СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа литература 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа литература 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»




«Рассмотрено»

на заседании ШМО учителей

Протокол №____

от «____» __________ 2017г.

«Согласовано»

Зам директора по УВР

Е.Н. Рыбакова

«_____» _____________2017г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №6»

_______________Е.Б. Комисаренко









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 5 класса на основе ФГОС








Составитель: учитель русского языка и литературы

Лыхина Е.В.






Г. Югорск

2017г.






Содержание программы: Стр.


Аннотация…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета ………………………………………………………………………………………. 4

2.Содержание учебного предмета………………………………………………………………………………………………………….............. 7

3.Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………………..……………… 14





















Аннотация
      Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе ФГОС и программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, УМК под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и  учебника «Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия» 3 ч. в неделю (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2017г.).

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся.
Основная цель курса «Литература»:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

-  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.

   Основные задачи курса «Литература»:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать умения анализа текста с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.




1. Планируемые результаты обучения и освоения учебного предмета

Личностными результатами, формируемыми при изучении курса «Литература», являются:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Метапредметные результаты изучения курса «Литература»:

-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Планируемые результаты освоения учебного предмета :

1) Познавательная сфера

Ученик научится:

- понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Получит возможность научиться

- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.


2) Ценностно-ориентационная сфера

Ученик научится:

- формулировать собственное отношения к произведениям русской литературы, давать их оценку;

- интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

- понимать авторскую позицию и высказывать свое отношение к ней.

Ученик получит возможность научиться

- приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов.


3) Коммуникативная сфера

Ученик научится:

- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно их читать и адекватно воспринимать;

- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Ученик получит возможность

- писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.


4) Эстетическая сфера

Ученик научится:

- понимать природу литературы как явления словесного искусства; эстетически воспринимать произведения литературы; формировать эстетический вкус.

Ученик получит возможность:

- понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.






2. Содержание курса учебного предмета


Введение – 1 ч.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество – 10 ч.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.


Из древнерусской литературы – 2 ч.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

Из литературы XVIII века – 1 ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из литературы XIX века – 54 ч.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка ХIХ века

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века – 21 ч.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Русская литературная сказка ХХ века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения XX века о Родине и родной природе

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.


Писатели улыбаются

Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы – 16 ч.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев.



3. Тематическое планирование

Название раздела

Характеристика деятельности учащихся

Введение – 1 ч. Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги; создатели книги. Учебник литературы и работа с ним.


Выразительное чтение, выражения личного отношения к прочитанному, устный ответ на вопрос.

Устное народное творчество – 10ч. Фольклор. Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Теория литературы. Сказка.
Практические работы. Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нем по плану. Составление развернутого письменного ответа на проблемный вопрос. Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни. Создание собственной иллюстрации к сказке.
Контрольная работа. Письменный ответ на вопрос: «Почему в сказках добро всегда побеждает зло?»

Выразительное чтение, истолкование, выражение личного отношения к прочитанному, устное рецензирование, устные и письменные ответы, участие в коллективном диалоге, различение видов сказок, устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок, нравственная оценка героев сказок. Презентация и защита собственных иллюстраций. Сочинение собственных сказок и малых жанров фольклора.

Из древнерусской литературы – 2 ч. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Летопись.
Практические работы. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора.

Выразительное чтение, истолкование, выражение личного отношения к прочитанному, поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы, пересказ сюжетов, характеристика героев. Обсуждение произведений изобразительного искусства на древнерусские сюжеты.

Из литературы XVIII века – 1 ч. Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» Юмор стихотворения. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Практические работы. Анализ стихотворения по плану. Составление таблицы «Роды и жанры литературы».

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, пересказ фрагментов текста, выразительное чтение, поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы, участие в коллективном диалоге, работа со словарем литературоведческих терминов.

