Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (базовый уровень), а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2013), с авторской программой Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы – сост.:
Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: Русское слово, 2013) и учебником для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (Учебник – хрестоматия. Литература. Базовый и профильный уровень.
10 класс./ Авторы: Сахаров В.И., Зинин С.А. – М.: Русское слово, 2013)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа составлена из расчета 3 часа в неделю (102 часа)
10 класс – важный период в изучении литературы, так как содержание учебного материала – русская литература XIX века – играет особую роль в формировании русской национальной культуры. Программа включает набор ключевых текстов отечественной классики. В 10 классе изучается история русской литературы с подробным анализом вершинных произведений писателей XIX века. Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.
Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, драматических текстов А.Н. Островского, эпических полотен Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы дает представление об историко-литературном процессе XVIII-XIX веков более объемным и содержательным.
Монографическое изучение творчества великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем и др.
В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в XIX веке в его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох, идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
Цели обучения:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Содержание учебного предмета
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века
А.С. Пушкин
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный. ..», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Как часто пёстрою толпою окружён...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Н.В. Гоголь
Повести «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Литература второй половины XIX века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский
Пьесы «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди— сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
И.А. Гончаров
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
И.С. Тургенев
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе«Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать? » (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!...», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
А.А. Фет
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. .. », «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Н.С. Лесков
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
М.Е. Салтыков-Щедрин
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
А.К. Толстой
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Л.Н. Толстой
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружениковвойны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание ».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
А.П. Чехов
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функцияремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Планируемые результаты:
Выпускник научится:
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;
Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
Выпускник получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
Требования к уровню подготовки учащихся - умение работать с художественным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять литературоведческую терминологию;
- понимание ключевых проблем изученных произведений литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
- понимание образной природы словесного искусства
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей;
Учебно-методический комплекс по литературе для 10 класса
1. Генералова Н.С. Поурочное планирование по литературе. 10 класс. - М.: Экзамен, 2008.
2. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. - М.: Вико, 2008
3. Петрович В.Т., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе .10 класс. Поурочное планирование. - М.: Сфера, 2007
4. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы.
Авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: Русское слово, 2013
5. Учебник – хрестоматия. Литература. Базовый и профильный уровень. 10 класс./ Авторы: Сахаров В.И., Зинин С.А. – М.: Русское слово, 2013
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
http://www.a4format.ru–Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Дата |
1 | | Введение. "Прекрасное начало..." (К истории русской литературы XIXвека) | |
| 6 часов | Творчество А.С. Пушкина | |
2 | | Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. А.С.Пушкин «Воспоминание о царском селе» | |
3 | | Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок. "Погасло дневное светило...", "Подражание Корану" (И путник усталый на Бога роптал...") | |
4 | | Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. "Брожу ли я вдоль улиц шумных...", "Элегия", ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил..." | |
