РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
ЛИТЕРАТУРА ДОНА
начальное общее образование 3 класс
Программа разработана на основе учебной книги «Литература Дона» Хрестоматия для чтения в 1-4 классах рекомендована Министерством общего и профессионального образования Ростовской области для внеклассного чтения и факультативных занятий, ЗАО «Книга»,2005 г
Раздел 1 «Пояснительная записка»
Рабочая программа по литературному чтение на родном языке литература Дона для 3 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373;
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г №1576 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373
- Примерная (авторская) программа разработана на основе регионального компонента литературного образования с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, что позволяет соотнести содержание данной программы с ведущими аспектами программы по литературе для образовательных учреждений под редакцией Р.Г.Чураковой . Рабочая программа по «Литературе Дона» составлена на основе учебной книги «Литература Дона» Хрестоматия для чтения в 1-4 классах рекомендована Министерством общего и профессионального образования Ростовской области для внеклассного чтения и факультативных занятий
- Устав школы;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Мешковская СОШ;
- Учебный план МБОУ Мешковской СОШ на 2020 – 2021 учебный год;
- Календарный учебный график на 2020 – 2021 учебный год.
Цель данной программы: воспитание интереса к чтению и книге, формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение через поНаучатся знаниям о лучших образцов искусства слова Дона и о Доне.
Задачи:
– знакомство учащихся с лучшими региональными образцами литературы, музыки, изобразительного искусства, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры;\
– формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донской литературы, раскрытие связи авторской литературы с донским фольклором;
– создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
– воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
– создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края;
– введение учащихся в пропедевтический курс литературоведческих понятий на основе содержания произведений регионального компонента;
– формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
– расширение представления учащихся об особенностях лексики жителей Дона, нашедшей отражение в произведениях;
– обогащение представление младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Литература» контролю не подлежит.
Предлагаемая программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.
Раздел 2 «Планируемые результаты освоения учебного предмета Литературное чтение на родном языке «Литература Дона»
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- умение любить и уважать свое Отечество, язык, культуру;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в чтении.
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
- вычитывать все виды текстовой информации;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать нужную информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ прочитанного текста;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Предметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на русском родном языке» являются:
- пользоваться словарями;
- осмысленно читать художественные и учебно-научные тексты;
- самостоятельно осмысливать текст;
-делить текст на части;
- составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать грамотные связные устные высказывания на заданную тему.
самостоятельно находить и читать книги об истории Донского края, о культурных традициях населения Дона;
составлять отзыв о прочитанных книгах;
находить в словаре значения диалектных слов и выражений
Место учебного предмета «Литературное чтение на родном языке «Литература Дона» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ Мешковской СОШ в 3 классе на изучение предмета литературное чтение на родном языке «Литература Дона» отводится 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю, будет реализована за 34 часа.
Раздел 3 «Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Раздел, тема | Характеристика основных содержательных линий | Основное содержание по темам | Перечень и количество и практических работ, экскурсий, проектов | резерв |
Донской фольклор 5 ч | Понимать содержание и главную мысль прочитанного, поступки и мотивы поведения героев, учатся давать оценку прочитанному, видеть авторское отношение к событиям. Младшие школьники получают представление о языке художественных произведений, его изобразительных средствах. У них развивается образное мышление, воспитывается эстетическое чувство, обогащается и активизируется речь. Освоить духовный опыт предшествующих поколений, вырабатывает мировоззрение, воспитывает гуманность, развивает эмоциональную сферу личности, воображение, мышление. «Литературное чтение на родном языке» на начальном этапе литературного развитие школьников, направленное на формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение, на развитие литературного творчества, способности выразить себя в слове. Новое содержание литературного