Из литературы XIX века – 54 ч. Жанр басни в мировой литературе. (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом», «Волк на псарне». Аллегория. В.А. Жуковский. «Спящая царевна». «Кубок». Баллада. А.С. Пушкин. «Няне. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». «Спящая царевна». Лирическое послание. Пролог.
Понятие о литературной сказке. Антоний Погорельский. «Черная курица, или подземные жители». В.М. Гаршин. «AttaleaPrinceps». П.П.Ершов. «Конек-горбунок».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино». «Ашик-Кериб». Николай Васильевич Гоголь. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». Фантастика Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Речевая характеристика персонажей. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворение «Весенний дождь».
Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник». Утверждение гуманистических идеалов.
А.П. Чехов. «Хирургия». Речь героев как средство создания комической ситуации.
Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Контрольная работа. Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?
Контрольное тестирование за первое полугодие.
Практические работы. Конкурс на выразительное чтение. Инсценирование фрагментов сказок. Составление викторин к сказкам. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «стихи», «проза», «ритм», «рифма», «способы рифмовки».

Краткий рассказ о поэте, выразительное чтение, составление сообщения о писателе, поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, составление вопросов к произведениям, анализ различных форм выражения авторской позиции, поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы, составление плана характеристики героев, устное иллюстрирование событий, различные виды пересказов, устные ответы на вопросы, обсуждение произведений книжной графики к сказкам; презентация и защита собственных иллюстрация, работа со словарем литературоведческих терминов, составление плана (цитатного), составление плана характеристики героев,составление устного и письменного ответе на проблемный вопрос; работа над коллективным учебным проектом; характеристика и нравственная оценка герое; аргументация своего мнения с помощью цитат; определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов .

Из литературы ХХ века – 21 ч. И.А. Бунин.«Косцы». «Подснежник».
В.Г.Короленко. «В дурном обществе».
Тыбурций Драб – «замечательная личность».
А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель».
С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
Русская литературная сказка ХХ века. П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. «Малахитовая шкатулка".
К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Сказки К. Г. Паустовского.
С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». А.П. Платонов. Рассказ «Никита».
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война.
Самуил Яковлевич Маршак. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Драма как род литературы.
Андрей Платонович Платонов. «Никита». Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. «Васюткино озеро». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»;
А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Произведения XX века о Родине и родной природе

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Контрольная работа.
Контрольная работа. Письменный ответ на вопрос: Какой изображена русская природа в творчестве писателей 20 в.?
Проверочные работы. Инсценирование фрагментов повести. Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести. Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Подбор цитат по заданной теме высказывания.

Устный рассказ о писателе; краткий пересказ произведения; составление плана характеристики героев; составление вопросов к произведениям, анализ различных форм выражения авторской позиции;
различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге, Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, пересказ фрагментов текста, выразительное чтение;
анализ различных форм выражения авторской позиции; пересказ сюжетов, характеристика героев;
составление устного и письменного ответе на проблемный вопрос; работа над коллективным учебным проектом; характеристика и нравственная оценка героев.; выразительное чтение стихотворений; устные ответы на вопросы; Анализ стихотворения по плану анализа лирики; устный рассказ о писателе; выразительное чтение сказа (в том числе по ролям).

Из зарубежной литературы – 16 ч. Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Баллада.
Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Победа добра, любви и дружбы.

Художественная деталь.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки. Внутренний мир героев.
Контрольная работа. Письменный ответ на вопрос: «Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?».
КР Промежуточная аттестация
Практические работы.
Инсценирование проектов произведений. Составление викторин по произведениям. Составительный анализ романа «Робинзон Крузо» и произведений, иллюстрирующих жанр робинзонады в литературе.



Поиск сведений о зарубежном писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; устные рассказы о писателях; выразительное чтение произведений; различные виды пересказов; обсуждение произведений книжной графики; презентация и защита собственных иллюстрация; составление речевой характеристики персонажей; составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос; устные ответы на вопросы; участие в коллективном диалоге.


Уроки развития речи

10 часов

Контрольные работы

7 часов

Уроки внеклассного чтения

16 часов

















Календарно-тематическое планирование

Наименование тем

Дата проведения урока

Скорректированная дата

1.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества



2.

