СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературе для 5 класса
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г.Улан-Удэ
МАОУ "СОШ № 25" г. Улан-Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 801737)
учебного предмета
«Литература»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Шатохина Алена Ильинична
учитель русского языка и литературы
Улан-Удэ 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
Задачи, связанные с формированием функционально грамотного читателя на основе практически ориентированных заданий, направлены на поиск нужной информации, применимой в жизни.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».
В 5 классе на изучение предмета отводится 4 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5 классе по программе основного общего образования рассчитано на 136 часа.
В курс литературы включены произведения бурятских писателей (национально-региональный компонент, далее – НРК).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.
Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А.И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А.Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).
Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации
Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.
Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).
Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,«Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.
Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
Литература Бурятии (НРК)
Бурятские народные сказки. «Мышь и верблюд», «Алтан Хайша Золотые ножницы» и др.
Бурятские народные пословицы и поговорки.
Бурятские загадки.
Байкальские легенды и предания. Как Байкал появился. Енисей и шаман. Как появилась Ангара. Легенда о Байкале и Ангаре. Омулевая бочка.
Бурятские литературные сказки. Б.Д. Абидуев «Храбрый козленок Бабана», «Шалай и Шанай», А.А. Тороев «Дятел-треженик», «Трава и мошка», «Как перевелись в Сибири львы». Ш.Н. Нимбуев «О злом волке, жирной овце и мудром зайце», «Летучая мышь».
Рассказы бурятских писателей. Х.Н Намсараев «Сын нойона», «Проказник Балдан», Ц.Шагжин «Ягненок».
Стихи бурятских поэтов. Ч.Ц. Цыдендамбаев «Два костра». Д.З. Жалсараев «Песнь о родной земле», Ц.-Д. Д.Дондокова «Навстречу солнцу и весне».
Бурятские писатели о природе и труде человека. А.А. Бальбуров «Двенадцать моих драгоценностей».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
— определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
— понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
— сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки
прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные | |||||||
всего | контрольные работы | практические работы | |||||||||||
Раздел 1. Мифология | |||||||||||||
1.1. | Мифы народов России и мира | 5 | 1 | 0 |
| Анализировать сюжет, жанровые, композиционные и художественные особенности; | Устный опрос; Тестирование; Сочинение; | https://resh.edu.ru/ | |||||
Итого по разделу | 5 | 1 | |||||||||||
Раздел 2. Фольклор | |||||||||||||
2.1. | Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки | 3 | 1 | 1 |
| Выразительно читать фольклорные произведения малых жанров, отвечать на вопросы; | Практическая работа с вкючением заданий по функциональной грамотности; | https://resh.edu.ru/ | |||||
2.2. | Бурятские народные пословицы и поговорки, загадки | 3 | 0 | 1 |
| ||||||||
2.3 | Сказки народов России и народов мира | 10 | 1 | 4 |
| Выразительно читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) сказки, отвечать на вопросы; | Контрольная работа; Проект с включением заданий по формированию функциональной грамотности (читательской) | https://resh.edu.ru/ | |||||
2.4. | Бурятские сказки | 2 | 0 | 0 |
| Сравнивать сюжеты русской и бурятской сказки. Определять вид сказки. Определять особенности языка сказки и композиции сказки. Писать отзыв о сказке. | Отзыв о сказке. |
| |||||
Итого по разделу | 21 |
| |||||||||||
Раздел 3. Литература первой половины XIX века |
3.1. | Жанр басни. Эзоп и Лафонтен. А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев, М.В. Ломоносов, И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» | 9 | 1 | 1 |
| Выразительно читать басню, в том числе по ролям; Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни; | Контрольная работа; | https://resh.edu.ru/ |
3.2. | В.А. Жуковский «Спящая царевна», «Кубок» | 3 | 0 | 2 |
| Знать отличия народной сказки от литературной; выразительно читать сказку; видеть композиционные элементы сказки; знать жанровые особенности баллады; | практическая работа | https://resh.edu.ru/ |
3.3. | А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 6 | 1 | 0 |
| Выразительно читать стихотворения; | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru/ |
3.4. | А. Погорельский «Черная курица или подземные жители» | 3 | 1 | 0 |
