СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Литературное чтение на родном русском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке. Программа составлена к учебнику О.М.Александровой 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Литературное чтение на родном русском языке»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова



Утверждена.

Директор МБОУ средней общеобразовательной

школы им. Н.А. Некрасова ____________Е.Н. Ежова

Приказ № ____ от «____»________________2021 г.









Рабочая программа

по учебному предмету

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

для учащихся 4 класса











Н.С.Шуникова

Учитель начальных классов











д. Грешнево

2021 год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном(русском) языке составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю., Рябининой Л.Я., Соколовой О.В. (Москва 2020г.)


Нормативно-правовая основа программы

Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;

Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. №703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;

Приказ Министерства образования и науки РФ
от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р;

Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.

Курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» направлен на решение следующих задач:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

  • формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;

  • обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

  • формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;

  • совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;

  • развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.

    Место учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане

    В учебном плане МБОУ СОШ им.Н.А.Некрасова на 2021-2022 учебный год на изучение курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 4 классе отводится 17 часов (0,5 часов в неделю).



Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:

осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:

  1. познавательные универсальные учебные действия:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

2) коммуникативные универсальные учебные
действия:

развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

3) регулятивные универсальные учебные
действия:

развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:

1) Выпускник научится:

понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;

самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


2) Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;


Содержание предмета

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (10 ч)

Я и книги (3 ч)

Испокон века книга растит человека

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы

29«Последовательные воспоминания»).

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с

картинками»).

Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент).

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

Я взрослею (2 ч)

Скромность красит человека

Пословицы о скромности.

Е. В. Клюев. «Шагом марш».

И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».

Любовь всё побеждает

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».

И. С. Тургенев. «Голуби».

Я и моя семья (3 ч)

Такое разное детство

Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой

первый «полет»).

О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку»,

«Про чистоту»).

К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).

Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

Придуманные миры и страны

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (7 ч)

Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч)

Люди земли русской

Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).

Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В

школу»).

Что мы Родиной зовём (2 ч)

Широка страна моя родная

А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).

А. Д. Дорофеев. «Веретено».

В. Г. Распутин. «Саяны».

Сказ о валдайских колокольчиках.

О родной природе (2 ч)

Под дыханьем непогоды

Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.

А. Н. Апухтин. «Зимой».

В. Д. Берестов. «Мороз».

А. Н. Майков. «Гроза».

Н. М. Рубцов. «Во время грозы».

Тематическое планирование четвёртого года обучения – 17 часов

(4 класс)

Блок

Тема

Количество часов

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА

10

Я и книги

Испокон века книга растит человека

3

Я взрослею

Скромность красит человека

1

Любовь всё побеждает

1

Я и моя семья

Такое разное детство

3

Я фантазирую и мечтаю

Придуманные миры и страны

2

Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

7

Родная страна во все времена сынами сильна

Люди земли русской

3

Что мы Родиной зовём

Широка страна моя родная

2

О родной природе

Под дыханьем непогоды

2

Итоговая проверочная работа.

1



Поурочное планирование — 17 часов

п/п

Тема урока


РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА-10ч.


Я и книги (3 ч)

1

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). И.А.Гончаров «Фрегат» (Паллада)

2

Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент). С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова внука» (отрывок)

3

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).


Я взрослею (2 ч)

4

Е. В. Клюев. «Шагом марш». Л.Л.Яхнин «Храбрец»,И.П.Токмакова «Разговор Татарника и Спорыша»

5

Б.П.Екимов «Ночь исцеления», И.А.Мазнин «Ночь исцеления»


Я и моя семья (3 ч)

6

Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).

7

М.В.Водопьянов «Полярный лётчик» глава «Маленький мир»

8

К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).


Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

9

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).

10

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).


РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (7 ч)


Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч)

11

Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).К.И.Куин «За три моря»

12

Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).В.А.Гагарин «Мой брат Юрий», Ю.А.Гагарин «Сто восемь минут», Г.С.Титов «Наш Гагарин»


Что мы Родиной зовём (2 ч)

13

А. Д. Дорофеев. «Веретено», А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).

14

" Сказ о валдайских колокольчиках»,Г.Я.Снегирёв «Карликовая берёзка», В.Г.Распутин «САяны»


О родной природе (2 ч)

15

А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз».

16

А. Н. Майков. «Гроза». Н. М. Рубцов. «Во время грозы».М.Зощенко «Гроза», А.Блок «Перед грозой»

17

Итоговое повторение. Итоговая проверочная работа.



Словари и справочники серии «Словари XXI века»: 8. Атрошенко О. Осипова К. Русский народный календарь.

9. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка.

10. Большой фразеологический словарь русского языка. Коллектив авторов под ред. В.Н. Телия.

11. Большой толковый словарь синонимов русской речи. Коллектив авторов под ред. Л.Г. Бабенко. 12. Дядечко Л. П.Словарь крылатых слов и выражений нашего времени. 13. Зимин В. И. Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений.


Интернет-ресурсы

14. Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop (дата обращения: 10.09.2020).

15. Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru (дата обращения: 10.09.2020).

16. Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru (дата обращения: 10.09.2020).

17. Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs (дата обращения: 10.09.2020).

18. Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru (дата обращения: 10.09.2020).

19. Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki (дата обращения: 10.09.2020).

20. Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/ (дата обращения: 10.09.2020).

21. Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru (дата обращения: 10.09.2020).

22. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru (дата обращения: 10.09.2020).

23. Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya (дата обращения: 10.09.2020).

24. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm (дата обращения: 10.09.2020).


Использование электронных ресурсов в организации образовательной деятельности


Цифровой ресурс для школ «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/

Learningapps – бесплатный, русифицированный онлайн-сервис из Германии, позволяющий создавать интерактивные упражнения для проверки знаний https://teachbase.ru/obuchenie/kak-sozdavat-zadaniya-v-servise-learningapps/; https://learningapps.org/createApp.php

Глобаллаб - Глобальная школьная лаборатория https://globallab.org/ru/#.YK48X91n2Uk


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!