СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Мифы народов мира

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Мифы народов мира

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Мифы народов мира»



Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Мифы народов в мировойлитературе»социально-педагогической направленности составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р., Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Примерными требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 – в части структуры программы), Уставом и локальными актами Муниципального бюджетного учреждения «Центр детского и юношеского творчества» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Программа модифицированная, срок реализации программы - 1 год.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Актуальностьданной проблемы состоит в том, чтобывернуть к жизни традиционную культуру, по крайней мере – сохранить её наследие, пока живы носители этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Помочь в этом может знакомство с мифами разных народов мира. Размышляя об истоках духовной культуры любого народа, необходимо обратиться к народной памяти, заглянуть в самые её глубины. Это важно для того, чтобы постичь специфику мировоззрения, духовные, этические и эстетические устремления современных представителей древнейших культур.

Культура и образ жизни народов за последние годы подверглись сильнейшим деформациям, в результате которых иногда утрачены традиционные знания, языки и национальное достоинство.

Данная программапозволяет изучить культуру древних людей. Наряду с изучением литературы она способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса обеспечивает результативность обучения учащихся в среднем звене по литературе и мировой художественной культуре.

Специфика данной программы заключается в тесной интеграции с предметом «литература». Программа предполагает работу по углублённому знакомству учащихся с мифологией различных народов мира: совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста и его творческой интерпретации, формированию читательской самостоятельности, обогащению словарного запаса лексикой на материале литературных произведений.

Система работы по знакомству с мифологией народов мира предусматривает обучение деятельности с книгами, что формирует учащегося как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из её направлений является обучение школьников работе со справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, ресурсами интернета.

Цель программы - углублённо ознакомить учащихся с мифологической литературой разных народов мира, раскрывать перед детьми мир нравственно – эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус.

Задачи программы:

обучающие:

- познакомить учащихся с миром предков, их глубокой связью с природой и животным миром через различные формы и методы работы по восприятию художественного текста;

- организовать чтение текстов художественных произведений, с целью усвоения основного содержания и подготовки к анализу произведения;

- дать образцы выразительного слова с целью развития эмоционального восприятия произведений художественной литературы, произведений живописи и киноискусства, созданных на основе изучаемых литературных произведений;

- учить выразительному чтению и пересказу (сжатому);

- систематический анализ фрагмента (эпизода) текста художественного произведения;

- познакомить учащихся с теоретико-литературными терминами;

- обучить монологическому ответу на заданный вопрос, в процессе защиты творческих работ, индивидуальных и групповых проектов, участию в беседе, в том числе дискуссионного характера, с целью развития устной речи учащихся;

развивающие:

- развивать потребность в самостоятельном чтении;

- учить давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанной книге,

- организовать исследовательскую и проектную деятельность по литературе;

- формировать и развивать метапредметные умения, обеспечивающие самостоятельную учебную деятельность;

воспитательные:

- познакомить с основными закономерностями развития мифа, с его особенностями, традициями,

- обратить внимание учащихся на разное восприятие мира тем или иным народом.


Условия организации учебно-воспитательного процесса.

Продолжительность обучения по программе – 1 год. (144 часа в год, 4 часа в неделю). Режим занятий: 2 раза по 2 часа в неделю.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы, - 10-12 лет, принимаются все желающие. Наполняемость группы — 15 человек.

Программой предусмотрены аудиторные (в кабинете) и внеаудиторные занятия: экскурсии в музеи, на выставки, посещение мероприятий в Юношеской библиотеке, посещение театральных спектаклей.


Форма проведения занятий - групповая.

Главные организационные формы - работа в малых группах и метод «медленного чтения», при котором красота литературного текста не теряется, а наоборот, раскрывается при неспешном чтении литературного произведения.

Упор делается на самостоятельную и творческую работу учащихся, разнообразные виды устных и письменных работ:

  • усложненные изложения;

  • сочинения-рассуждения;

  • эссе;

  • критические статьи;

  • рецензии;

  • страницы из дневника.

Особое внимание уделяется развитию умений дискутировать, доказывать свою мысль и опровергать оппонентов.

Программа построена на сочетании нескольких традиционных принципов. В ней взаимно дополняют друг друга проблемно-тематический, историко-литературный, теоретико-литературный, семитический и деятельностный принцип.