образования в начальной школе не может состояться без чтения литературы о нашем крае, без изучения творчества тех авторов, которые жили здесь. Формирование представления о многообразии жанров, стилей и тематики Донской литературы; Понимание своеобразия национального характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населении донского края; Знакомство с лучшими образцами литературы, музыки и изобразительного искусства, что способствует формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры; Формирование системы читательских и литературно-творческих умений, начальных литературоведческих знаний. Использование малых фольклорных форм, сказочных сюжетов, доступные и интересные по содержанию адаптированные тексты, позволяющие накапливать у детей яркие впечатления и разнообразии и красоте окружающего мира. Содержание программы предполагает взаимодействие с семьёй, с педагогами, преподающими другие предметы в школе. | Потешки и небылицы. Ой ,ребята, та-ра-ра. Народные сказки донского края. Лиса и рак. Народные сказки донского края. Горе-злосчастье. Сказки донских армян. Султан мира, султан одной. Сказки донских армян. Кто работает, тот и ест. | ПР | |
Сказки и легенды донских писателей 5 ч | П.В.Лебеденко Доброе сердце дороже красоты П.В.Лебеденко Петрусь-мальчонка русский Н.В.Старцева Как барабашки посрамили Бабу-ягу. В.С.Моложавенко Почему Дон Ивановичем зовут. Про систёр и братьев Дона Ивановича В.С.Моложавенко Имя,станице наречённое. Ветер с Родины. | ПР | |
Стихи о донцах и донском крае 5 ч | А.С.Пушкин Дон К.Ю.Рылеев Смерть Ермака М.Ю.Лермонтов Казачья колыбельная песня С.А.Есенин Пугачёв(отрывок) А.В.Сафронов Откуда Дон берет начало | ПР | |
Донские поэты –детям 3 ч | В.К.Жак Мой лес. А в каком мы классе? Н.С.Костарев Хитрый огонёк. Пчела. И.Е.Ковалевский Журавли. Зайчик в синем поле. | ПР | |
Проза Донских писателей 7ч | А.П.Чехов Каштанка М.А.Шолохов Нахаленок И.Д.Василенко Волшебная шкатулка В.М.Дерябин Умная цапля. Лежебока | ПР | |
Наш Шолохов 4 ч | М.А.Шолохов Сыновниий поклон тихому Дону. М.А.Шолохов Федотка. В.А.Воронов В хуторе Кружилине А.В.Сафронов Михаилу Шолохову | ПР | |
Знай и люби свой край 5 ч | А.Ф.Агафонов Повесть о Вите Черевичкине(отрывок) А.Г.Терещенко Памятники Дона | ПР | |
Раздел 4 «Тематическое планирование»
Тематическое (поурочное) планирование
Раздел | № | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды контроля | Основные виды учебной деятельности | Требования к результату | Дополнительная литература |
план | факт |
Донской фольклор 5 ч | 1 | Потешки и небылицы. Ой ,ребята, та-ра-ра. | 1 | 04.09 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею. Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о донском фольклоре. Развитие умения эстетического восприятия: видеть и слышать красивое, воспитание бережного отношения к слову, богатству языка. | |
2 | Народные сказки донского края. Лиса и рак. | 1 | 11.09 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею. Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о донском фольклоре. Привлечение внимания детей к разнообразию окружающего мира, воспитание бережного отношения к слову, богатству языка. | |
3 | Народные сказки донского края. Горе-злосчастье. | 1 | 18.09 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею. Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о донском фольклоре. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
4 | Сказки донских армян. Султан мира, султан одной. | 1 | 25.09 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею. Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о донском фольклоре. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
5 | Сказки донских армян. Кто работает, тот и ест. | 1 | 02.10 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею. Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о донском фольклоре. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
Сказки и легенды донских писателей 5 ч | 6 | П.В.Лебеденко Доброе сердце дороже красоты | 1 | 09.10 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею. Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о творчестве русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
7 | П.В.Лебеденко Петрусь-мальчонка русский | 1 | 16.10 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею. Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о творчестве русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
8 | Н.В.Старцева Как барабашки посрамили Бабу-ягу. | 1 | 23.10 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею. Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о творчестве русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
9 | В.С.Моложавенко Почему Дон Ивановичем зовут. Про систёр и братьев Дона Ивановича | 1 | 06.11 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею. Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о творчестве русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
10 | В.С.Моложавенко Имя,станице наречённое. Ветер с Родины. | 1 | 13.11 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею. Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о творчестве русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
