ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Цели и задачи изучения литературного чтения в 3классе реализуется средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
На изучение литературного чтения в 3 классе отводится 102 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Оценочный инструментарий
- проведение комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра
-фронтальная, групповая, индивидуальная работа .
- работа в парах, работа в группах.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Ученик 3 класса научится:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к тексту).
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
В области коммуникативных учебных действий
Ученик 3 класса научится:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий
Ученик получит возможность научиться:
Содержание учебного предмета
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.
Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.
Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.
Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.
Раздел «Формирование библиографической культуры»
Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество.
Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.
Жанр пословицы.
Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.
Авторское творчество
Жанр басни.
Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.
Жанр бытовой сказки.
Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.
Поэзия
Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)
Лента времени.
Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»
Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
Круг чтения
Сказки народов мира о животных
Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.
Русская бытовая сказка
«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».
Авторская литература народов мира
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.
Классики русской литературы
Поэзия
А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».
Проза
А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».
Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».
Современная детская литература на рубеже 20-21 веков
Поэзия
В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».
Проза
Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,
Учебно-методическое пособие
- Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 3 класс : учебник : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.
- Малаховская, О. В. Литературное чтение : 3 класс : хрестоматия / О. В. Малаховская ; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.
- Малаховская, О. В. Литературное чтение : 3 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская ; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.
- Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 3 класс : метод. пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В. Борисенкова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.
Календарно- тематическое планирование
№ | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата |
по плану | факт. | |
| Учимся наблюдать и копим впечатления. | | | | |
1 | Олицетворение в произведении. С.Козлов «Июль». Поход в «Музейный Дом»: А.Герасимов «После дождя» | 1 | 03.09 | | |
2 | Красота природы в произведениях. Ю.Коваль «Березовый пирожок». Поход в «Музейный Дом»:М.Шагал «Окно в сад» | 1 | 5 | | |
3 | Прием олицетворения и сравнения в произведениях. В Маяковский «Тучкины штучки», С.Козлов «Мимо белого яблока луны…» | 1 | 8 | | |
4 | С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» | 1 | 10 | | |
5 | Сравнения. А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…» | 1 | 12 | | |
6 | Олицетворение. Хокку Дзесо, Басё. В.Шефнер «Середина марта». Поход в «Музейный Дом»: И.Грабарь «Мартовский снег» | 1 | 15 | | |
