Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение на родном языке» базового уровня составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа направлена на реализацию целей обучения на уровне начального образования. В соответствии с учебным планом МОУ Вешкаймская СОШ № 1, отводится 0.5 часа в неделю, всего 18 часов в год.
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
- формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности в чтении;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
— развитие воображения, творческих способностей;
— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
— обогащение представлений об окружающем мире.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• способность к самооценке;
• чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
• представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
• ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
• регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
• познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
• чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
• устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
• толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);
• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их изложения;
• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
• составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
• соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в научно - популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
• высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям художественное произведение;
• создавать текст на основе плана;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
• писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
• участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
• создавать иллюстрации к произведениям;
• создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально - смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка — рассказ и др.);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
• делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
• самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
• планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
• устанавливать причинно - следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
• устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
•сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
•строить логические рассуждения, включающие определение причинно -следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
• работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
• точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
• владеть диалогической формой речи;
• корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Содержание учебного предмета
Веселые стихи Б. Заходера; Рассказы и сказки Е. Пермяка; Рассказы Е. Чарушина; Рассказы Н.Н. Носова; Рассказы о животных В. Чаплиной; Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют. В. Л. Дуров; «Здравствуй, гостья-зима!»(стихи русских поэтов классиков); Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима; «Лес не школа, а всему научит» Рассказы Н. Сладкова; Сказки А. Пушкина; Былины о русских богатырях; Книги о защитниках Отечества. А. Гайдар, Е.Благинина; Книги о человеке и его делах. Стихи С. Михалкова; «Мама и мы» Стихи, рассказы,сказки.; «Ванька» А. П. Чехов; «Лесная газета» В. Бианки; Что говорят стихи. Поэзия С. Маршака;
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Веселые стихи Б. Заходера | 1 |
2 | Рассказы и сказки Е. Пермяка | 1 |
3 | Рассказы Е. Чарушина | 1 |
4 | Рассказы Н.Н. Носова | 1 |
5 | Рассказы о животных В. Чаплиной | 1 |
6 | Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют. В. Л. Дуров | 1 |
7 | «Здравствуй, гостья-зима!»(стихи русских поэтов классиков) | 1 |
8 | Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима | 1 |
9 | «Лес не школа, а всему научит» Рассказы Н. Сладкова | 1 |
10 | Сказки А. Пушкина | 1 |
11 | Былины о русских богатырях | 1 |
12 | Книги о защитниках Отечества. А. Гайдар, Е.Благинина | 1 |
13 | Книги о человеке и его делах. Стихи С. Михалкова | 1 |
14 | «Мама и мы» Стихи, рассказы,сказки. | 1 |
15 | «Ванька» А. П. Чехов | 1 |
16 | «Лесная газета» В. Бианки | 1 |
17 | Что говорят стихи. Поэзия С. Маршака | 1 |
18 | Проверь себя. Читаем любимые книги | 1 |
| ИТОГО | 18 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | дата | Домашнее Задание |
По плану | фактически |
1 | Веселые стихи Б. Заходера | 1 | | | |
2 | Рассказы и сказки Е. Пермяка | 1 | | | |
3 | Рассказы Е. Чарушина | 1 | | | |
4 | Рассказы Н.Н. Носова | 1 | | | |
5 | Рассказы о животных В. Чаплиной | 1 | | | |
6 | Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют. В. Л. Дуров | 1 | | | |
7 | «Здравствуй, гостья-зима!»(стихи русских поэтов классиков) | 1 | | | |
8 | Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима | 1 | | | |
9 | «Лес не школа, а всему научит» Рассказы Н. Сладкова | 1 | | | |
10 | Сказки А. Пушкина | 1 | | | |
11 | Былины о русских богатырях | 1 | | | |
12 | Книги о защитниках Отечества. А. Гайдар, Е.Благинина | 1 | | | |
13 | Книги о человеке и его делах. Стихи С. Михалкова | 1 | | | |
14 | «Мама и мы» Стихи, рассказы,сказки. | 1 | | | |
15 | «Ванька» А. П. Чехов | 1 | | | |
16 | «Лесная газета» В. Бианки | 1 | | | |
17 | Что говорят стихи. Поэзия С. Маршака | 1 | | | |
18 | Проверь себя. Читаем любимые книги | 1 | | | |