| |
| |
3.5. | Литературные сказки писателей Бурятии | 2 | 0 | 1 |
| Знать писателей-сказочников; формулировать отличительные особенности сказок, которые дают объяснение тем или иным явлениям; особенности начала и финала сказки; Сочинять сказки | Практическая работа, сочинение |
|
3.6. | Авторская сказка | 3 | 1 | 1 |
|
| ||
3.7. | С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и ее народная основа | 1 | 0 | 0 |
| Знать жанровые особенности пьесы, видеть сказочную основу пьесы | беседа | https://resh.edu.ru/ https://edu.skysmart.ru/ https://infourok.ru/ |
3.8. | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» | 4 | 0 | 1 |
| Выразительно читать стихотворение; | Практическая работа с включением заданий по ФГ; мини- | https://resh.edu.ru/ |
3.9. | Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» | 2 | 0 | 1 |
| Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы; | Практическая работа с включением заданий по ФГ; | https://resh.edu.ru/ |
Итого по разделу | 29 |
| ||||||
Раздел 4. Литература второй половины XIX века | ||||||||
4.1. | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» | 5 | 1 | 1 |
| Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато); Выделять наиболее яркие эпизоды произведения; Составлять простой план рассказа; Определять тему, идею произведения; Характеризовать главных героев рассказа; Составлять устный портрет Герасима; Определять роль пейзажных описаний;Писать сочинение по содержанию рассказа; анализировать средства выразительности: деталь; сравнение; эпитет; | Практическая работа с включением заданий по ФГ; | https://resh.edu.ru/ |
4.2. | Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) | 4 | 0 | 1 |
| Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям; | Практическая работа с вкючением заданий по ФГ; | https://resh.edu.ru/ |
4.3. | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» | 6 | 1 | 0 |
| Выразительно читать текст рассказа, отвечать на | Практическая работа с включением заданий по ФГ; | https://resh.edu.ru/ |
Итого по разделу | 14 |
| ||||||
Раздел 5.Литература XIX—ХХ веков | ||||||||
5.1. | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о | 6 | 0 | 1 |
| Выразительно читать стихотворение, определять его тематическое содержание, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение); | Практическая работа с вкючением заданий по ФГ; | https://resh.edu.ru/ |
5.2. | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия»и др. В/Ч «Ванька» | 4 | 1 | 0 |
| Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту; | Самооценка с | https://resh.edu.ru/ |
5.3. | М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. | 2 | 0 | 0 |
| Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту;определять роль названия в литературном произведении; Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную интерпретацию и оценку произведениям; характеризовать героев рассказа;сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям;выявлять детали, создающие комический эффект;инсценировать один из рассказов или его фрагмент; Пользоваться библиотечным каталогом для поискакниги; | Устный опрос; Самооценка с | https://resh.edu.ru/ |
5.4. | Произведения отечественных писателей на тему детства. И.А. Бунин «Лапти», «Танька» | 1 | 0 | 0 | 0 | Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, владеть разными видами пересказа; составлять план; определять сюжет и тематическое своеобразие произведения; находить и характеризовать образ рассказчика, его роль в повествовании; определять средства художественной выразительности прозаического текста; Писать отзыв на прочитанное произведение; | Сочинение-отзыв | https://resh.edu.ru/ https://edu.skysmart.ru/ https://infourok.ru/ |
5.5. | П. П. Бажов «Медной горы хозяйка». Жанр сказа. | 2 | 0 | 0 | 0 | Знать особенности жанра сказа, отличать от сказки, создавать речевую характеристику рассказчика, характеризовать героев произведения, находить средства художественной выразительности в произведении | Устный опрос | https://resh.edu.ru/ https://edu.skysmart.ru/ https://infourok.ru/ |
5.6. | Произведения отечественной литературы о природе и животных. К.Г. Паустовский « Тёплый хлеб», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга». Образы людей и животных: взаимопомощь и взаимовыручка. Ц. Шагжин «Ягненок» | 6 | 0 | 1 |
| Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, владеть разными видами пересказа;составлять план; определять сюжет и тематическое своеобразие | Самооценка с | https://resh.edu.ru/ |
5.7. | В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 3 | 0 | 0 |
| Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, владеть разными видами пересказа;составлять план; определять сюжет и тематическое своеобразие произведения; находить и характеризовать образ рассказчика, его роль в повествовании; определять средства художественной выразительности прозаического текста; Писать отзыв на прочитанное произведение; |