7 | Н.Матвеева «Гуси на снегу», хокку Еса Бусона, Э.Мошковская «Где тихий- тихий пруд…» | 1 | 17 | | |
8 | С Козлов «Сентябрь», «Как оттенить тишину » | 1 | 19 | | |
9 | А.Иванов «Как Хома картины собирал». Поход в «Музейный Дом»: рисунок В.Попкова «С санками». Х. | 1 | 22 | | |
10 | Звуковые впечатления. И.Бунин «Листопад» | 1 | 24 | | |
11 | В.Берестов «Первый листопад», В.Лунин «Идем в лучах зари». Поход в «Музейный Дом»: рисунок Винсента Ван Гога «Лодки в море у Сен- Мари».Х. | 1 | 26 | | |
12 | Произведения Ф. Понжа, А.Вознесенского, | 1 | 29 | | |
13 | Ю. Олеши в рубрике | 1 | 01.10 | | |
14 | «Записная книжка Кости Погодина» | 1 | 3 | | |
15 | В.Лунин «Ливень», В.Берестов «Отражение». Поход в «Музейный Дом»: выставка рисунка – Г.Захаров»Десять минут после дождя». Х. | 1 | 6 | | |
16 | А.Пушкин «Зимнее утро» | 1 | 8 | | |
17 | В.Берестов «Большой мороз» | 1 | 10 | | |
18 | В.Берестов «Плащ». Поход в «Музейный Дом»: В.Ван Гог «Ботинки» | 1 | 13 | | |
19 | С.Козлов «Разрешите с вами посумерничать» | 1 | 15 | | |
20 | Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами». Поход в «Музейный Дом»: рисунок В.Поленова «Заросший пруд» | 1 | 17 | | |
21 | Хокку Ранрана. Обобщение по разделу. Проверочная работа. Х. | 1 | 20 | | |
| Постигаем секреты сравнения. | | | | |
22 | Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства» | 1 | 22 | | |
23 | Африканская сказка «Гиена и черепаха». Алтайская сказка «Нарядный бурундук» | 1 | 24 | | |
24 | Поход в библиотеку. Обобщение знаний. | 1 | 27 | | |
25 | «Два жадных медвежонка». Корейская сказка «Как бурундук и куница судились» | 1 | 05.11 | 6 | |
26 | Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне» | 1 | 7 | | |
27 | Индийская сказка «Золотая рыбка» | 1 | 10 | | |
28 | Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» | 1 | 12 | | |
29 | Индийская сказка «Хитрый шакал». Сравнительный анализ двух сказок. | 1 | 14 | | |
30 | Проектирование сборника сказок | 1 | 17 | | |
31 | Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали» | 1 | 19 | | |
32 | Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки». Х. | 1 | 21 | | |
33 | Шведская сказка «По заслугам и расчет» | 1 | 24 | | |
34 | М.Яснов « Мы и птицы» | 1 | 26 | | |
35 | Э.Мошковская « Мотылек» | 1 | 28 | | |
| Пытаемся понять, почему люди фантазируют. | | | | |
36 | Н.Матвеева «Картофельные олени» | 1 | 01.12 | | |
37 | Саша Черный «Дневник фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде и…» | 1 | 03 | | |
38 | Саша Черный «Дневник фокса Микки».Отрывок «Осенний кавардак» | 1 | 5 | | |
39 | Саша Черный «Дневник фокса Микки». Отрывок «Я один» | 1 | 8 | | |
40 | Э.Мошковская «Мотылек», «Осенняя вода». Х. | 1 | 10 | | |
41 | Т.Пономарева «Автобус» | 1 | 12 | | |
42 | Т.Пономарева «В шкафу» | 1 | 15 | | |
43 | Э.Мошковская «Вода в колодце». Поход в «Музейный Дом»: П.Филонов «Нарвские ворота» | 1 | 17 | | |
44 | Б.Житков «Как я ловил человечков» | 1 | 19 | | |
45 | Б.Житков «Изобретательный мальчик» | 1 | 22 | | |
46 | Б.Житков «Мальчик-фантазер» | 1 | 24 | | |
47 | Тим Собакин «Игра в птиц» | 1 | 26 | | |
48 | К.Бальмонт«Гномы». Поход в «Музейный Дом». Слушаем музыку: С.Прокофьев «Мимолетности №1». Обобщение по теме. | 1 | 29 | | |
| Учимся любить. | | | | |
49 | Т.Пономарева «Прогноз погоды» | 1 | 14.01 | | |
50 | Т.Пономарева «Лето в чайнике». Поход в «Музейный Дом»: А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре» | 1 | 16 | | |
51 | М.Вайсман «Лучший друг медуз» | 1 | 19 | | |
52 | А.Куприн «Слон» | 1 | 21 | | |
53 | А.Куприн «Мечта Нади» | 1 | 23 | | |
54 | В.Драгунский «Кот в сапогах». Х. | 1 | 26 | | |
55 | К.Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | 28 | | |
