Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№46 посёлка городского типа
Черноморского МО Северский район
имени заслуженного мастера спорта СССР Мачуги В.Н.
Утверждено
на педсовете
Протокол №1 от 30.08.2019г.
Председатель педсовета
____________ М.И. Романова
Рабочая программа кружка
«Развитие устойчивости внимания, способности к анализу и синтезу»
Класс 5-9
Учитель Билько Владимир Николаевич
2019
Планируемые результаты
Личностные
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
12) вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
13) геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.
14) анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
15) решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
16) извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
17) извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
18) выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
19) строить речевые конструкции;
20) изображать геометрические фигура с помощью инструментов и
от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь
выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
21) выполнять вычисления с реальными данными;
22) проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;
23) выполнять проекты по всем темам данного курса;
моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин,
проволоку и др.
2.Содержание учебного предмета, курса.
Некоторые сведения из психологии: внимание, память, мышление. 4 часа
Что такое внимание, виды внимания. Как можно развивать устойчивость внимания. Упражнения для развития устойчивости внимания. Что такое память, виды памяти. Мнемонические приёмы запоминания учебного материала. Анализ, синтез, сравнение.
Диаграммы, графики, таблицы 2часа
Наглядное представление данных. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Проведение социального опроса, составление диаграмм, графиков, таблиц. Решение практических задач по графикам, диаграммам и таблицам.
Математика реальной жизни 6 часов
Практические задачи на умение рассчитывать покупку товаров. Как рассчитать оплату за коммунальные услуги. Планирование бюджета семьи на месяц. Составление сметы расходов на ремонт квартиры, на экскурсионную поездку. Задачи на смеси и кулинарные рецепты. Решение практических задач.
Действия с числами 10 часов
Законы арифметических действий. Квадрат числа. Некоторые приёмы возведения числа в квадрат. Упражнения для развития вычислительных навыков. Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями. Проценты. Решение задач на проценты. Решение занимательных задач.
Комбинаторика и начала теории вероятностей 4 часа
Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Перестановки. Сочетания. Понятие о случайном событии. Вероятность случайного события.
Наглядная геометрия 4 часа
Наглядная геометрия. Наглядное представление о фигурах на плоскости. Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры. Измерение площадей фигур на клетчатой бумаге.
Функции и графики 2 часа
Зависимости между величинами. Способы задания функции. График функции. Примеры графиков зависимостей, отображающих реальные события.
Математические игры 2 часа
Математический бой. Морской бой
Тематическое планирование
№ | Название модуля, темы | Общее количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Некоторые сведения из психологии: внимание, память, мышление | 4 | Понимать, какими способами можно развивать внимание, память и мышление. Усвоить некоторые мнемонические приемы и создавать свои. Объяснять, в каких случаях для представления информации используются столбчатые диаграммы, и в каких — круговые. Извлекать и интерпретировать информацию из готовых диаграмм, выполнять несложные вычисления по данным, представленным на диаграмме. Строить в несложных случаях столбчатые и круговые диаграммы по данным, представленным в табличной форме. Проводить исследования простейших социальных явлений по готовым диаграммам. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. |
1 | Что такое внимание, виды внимания | 1 |
2 | Упражнения для развития устойчивости внимания | 1 |
3 | Память, виды памяти | 1 |
4 | Анализ. Синтез сравнения | 1 |
2 | Диаграммы, графики, таблицы | 2 |
5 | Составление диаграмм для наглядного представления данных | 1 |
6 | Опрос общественного мнения. Представление результата в виде диаграмм , графиков или таблиц | 1 |
3 | Математика реальной жизни | 6 | |
7 | Практические задачи на расчёт покупки товара | 1 | Решать задачи из реальной практики; уметь применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах; выполнять сбор информации в несложных случаях; выполнять вычисления с реальными данными. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. |
8 | Расчёт оплаты за коммунальные услуги | 1 |
9 | Планирование бюджета семьи на месяц | 1 |
10 | Составление сметы расходов на ремонт квартиры | 1 |
11 | Решение задач на смеси и кулинарные рецепты | 1 |
12 | Решение практических задач | 1 |
4 | Действия с числами | 10 |
13 | Законы арифметических действий | 1 |
14 | Квадрат числа | 1 | Решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; уметь применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах; выполнять сбор информации в несложных случаях; выполнять вычисления с реальными данными. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. |
15 | Упражнения для развития вычислительных навыков | 1 |
16 | Обыкновенные дроби .Действия с обыкновенными дробями | 1 | Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. Уметь выполнять действия с десятичными и обыкновенными дробями. Выражать обыкновенную дробь десятичной. |
17 | Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями | 1 |
18 | Проценты | 1 |
19 | Решение задач на проценты | 1 |
20 | Решение задач на действия с десятичными дробями | 1 |
21 | Решение занимательных задач | 1 | Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов (комбинаций чисел, слов, предметов и др.). Моделировать ход решения с помощью рисунка, с помощью дерева возможных вариантов Использовать позиционный характер записи чисел в десятичной системе в ходе решения задач. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Выдвигать гипотезы, формулировать, обосновывать, опровергать с помощью контрпримеров утверждения об осевой и центральной симметрии фигур. Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и установленными правилами. Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе. Уметь самостоятельно решать сложные нестандартные задачи. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Рассказывать свое решение товарищам, совместно устранять недочеты в решении; Развить критичность мышления. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
22 | Решение практических задач на проценты | 1 |
| Комбинаторика и начала теории вероятностей | 4 |
23 | Решение комбинаторных задач перебором вариантов | 1 |
24 | Перестановки и сочетания | 1 |
25 | Понятие о случайном событии | 1 |
26 | Вероятность случайного события | 1 |
| Наглядная геометрия | 4 |
27 | Наглядные представления о фигурах на плоскости | 1 |
28 | Периметр многоугольника | 1 | Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов (комбинаций чисел, слов, предметов и др.). Моделировать ход решения с помощью рисунка, с помощью дерева возможных вариантов Использовать позиционный характер записи чисел в десятичной системе в ходе решения задач. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов |
29 | Площадь фигуры | 1 |
30 | Решение задач на вычисление площадей на клетчатой бумаге | 1 | Уметь рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном. Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов. Выполнять практико -ориентированные задания на нахождение площади. Вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников. Находить приближённое значение площади фигур, разбивая их на единичные квадраты. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. |
| Функции и графики | 2 |
31 | Функции. График функции | 1 |
32 | Графики реальных зависимостей | 1 |
| Математические игры | 2 |
33 | Математический бой | 2 часа |
34 | Морской бой | 2 часа |
Согласовано Согласовано
Руководитель МО заместитель директора по УВР
____________ /Л.В. Шевкунова/ ______________/Вингорская С.В.
«______» ____________ 2019 «_____» ___________ 2019
Перечень учебно-методической литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010.- 31с.
2. Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72
3. Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.
4. Соколова И.В. Математический кружок в VI классе: Учеб.-метод. Пособие. - Краснодар: КубГУ, 2005. 152 с.
5. Козина М.Е. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып.2 / Волгоград: Учитель, 2007. - 137 с.
6. Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:
7. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
8. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)
9. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. (Академический школьный учебник) (Сферы)
10. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. : ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
11. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - . (Академический школьный учебник) (Сферы)
12. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - . (Академический школьный учебник) (Сферы)
7. Таблицы по математике.
8. Комплект демонстрационных стереометрических тел
9. Электронные учебники 5-6 классы
10. Компьютер
11. Экран навесной
12. Мультимедиа проектор
16