СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДА 5 класс с ЗПР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование. Логопедия, 5 класс, 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДА 5 класс с ЗПР»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 149 г. Екатеринбург




Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 149

____________ О.А. Добычина


«__»_________ 20 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДА

на 2020 – 2021 учебный год


Класс 5 «д»









Ф.И.О. учителя-логопеда: Шагина Н.В

Наименование предмета: Логопедия


Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Основные направления работы

  3. Виды нарушений устной и письменной речи

  4. Основные требования к знаниям и умениям к концу 5 класса

  5. Формирование универсальных учебных действий

  6. Календарно-тематическое планирование.






















  1. Пояснительная записка

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению подходов к обучению и развитию детей с особыми образовательными потребностями. Изменяется содержание их обучения с целью повышения эффективности коррекционного воздействия и успешной социализации. Создание условий для разностороннего развития личности каждого ребёнка определяет необходимость сочетать учебную деятельность с коррекционно-развивающей (КРО).

В рамках учебной деятельности, которая является ведущей в умственном развитии детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями, формируются базовые знания, умения и навыки, отрабатывается вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми. Коррекционно-развивающая деятельность направлена на развитие индивидуальных задатков учащихся, коррекцию их познавательной активности.

Внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих и коррекционных заданий, способствующих формированию и коррекции не только речи, но и внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности и ряда других психических функций. Данные коррекционные занятия являются значимыми направлениями работы логопеда.

Языковое образование и речевое развитие учащихся - необходимое условие для обучения и общения. Под развитием речи в узком смысле понимают овладение учащимися речевыми умениями, которые обеспечивают готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. Однако важно отметить, что для школьника родной язык - не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам.

Основное назначение коррекционной работы являтся развитие пространственно-временных представлений у детей с различными нарушениями речи при переходе из начальной школы в среднюю.

При рассмотрении пространственных представлений освещается следующий круг вопросов: определение схемы собственного тела; правого и левого направления в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов; схемы тела стоящего напротив; последовательности предметного ряда; последовательности числового ряда; графическое обозначение направлений.

Выявление круга временных представлений учащихся предполагает: уточнение понятий об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста; наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий; расширение и активизацию словарного запаса.

Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми дизорфографическими проявлениями являются ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе. Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

II.Основные направления работы.

Коррекционная работа по преодолению дизорфографии проводится в четыре этапа.

1-й этап — диагностический.

  • Проводится анализ письменных работ, процесса чтения.

  • Определяется состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем).

  • Проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи.

  • Выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память.

  • Выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

На данном этапе при проведении диагностики следует (при возможности) подключать школьного психолога.

Общая характеристика коррекционной работы.

  1. Проведение фронтальных диктантов с помощью учителей русского языка; проверка и анализ ошибок.

  2. Повторная письменная работа с группой детей, допустивших специфические ошибки в диктантах, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; устный рассказ или сочинение по опорным словам, по серии сюжетных картинок.

  3. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием групповой тестовой методики (письменно).

  4. Обследование связной речи. Проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.

  5. Анализ результатов обследования. Комплектование групп.

  1. й этап — подготовительный.

  • Уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления).

  • Проводится работа:

  • по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление;

  • по развитию внимания, памяти;

  • по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).

  • При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляется на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.

Общая характеристика коррекционной работы.

  1. Развитие общей и мелкой ручной моторики.

  2. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

  3. Развитие внимания. Важно для нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, нахождения собственных ошибок (корректурные пробы).

  4. Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, графической за­шифровки объекта запоминания.

  5. Развитие мышления.

  1. й этап — коррекционный.

Осуществляется работа по преодолению дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.

Общая характеристика коррекционной работы.

  1. Уточнение и развитие следующих понятий: алфавит, гласные и согласные буквы и звуки. Написание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.

  2. Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова. Безударные гласные.