|
|
5.8. | А. П. Платонов «Никита» | 1 | 0 | 0 |
| Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведения, владеть разными видами пересказа; | Самооценка с | https://resh.edu.ru/ |
5.9. | В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | 3 | 0 | 1 |
| Читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать, участвовать в беседе о произведении; Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении; Находить значение незнакомого слова в словаре; Определять характер главного героя, его | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru/ |
Итого по разделу | 22 |
| ||||||
Раздел 6. Литература XX—XXI веков | ||||||||
6.1. | Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста», К.Г. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете», В. П. Катаев. «Сын полка», Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 6 | 1 | 0 |
| Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru/ |
6.2. | Произведения отечественных писателей XX–XXI веков на тему детства). В. П.Крапивин «Тень каравеллы»,, Ю. Я. Яковлев «Рыцарь Вася», А.Г Алексин «В стране вечных каникул» | 6 |
| 1 |
| Воспринимать и выразительно читать литературное | Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ |
6.3. | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей). К. Булычёв «Девочка, с которой ничего не | 1 | 0 | 0 |
| Воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать текст, используя авторские средства художественной | Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ |
Итого по разделу | 12 |
| ||||||
Раздел 7. Литература народов Российской Федерации | ||||||||
7.1. | Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» | 2 | 0 | 0 |
| Выразительно читать и анализировать поэтический текст; | Устный опрос; Практическая работа с включением заданий по ФГ; | https://resh.edu.ru/ |
7.2. | Стихи бурятских поэтов. Ч.Ц. Цыдендамбаев «Два костра», Д.З.Жалсараев «Песнь о родной земле», Ц.-Д. Д. Дондокова «Навстречу солнцу и весне» | 2 | 0 | 0 |
| | |
|
Итого по разделу | 4 |
| ||||||
Раздел 8. Зарубежная литература |
8.1. | Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» | 6 | 0 | 0 |
| Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать; Определять сюжет, композиционные и художественные особенности произведения; | Тестирование; сочинение; | https://resh.edu.ru/ |
8.2. | Зарубежная сказочная проза Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» . дж. Родари Сказки
| 2 | 0 | 0 |
| Выразительно читать произведение, задавать вопросы к отдельным фрагментам, формулировать тему и основную идею прочитанных глав; | Устный опрос; Письменный | https://resh.edu.ru/ |
8.3. | Зарубежная проза о детях и подростках М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» . | 5 | 0 | 1 |
| Воспринимать и выразительно читать литературное произведение; | Письменный контроль; | https://resh.edu.ru/ |
8.4. | Зарубежная проза о животных. Э. Сетон-Томпсон. «Арно»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; | 2 | 1 | 0 |
|
| Устный опрос; Контрольная | https://resh.edu.ru/ |
8.5. | Итоговая контрольная работа. Итоговый урок. литература на лето | 2 | 1 | 0 |
|
| Контрольная работа |
|
Итого по разделу |
|
| ||||||
Резервное время |
|
| ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 10 | 25 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Книга в жизни человека. Урок развития речи | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Письменный |
2. | Пантеон греческих богов. Боги и герои | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
3. | Мифы народов России и мира. Легенды и мифы | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
4. | Мифы народов России и мира. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
5. | Мифы народов России и мира. «Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
6. | Мифы народов России и мира. Переложение мифов разными авторами. Геродот. «Легенда об Арионе». | 1 | 0 | 0 |
| Тестирование; В/У ПРОЕКТ |
7 -9 | Фольклор. Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Устное народное творчество. Коллективное и индивидуальное в | 3 | 1 | 1 |
| Письменный контроль; |
10. | Бурятские пословицы, поговорки, загадки. | 1 | 0 | 1 |
|
|
11. | Малые жанры фольклора: колыбельные песни, | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Тестирование; В/У ПРОЕКТ |
12. | Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, | 1 | 0 | 1 |
| сочинение по пословице; практическая работа с вкючением заданий по ФГ |
13 | Фольклор. Сказки народов России и народов мира. Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Самооценка с |
14. | «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. Животные-помощники. Чудесные противники | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Тестирование; |