Ожидаемые результаты обучения

В результате изучения данной программы учащиеся должны

знать:

  • содержание мифов, подлежащих изучению;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять «авторскую» позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни.


Программа составлена таким образом, что позволяет вводитьэлементы подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения части С в ГИА как по русскому языку, так и по литературе, поскольку темы экзаменационных сочинений включают в себя анализ произведений.

Формы контроля освоения образовательной программы:

-входной: собеседование, тестирование;

-текущий: опрос, анализ произведений, наблюдение над языком произведений, тестирование, сочинения-рассуждения, рецензии, критические статьи, эссе;

-формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы – сочинение - рассуждение, конференция.


Учебно-тематический план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

1

1

2

Введение. Цели и задачи курса

2

1

1

3

Библейские мифы

14

7

7

4

Мифы древних славян

24

12

12

5

Мифы и легенды Древней Греции и Древнего Рима

44

22

22

6

Скандинавские мифы

18

9

9

7

Карело-финский эпос. Калевала

4

2

2

8

Североамериканские мифы

6

3

3

9

Южноамериканские мифы

4

2

2

10

Центральноамериканские мифы

4

2

2

11

Японские мифы

4

2

2

12

Мифы Древней Индии

4

2

2

13

Ирландские мифы и легенды

2

1

1

14

Австралийские мифы и легенды

2

1

1

15

Египетские мифы

4

2

2

16

Обобщение изученного

6

2

4


Итого:

144

71

73



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Введение. Цели и задачи курса.Что такое мифы. Роль мифов в мировой литературе.

Библейские мифы.О Библии. «Ветхий Завет» и «Новый Завет».

«Ветхий Завет».Силач Самсон. Гибель Самсона. Пастушок Давид – будущий царь. Давид и Голиаф. Ионафан. Давид перед спящим Саулом. Давид воцаряется над всем Израилем. Пророк Нафан перед Давидом. Мудрый царь Соломон. Пророк Илия. Воскрешение сына вдовы. Страдания Иова. Пророк Исаия. Израильтяне в вавилонском плену. Даниил и трое его друзей. Даниил толкует о значении непонятных слов. Даниил молится. Даниил в львином рве. Пророк Иона.«Новый Завет».Погребение Иисуса Христа. Христос воскрес! Иисус жив! Пётр и Иоанн у гроба. Иисус является ученикам. Вознесение Христа. Излияние духа святого на учеников. Проповедь Петра. Исцеление хромого. Арест Петра и Иоанна. Смерть Стефана. Гонитель христиан Савл. Явление Господа Савлу. Савл бежит из Дамаска. Ангел освобождает Петра из тюрьмы. Павел и Сила в тюрьме. Павел на пути в Рим. Откровения Иоанна.

Мифы древних славян.Основные понятия и герои мифов славян. Зарождение Земли. Боги. Борьба между светлыми и тёмными богами за власть над миром. «Народный миф о солнце». Боги и мифические божества.

Что создал бог Сварог. Остров Буян – обитель богов. Добрый Дажьбог. Бог солнца и четыре его сестры. Перун – бог громовик. Как бог Велес помогал людям. Мать-сыра-земля. Лада и её сыновья. Морской царь – владыка вод. Доля и недоля – сёстры-разлучницы. Ярило – божество плодородия. Купало – божество земных плодов. Овсень. Зима-зимница да Весна-весенница.Племя лукавое.Батюшка Домовой и его семейство. Дядюшка Леший и его семейство. Хозяин поля – полевик. Водяной – поддонный князь. Русалки. Дедушка Мороз.Сказочные герои.Морская царевна. Баба-Яга. Кощей Бессмертный. Вода живая и мёртвая. Змей Горыныч. Соловей-разбойник. Герои былинные. Микула Селянинович. Богатырь Волх и сошка кленовая. Михайло Потык и Лебедь Белая. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Добрыня Никитич, Купавна и Змей. Алёша Попович и ТугаринЗмеевич. Садко и гусли его волшебные.