Вн. чт. Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли»



3.

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. (Малые жанры фольклора. Детский фольклор)



4.

Сказка как вид народной прозы.



5.

«Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой.



6.

«Царевна – лягушка». Образ Ивана-Царевича.



7.

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.



8.

Образ главного героя сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.



9.

РР Составление волшебной сказки



10.

ВЧ Сказка о животных «Журавль и цапля».

Бытовая сказка «Солдатская шинель»



11.

Контрольная работа. Письменный ответ на вопрос: «Почему в сказках добро всегда побеждает зло?»



12.

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».



13.

ВЧ Русские летописи.



14.

М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»



15.

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий



16.

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях



17.

Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе



18.

РР Басни Крылова. Анализ и исполнение.



19.

В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»



20.

Сказка «Спящая царевна». Герои литературной сказки, особенности сюжета.



21.

В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок»



22.

А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок




23.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»



24.

Основные образы сказки



25.

РР Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина



26.

РР Стихи и проза. Рифма и ритм



27,28

РР сочинение «В чем превосходство царевны над царицей?»



29.

Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»



30.

ВЧ В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps»



31.

ВЧ П. П. Ершов «Конёк-Горбунок»



32.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения



33.

Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»



34.

Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место».




35.

ВЧ Повести из сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

ПРОЕКТ Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях».



36.

ВЧ Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа



37.

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Изображение судьбы русской женщины.




38.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения



39.

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями




40.

Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя.



41.

Герасим и Муму. Счастливый год



42.

Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества



43.

РР Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму»



44.

Контрольная работа. Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?



45.

«Чудные картины» А.А. Фета



46.

Контрольное тестирование за первое полугодие



47.

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.



48.

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев.



49.

Тема дружбы в рассказе.



50.

Под страхом смерти.



51.

РР Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник».




52.

А.П. Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ.




53.

О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора



54.

Вн. чт. Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».



55, 56

РР Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе

ПРОЕКТ «Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»



57.

И.А. Бунин. Рассказ «Косцы»



58.

ВЧ И. А. Бунин «Подснежник»



59.

В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец




60.

Новые знакомые Васи



61.

Тыбурций Драб – «замечательная личность»



62.

РР Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»



63.

ВЧ А. И. Куприн «Тапёр», «Белый пудель»



64.

С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»



65.

П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера



66.

Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе.



67.

Контрольная работа



68.

Вн. чт. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка».



69.

К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб»



70.

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»



71.

ВЧ Сказки К. Г. Паустовского



72.

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»



73.

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»



74.

Контрольная работа. Письменный ответ на вопрос: «Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?»



75.

ПРОЕКТ Постановка спектакля по фрагменту сказки



76.

А.П. Платонов. Рассказ «Никита»



77.

Тема человеческого труда в рассказе «Никита».



78.

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»



79.

Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»



80.

Контрольная работа. Письменный ответ на вопрос: Какой изображена русская природа в творчестве писателей 20 в.?



81.

РР Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»



82.

ВЧ Моя любимая книга



83.

ПРОЕКТ Создание картотеки книг, читаемых в классе



84.

К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война



85.

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»



86.

РР Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе




87.

ПРОЕКТ «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях»



88.

Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон».



89.

ВЧ Н. А. Тэффи «Валя»



90.

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед»



91.

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»



92.

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»



93.

Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда



94.

Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини



95.

Истории четвёртая и пятая



96.

Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом



97.

РР Сказки Х.- К. Андерсена (сочинение)



98.

Дж. Лондон «Сказание о Кише»



99.

Вн.чт. Жорж Санд «О чем говорят цветы»



100.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».




101.

КР Промежуточная аттестация




102

ПРОЕКТ

Электронная презентация «Памятники литературным героям»



103.

ПРОЕКТ Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»



104.

ПРОЕКТ Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»



105.

Итоговый урок. Список книг на лето.





16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!