24 | Загрязнение почвы | §24; -записи в тетради; -работа со словарём; -подготовка сообщений. | | |
Глава 7. Защита людей от последствий ЧС (2 часа) |
25 | Фильтрующие гражданские и детские противогазы | §25; -записи в тетради. | | |
26 | Пользование противогазом | §26; -записи в тетради. | | |
Глава 8. Правила оказания ПМП и основы здорового образа жизни (5 часов) |
27 | Виды ранений. Оказание ПМП при некоторых повреждениях | §27; -записи в тетради. | | |
28 | Характеристика кровотечений. Оказание ПМП при кровотечениях (I) | §28; -записи в тетради. | | |
29 | Оказание ПМП при кровотечениях (II) | §29; -записи в тетради. | | |
30 | Здоровый образ жизни – что это такое? | §30,31; -записи в тетради; -сочинение «Человек, который ведёт здоровый образ жизни». | | |
31 | Развитие и изменение организма в вашем возрасте | §32,33,34; -записи в тетради; -работа со словарём. | | |
Резервное время – 3 часа.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)
На конец 5 класса ученик научится и получит возможность научиться:
Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
9