15- 16 | Фольклор. Сказки народов России и народов мира. Жанровые особенности сказок. Герои русских сказок. | 2 | 0 | 1 |
| Устный опрос; Самооценка с |
17 | «Царевна-лягушка». Композиция волшебной сказки. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Самооценка с |
18. | Нравственные уроки сказки «Царевна-лягушка» | 1 | 0 | 0 |
|
|
19. | Художественные приемы волшебной сказки: тавтология, повторы, эпитеты, сравнения, гиперболы, метафоры | 1 | 0 | 1 |
|
|
20. | Рифма, ритм, инверсия в волшебной сказке | 1 | 0 | 1 |
|
|
21. | Фольклор. Сказки народов России и народов мира. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
22. | Фольклор. Сказки народов России и народов мира. | 1 | 1 | 0 |
| Контрольная работа; |
23 -24 | Бурятские сказки «Мышь и верблюд», «Алтан Хайша Золотые ножницы» | 2 | 0 | 0 |
|
|
25 | Практическая работа по теме «Сказка» | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа |
26. | Роды и жанры литературы и их основные признаки. Резервный урок | 1 | 0 | 0 |
| Тестирование; |
27. | Жанр басни в мировой литературе. Эзоп, | 1 | 0 | 0 |
| В/УПРОЕКТ |
28 | Русские баснописцы XVIII века А. П. Сумароков «Кокушка». И. И. Дмитриев «Муха» | 1 | 0 | 0 |
| выразительное чтение басни; |
29 | И. А. Крылов. Басни. «Волк не псарне» | 1 | 0 | 0 |
| выразительное чтение басни; |
30. | И. А. Крылов. Басни. «Ворона и Лисица» | 1 | 0 | 0 |
| выразительное чтение басни; |
31. | И. А. Крылов. Басни. «Листы и корни». «Свинья под дубом» | 1 | 0 | 0 |
| выразительное чтение басни; |
32. | И. А. Крылов. Басни. «Квартет». «Осёл и Соловей» | 1 | 0 | 0 |
| выразительное чтение басни; |
33. | Контрольная работа по теме «Басня» | 1 | 0 | 1 |
| Контрольная работа |
34. | Р/р сочиняем басню | 1 | 0 | 1 |
| Сочинение в жанре басни |
35. | В.А. Жуковский. «Спящая царевна» | 1 | 0 | 0 |
| Беседа |
36. | Народная и литературная сказка | 1 | 0 | 1 |
| Сравнительная таблица |
37. | Жанр баллады. «Кубок», «Перчатка» | 1 | 0 | 1 |
| Сопоставительный анализ баллад |
38. | А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Зимний вечер» | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
39 | А. С. Пушкин. «Няне», «У лукоморья дуб зелёный…» | 1 | 0 | 0 |
| выразительное чтение |
40. | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сюжет сказки | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
41
| А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Главные и второстепенные герои | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
42 | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Добро и зло в сказке | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
43. | Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки | 1 | 1 | 0 |
| Контрольная работа; В/У проект |
44. | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Письменный |
45. | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Письменный |
46. | Контрольная работа по теме «Литературная сказка» | 1 | 1 | 0 |
| Контрольная работа |
47 -48 | Литературные сказки писателей Бурятии | 2 | 0 | 0 |
| Пересказ сказок, ответы на вопросы |
49. | Авторская сказка. Р.Киплинг «Как кит получил свою глотку» | 1 | 0 | 0 |
| Письменные ответы на вопросы |
50. | Р/Р Придумай сказку | 1 | 0 | 1 |
| Сочинение сказки по заданному началу/на заданную тему. |
51. | Художественный мир литературной сказки. Итоговый урок. | 1 | 1 | 0 |
| Контрольная работа; В\У ПРОЕКТ |
52. | С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. | 1 | 0 | 0 |
| Тестирование; |
53 – 54 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». М. Ю. Лермонтов. «Бородино»: историко-литературный комментарий. | 2 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
55. | Тема, идея, композиция стихотворения «Бородино», образ рассказчика | 1 | 0 | 0 |
| Беседа |
56. | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» и «Два великана» | 1 | 0 | 0 |
| выразительное чтение наизусть |
57 | Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Анализ текста. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
58 | Н. В. Гоголь. Повесть | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
59 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». И. С. Тургенев. Жизнь и творчество | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
60 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; |
61 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». И. С. Тургенев. «Муму»: сюжет и композиция | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
62 | И. С. Тургенев. Рассказ Портрет и пейзаж. | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа с включением заданий по ФГ; |
63 | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». И. С. Тургенев. «Муму»: символический образ немого | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Письменный |
64. | Н. А. Некрасов. Стихотворения. «Крестьянские дети».