Мифы и легенды Древней Греции и Древнего Рима.Общие сведения о мифах Древней Греции и Древнего Рима. Боги и герои. Олимп. Олимпийские игры. Боги.Происхождение мира и богов. Зевс. Олимп. Посейдон и божества моря. Царство мрачного Аида (Плутона). Гера. Аполлон. Артемида. Афина-Паллада. Гермес. Арес. Афродита. Эрот.Гименей. Нарцисс. Гефест. Деметра и Персефона. Дионис. Пан.Герои.Девкалион и Пирра. Прометей. Пандора. Эак. Данаиды. Персей. Сизиф. Беллерофонт. Тантал. Пелопс. Европа. Кадм. Зет и Амфион. Ниоба. Геракл. Подвиги Геракла. Гераклиды. Кекроп, Эрихтоний и Эрехтей. Кефал иПрокрида. Прокна и Филомела. Борей и Орифия. Дедал и Икар. Тесей. Мелеагр. Кипарис. Орфей и Эвридика. Гиацинт. Полифем, Акид и Галатея. Диоскуры, Кастор и Полидевк. Атрей и Фиест. Эсак иГесперия. Аргонавты.Фрикс и Гелла. Ясон. Путешествия аргонавтов. Возвращение аргонавтов. Смерть Ясона.Троянский цикл. Елена. Пелей и Фетида. Парис. Менелай. Война против Трои. Ахилл. Троя. Ссора Ахилла с Агамемноном. Поединок Менелая с Парисом. Пондар нарушает клятву. Битва. Победа троянцев. Подвиги и смерть Патрокла. Поединок Ахилла с Гектором. Похороны Патрокла. Смерть Ахилла. Падение Трои. Возвращение греков на Родину. Одиссея.Одиссей у нимфы Калипсо. Телемах у Нестора и Менелая. Одиссей и Навсикая. Одиссей у царя Алкиноя. Приключения Одиссея. Возвращение Одиссея на Итаку. Одиссей у Эвмея. Одиссей и Пенелопа. Одиссей избивает женихов. Одиссей открывается Пенелопе. Одиссей у Лаэрта.Агамемнон и его сын Орест.Смерть Агамемнона. Орест мстит за убийство отца. Преследования Ореста Эринием. Орест едет вТавринию.Фиванский цикл.Эдип. Его детство, юностьи возвращение в Фивы. Смерть Эдипа. Семеро против Фив. Антигона. Поход эпигонов. Алкмеон.

Скандинавские мифы.Общие сведения о мифах Скандинавии, богах и героях. Сказание о путешествии Тора в Утгард. Путешествие короля Гюльфи в Асгард. Создание мира. Мундильфёри и его дети. Эльфы и гномы. Норны. Асгард и Асы.Пряди. Сага о людях из Лососьей долины. Сага об Эйрике Рыжем. Девять миров. Младшая Эдда. Песни, сохранившиеся не в основной рукописи "Старшей Эдды". Песнь о Нибелунгах. Переложение. Сага о Волсунгах. Сага о Гисли. Сага о гренландцах.

Карело-финский эпос. Калевала.Общие сведения о карело-финском эпосе. Боги. Руна 1.Руна 2. Руна 10. Руна 11. Руна 12. Руна 13. Руна 14. Руна 15. Руна 16. Руна 17. Руна 18. Руна 19.

Североамериканские мифы.Общие сведения о североамериканских мифах. Главные герои.И еще о Трикстере. Мифы Североамериканских индейцев советского периода. Песнь о Гайавате (Лонгофелло в переводе Бунина). Цикл о Кролике у Виннебаго. Цикл о Трикстере у Виннебаго.


Южноамериканские мифы.Общие сведения о южноамериканских мифах. Их герои.Цикл мифов "Война с красноглазыми". Цикл мифов "Горшок с мясом". Цикл мифов "Жабье молоко". Цикл мифов "Как черно-белый мир стал цветным". Цикл мифов "Марушава и Кудуду".Цикл мифов "Непослушная девушка".

Центральноамериканские мифы.Общие сведения о центральноамериканских мифах. Боги. Ацтекские мифы в переводах Елены Дмитриевой. ПопольВух. Рабиналь-Ачи.

Японские мифы.Общие сведения о японских мифах. Боги и герои.Кодзики. Предисловие Ясумаро. Кодзики. Легенды и сказки Древней Японии.

Мифы Древней Индии.Общие сведения о мифах Древней Индии. Версии сотворения мира. Божества.Творение. Сказание о создании ночи. Ригведа. Манадала 1.