  3. Уточнение и повторение трудных слов; работа со словарем. Правописание непроизносимых согласных, звонких и глухих согласных в конце слова и в словах со стечением согласных. Уточнение употребления правил переноса.

  4. Написание гласных после шипящих. Работа по коррекции употребления мягкого знака в середине и конце слова для смягчения согласного. Употребление разделительных твердого и мягкого знаков.

  5. Коррекционная работа по употреблению в устной и письменной речи омонимов, синонимов, антонимов. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.

  6. Рассмотрение тем: словоизменение и словообразование; состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.

  7. Уточнение понятий: части речи, имя существительное. Употребление мягкого знака после шипящих.

  8. Рассмотрение и уточнение понятий: глагол, начальная форма глагола.

  9. Работа над дифференциацией прилагательных и причастий.

  10. Работа над дифференциацией приставок и предлогов.

  11. Работа над просодическим компонентом речи. Интонация. Темп. Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика. Лого- ритмика.

  12. Рассмотрение и уточнение понятий: причастие и деепричастие, деепричастный оборот.

  13. Работа над развитием связной речи. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.

  1. й этап — оценочный.

  • Оценивается эффективность коррекционной работы.

  • Проводится повторная проверка навыков письма.

  • Анализируются различные виды письменных работ детей.

Общая характеристика коррекционной работы.

Проводится в виде контрольной работы, включающей в себя:

  1. диктант с грамматическим заданием;

  2. тестовое задание, по которому оцениваются усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи;

  3. изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти;

  4. устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличие в ней аграмматизмов.

При наличии у учеников нарушений звукопроизношения проводится индивидуальная и подгрупповая работа по общепринятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале. В случае выявления у дизорфографиков ошибок дисграфического характера коррекционная работа ведется параллельно: формируются группы сочетанного диагноза «дисграфия-дизорфография», для них составляется перспективный и поурочный планы работы в зависимости от формы и степени выраженности дефекта.

Ш.Виды нарушений устной и письменной речи

Дизорфографическое расстройство имеет системный характер и сложную комплексную структуру. У школьников с дизорфографией наблюдается неполноценность одновременно нескольких компонентов функциональной системы орфографически правильного письма.

Наиболее часто в структуре дизорфографии у школьников наблюдалось доминирование несовершенства компонентов речевой функциональной системы и несформированности произвольных языковых способностей. Наряду с этим отмечалось и преобладание в структуре дефекта недостаточности развития у детей когнитивных функций, а также несформированности основных регуляторных компонентов учебной деятельности - программирования и контроля.

Сложная структура дизорфографического нарушения и его системный характер обусловливают схожесть проявлений дизорфографии в письменной продукции школьников, структура дефекта у которых не является одинаковой. Это подтверждается наличием у учащихся одинаковых орфографических ошибок, специфичность которых выражается в постоянном характере их появления в письменных работах. Исследование позволило выявить наиболее типичные орфографические ошибки у данного контингента детей, обусловленные трудностью усвоения орфограмм, среди которых преобладают: орфограммы, регулирующие написание гласных в окончаниях слов, корневые орфограммы, правописание Ь и Ь после шипящих, правописание букв Ы и И после Ц в корнях слов.

Помимо орфографических ошибок к симптомам дизорфографии можно отнести недостаточное овладение детьми грамматическими понятиями и соответствующим терминологическим словарем; низкий уровень усвоения ими правил и закономерностей функционирования языковых единиц; неполноценность лингвистического мышления (прежде всего, операций морфемного, морфологического и словообразовательного анализа) и чувства языка; слабую мотивацию школьников к изучению орфографических правил; их неспособность опираться в письменной деятельности на правила, усвоить и применять в письме алгоритм орфографических действий.

Программа предусматривает построение коррекционно-развивающего обучения с учётом индивидуальных и психофизиологических особенностей обучающихся. Осуществляется тесная преемственность логопедических занятий с учебными предметами. Коррекционная работа направлена на преодоление группы нарушений сочетанного характера дисграфии, дислексии и дизорфографии.