56 | К.Паустовский «Спасение зайца» | 1 | 30 | | |
57 | С.Козлов «Если меня совсем нет». Поход в «Музейный Дом»:О.Ренуар «Портрет Жанны Самари» | 1 | 02.02 | | |
58 | Обобщение по теме «Учимся любить». Проверочная работа. | 1 | 4 | | |
| Набираемся житейской мудрости. | | | | |
59 | Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб» | 1 | 6 | | |
60 | Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев» | 1 | 9 | | |
61 | Лента времени. Басни Эзопа | 1 | 11 | | |
62 | Лента времени. Эзоп «Ворон и лисица», И.Крылов «Ворона и Лисица». Иллюстрация В.Серова к басне. | 1 | 13 | | |
63 | Эзоп «Лисица и виноград», И.Крылов «Лисица и виноград» | 1 | 16 | | |
64 | И.Крылов «Квартет». Графическая иллюстрация В.Серов к басне. .И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» | 1 | 18 | | |
65 | Каша из топора. Солдатская шинель. | 1 | 20 | | |
| Продолжаем разгадывать секреты смешного. | | | | |
66 | Волшебный кафтан. Обобщение по теме. Самостоятельная работа «Проверь себя» | 1 | 22 | | |
67 | Л.Каминский «Сочинение» | 1 | 25 | | |
68 | И.Пивоварова «Сочинение» | 1 | 27 | | |
69 | М.Бородицкая «На контрольной», Л.Яковлев, «Для Лены», М. Яснов «Подходящий угол» | 1 | 02.03 | | |
70 | Н.Тэффи «Преступник» | 1 | 4 | | |
71 | Н.Тэффи «Буба - настоящий друг» | 1 | 6 | | |
72 | Н.Носов «Мишкина каша». Х. | 1 | 9 | | |
73 | К.Чуковский «От двух до пяти». Г.Остер «Вредные советы». Т.Пономарева «Помощь» | 1 | 11 | | |
74 | В.Драгунский «Ровно 25 кило» | 1 | 13 | | |
75 | В.Драгунский «Мишка - замечательный помощник» | 1 | 16 | | |
76 | Обобщающий урок по теме «Продолжаем разгадывать секреты смешного». Проверочная работа. | 1 | 18 | | |
77 | Настоящий сказочный герой. Кто он? Сказки «Колобок», «Гуси- лебеди».С.86-88 | 1 | 20 | | |
| Как рождается герой. | | | | |
78 | Б.Заходер «История Гусеницы», Ю.Мориц «Жора Кошкин» | 1 | 01.04 | | |
79 | Б.Заходер «История Гусеницы» (продолжение), Л.Яхнин «Лесные жуки» | 1 | 3 | | |
80 | Б.Заходер «История Гусеницы» (окончание), М.Яснов «Гусеница- | 1 | 6 | | |
81 | Бабочке». Поход в «Музейный Дом»: С.Жуковский «Плотина» | 1 | 8 | | |
82 | Л.Муур «Крошка Енот и тот , кто сидит в пруду». Х.С.101 | 1 | 10 | | |
83 | Н.Гарин-Михайловский «Детство Темы» | 1 | 13 | | |
84 | Н.Гарин-Михайловский «Любовь Темы к собачке» | 1 | 15 | | |
85 | Н.Гарин-Михайловский «Спасение Жучки» | 1 | 17 | | |
86 | Л.Пантелеев «Честное слово». Поход в «Музейный Дом»: | 1 | 20 | | |
87 | З.Серебрякова «За обедом», О.Ренуар «Девочка с лейкой», В.Серов «Портрет Микки Морозова» | 1 | 22 | | |
88 | Н.Некрасов «На Волге». Поход в «Музейный Дом». | 1 | 24 | | |
89 | А.Мещерского «У лесного озера» | 1 | 27 | | |
| Сравниваем прошлое и настоящее. | | | | |
90 | Н.Некрасов «Крестьянские дети (отрывок). Обобщение по разделу» | 1 | 29 | | |
91 | Сравниваем прошлое и настоящее. Б.Кустодиев «Масленица»,Н.Римский-Корсаков «Снегурочка», И.Стравинский «Петрушка» | 1 | 04.05 | | |
92 | К.Паустовский «Растрепанный воробей» | 1 | 6 | | |
93 | К.Паустовский «Ночная гостья» | 1 | 8 | | |
94 | К.Паустовский «Подарок милиционера» | 1 | 11 | | |
95 | К.Паустовский «Стальное колечко». Х.С.126 | 1 | 13 | | |
96 | К.Паустовский «Большая радость Варюши». Х.С.126 | 1 | 15 | | |
97 | Поход в «Музейный Дом»: В.Боровиковский «Портрет Безбородко с дочерьми».З.Серебрякова «Автопортрет с дочерьми». А.Пушкин «Цветок» | 1 | 18 | | |
98 | А.Гайдар «Чук и Гек» | 1 | 20 | | |
99 | А.Гайдар «Дорога к отцу» | 1 | 22 | | |
100 | А.Гайдар «Вот и приехали. Одни в лесной сторожке» | 1 | 24 | | |
101 | А.Гайдар «Вот оно- счастье» | 1 | 27 | | |
102 | Постоянство в природе и чувствах людей. Обобщение по теме «Сравниваем прошлое и настоящее». Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» Проверочная работа. | 1 | 29 | | |