5 | | Историческая и "частная" темы в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" | |
6 | | Конфликт между интересами личности и государства в поэме А.С. Пушкина " Медный всадник". Образ стихии и её роль в авторской концепции истории | |
7 | | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме "Медный всадник". Социально-философские проблемы поэмы | |
| 6 часов | Творчество М.Ю. Лермонтова | |
8 | | М.Ю. Лермонтов. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта | |
9 | | Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова. "Молитва" ("Я, матерь Божья, ныне с молитвою...") | |
10 | | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова. "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана...") | |
11 | | Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова "Как часто пёстрою толпою окружен...", "Выхожу один я на дорогу..." | |
12 | | «Демон» как романтическая и философская поэма. Противоречивость центрального образа поэмы | |
13 | | Особенности богоборческой темы в поэме Лермонтова "Демон". Перекличка основных мотивов "Демона" с лирикой поэта | |
| 6 часов | Творчество Н.В. Гоголя | |
14 | | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике "Миргород" | |
15 | | "Петербургская" тема в творчестве Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина. Литературные реминисценции в повестях Гоголя | |
16 | | "Петербургские повести" Н.В. Гоголя. Образ "маленького человека" в "Петербургских повестях" | |
17 | | Н.В. Гоголь. "Невский проспект". Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода | |
18 | | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести "Невский проспект" | |
19 | | Н.В. Гоголь "Портрет". Место повести в сборнике "Петербургские повести" | |
20 | | Проверочная работа по разделу "Из литературы первой половины XIX в." | |
21 | | Литература и журналистика 50-80 годов XIX в. Основные проблемы. Характеристика русской прозы и поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы | |
| 7 часов | Творчество А.Н. Островского | |
22 | | Творчество А.Н. Островского. Островский - создатель русского театра. Этапы биографии и творчества | |
23 | | Идейно-художественный анализ комедии "Свои люди - сочтемся!" | |
24 | | Драма "Гроза". Идейно-художественное своеобразие | |
25 | | Город Калинов и его обитатели | |
26 | | Образ Катерины. Её душевная трагедия. Протест Катерины против "темного царства". Нравственная проблематика пьесы | |
27 | | Роль второстепенных и внесценических персонажей в "Грозе". Многозначительность названия пьесы | |
28 | | Споры критиков вокруг драмы "Гроза". Подготовка к домашнему сочинению по драме А. Островского "Гроза" | |
| 6 часов | Творчество И.А. Гончарова | |
29 | | Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. Общая характеристика романа "Обломов". Место романа в трилогии "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв" | |
30 | | Обломов: сущность характера героя. Понятие "обломовщина" | |
31 | | Система образов в романе. Реальность и идиллия в любовной линии романа | |
32 | | Проблема "лишних людей" в русской литературе. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе | |
33 | | Историко-философский смысл романа. Роман "Обломов" в русской критике | |
34 | | Современная трактовка романа. Зачёт по творчеству И.А. Гончарова | |
| 9 часов | Творчество И.С. Тургенева | |
35 | | И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. История создания романа "Отцы и дети" | |
36 | | "Отцы и дети": новый тип в русском обществе и русской литературе | |
37 | | Черты личности и мировоззрение Базарова | |
38 | | "Отцы" и "дети" в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Их конфликт в романе | |
39 | | Базаров в системе действующих лиц романа | |
40 | | Базаров и его мнимые последователи | |
41 | | Оппоненты героя, их позиции | |
42 | | Тема любви в романе «Отцы и дети» | |
43 | | Анализ эпизода "Смерть Базарова". Споры в критике вокруг романа. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С. Тургенева | |
| 3 часа | Творчество Ф.И. Тютчева | |
44 | | Лирика Ф.И. Тютчева. Единство мира и философия природы в его лирике. "Не то, что мните вы, природа...", "Silentium!", "Еще земли печален вид..." | |
45 | | Человек и история в лирике ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. "Нам не дано предугадать...", "Умом Россию не понять"... | |
46 | | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Драматизм звучания любовной лирики. " О, как убийственно мы любим...", "К.Б.» (Я встретил вас - и всё былое") | |
| 2 часа | Творчество А.А.Фета | |
47 | | А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. "Даль", "Ещё весны душистой нега", " Я пришел к тебе с приветом..." | |
48 | | Любовная лирика А.А.Фета. "Шепот, робкое дыханье...", "певице", " Сияла ночь. Луной был полон сад..." | |
49 | | Проверочная работа по творчеству Тютчева и Фета. Анализ стихотворений | |
| 10 часов | Творчество Н.А. Некрасова | |