Ирландские мифы и легенды.Общие сведения об ирландских мифах. Боги.Бессмертные. Битва на Белом Берегу. Гаэлы. Гибель Фениев. Диармайд. Другие легенды из книги Шкунаева. Завоевание Ирландии Племенами Богини Дану. Из "Книги захватов Ирландии". Кнок-Ан-Айр. Кухулин из Муиртемне. Луг Длиннорукий. Ойсин и Патрик.

Австралийские мифы и легенды.Общие сведения об австралийских мифах и легендах. Боги. Брачные отношения. Возникновение людей и рыб. Возникновение людей и тотемов. Возникновение огня. Возникновение полов. Возникновение человека и Солнца. День и ночь. Космос и земная жизнь. Луна. Мифы о Пунджеле.

Египетские мифы.Общие сведения о египетских мифах. Боги.Боги и божественные сущности. Боги и египтяне. Рождение и предсказание судьбы. Борьба солнца с силами мрака и тьмы. Великое путешествие Солнечной ладьи. Эпоха царствования Шу и Геба. Гимны Хапи. И еще о богах. Исида и Осирис. Немного о Мероэ. Об Осирисе. Поведение в загробном мире (из "Книги Мёртвых"). Религиозные обычаи древних египтян.

Обобщение изученного.








ПРОГРАММА

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ



п/п

Вид (наименование работы)

Форма отчетности

Срок отчетности

1

Аннотация произведений о царе Соломоне

Устный альманах

сентябрь

2

Аннотация произведений русских писателей на основе фольклорных произведений

Устный альманах

октябрь

3

Сравнительная характеристика богов Древнего Рима и Греции

Устный альманах

ноябрь

4

Произведения мировой литературы о путешествии аргонавтов

Устный альманах

январь

5

Сочинение-рассуждение «Мой любимый миф»

Сочинение

март

6

Боги карело-финского эпоса

Презентация

март

7

Сравнительная характеристика переводов на русский язык «Песни о Гайавате» поэтов

статья

апрель

8

Творческая работа «Я пишу миф»

Сочинение

апрель

9

Сообщения «Жизнь ацтеков»

Презентация

апрель

10

Индийские боги

Сообщения

май

11

Подготовка к театральной постановке «Мифы народов мира»

Театральная постановка

май

12

Реферат «Миф моего народа»

Конференция

май


Методическое обеспечение образовательной программы

На занятиях используются:

1. Информационно - коммуникативные технологиипри:

-изложении новых знаний;

-словарной работе;

-знакомстве с содержанием текста;

-обобщении и закреплении изученного материала;

-контроле знаний учащихся.

2. Объяснительно-иллюстративный метод при:

-знакомстве с культурой и бытом разных народов мира;

-знакомстве с новыми словами;

-знакомстве с содержанием текста.

3. Репродуктивный метод приизложении новых знаний.

4. Проблемно-поисковый метод при:

-актуализации знаний;

-словарной работе;

-обобщении и закреплении изученного материала;

-контроле за знаниями учащихся.

5. Творческие работы при:

-обобщении и закреплении материала;

-контроле за знаниями учащихся.

6. Диалогический метод при:

-актуализации знаний;

-знакомстве с содержанием текста;

-обобщении и закреплении изученного материала.

7. Игровые методы при:

-обобщении и закреплении изученного материала;

-контроле за знаниями учащихся.


Литература для педагога

Учебная литература:

1.Апинян, Т. А. Мифология: теория и событие / Т. А. Апинян. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

2.Вдовина, О. А. Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах / О. А. Вдовина. – М.: МГУ, 2013.

3.Воеводина, Л. Н. Миф в контексте культуры / Л. Н. Воеводина // Литература в школе. – 2013. – №1. – С. 11 –16.

4. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой. – М., 1991.

5.Гусманов, И. Г. Греческая мифология. Боги: учебное пособие / И. Г. Гусманов. – М.: Флинта: Наука, 2001.

6.Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс / Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010.

7.Ельцова, О. В. Поурочные разработки к программе А. Г. Кутузова. Литература, 5 класс / О. В. Ельцова. – М.: Вако, 2013.

8.Еремина, О. А. Уроки по литературе в 6 классе: книга для учителя / О. А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012.

9.История Древней Греции : учебное пособие для вузов / под ред. В. И. Кузищина. – М.: Академия, 2006.