Выделяют следующие виды нарушений устной и письменной речи: дисграфию и дислексию.


Учащиеся должны знать:


  • IV.Основные требования к знаниям и умениям к концу 5 класса

    признаки главных и второстепенных членов предложения;

  • термин «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «омонимы»;

  • понятие «состав слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»;

  • роль окончания в словах;

  • правило правописания гласных и согласных в корнях слов;

  • правило правописания слов с разделительным Ъ и разделительным Ь знаком»

  • грамматические признаки частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);

  • склонение имён существительных;

  • склонение имён прилагательных;

  • роль местоимения в предложении.

Учащиеся должны уметь:

  • различать главные и второстепенные члены предложения;

  • составлять из словосочетаний предложения;

  • находить однородные члены предложения;

  • расставлять запятые между однородными членами предложения;

  • составлять предложения с однородными членами;

  • находить простые и сложные предложения в тексте;

  • составлять сложные предложения;

  • определять значение многозначных слов;

  • подбирать к слову, синонимы, антонимы;

  • выделять значимые части слова;

  • разбирать слова по составу;

  • определять род и число имён прилагательных;

  • проверять слова с удвоенными согласными в корне;

  • различать значение разделительных Ъ и Ь знаков в слове и уметь их переносить;

  • различать части речи на основе изучаемых признаков;

  • изменять имена сущ. по падежам и определять падеж имён сущ.;

  • изменять имена прил. по падежам и определять падеж имён прил.;

  • распознавать местоимения среди других частей речи;

  1. Артикуляторно-акустическую. В её основе лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Появляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

  2. Акустическую возникает на основе нарушений фонемного распознавания. Проявляются в заменах букв фонетически близким звуком. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Этот вид дисграфии и дислексии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме.

  3. Дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе её лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их чтении, пропуски гласных, перестановка букв, вставки, перестановки слогов, слитное и раздельное написании слов, предлогов со словами, раздельное написание приставки и корня слова.

  4. Аграмматическую. Этот вид дисграфии и дислексии связан с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. В связной письменной речи детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями. На уровне предложений аграмматизмы на письме и в процессе чтения проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний, предложных конструкций, изменении падежа местоимений, числа существительных, нарушении согласования, отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложений, нарушении слов в предложении.

  5. Оптическая дисграфия и дислексия. Связаны недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляются в заменах и искажениях бук на письме и в процессе чтения. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:

  • состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Т - Ш);

  • включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (И -Ш, П-Т, Х-Ж, Л-М);

  • зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы.

Состав детей, нуждающихся в индивидуальном подходе при обучении русскому языку, неоднороден. К данной категории относятся:

  1. дети с речевыми проблемами, обусловленными органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС);

  2. дети с минимальной мозговой дисфункцией (ММД);

  3. дети с нарушениями зрительно-моторных и пространственных представлений.

Встречается смешанная форма дисграфии дислексии. Планирование логопедической работы с обучающимися общеобразовательных классов

осуществляется в зависимости от характера речевого нарушения. Интегрированный курс занятий «Русский язык» и «Литературное чтение.

Работа с текстом» предполагает комплексный подход к развитию речи.

  • определять лицо, число и падеж личных местоимений;

  • различать глаголы среди других частей речи;

  • определять время и число глаголов.

V. Формирование универсальных учебных действий

1. Предметные

Обучающийся будет способен

на лексическом уровне:

  • активно пользоваться различными способами словообразования;

  • владеть навыками усвоения морфологического состава слова: корня, окончания, приставки, суффикса;

  • писать раздельно предлоги со словами;

  • правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, которые обозначают предмет, его признак и действие, на синтаксический уровне:

  • правильно записывать предложения - употреблять прописную букву в начале, точку в конце предложения;

  • правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, которые обозначают предмет, его признак и действие;

  • использовать в речи различные конструкции предложений;

  • использовать в речи различные предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные;

  • владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

  • построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

  • точно и чётко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;

  • строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);

  • самостоятельно выбирать языковые средства, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины);

на уровне орфографии, гигиены письма

  • соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки;

  • правильно, аккуратно, разборчиво и красиво писать буквы и их соединения;

  • писать, соблюдая правила орфографии;

  • писать под диктовку;

  • списывать с печатного и письменного; на уровне чтения

  • улучшить технику чтения (темп и его выразительность);

  • правильность и осознанность;

  • работать с текстом (книгой)

  1. Метапредметные

Познавательные (психологические предпосылки к обучению, психологическая база речи)

У обучающегося будут развиваться:

  • устойчивость внимания;

  • наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

  • способность к запоминанию;

  • способность к переключению;

  • навыки и приёмы самоконтроля;

  • познавательная активности;

  • произвольность общения и поведения;

Регулятивные (полноценные учебные умения)

Обучающийся научится:

  • планировать предстоящую деятельность: принимать учебную задачу, активно понимать материал, выделять главное в учебном материале, определять пути и средств достижения цели;

  • контролировать процесс своей деятельности;

  • работать с образцами, пользоваться специальными приемами самоконтроля:

  • работа в определённом темпе: (уметь быстро и качественно писать, считать проводить анализ, сравнение, сопоставление и.т. д.);

  • применение знаний в новых ситуациях;

  • анализировать, оценивать продуктивность собственной деятельности.

  1. Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • внимательно слушать и слышать собеседника и вступать с ним в диалог, участвовать в общей беседе, коллективном обсуждении проблемы, выполняя принятые правила речевого поведения;

  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

  • умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнерам;

  • строить небольшие монологические высказывания с учетом ситуации общения.

  1. Личностные

У обучающегося будут развиваться:

  • способность принимать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности;

  • этические чувства, доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, эмпатия, бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

умение соблюдать речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: « Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте добры и. т.п.).




VI. Календарно-тематическое планирование

на 2020- 2021 учебный год

5 «д» класс (2 часа в неделю).


Номер занятия

Тема занятия

Содержание коррекционной работы

Дата

1.

Входная диагностика.


Обследование письма. Выявить наличие нарушений письма.


2.


Входная диагностика.

Обследование чтения. Выявить наличие нарушений чтения.


3.

Входная диагностика.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания


4.


Понятие о предложении.

Закрепить понятие о предложении.


5.


Простое предложение.

Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово».


6.

Знаки препинания в конце предложения.

Закрепить умение детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.


7.

Простое распространенное предложение.

Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.


8.

Согласование слов в предложении.

Показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений.


9.


Предлоги.

На практиченском уровне закрепить знания о предлогах.


10.

Предлог НА.

Закрепить правописание

предлогов со словами.


11.

Предлог В.

На практиченском уровне закрепить знания о предлогах. Закрепить правописание предлогов со словами.



12.

Дифференциация предлогов НА-В.

Закрепить практические навыки на письме, в устной речи.


13.

Предлоги С(СО).

На практиченском уровне закрепить знания о предлогах. Закрепить правописание предлогов со словами.


14.


Предлоги С (ИЗ).

Закрепить правописание предлогов со словами.


15.


Предлоги ПО,К.

На практическом уровне закрепить знания о предлогах.


16.


Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

Закрепить правописание предлогов со словами. Показать отличие предлога за и из-за.


17.


Предлоги над, под.

Закрепить практические навыки правописания предлогов со словами.


18.

Предлоги под, из-под.

Закрепить практические навыки правописания предлогов со словами. Закрепить отличительные признаки этих предлогов.


19.

Гласные звуки.

Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме.


20.

Гласные звуки.

Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме.


21.

Сходство парных гласных.

Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство.


22.

Твердые и мягкие согласные

Совершенствовать умение различать гласные и согласные звуки на слух, в произношении и буквы обозначающие эти звуки на письме.


23.

Обозначение мягкости согласных по-средством «ь».

Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных.


24.

Обозначение мягкости согласных по-средством «ь».

Учить слышать мягкие согласные на конце слова.


25.

Обозначение мягкости согласных по-средством «ь».

Совершенствовать умение различать твердое и мягкое звучание согласных.


26.

Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда.

Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда.


27.

Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда.

Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда.


28.


Родственные слова.

Совершенствовать умение подбирать родственные слова.


29.



Корень слова.

Упражнять в подборе однокоренных слов.


30.


Сложные слова.

Познакомить учащихся с понятием «сложные слова». Учить выделять в сложных словах корни и соединительные гласные.


31.

Сложные слова.

Познакомить учащихся с понятием «сложные слова». Учить выделять в сложных словах корни и соединительные гласные.


32.

Приставка. Образование слов при помощи приставок.

Учить образовывать новые слова с помощью приставок.


33.

Суффикс. Суффиксальное образование слов.

Учить образовывать новые слова с помощью суффиксов.


34.

Окончание в словах.

Учить правильно употреблять формы слов (в зависимости от контекста).


35.


Закрепление темы «состав слова».

Закрепить знания учащихся по теме, тренировочные упражнения.


36.


Дифференциация предлогов и приставок.

Учить различать предлоги и приставки, правильно оформлять их в письменной речи.


37.


Дифференциация предлогов и приставок.

Учить различать предлоги и приставки, правильно оформлять их в письменной речи.


38.

Занимательная логопедия.

Активизировать и расширять словарный запас учащихся, развивать навыки связной речи.

Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.


39.

Словосочетание:

Согласование имён существительных с глаголами в числе.

Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа.






40.

Словосочетание:

Согласование имён существительных с прилагательными в числе.

Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа.


41.

Согласование существительных с глаголами в роде.

Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных.


42.

Согласование существительных с глаголами в роде.

Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных.


43.

Согласование существительных с прилагательными в роде.

Учить правильно соотносить окончания прилагательных с родом имени существительного, используя вопросы «какой?», (-ая?), )-ое).


44.

Согласование существительных с прилагательными в роде.

Учить правильно соотносить окончания прилагательных с родом имени существительного, используя вопросы «какой?», (-ая?), )-ое).


45.

Словосочетания, образованные по типу управления.

Закрепить умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы.


46.

Словосочетания, образованные по типу управления.

Закрепить умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы.


47.

Словосочетания, образованные по типу управления.

Закрепить умение правильно употреблять грамматические формы имени существительного, ставя соответствующие вопросы.


48.

Проверочный диктант по теме «Словосочетание».

Проверить уровень знаний учащихся по теме «Словосочетание».


49.

Закрепление падежных форм.

Тренировать в изменении падежных форм имени существительного.


50.

Предложение:

Словосочетание и предложение.

Совершенствовать умение отличать сочетания слов от законченного предложения.


51.

Работа с деформированным предложением.

Совершенствовать умение составлять грамматически правильное предложение.


52.

Повествовательное предложение.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.


53.

Вопросительное предложение.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.


54.

Восклицательное предложение.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.


55.

Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз» И»).

Тренировать учащихся в составлении сложносочинённых предложений.


56.

Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз «А»,»но»).

Тренировать учащихся в составлении сложносочинённых предложений.


57.

Сложноподчинённое предложение. (Союз «потому что»).

Тренировать учащихся в составлении сложноподчинённых предложений.


58.

Сложноподчинённое предложение. (Союз «чтобы»).

Тренировать учащихся в составлении сложноподчинённых предложений.


59.

Простое предложение

Учить составлять простые предложения.



60.

Распространение предложений.

Упражнять учащихся в распространении предложений.



61.

Выделение предложений из сплошного текста.

Тренировать учащихся в выделении простых и сложных предложений из сплошного текста, правильно расставлять знаки препинания на письме.


62.

Связь слов в предложении. (Проверочные задания).

Закрепить знания о предложении.




63.

Итоговая диагностика устной и письменной речи