Стихи о донцах и донском крае 5 ч | 11 | А.С.Пушкин Дон | 1 | 20.11 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею. Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
12 | К.Ю.Рылеев Смерть Ермака | 1 | 27.11 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею. Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
13 | М.Ю.Лермонтов Казачья колыбельная песня | 1 | 04.12 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею. Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
14 | С.А.Есенин Пугачёв(отрывок) | 1 | 11.12 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею. Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
15 | А.В.Сафронов Откуда Дон берет начало | 1 | 18.12 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
Донские поэты –детям 3 ч | 16 | В.К.Жак Мой лес. А в каком мы классе? | 1 | 25.12 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о творчестве русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
17 | Н.С.Костарев Хитрый огонёк. Пчела. | 1 | 15.01 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о творчестве русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
18 | И.Е.Ковалевский Журавли. Зайчик в синем поле. | 1 | 22.01 | | ПР | Анализировать произведение . Выявлять поэтическую идею Выразительно читать. Выявлять авторское отношения к героям | Научатся знаниям о творчестве русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
Проза Донских писателей 7ч | 19-20 | А.П.Чехов Каштанка | 2 | 29.01-05.02 | | ПР | Сжатый комментировать, близкий к тексту пересказ. Выразительное читать по ролям. Выявлять авторского отношения к героям. | Научатся знаниям о писателей-классиков Дона. Развитие умения эстетического восприятия: видеть и слышать красивое, воспитание бережного отношения к слову, богатству языка. | |
21-22 | М.А.Шолохов Нахаленок | 2 | 12.02-19.02 | | ПР | Сжатый комментировать, близкий к тексту пересказ. Выразительное читать по ролям. Выявлять авторского отношения к героям.. | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Привлечение внимания детей к разнообразию окружающего мира, воспитание бережного отношения к слову, богатству языка. | |
23-24 | И.Д.Василенко Волшебная шкатулка | 2 | 26.02-05.03 | | ПР | Сжатый комментировать, близкий к тексту пересказ. Выразительное читать по ролям. Выявлять авторского отношения к героям. | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
25 | В.М.Дерябин Умная цапля. Лежебока | 1 | 12. 03 | | ПР | Сжатый комментировать, близкий к тексту пересказ. Выразительное читать по ролям. Выявлять авторского отношения к героям. | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
Наш Шолохов 4 ч | 26 | М.А.Шолохов Сыновниий поклон тихому Дону. | 1 | 19.03 | | ПР | Пересказывать произведение с элементами комментирования. Характеризовать главного героя. Сопоставлять с рассказом. | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
27 | М.А.Шолохов Федотка. | 1 | 02.04 | | ПР | Пересказывать произведение с элементами комментирования. Характеризовать главного героя. Сопоставлять с рассказом. | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
28 | В.А.Воронов В хуторе Кружилине | 1 | 09.04 | | ПР | Пересказывать произведение с элементами комментирования. Характеризовать главного героя. Сопоставлять с рассказом. | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
29 | А.В.Сафронов Михаилу Шолохову | 1 | 16.04 | | ПР | Выразительно читать. Комментировать чтение. Характеризовать главного героя. Сопоставлять с рассказом. | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
Знай и люби свой край 5 ч | 30-31 | А.Ф.Агафонов Повесть о Вите Черевичкине(отрывок) | 2 | 23.04 30.04 | | ПР | Комментировать чтение. Краткий и близко к тексту пересказы. Пересказывать произведение с элементами комментирования. Характеризовать главного героя. Сопоставлять с рассказом. | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
32-33 | А.Г.Терещенко Памятники Дона | 2 | 07.05 14.05 | 14.05 | ПР | Работа с текстом. Пересказывать произведение с элементами комментирования. Характеризовать главного героя. Сопоставлять с рассказом. | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
34 | Обобщене по изученным темам. | 1 | 21.05 | | ПР | Обобщать | Научатся знаниям о творчестве великих русских писателей о Донском крае. Формирование любви к своей родине. Формирование бережного отношения к слову, богатству языка, воспитание любви и уважения к художественной литературе и литературе донского края. | |
Приложение № 1
«Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Перечень используемых учебников и учебных пособий для ученика и учителя
№ | Название пособия | Автор пособия | Издательство | Год издания |
Для учащихся |
| «Литература Дона» Хрестоматия для чтения 1-4 классы | А.Н. Фёдоров | ЗАО «Книга», | 2005 год |
| | | | |
Для учителя |
| Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. | 1 | | |
| Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования | 1 | Министерство образования и науки Российской Федерации | Москва, 2011 |
Технические средства обучения (средства ИКТ)
1 | Компьютер |
2 | Принтер |
3 | Мультимедийный проектор |
4 | экран |