СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа логопедических занятий для детей с ЗПР (ВАРИАНТ 7.1)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическая работа в школе с учащимися с ЗПР является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа логопедических занятий для детей с ЗПР (ВАРИАНТ 7.1)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Вяземского

Вяземского муниципального района Хабаровского края







Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»

Протокол МО № 1 Зам. Директора по УР Приказ № 153 от 30.08.2021

от 30.08.2021

Руководитель МО Директор МБОУ СОШ №1

__________________ _________________ ______________________

Нардина О.В. Рогозина Т.В. Милюкова О.Ю.












Рабочая программа логопедических занятий

по развитию устной и письменной речи

для учащихся с задержкой психического развития

( Вариант 7.2) 1-3 классов

2021/2020 учебный год







Разработана: Задорожной Н.В.,

учителем- логопедом

высшей квалификационной категории










Вяземский 2021/2022 г.


Аннотация

В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ЗПР.

Логопедическая работа в школе с учащимися с ЗПР является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ЗПР в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для учащихся 1 – 3 классов с ЗПР, обучающимся по адаптированным программам, имеющим речевое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи.


Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена на основе нормативных документов:

−Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

−Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

−Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

−Постановления от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Устав школы

- Положение о рабочей программе педагога

- Приказ №124 от 28.08.2020г.

Программа коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи разработана с учетом диагностических данных учащихся. Логопедическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку.

Цель программы: предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся, обусловленной нарушениями развития устной и письменной речи; создание специальных условий развития и коррекции, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей в соответствии с их реальными возможностями.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

  2. Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;

3 Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;

  1. Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;

  2. Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

  3. Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции;

  4. Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.


Общая характеристика программы

Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по ФГОС ОВЗ является ценным нововведением в содержание

образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.

Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционно-развивающей работы. Дети, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на групповых логопедических занятиях.

Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель- логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Логопедические занятия в направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в АООП направлениями:

образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.

Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционно-развивающей работы. Дети, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на групповых логопедических занятиях.

Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель- логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Логопедические занятия в направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в АООП направлениями:

диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

  • диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

  • профилактика нарушений чтения и письма;

  • представлений об окружающей действительности;

  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

В логопедическом обследовании первоклассников оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас,

грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель-логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на возможности произвольной регуляции. При их низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме.

При организации первичной диагностики учителю-логопеду рекомендуется подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного года повторить задания с тем же самым речевым материалом. В разделе «Планируемые результаты» предложен возможный алгоритм построения логопедического мониторинга.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

По федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России №1598 от 19.12.2014 г.) сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет (1, 1 дополнительный, 2, 3, 4 классы).

По федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России №1598 от 19.12.2014 г.) сроки освоения АООП НОО (вариант 7. 1) обучающимися с ЗПР составляют 4 года (1, 2, 3, 4 классы).

Адресат: Программа разработана для детей 1 - 4 классов с задержкой психического развития имеющих речевое заключение–нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи (соответствующим III уровню речевого развития), предназначена для реализации в 2021-2022 учебном году.

Длительность программы:

С детьми с ЗПР( вариант 7.2) проводятся 2 занятия в неделю: 1 класс, 1 дополнительный– 66 часов, 2, 3-68 часов, 4 классы – 68 часов.

Продолжительность учебного времени (количество занятий) в рабочей программе, по сравнению с базовой программой, может быть уменьшена или увеличена за счёт введения в структуру занятий игровых поведенческих тренингов и расширения некоторых тем. Количество занятий и используемые задания и упражнения в рамках темы занятия зависит от специфики группы.

Формы работы: индивидуальная (20 мин.) или групповая (2–4 человека,20-30 мин.). Основные виды деятельности: дидактические игры, упражнения; арт- терапевтические упражнения; психогимнастика, артикуляционная и дыхательная гимнастика,

кинезиологические и нейропсихологические упражнения; письменные и устные задания.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса


В результате коррекционно-логопедического воздействия у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. :

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотруд- ничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи


Формирование универсальных учебных действий

Метапредметные УУД


Регулятивные:

  1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом.

  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

  4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  5. Учить принимать и сохранять учебную задачу.

  6. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

  7. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

  8. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

  9. Адекватно воспринимать оценку учителя.

  10. Различать способ и результат действия.

  11. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  12. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.


Познавательные:
  1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

  2. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.

  3. Представлять информацию в виде схемы, таблиц.

  4. Выявлять сущность, особенности объектов.

  5. Делать выводы на основе анализа объектов.

  6. Обобщать и классифицировать по признакам.