10.Критарова, Ж. Н. Изучение мифологии и ее литературных интерпретаций в национальной школе / Ж.Н. Критарова // Литература в школе. – 2000. – №4. – С. 11 –14.

11.Курдюмова, Т. Ф. Литература: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 5 класс. – В 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2013. – Ч. 1.

12.Кутузов, А. Г., Романичева, Е. С., Леденева, В. В. В мире литературы. 6 класс / под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2012. – Ч. 1.

13.Ладыгина, О. М. Предмет «Мифология» в школе / О. М. Ладыгина // Образование в современной школе. – 2000. – №1. – С. 43-45.

14.Литература. 6 кл.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 т. / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2002. Ч. 1.

15.Литература: программа для общеобразовательных учреждений, 5 –9 класс / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Владос, 2012.

16. Меркин, Г. С. Программа курса литературы: 5 –9 классы. – М.: Русское слово, 2012.

17. Меркин, Г.С. Литература. 5 класс: учебник / Г. С. Меркин. – М.: Русское слово, 2013.

18. Полухина, В. Н. Литература. 6 класс: методические советы. – М.: Просвещение, 2012.

19. Пранцова, Г. В. Современная стратегия чтения / Г. В. Пранцова.–М.: Просвещение, 2010.

20. Примерная образовательная программа образовательного учреждения : основная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.

21. Программы образовательных учреждений: литература 5-9 классы (базовый уровень) и 10-11 классы (профильный уровень) / под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2012.

22. Рабочие программы по литературе к УМК Курдюмовой Т.Ф. и др. / Сост. Н.В.Егорова. – М.: Вако, 2013.

23. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. – М.: Русское слово, 1997.

24. Северинец, А. К. Практическое литературоведение: что сказал писатель / А. К. Северинец. – М.: Владос, 2006.

25. Серегина, Л. М. Поурочные планы по программе А. Г. Кутузова. Литература. 6 класс: методическое пособие / Л. М. Серегина. – М.: Учитель, 2013.

26. Соболев, А. Н. Мифология славян / А. Н. Соболев. – СПб.: Лань, 2010.

27. Соловьева, Ф. Е. Тематическое планирование к учебнику Г. С. Меркина «Литература». 5 класс / Ф.Е. Соловьева. – М.: Русское слово, 2014.

28. Стрелкова, Л. Е. Литература: технологии развивающего обучения / Л. Е. Стрелкова. – М.: Владос, 2014.

29. Сухих, И. Н. Русская литература для всех / И. Н. Сухих. – М.: Просвещение, 2003.

30. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

31. Чертов, В. Ф. Уроки литературы, 5 класс / В. Ф. Чертов. – М.: Вако, 2014.

32. Шаульская, Н. А. Интеллектуальные игры по литературе для школьников / Н. А. Шаульская. – М.: Просвещение, 2012.

Ресурсы интернета:

1. http://ml.volny.edu/

2. http://philologos.narod.ru/myth/mnmindex.htm

3. http://www.onelegend.ru/greek.html

4. http://www.legendami.ru/


Литература для учащихся

1. А.И.Баженова Мифы Древних славян / Баженова А.И. (авт.-сост.) .- Саратов: Надежда, 1993.

2. Библия для детей.

3. Ю.В.Зайцев Мифы Древней Греции / Зайцев Ю.В.- М.: Белый город, 2008.

4. Иванов, Топоров Индоевропейская мифология. Мифы народов мира,- т.1.- Москва, 1997.

5. А. Котерелл Мифология. Энциклопедический справочник / Котерелл А. – М.: Белфакс, 1996.

6. Н.А.Кун Легенды и мифы Древней Греции / Кун Н.А.- М.: Эксмо, 2000.

7. Ю.М.Лотман, З.Г.Минц, Е.М.Мелетинский Литература и мифы. Мифы народов мира: Энциклопедия / Лотман Ю.М., Минц З.Г., Метелинский Е.М.- Т. 1.- Москва, 1980.

8. Мифы народов мира. Энциклопедия .- под редС.А.Токарева.- Москва, 2008.

9.Мифы древней Индии.

10.Скандинавские мифы.

11.Мифы североамериканских индейцев. 

12. Л.Л.Яхнин Мифы и герои Древней Руси / Яхнин Л.Л.- М.: Стрекоза, 2013.