50 | | Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Основные темы лирики Н.А. Некрасова | |
51 | | Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. " В Дороге", "Надрывается сердце от муки" | |
52 | | Героическаое и жертвенное в образе разночинца - нарордолюбца. "Рыцарь на час", "Умру я скоро", "Блажен незлобивый поэт" | |
53 | | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. "Вчерашний день, часу в шестом…", " О, муза! Я у двери гроба...", "Поэт и гражданин" | |
54 | | История создание поэмы "Кому на Руси жить хорошо" | |
55 | | Многообразие народных типов в галерее образцов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" | |
56 | | Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова " Кому на Руси жить хорошо" | |
57 | | Проблема счастья и смысла жизни в поэме | |
58 | | Особенности языка поэмы. Фольклорное начало в поэме | |
59 | | "Кому на Руси жить хорошо". Сюжет и авторские отступления в поэме. Подготовка к творческой работе по творчеству А.Н.Некрасова | |
| 11 часов | Творчество Л. Н. Толстого | |
60 | | Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. По страницам великой жизни | |
61 | | Роман "Война и мир" - роман - эпопея: проблематика, образы, жанр. История создания. Война 1812 года и Смоленщина. Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы. Денис Давыдов на Смоленской земле. | |
62 | | «Мысль народная» и «мысль семейная» в эпопее «Война и мир» | |
63 | | Герои романа "Война и мир" в поисках смысла жизни | |
64 | | Пути идейно - нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова | |
65 | | Женские образы в романе. Наташа Ростова и Марья Болконская | |
66 | | Философия истории: М.И. Кутузов и Наполеон - два нравственных полюса | |
67 | | "Дубина народной войны". Философия войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" | |
68 | | Платон Каратаев. Значение образа | |
69 | | Роль эпилога в романе. Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" | |
70 | | Сочинение по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" | |
| 9 часов | Творчество Ф.М. Достоевского | |
71 | | Ф.М. Достоевский. Этапы жизни и творчества. Идейные и эстетические взгляды | |
72 | | История создания романа "Преступление и наказание". Особенности творческой манеры Достоевского | |
73 | | Теория Раскольникова и причины поражения | |
74 | | Родион Раскольников - преступник или герой? Преступление Раскольникова | |
75 | | Женские образы романа. Соня Мармеладова - святая или порочная?!. | |
76 | | Петербург Достоевского | |
77 | | Родион и Соня: что впереди? | |
78 | | "Преступление и наказание" в оценке русской критики | |
79 | | Творческая работа по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | |
| 2 часа | Творчество Н.Г. Чернышевского | |
80 | | Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества | |
81 | | Роман "Что делать?". Критики о романе | |
| 3 часа | Творчество Н.С. Лескова | |
82 | | Н.С. Лесков. Очерк жизни. Художественный мир произведений Лескова | |
83 | | "Очарованный странник" идейно-художественное своеобразие повести | |
84 | | Поэтика названий повести, её главный герой. Фольклорное начало в повествовании. Тест | |
| 6 часов | Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина | |
85 | | Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Художественный мир писателя | |
86 | | Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина - синтез его творчества | |
87 | | "История одного города" как сатирическое произведение | |
88 | | Градоначальники и народ в изображении Салтыкова-Щедрина | |
89 | | Перекличка событий и героев романа с фактами российской истории. Полемика вокруг творчества Салтыкова-Щедрина в русской литературе | |
90 | | Творческая работа по произведениям Салтыкова-Щедрина | |
| 2 часа | Творчество А.К. Толстого | |
91 | | А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого | |
92 | | Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. "Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре ..." «Государь ты наш, батюшка", "Средь шумного бала, случайно..." | |
| 7 часов | Творчество А.П.Чехова | |
93 | | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 годов. "Человек в футляре", "Крыжовник" | |
94 | | Тема гибели души в рассказе "Ионыч" | |
95 | | Рассказ "Дама с собачкой". Проблематика рассказа | |
96 | | Промежуточная аттестация. Тест | |
97 | | Драматургия Чехова. "Вишневый сад" - история создания, сюжет, подтекст | |
98 | | Система образов. Раневская и Гаев. Лопахин - герой нашего времени?! | |
99 | | Символ сада в пьесе. Своеобразие чеховского стиля | |
100 | | Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.П.Чехова | |
101 | | Мировое значение русской классической литературы | |
102 | | Обобщение и систематизация знаний по курсу | |
Сочинений – 7 (домашних – 4; классных – 3)
В рабочей программе в урок 61 «Роман "Война и мир" - роман - эпопея: проблематика, образы, жанр» включена тема по литературе Смоленщины «Война 1812 года и Смоленщина. Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Давыдов на Смоленской земле».