| 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с | ||||||
65. | Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с | ||||||
66. | Анализ произведений Н. А. Некрасова: "Школьник" | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа с включением заданий по ФГ; | ||||||
67. | Стихотворные размеры | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа | ||||||
68. | Л. Н. Толстой. Рассказ Н. Толстой. Рассказ | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Самооценка с | ||||||
69. | Жилин и Костылин. Прием антитезы в рассказе. | 1 | 0 | 0 |
| Сопоставительная таблица | ||||||
70-71. | Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | ||||||
72. | Л. Н. Толстой. Рассказ Н. Толстой. Рассказ Жилин и Костылин; сюжет и композиция рассказа | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Письменный | ||||||
73. | Литература и жизнь. Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 0 |
| Контрольная работа; | ||||||
74 | А.А. Фет «Весенний дождь» | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
75. | Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится» | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
76. | И.С. Никитин «Утро» | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
77. | Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь», «Зима недаром злится» | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
78. | А. Майков «Ласточки» | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
79 | А.Н. Плещеев «Весна» | 1 | 0 | 1 |
| анализ |
80. | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов. Юмористические рассказы А. П. Чехова. «Хирургия». | 2 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Самооценка с |
81. | А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Способы создания комического | 1 | 0 | 0 |
| Беседа |
82. | А.П. Чехов «Ванька». Комментированное чтение | 1 | 0 | 0 |
| Письменный отзыв о рассказе |
83. | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. М. М. Зощенко. «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
84. | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. М. М. Зощенко | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
85. | Произведения «Танька» | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
86. | П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Образы Степана и Хозяйки | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
87. | П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Сказ как жанр литературы. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
88. | К. Г.Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои и их | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
89 | К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
90. | К. Г.Паустовский. «Заячьи лапы» | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
91. | «Кот-ворюга». Нравственные проблемы рассказов К.Г. Паустовского | 1 | 1 | 0 |
| Контрольное сочинение; |
92 | Образы людей и образы животных: взаимопомощь и выручка. Урок развития речи | 1 | 0 | 1 |
| Практическая работа с включением заданий по ФГ; |
93 | Произведения русских и зарубежных писателей о животных. Итоговый урок. Резервный урок | 1 | 1 | 0 |
| Контрольная работа; В/У ПРОЕКТ |
94. | В. Г. Короленко. «В | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Письменный |
95. | В. Г. Короленко. «В | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Письменный |
96. | В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: образ города | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
97. | А. П. Платонов «Никита»: человек и природа | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
98. | А. П. Платонов. «Никита»: быль и фантастика | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
99. | А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
| 1 | 0 | 0 |
| выразительное чтение |
100. | К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на | 1 | 0 | 0 |
| выразительное чтение |
101. | В. П. Катаев. «Сын полка». Проблема героизма | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Письменный |
102. | В. П. Катаев. «Сын полка»: дети и взрослые в условиях военного времени | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
103. | Л. А. Кассиль. Отметки Риммы Лебедевой | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
104. | Война и дети в Итоговый урок. | 1 | 1 | 0 |
| В/У ПРОЕКТзащита |
105. | В. П. Астафьев.«Васюткино озеро»: автобиографичность рассказа | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Самооценка с |
106 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
107 | РР Сочинение по рассказу «Васюткино озеро» | 1 |
| 1 |
| Сочинение |
108 | В. П. Крапивин. «Тень Каравеллы». Сюжет и герои. | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
109 | В. П. Крапивин. «Тень Каравеллы»: что значит дружба для героев? | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
110 | Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася» | 1 | 0 | 0 |
| Беседа |
111 | А.Г. Алексин «В стране вечных каникул» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос |
112 | Н.Ю. Абгарян «Манюня» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос |
113 | А.В. Жвалевский и Е.Б, Пастернак «Приквел» и др. | 1 | 0 | 0 |
| Отзыв о прочитанном/аннотация к книге |
114 | Приключенческий жанр. Кир Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится» | 1 | 0 | 0 |
| Пересказ |
115 -116 | Литература народов | 2 | 0 | 0 |
| Устный опрос; |
117 – 118 | Стихи бурятских поэтов. Ч.Ц. Цыдендамбаев «Два костра», Д.З. Жалсараев «Песнь о родной земле», Ц.-Д. Д. Дондокова «Навстречу солнцу и весне» | 2 | 0 | 0 |
| Исполнение гимна Бурятии |
119 | Х.К. Андерсен. Сказки писателя | 1 | 0 | 0 |
| Викторина |
120 | Зеркало и его осколки. | 1 | 0 | 0 |