  7. Ориентироваться в речевом материале.

  8. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

  9. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

  10. Выделять существенную информацию из текстов разных видов.

  11. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  12. Осуществлять синтез, как составление целого из частей.

  13. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

  14. Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии и строить на их основе логическое рассуждение.

  15. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.


Коммуникативные:
  1. Развивать умение слушать и понимать других.

  2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

  3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  4. Оформлять свои мысли в устной форме.

  5. Умение работать в паре.

  6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  7. Учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

  8. Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.

  9. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь


Личностные УУД:
  1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  4. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

  5. Развивать этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

  6. Формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

  7. Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

  8. Формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей здоровья.

  9. Формировать способность и готовность к выполнению норм и требований школьной жизни, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и дома.

  10. Создать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.

  11. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности

  12. Создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

  13. Создавать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе

  14. Создавать на занятии условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательность

  15. Создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля

  16. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности


Предметные УУД:


Обучающиеся должны знать:


    1. части слова: корень, окончание, суффикс, приставка;

    2. части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их основные грамматические признаки;

    3. члены предложения: главные, второстепенные (без деления второстепенных членов на виды);

    4. слабую и сильную позицию звуков.


Обучающиеся должны уметь:


  1. согласовывать прилагательные и существительные во всех падежах с предлогом и без предлога;

  2. понимать и активно использовать в речи отработанную лексику, различать и подбирать антонимы, синонимы;

  3. составлять пересказ прочитанного или прослушанного текста с сокращением, расширением, изменением лица, времени;

  4. производить фонетический разбор слов;

  5. анализировать морфологическую структуру слова: определять приставку, корень, суффикс, окончание и опасное место в морфеме;

  6. осуществлять синтаксический разбор предложения;

  7. орфографически правильно списывать и писать под диктовку текст (60 – 70 слов);

  8. писать изложения по коллективно составленному плану.


Предполагаемый результат.

К концу коррекционного обучения дети должны знать:

-термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;

-все буквы и звуки родного языка;

-отличительные признаки гласных и согласных звуков;

-гласные и согласные звуки;

-твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

-пары гласных звуков;

-пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости - глухости; К концу обучения дети должны уметь:

  • узнавать и различать гласные и согласные звуки;

  • обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

-использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

-производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

  • записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

-подбирать слова на заданный звук;

-сравнивать слова со сходными звуками;

-строить звуковые схемы слогов и слов;

-составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

-восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

-самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.



  1. Тематическое планирование Тематическое планирование занятий в 1 классе

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов



Вар 7.1

Вар.7.2

1.

Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.

2

2

2.

В мире звуков. Звуки окружающего мира.

Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки.

2

2

3.

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

2

2

4.

Артикуляционная гимнастика.

2

2

5.

Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика.

2

2

6.

Общая моторика. Речь с движением.

2

2

7.

Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.

2

2

8.

Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память.

2

2

9.

Зрительно-пространственные и временные представления.

2

2

10.

Зрительно-моторная координация. Графические упражнения.

2

2

11.

Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление.

2

2

12.

Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.

2

2

13.

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация

понятий «слово» - «предложение».

2

2

14.

Упражнение в выделении предложений из рассказа.

2

2

15.

Гласные звуки и буквы.

2

2

16.

Согласные звуки и буквы.

2

2

17.

Уточнение гласного а. Уточнение гласного о.

2

2

18.

Уточнение гласного у. Уточнение гласного и.

2

2

19.

Уточнение гласного ы.

2

2

20.

Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

2

2

21.

Упражнение в закреплении звуко-буквенного анализа и синтеза

односложных слов и односложных слов со стечением согласных.

2

2


22.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов.

Ударение. Перенос слов.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.


2


2

23.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов.

Ударение. Перенос слов.

2

2

24.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных и

трехсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.

2

2

25.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой

структуры. Ударение. Перенос слов.

2

2

26.

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II

ряда. Первый способ обозначения мягкости.

2

2

27.

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные

упражнения на различение твердых и мягких согласных.

2

2

28.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация

твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и».

2

2

29.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация

твердых и мягких согласных перед гласными «а - я».

2

2

30.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация

твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё».

2

2

31.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация

твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и».

2

2

32.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация

твердых и мягких согласных перед гласными «а - я».

2

2

33.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация

2

2


твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё».



Всего:

66

66

Тематическое планирование занятий в дополнительном 1 классе


№ п/п


Тема занятия

Кол- во

часов

1.

Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.

2

2.

В мире звуков. Звуки окружающего мира.

Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки.

2

3.

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

2

4.

Артикуляционная гимнастика.

2

5.

Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика.

2

6.

Общая моторика. Речь с движением.

2

7.

Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.

2

8.

Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память.

2

9.

Зрительно-пространственные и временные представления.

2

10.

Зрительно-моторная координация. Графические упражнения.

2

11.

Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление.

2

12.

Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.

2

13.

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово»

- «предложение».

2

14.

Упражнение в выделении предложений из рассказа.

2

15.

Гласные звуки и буквы.

2

16.

Согласные звуки и буквы.

2

17.

Уточнение гласного а. Уточнение гласного о.

2

18.

Уточнение гласного у. Уточнение гласного и.

2

19.

Уточнение гласного ы.

2

20.

Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

2

21.

Упражнение в закреплении звуко-буквенного анализа и синтеза односложных слов и

односложных слов со стечением согласных.

2


22.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение. Перенос слов.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.


2

23.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

2

24.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов со

стечением согласных. Ударение. Перенос слов.

2

25.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

Ударение. Перенос слов.

2

26.

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый

способ обозначения мягкости.

2

27.

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

2

28.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация твердых и

мягких согласных перед гласными «ы – и».

2

29.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я».

2

30.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация твердых и

мягких согласных перед гласными «о - ё».

2

31.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация твердых и

мягких согласных перед гласными «ы – и».

2

32.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация твердых и

мягких согласных перед гласными «а - я».

2

33.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация твердых и

2



мягких согласных перед гласными «о - ё».


Всего:

66




Тематическое планирование занятий во 2 классе

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов



Вар 7.1

Вар.7.2

1.

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда.

Первый способ обозначения мягкости.

2

2

2.

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

2

2

3.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация

твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и».

2

2

4.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я».

2

2

5.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация

твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё».

2

2

6.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «у – ю».

2

2

7.

Дифференциация гласных «о - у».

Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «о - у».

2

2

8.

Дифференциация гласных «ё-ю». Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «ё-ю».

2

2

9.

Дифференциация гласных второго ряда.

Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных второго ряда.

2

2


10.

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения на

обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов.


2


2

11.

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов).

Второй способ обозначения мягкости.

2

2


12.

Разделительный мягкий знак. Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и

письменной речи.


2


2

13.

Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.

2

2

14.

Звуки [б], [б׳], буква «Б».

Звуки [п], [п׳], буква «П».

2

2

15.

Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи.

2

2

16.

Тренировочные упражнения на различение [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях.

2

2

17.

Звуки [в], [в׳], буква «В».

Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф».

2

2

18.

Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи.

2

2

19.

Тренировочные упражнения на различение [В] - [Ф] в слогах, словах,

предложениях.

2

2

20.

Звуки [г], [г׳], буква «Г».

Звуки [к], [к׳], буква «К».

2

2

21.

Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи.

2

2

22.

Упражнение в различении [Г] - [К] в слогах, словах, предложениях в устной и

письменной речи.

2

2

23.

Звуки [х], [х׳], буква «Х».

2

2

24.

Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.

2

2

25.

Тренировочные упражнения на различение [Г] - [К] - [Х] в слогах, словах,

предложениях.

2

2

26.

Звуки [д], [д׳], буква «Д».

Звуки [т], [т׳], буква «Т».

2

2


27.

Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи.

2

2

28.

Тренировочные упражнения на различение [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях.

2

2

29.

Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш».

2

2

30.

Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.

2

2

31.

Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [Ш] в слогах, словах,

предложениях.

2

2

32.

Звуки [з], [з׳], буква «З».

Звуки [с], [с׳], буква «С».

2

2

33.

Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи.

2

2

34.

Тренировочные упражнения на различение [З] - [С] в слогах, словах, предложениях.

2

2

Всего:

68

68


Тематическое планирование занятий в 3 классе

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов



Вар 7.1

Вар. 7.2

1.

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов,

предложений и текстов.

2

2

2.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

2

2

3.

Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины.

2

2

4.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

2

2

5.

Гласные в приставках.

2

2

6.

Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я.

2

2

7.

Разделительный мягкий знак.

2

2

8.

Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками.

2

2

9.

Сложные слова. Соединительные гласные о – е.

2

2

10.

Согласные в приставках.

2

2

11.

Правописание непроизносимых согласных.

2

2

12.

Корень слова. Родственные слова.

2

2

13.

Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной,

водопровод, завод, водитель, подвода).

2

2

14.

Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной).

2

2

15.

Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с

заданными словами.

2

2

16.

Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с

заданными словами.

2

2

17.

Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в

словообразовании.

2

2

18.

Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями.

2

2

19.

Приставки пространственного значения.

2

2

20.

Приставки временного значения.

2

2

21.

Многозначные приставки.

2

2

22.

Приставка в прилагательных и глаголах.

2

2

23.

Дифференциация приставок и предлогов.

2

2

24.

Дифференциация приставок и предлогов.

2

2

25.

Одинаковые приставки и предлоги.

2

2

26.

Различие приставок и предлогов.

2

2

27.

Суффикс. Роль суффикса в словообразовании.

2

2

28.

Уменьшительно ласкательные суффиксы.

2

2

29.

Суффиксы профессий.

2

2

30.

Суффиксы прилагательных.

2

2

31.

Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч.

2

2


32.

Окончания существительных П.п. мн.ч.

2

2

33.

Проверка результативности коррекционной работы.

2

2

34.

Работа над ошибками.

2

2

Всего:

68

68


Тематическое планирование занятий в 4 классе


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов



Вар 7.1

Вар.

7.2

1.

Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

2

2

2.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной

речи.

2

2

3.

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения.

2

2

4.

Безударные гласные в корне слова.

2

2

5.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

2

2

6.

Правописание слов с безударными гласными в корне слова

2

2

7.

Звонкие и глухие согласные в корне слова.

2

2

8.

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных.

2

2

9.

Непроизносимые согласные.

2

2

10.

Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов.

2

2

11.

Двойные согласные.

2

2

12.

Двойные согласные в корне.

2

2

13.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

2

2

14.

Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство

выражения формы слова).

2

2

15.

Разделительный мягкий знак.

2

2

16.

Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости.

2

2

17.

Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости.

2

2

18.

Разделительный твёрдый знак.

2

2

19.

Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.

2

2

20.

Корень. Однокоренные слова.

2

2

21.

Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами

и изменением флексий.

2

2

22.

Различение предлогов и приставок.

2

2

23.

Дифференциация предлогов и приставок.

2

2

24.

Дифференциация предлогов и приставок.

2

2

25.

«Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и

синонимов.

2

2

26.

Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

2

2

27.

«Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов.

2

2

28.

«Слова-близнецы» (омонимы).

2

2

29.

Однозначные и многозначные слова.

2

2

30.

Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений.

2

2

31.

Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания.

2

2

32.

Прямое и переносное значение слова.

2

2

33.

Проверка результативности коррекционной работы.

2

2

34.

Работа над ошибками.

2

2

Всего:

68

68


  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


п/п

Наименования учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Электронная продукция

1.

В.И. Варченко «Компьютерный практикум для начальной школы 1-4 класс»


Т.С. Резниченко «Занимательная логопедия»


З.С. Репина «Игры для тигры»


Развивающая компьютерная игра «Баба Яга учится читать»


Л.Н. Ефименкова «Коррекция ошибок»

Печатные пособия

2.

1.Карточки. Раздаточные картинки


2.Тесовые задания


3.Наглядно-иллюстративный материал


4.Пособия


5.Раздаточные листы


6.Кассы букв

Технические средства обучения и оборудование кабинета

3.

1.Компьютер.


2.Принтер.


3. Доска с магнитами.


4. Зеркало для индивидуальной работы.


5. Зеркала для групповой работы.


6. Стол учительский.


Ученические столы с комплектом стульев на 6 человек.

Игровой материал

4.

1.Пазлы.


2.Лото.


3. Мозаика.


4. Дидактические и настольные игры.


5.Игры для развития мелкой моторики.


6.Массажные мячики.


7.Игры для развития воздушной струи.

Список литературы

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3- х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. –302.: ил.-(коррекционная педагогика).

  2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3- х ч. Ч.2: Предложение. Текст: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой.

  3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3- х ч. Ч.3: Письменная связная речь.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2010. –120 с.: ил.-(коррекционная педагогика).

  4. Буйко В.И., Таращенко Л.В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. Екатеринбург, 2005. 5.Ефименкова. Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов: М.: Просвещение, 1991. –224 с.

  1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. –М.: Просвещение, 1991. –239 .

  2. Козырева Л.М. Тетрадь для логопедических занятий No 8 «Слова–друзья и слова – неприятели». Ярославль, 2001.

  3. Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой.М.,1995.

  4. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии у младших школьников.(Комплект пособий).М.,2007.

  5. Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. – СПб.: Литера, 2004. – 32 с.

  6. Практическое пособие для обучения детей чтению/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: Астрель, 2004. – 268 с.

  7. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.

  8. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.

  9. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7 – 10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.:КАРО, 2007. – 112 с.