1. Объем дополнительной общеразвивающей программы
социально-пелагогической направленности «Мир философии»
Объем дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Мир философии» (далее – ДОП) составляет 28 часов.
2. Содержание
2.1 Историко-философское введение (16 ч)
Философия как теоретическая форма мировоззрения. Роль и функции философии в системе духовной культуры общества. Теория познания. Бытие и его фундаментальные свойства. Онтология в европейской философской традиции. Принципы единства мира в европейской философии. Проблема познаваемости мира в философии и научной мысли. Агностицизм. Объективность истины. Абсолютная и относительная истина. Проблема познаваемости мира. Интуиция и заблуждение. Истина и ее критерии. Античная философия, ее основные вопросы. Классическая немецкая философия. Философия марксизма.
Русская философия 19- начала 20 веков. Западная философия второй половины 19 – начала 20 веков.
2.2 Теоретическая философия (7 ч)
Чувственное и рациональное в познание. Феноменология, позитивизм, прагматизм. Критический рационализм, неокантианство, экзистенциализм, персонализм. Структурализм, фрейдизм и неофрейдизм.
2.3 Философская антропология (5 ч)
Понятие бытие. Основные формы бытия. Материя. Понятие движения. Пространство и время. Законы материалистической диалектики. Классификация подсистем культурной системы. Культурный архетип, менталитет, национальный характер.
3. Планируемые результаты
В результате реализации программы обучающиеся должны:
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
сформировать первоначальные навыки философского анализа природных, социальных и индивидуальных форм бытия;
познакомиться с философскими, научными и религиозными картинами мира;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных философских знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Полученные знания и умения обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности и повседневной жизни для успешного выполнения типичных социальных ролей.
4. Организационно – педагогические условия
4.1. Учебный план
№ п/п | Тема раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Историко-философское введение | 8 | 8 | 16 |
2 | Теоретическая философия | 4 | 3 | 7 |
3 | Философская антропология | 3 | 2 | 5 |
| Итого: | 15 | 13 | 28 |
4.2. Календарный учебный график
Реализация ДОП должна быть осуществлена с 01.10.2019 по 30.04.2020.
Продолжительность занятий – 45 минут.
Время занятий – среда 15.00 – 15.45 (1 группа)
С 01.06.2020 года по 31.08.2020 года планируется проведение индивидуальных занятий в рамках самоподготовки.
4.3. Список литературы
1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. М., 2004.
2.Антология мировой философии. М., 1969.
3.Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997.
4.Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник (гриф). М., 2005.
4.4. Материально – технические условия
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству обучающихся, учительский стол, шкафы для хранения литературы, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в процессе реализации ДОП).
Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи; видеофильмы в соответствии с ДОП; дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием ДОП.
4.5. Рабочие программы модулей являются приложениями к ДОП.
4.6. Реализацию ДОП «Мир философии» может осуществлять работник МАОУ СОШ №23 г. Липецка, имеющий высшее профессиональное образование по специальности «Учитель истории и обществознания».
5. Формы аттестации
Формы проведения аттестации определяются таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам ДОП. В зависимости от модуля ДОП формы проведения аттестации следующие: тестирование, защита проектов.
6. Пояснительная записка
Целью дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Мир философии» (далее - Программа) является
1.формирование у обучающихся представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;
2.овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами, навыков самостоятельной работы над выработкой личностного и профессионального мировоззрения.
Задачи программы:
1. Сформировать первоначальные навыки философского анализа природных, социальных и индивидуальных форм бытия;
2. познакомить с философскими, научными и религиозными картинами мира;
3. на основе сущностного постижения многообразных форм человеческого знания, отношения истины и заблуждения в познании, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностей функционирования знания в современном мире сформировать методологические предпосылки для выработки верной познавательной стратегии в решении исследовательских задач;
4. путём знакомства с различными классическими и современными философскими концепциями человека, уяснения взаимосвязи духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке способствовать формированию навыков самопознания, содержательного подхода к выбору ценностных ориентиров, разумного, толерантного отношения к многообразию форм самоопределения человека;
5. на основе анализа противоречивого характера социального развития, знакомства с предпосылками и сущностью современных глобальных проблем сформировать предпосылки для выработки гражданской позиции в решении сложных социальных вопросов;
6.раскрыть причины и показать характерные черты современного кризиса существования человека (общества) и природы.
Приложение № 1 к ДОП МАОУ СОШ №23 г. Липецка |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23 ИМЕНИ С.В.ДОБРИНА
Рабочая программа
дополнительной общеразвивающей программы
научно-познавательной направленности «Мир философии»
для обучающихся 13-14 лет
на 2019 – 2020 учебный год
Разработчик программы
Некрасова Н.В., учитель истории и обществознания
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Дата проведения 1 группа | Коррекция |
| |
| Философия как теоретическая форма мировоззрения | 1 | 02.10 | |
| Роль и функции философии в системе духовной культуры общества | 1 | 09.10 | |
| Теория познания | 1 | 16.10 | |
| Бытие и его фундаментальные свойства | 1 | 23.10 | |
| Онтология в европейской философской традиции | 1 | 06.11 | |
| Принципы единства мира в европейской философии | 1 | 13.11 | |
| Проблема познаваемости мира в философии и научной мысли. Агностицизм | 1 | 20.11 | |
| Объективность истины. Абсолютная и относительная истина | 1 | 27.11 | |
| Проблема познаваемости мира | 1 | 04.12 | |
| Интуиция и заблуждение. Истина и ее критерии | 1 | 11.12 | |
| Античная философия, ее основные вопросы | 1 | 18.12 | |
| Классическая немецкая философия | 1 | 25.12 | |
| Философия марксизма | 1 | 15.01 | |
| Русская философия 19- начала 20 веков | 1 | 22.01 | |
| Западная философия второй половины 19 – начала 20 веков | 1 | 29.01 | |
| Чувственное и рациональное в познание | 1 | 29.01 | |
| Феноменология | 1 | 05.02 | |
| Позитивизм, прагматизм | 1 | 12.02 | |
| Критический рационализм | 1 | 19.02 | |
| Неокантианство | 1 | 26.02 | |
| Экзистенциализм, персонализм. Структурализм | 1 | 04.03 | |
| Фрейдизм и неофрейдизм | 1 | 11.03 | |
| Понятие бытие. Основные формы бытия | 1 | 18.03 | |
| Материя. Понятие движения | 1 | 25.03 | |
| Пространство и время | 1 | 01.04 | |
| Законы материалистической диалектики | 1 | 08.04 | |
| Классификация подсистем культурной системы | 1 | 15.04 | |
| Культурный архетип, менталитет, национальный характер | 1 | 22.04 | |
1