Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению на родном языке
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ст.2п.10; ст.12 п.1, 3);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357;
3. Программа ФГОС НОО МБОУ СО № 8 с. Натырбово.
Курс родного русского языка и литературы в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение». Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Предмет «Родной язык и литература » играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Родной язык и литература является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нѐм своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение родного языка и литературы в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Задачи обучения:
расширение читательского кругозора обучающихся;
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функ-ции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). Происходит знакомство обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать еѐ для расширения своих знаний об окружающем мире. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен в программе следующими содержательными линиями:
- развитие речи,
- произведения устного творчества народов России;
- произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России;
- все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Место предмета в учебном плане: учебный план отводит 18 часов для изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке» в 4 классе из расчета 1 час в неделю (со II полугодия). В соответствии с этим учебный предмет «Литературное чтение на родном русском языке» реализуется в 4 классах в объеме 18 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»:
1) понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусствослова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;
2) освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушающими); владеть техникой смыслового чтения про себя — понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста;различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорньте жанры, сказки, легенды, мифы); понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песенки и др. своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои);сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, об истории, о детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры небольших художественных произведений представителей детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);
3) приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; формировать читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных, справочных); удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений;проявлять интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 класс
«Россия - наша Родина» (2 часа)
С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации». В.Гудимов «Россия, Россия, Россия». И.С.Никитин «Русь».
«Фольклор нашего народа»(3часа)
Виды устного народного творчества.Русские народные сказки.Бой на Калиновом мосту.Былины-преданья старины глубокой. Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя».
«О братьях наших меньших»(5 часов) .В.Астафьев.СтрижонокСкрип.Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш».А.П.Чехов.Белолобый. Г.Скребицкий «Кот Иваныч».М.Пришвин. «Выскочка».Викторина по разделу.
«Времена года» (4 часа)
В.Бианки «Лесная газета».К.Паустовский «Стальное колечко». К.Паустовский «Скрипучие половицы».Рассказы Н.Сладкова.
«Русская литература»(4 часа )
П.Бажов «Серебряное копытце». С.Есенин «Лебедушка». А.Блок «.Сны» . «Ворона».В.Гаршин. «Сказка о жабе и розе.Обобщающий урок
Основные требования к уровню подготовки обучающихся по литературному чтению на родном языке
Обучающиеся должны:
4 класс
Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.
Знать наизусть 4-5 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.
У м е т ь:
– читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90–120 слов в минуту;
– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
– находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
– выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
– находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
– практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
– рассказывать о любимом писателе, поэте;
– устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.
Календарно- тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
«Россия - наша Родина» (2 часа) |
1 | С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации» | овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. | Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; П: освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. К:умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностей. |
2 | В.Гудимов «Россия, Россия, Россия».И.С.Никитин. «Русь». | совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге. | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. | Р:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П:определять наиболее эффективные способы достижения результата; К:умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
| «Фольклор нашего народа»(3 часа) |
3 | Виды устного народного творчества. Русские народные сказки. Бой на Калиновом мосту. | обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран | осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности. | Р:овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; П: освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. К: готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. |
4 | Былины-преданья старины глубокой. | совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге. | понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций | Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; П: освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. К:умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ. |
5 | Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя». | развитие интереса к чтению и книге; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. | формирование потребности в систематическом чтении, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Р:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П:определять наиболее эффективные способы достижения результата; К:умение осуществлять взаимный контроль в совместной | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностей. |
«О братьях наших меньших»(5 часов) |
6 | В.Астафьев. «СтрижонокСкрип». | формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к книге. | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; П: освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. К:умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
7 | Д.Мамин-Сибиряк. «Приемыш». | овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности. | осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о жизни птиц, окружающем мире, формирование потребности в систематическом чтении. | Р:овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. П: освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. К: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения. | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
8 | А.П.Чехов. «Белолобый». | формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к книге. | осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о жизни птиц, окружающем мире, формирование потребности в систематическом чтении. | Р:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П:определять наиболее эффективные способы достижения результата; К:умение осуществлять взаимный контроль в совместной | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностей. |
9 | Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч». | овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности. | осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о жизни домашних животных, окружающем мире, формирование потребности в систематическом чтении. | Р:овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. П: освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. К: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения. | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
10 | М.Пришвин. «Выскочка». Викторина по разделу. | | | формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к книге. | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; П: освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. К:умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностей. |
|
| | | | | |
| | | | | |
«Времена года» (4 часа) |
11 | В.Бианки «Лесная газета» | овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности. | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; П: освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. К:умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
12 | Рассказы Н.И. Сладкова. « Лес не школа, а всему учит.» | овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности. | осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о жизни домашних животных, окружающем мире, формирование потребности в систематическом чтении. | Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; П: освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. К:умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
13 | К.Паустовский «Стальное колечко» | развитие интереса к чтению и книге; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре. | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Р:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П:определять наиболее эффективные способы достижения результата; К:умение осуществлять взаимный контроль в совместной | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
14 | К.Паустовский «Скрипучие половицы» | формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к книге. | осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о жизни домашних животных, окружающем мире, формирование потребности в систематическом чтении. | Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; П: освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. К:умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Русская литература(4часа) |
15 | А.Блок. «Сны», «Ворона». | овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности. | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Р:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П:определять наиболее эффективные способы достижения результата; К:умение осуществлять взаимный контроль в совместной | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
16 | П.Бажов. «Серебряное копытце». | развитие интереса к чтению и книге; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре. | осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о жизни домашних животных, окружающем мире, формирование потребности в систематическом чтении. | Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; П: освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. К:умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
17 | С.Есенин «Лебедушка». | овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов. | Р:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П:определять наиболее эффективные способы достижения результата; К:умение осуществлять взаимный контроль в совместной | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
18 | В.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Обобщение . | развитие интереса к чтению и книге; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре. | использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое). | Р:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |