Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Вяземского
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
Протокол МО № 1 Зам. Директора по УР Приказ № 153 от 30.08.2021
от 30.08.2021
Руководитель МО Директор МБОУ СОШ №1
__________________ _________________ ______________________
Нардина О.В. Рогозина Т.В. Милюкова О.Ю.
Рабочая программа логопедических занятий
по развитию устной и письменной речи
для учащихся с задержкой психического развития
( Вариант 7.2) 1-3 классов
2021/2020 учебный год
Разработана: Задорожной Н.В.,
учителем- логопедом
высшей квалификационной категории
Вяземский 2021/2022 г.
Аннотация
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ЗПР.
Логопедическая работа в школе с учащимися с ЗПР является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ЗПР в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для учащихся 1 – 3 классов с ЗПР, обучающимся по адаптированным программам, имеющим речевое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена на основе нормативных документов:
−Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
−Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
−Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
−Постановления от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Устав школы
- Положение о рабочей программе педагога
- Приказ №124 от 28.08.2020г.
Программа коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи разработана с учетом диагностических данных учащихся. Логопедическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку.
Цель программы: предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся, обусловленной нарушениями развития устной и письменной речи; создание специальных условий развития и коррекции, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей в соответствии с их реальными возможностями.
Коррекционно-развивающие задачи:
Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
3 Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;
Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;
Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции;
Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.
Общая характеристика программы
Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по ФГОС ОВЗ является ценным нововведением в содержание
образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.
Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционно-развивающей работы. Дети, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на групповых логопедических занятиях.
Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель- логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Логопедические занятия в направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в АООП направлениями:
образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.
Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционно-развивающей работы. Дети, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на групповых логопедических занятиях.
Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель- логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Логопедические занятия в направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в АООП направлениями:
–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
профилактика нарушений чтения и письма;
представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
В логопедическом обследовании первоклассников оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас,
грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель-логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на возможности произвольной регуляции. При их низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме.
При организации первичной диагностики учителю-логопеду рекомендуется подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного года повторить задания с тем же самым речевым материалом. В разделе «Планируемые результаты» предложен возможный алгоритм построения логопедического мониторинга.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
По федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России №1598 от 19.12.2014 г.) сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет (1, 1 дополнительный, 2, 3, 4 классы).
По федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России №1598 от 19.12.2014 г.) сроки освоения АООП НОО (вариант 7. 1) обучающимися с ЗПР составляют 4 года (1, 2, 3, 4 классы).
Адресат: Программа разработана для детей 1 - 4 классов с задержкой психического развития имеющих речевое заключение–нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи (соответствующим III уровню речевого развития), предназначена для реализации в 2021-2022 учебном году.
Длительность программы:
С детьми с ЗПР( вариант 7.2) проводятся 2 занятия в неделю: 1 класс, 1 дополнительный– 66 часов, 2, 3-68 часов, 4 классы – 68 часов.
Продолжительность учебного времени (количество занятий) в рабочей программе, по сравнению с базовой программой, может быть уменьшена или увеличена за счёт введения в структуру занятий игровых поведенческих тренингов и расширения некоторых тем. Количество занятий и используемые задания и упражнения в рамках темы занятия зависит от специфики группы.
Формы работы: индивидуальная (20 мин.) или групповая (2–4 человека,20-30 мин.). Основные виды деятельности: дидактические игры, упражнения; арт- терапевтические упражнения; психогимнастика, артикуляционная и дыхательная гимнастика,
кинезиологические и нейропсихологические упражнения; письменные и устные задания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса
В результате коррекционно-логопедического воздействия у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. :
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотруд- ничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи
Формирование универсальных учебных действий
Метапредметные УУД
Регулятивные:
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Учить принимать и сохранять учебную задачу.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Различать способ и результат действия.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
Представлять информацию в виде схемы, таблиц.
Выявлять сущность, особенности объектов.
Делать выводы на основе анализа объектов.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Ориентироваться в речевом материале.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез, как составление целого из частей.
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии и строить на их основе логическое рассуждение.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные: Развивать умение слушать и понимать других.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Личностные УУД: Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Развивать этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
Формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей здоровья.
Формировать способность и готовность к выполнению норм и требований школьной жизни, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и дома.
Создать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.
Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности
Создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
Создавать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе
Создавать на занятии условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательность
Создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля
Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности
Предметные УУД:
Обучающиеся должны знать:
части слова: корень, окончание, суффикс, приставка;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их основные грамматические признаки;
члены предложения: главные, второстепенные (без деления второстепенных членов на виды);
слабую и сильную позицию звуков.
Обучающиеся должны уметь:
согласовывать прилагательные и существительные во всех падежах с предлогом и без предлога;
понимать и активно использовать в речи отработанную лексику, различать и подбирать антонимы, синонимы;
составлять пересказ прочитанного или прослушанного текста с сокращением, расширением, изменением лица, времени;
производить фонетический разбор слов;
анализировать морфологическую структуру слова: определять приставку, корень, суффикс, окончание и опасное место в морфеме;
осуществлять синтаксический разбор предложения;
орфографически правильно списывать и писать под диктовку текст (60 – 70 слов);
писать изложения по коллективно составленному плану.
Предполагаемый результат.
К концу коррекционного обучения дети должны знать:
-термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;
-все буквы и звуки родного языка;
-отличительные признаки гласных и согласных звуков;
-гласные и согласные звуки;
-твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
-пары гласных звуков;
-пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости - глухости; К концу обучения дети должны уметь:
узнавать и различать гласные и согласные звуки;
обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
-использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
-производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
-подбирать слова на заданный звук;
-сравнивать слова со сходными звуками;
-строить звуковые схемы слогов и слов;
-составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
-восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
-самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Тематическое планирование Тематическое планирование занятий в 1 классе
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| | Вар 7.1 | Вар.7.2 |
1. | Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи. | 2 | 2 |
2. | В мире звуков. Звуки окружающего мира. Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. | 2 | 2 |
3. | Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. | 2 | 2 |
4. | Артикуляционная гимнастика. | 2 | 2 |
5. | Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика. | 2 | 2 |
6. | Общая моторика. Речь с движением. | 2 | 2 |
7. | Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика. | 2 | 2 |
8. | Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память. | 2 | 2 |
9. | Зрительно-пространственные и временные представления. | 2 | 2 |
10. | Зрительно-моторная координация. Графические упражнения. | 2 | 2 |
11. | Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление. | 2 | 2 |
12. | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | 2 | 2 |
13. | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | 2 | 2 |
14. | Упражнение в выделении предложений из рассказа. | 2 | 2 |
15. | Гласные звуки и буквы. | 2 | 2 |
16. | Согласные звуки и буквы. | 2 | 2 |
17. | Уточнение гласного а. Уточнение гласного о. | 2 | 2 |
18. | Уточнение гласного у. Уточнение гласного и. | 2 | 2 |
19. | Уточнение гласного ы. | 2 | 2 |
20. | Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. | 2 | 2 |
21. | Упражнение в закреплении звуко-буквенного анализа и синтеза односложных слов и односложных слов со стечением согласных. | 2 | 2 |
22. | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение. Перенос слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов. | 2 | 2 |
23. | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов. | 2 | 2 |
24. | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов. | 2 | 2 |
25. | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. | 2 | 2 |
26. | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | 2 | 2 |
27. | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | 2 | 2 |
28. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и». | 2 | 2 |
29. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я». | 2 | 2 |
30. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё». | 2 | 2 |
31. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и». | 2 | 2 |
32. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я». | 2 | 2 |
33. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация | 2 | 2 |
| твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё». | | |
Всего: | 66 | 66 |
Тематическое планирование занятий в дополнительном 1 классе
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов |
1. | Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи. | 2 |
2. | В мире звуков. Звуки окружающего мира. Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. | 2 |
3. | Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. | 2 |
4. | Артикуляционная гимнастика. | 2 |
5. | Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика. | 2 |
6. | Общая моторика. Речь с движением. | 2 |
7. | Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика. | 2 |
8. | Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память. | 2 |
9. | Зрительно-пространственные и временные представления. | 2 |
10. | Зрительно-моторная координация. Графические упражнения. | 2 |
11. | Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление. | 2 |
12. | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | 2 |
13. | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | 2 |
14. | Упражнение в выделении предложений из рассказа. | 2 |
15. | Гласные звуки и буквы. | 2 |
16. | Согласные звуки и буквы. | 2 |
17. | Уточнение гласного а. Уточнение гласного о. | 2 |
18. | Уточнение гласного у. Уточнение гласного и. | 2 |
19. | Уточнение гласного ы. | 2 |
20. | Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. | 2 |
21. | Упражнение в закреплении звуко-буквенного анализа и синтеза односложных слов и односложных слов со стечением согласных. | 2 |
22. | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение. Перенос слов. Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов. | 2 |
23. | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов. | 2 |
24. | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов. | 2 |
25. | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. | 2 |
26. | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | 2 |
27. | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | 2 |
28. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и». | 2 |
29. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я». | 2 |
30. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё». | 2 |
31. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и». | 2 |
32. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я». | 2 |
33. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация твердых и | 2 |
| мягких согласных перед гласными «о - ё». | |
Всего: | 66 |
Тематическое планирование занятий во 2 классе
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| | Вар 7.1 | Вар.7.2 |
1. | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | 2 | 2 |
2. | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | 2 | 2 |
3. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и». | 2 | 2 |
4. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я». | 2 | 2 |
5. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё». | 2 | 2 |
6. | Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «у – ю». | 2 | 2 |
7. | Дифференциация гласных «о - у». Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «о - у». | 2 | 2 |
8. | Дифференциация гласных «ё-ю». Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «ё-ю». | 2 | 2 |
9. | Дифференциация гласных второго ряда. Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных второго ряда. | 2 | 2 |
10. | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов. | 2 | 2 |
11. | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости. | 2 | 2 |
12. | Разделительный мягкий знак. Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи. | 2 | 2 |
13. | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. | 2 | 2 |
14. | Звуки [б], [б׳], буква «Б». Звуки [п], [п׳], буква «П». | 2 | 2 |
15. | Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи. | 2 | 2 |
16. | Тренировочные упражнения на различение [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях. | 2 | 2 |
17. | Звуки [в], [в׳], буква «В». Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф». | 2 | 2 |
18. | Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи. | 2 | 2 |
19. | Тренировочные упражнения на различение [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях. | 2 | 2 |
20. | Звуки [г], [г׳], буква «Г». Звуки [к], [к׳], буква «К». | 2 | 2 |
21. | Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи. | 2 | 2 |
22. | Упражнение в различении [Г] - [К] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | 2 | 2 |
23. | Звуки [х], [х׳], буква «Х». | 2 | 2 |
24. | Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи. | 2 | 2 |
25. | Тренировочные упражнения на различение [Г] - [К] - [Х] в слогах, словах, предложениях. | 2 | 2 |
26. | Звуки [д], [д׳], буква «Д». Звуки [т], [т׳], буква «Т». | 2 | 2 |
27. | Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи. | 2 | 2 |
28. | Тренировочные упражнения на различение [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях. | 2 | 2 |
29. | Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш». | 2 | 2 |
30. | Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи. | 2 | 2 |
31. | Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях. | 2 | 2 |
32. | Звуки [з], [з׳], буква «З». Звуки [с], [с׳], буква «С». | 2 | 2 |
33. | Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи. | 2 | 2 |
34. | Тренировочные упражнения на различение [З] - [С] в слогах, словах, предложениях. | 2 | 2 |
Всего: | 68 | 68 |
Тематическое планирование занятий в 3 классе
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| | Вар 7.1 | Вар. 7.2 |
1. | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. | 2 | 2 |
2. | Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 2 | 2 |
3. | Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины. | 2 | 2 |
4. | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 2 | 2 |
5. | Гласные в приставках. | 2 | 2 |
6. | Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я. | 2 | 2 |
7. | Разделительный мягкий знак. | 2 | 2 |
8. | Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками. | 2 | 2 |
9. | Сложные слова. Соединительные гласные о – е. | 2 | 2 |
10. | Согласные в приставках. | 2 | 2 |
11. | Правописание непроизносимых согласных. | 2 | 2 |
12. | Корень слова. Родственные слова. | 2 | 2 |
13. | Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода). | 2 | 2 |
14. | Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной). | 2 | 2 |
15. | Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. | 2 | 2 |
16. | Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. | 2 | 2 |
17. | Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании. | 2 | 2 |
18. | Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями. | 2 | 2 |
19. | Приставки пространственного значения. | 2 | 2 |
20. | Приставки временного значения. | 2 | 2 |
21. | Многозначные приставки. | 2 | 2 |
22. | Приставка в прилагательных и глаголах. | 2 | 2 |
23. | Дифференциация приставок и предлогов. | 2 | 2 |
24. | Дифференциация приставок и предлогов. | 2 | 2 |
25. | Одинаковые приставки и предлоги. | 2 | 2 |
26. | Различие приставок и предлогов. | 2 | 2 |
27. | Суффикс. Роль суффикса в словообразовании. | 2 | 2 |
28. | Уменьшительно ласкательные суффиксы. | 2 | 2 |
29. | Суффиксы профессий. | 2 | 2 |
30. | Суффиксы прилагательных. | 2 | 2 |
31. | Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. | 2 | 2 |
32. | Окончания существительных П.п. мн.ч. | 2 | 2 |
33. | Проверка результативности коррекционной работы. | 2 | 2 |
34. | Работа над ошибками. | 2 | 2 |
Всего: | 68 | 68 |
Тематическое планирование занятий в 4 классе
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
| | Вар 7.1 | Вар. 7.2 |
1. | Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. | 2 | 2 |
2. | Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. | 2 | 2 |
3. | Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. | 2 | 2 |
4. | Безударные гласные в корне слова. | 2 | 2 |
5. | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | 2 | 2 |
6. | Правописание слов с безударными гласными в корне слова | 2 | 2 |
7. | Звонкие и глухие согласные в корне слова. | 2 | 2 |
8. | Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных. | 2 | 2 |
9. | Непроизносимые согласные. | 2 | 2 |
10. | Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. | 2 | 2 |
11. | Двойные согласные. | 2 | 2 |
12. | Двойные согласные в корне. | 2 | 2 |
13. | Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. | 2 | 2 |
14. | Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих (средство выражения формы слова). | 2 | 2 |
15. | Разделительный мягкий знак. | 2 | 2 |
16. | Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости. | 2 | 2 |
17. | Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости. | 2 | 2 |
18. | Разделительный твёрдый знак. | 2 | 2 |
19. | Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. | 2 | 2 |
20. | Корень. Однокоренные слова. | 2 | 2 |
21. | Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий. | 2 | 2 |
22. | Различение предлогов и приставок. | 2 | 2 |
23. | Дифференциация предлогов и приставок. | 2 | 2 |
24. | Дифференциация предлогов и приставок. | 2 | 2 |
25. | «Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов. | 2 | 2 |
26. | Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий. | 2 | 2 |
27. | «Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов. | 2 | 2 |
28. | «Слова-близнецы» (омонимы). | 2 | 2 |
29. | Однозначные и многозначные слова. | 2 | 2 |
30. | Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений. | 2 | 2 |
31. | Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания. | 2 | 2 |
32. | Прямое и переносное значение слова. | 2 | 2 |
33. | Проверка результативности коррекционной работы. | 2 | 2 |
34. | Работа над ошибками. | 2 | 2 |
Всего: | 68 | 68 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименования учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса |
Электронная продукция |
1. | В.И. Варченко «Компьютерный практикум для начальной школы 1-4 класс» |
| Т.С. Резниченко «Занимательная логопедия» |
| З.С. Репина «Игры для тигры» |
| Развивающая компьютерная игра «Баба Яга учится читать» |
| Л.Н. Ефименкова «Коррекция ошибок» |
Печатные пособия |
2. | 1.Карточки. Раздаточные картинки |
| 2.Тесовые задания |
| 3.Наглядно-иллюстративный материал |
| 4.Пособия |
| 5.Раздаточные листы |
| 6.Кассы букв |
Технические средства обучения и оборудование кабинета |
3. | 1.Компьютер. |
| 2.Принтер. |
| 3. Доска с магнитами. |
| 4. Зеркало для индивидуальной работы. |
| 5. Зеркала для групповой работы. |
| 6. Стол учительский. |
| Ученические столы с комплектом стульев на 6 человек. |
Игровой материал |
4. | 1.Пазлы. |
| 2.Лото. |
| 3. Мозаика. |
| 4. Дидактические и настольные игры. |
| 5.Игры для развития мелкой моторики. |
| 6.Массажные мячики. |
| 7.Игры для развития воздушной струи. |
Список литературы
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3- х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. –302.: ил.-(коррекционная педагогика).
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3- х ч. Ч.2: Предложение. Текст: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой.
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3- х ч. Ч.3: Письменная связная речь.: пособие для логопеда/ под ред. Р.И. Лалаевой. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2010. –120 с.: ил.-(коррекционная педагогика).
Буйко В.И., Таращенко Л.В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. Екатеринбург, 2005. 5.Ефименкова. Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: М.: Просвещение, 1991. –224 с.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. –М.: Просвещение, 1991. –239 .
Козырева Л.М. Тетрадь для логопедических занятий No 8 «Слова–друзья и слова – неприятели». Ярославль, 2001.
Логопедия/Под ред. Л.С.Волковой.М.,1995.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии у младших школьников.(Комплект пособий).М.,2007.
Позднякова Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики. – СПб.: Литера, 2004. – 32 с.
Практическое пособие для обучения детей чтению/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М.: Астрель, 2004. – 268 с.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.
Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7 – 10 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб.:КАРО, 2007. – 112 с.