| Комментированное чтение |
121 | Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о победе любви и добра | 1 | 0 | 0 |
| Самооценка с |
122 | Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: красота внутренняя и внешняя (образы Герды и Снежной королевы). Урок развития речи | 1 | 0 | 1 |
| сочинение; |
123 | Роль псалма в сказке. Религиозные мотивы. | 1 | 0 | 0 |
| Беседа |
124 | Почему сказка называется «Снежная королева»? | 1 | 0 | 0 |
| Рассуждение по проблемному вопросу |
125 | Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес». Стиль и язык; художественные приёмы (неологизмы, перевертыши, каламбур, оксюморон, пародия, эпитеты и сравнения) | 1 | 0 | 0 |
| Письменный контроль; В/У ПРОЕКТ |
126 | Литературная сказка. Сказки Дж. Родари. Герои и мотивы | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Письменный |
127 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | 1 | 0 | 0 |
| Интервью со взрослым о |
128 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. Урок развития | 1 | 0 | 1 |
| сочинение; |
129 | Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Письменный |
130 | Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. Урок развития речи. | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Самооценка с |
131 | Р. Брэдбери «Каникулы», «Зелёное утро» | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Самооценка с использованием «Оце-ночного листа»; |
132 | Э. Сетон-Томпсон. «Арно»: героическая | 1 | 0 | 0 |
| Устный опрос; Письменный |
133 | Дж.Лондон «Белый клык» | 1 | 0 | 0 |
| Ответы на вопросы |
134 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 0 |
| Контрольная работа |
135 | Итоговый урок. Литература на лето | 1 | 0 | 0 |
|
|
| Резервный урок | 1 |
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 136 | 10 | 209 |
Темы проектов
Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» в современном кинематографе (мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
Миф об Орфее в произведениях живописи
Образ Геракла в произведениях живописи
Образ дракона в детской литературе
Подвиги Геракла на античных вазах
Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».
Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Повесть Н.С. Лескова «Левша» и ее кинематографическая интерпретация.
Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова
Античные образы в поэзии А.С Пушкина.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе
Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова
Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова
«Чины и звания» героев в ранних рассказах А.П. Чехова
Языковая игра в произведении Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».
Герои английских лимериков
Литературные портреты героев в «Приключениях Гекльберри Финна» и иллюстрации к книге.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство
«Просвещение»;
Е.С. Бирючева. Учимся писать сочинение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева, И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 5 класс.
Т.Я. Еремина. Педагогические мастерские на уроках словесности: интеграция инновационного и
традиционного опыта.
И.М. Халабаджах. Литература 5 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного
портала
http://litera.edu.ru Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература»
http://lit.1september.ru Всероссийская олимпиада школьников по литературе
http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы
http://metlit.nm.ru Методико-литературный сайт «Урок литературы»
http://mlis.fobr.ru Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы
http://lib.prosv.ru Библиотека русской литературы «Классика.ру»
http://www. klassika.ru Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы
«Вехи»
http://www.vehi.net Библиотека художественной литературы E-kniga.ru
http://www e-kniga.ru Журнальный зал в Русском Журнале: Электронная библиотека современных
литературных журналов
http://magazines.russ.ru Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека
http://www.livepoetry.ru Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
http://www.imli.ruИнститут русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
http://www.pushkinskijdom.ru Информационно-справочный портал «Library.ru»
http://www library. ru Классика русской литературы в аудиозаписи
http://www.ayguo.com Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
http://www noblit.ru Литературный портал «Точка зрения»: современная литература в Интернете
http://www lito.ru Национальный сервер современной поэзии
http://www.stihi.ru Национальный сервер современной прозы
http://www.proza.ru Портал Philolog.ru
http://www.philolog.ru Поэзия.ру: литературно-поэтический сайт
http://www.poezia.ru Проект «Площадь Д.С. Лихачева»
http://www lihachev. ru Проект «Русская планета»
http://www.russianplanet.ruПроект «Слова»: Поэзия «Серебряного века»
http://slova.org.ru Российская Литературная Сеть
http://www.rulib.net Русская виртуальная библиотека
http://www.rvb.ru Русская литературная критика
http://kritika.nm.ru Русский филологический портал
http://www.philology.ru Сетевая словесность: Лаборатория сетевой литературы
http://www netslova.ru Собрание классики в Библиотеке Мошкова
http://az.lib.ru Стихия: классическая русская / советская поэзия
http://litera.ru/stixiya Филологический сайт Ruthenia.ru
http://www ruthenia.ru Фундаментальная электронная библиотека
«Русская литература и фольклор»
http://www.feb-web.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Интерактивный комплекс, кабинет
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Принтер, доска, компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Художественный текст, необходимый раздаточный материал
2