СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа модуля мониторинг качества дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель изучения модуля: формирование у слушателей теоретических и инструментальных компетенций в области мониторинга творческого потенциала обучающихся и повышения качества  дополнительного образования детей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа модуля мониторинг качества дополнительного образования»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультет повышения квалификации педагогических кадров,

переподготовки и специализации

Кафедра менеджмента образования и психологии



Утверждаю:

Заведующий кафедрой

менеджмента образования и

психологии

И.Н. Некрасова____________


«26» января 2017г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
















Донецк, 2017

Рабочая программа модуля «Мониторинг качества дополнительного образования»

(наименование рабочей программы модуля)



Программа разработана:

Громак Н.И., заведующей отделом мониторинга качества образования

(Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание)


Рекомендована к утверждению на заседании кафедры

кафедра менеджмента образования и психологии

(название кафедры)

протокол заседания

от _______________№_____________



Заведующий кафедрой ____________ _ Некрасова И.Н.

(подпись) (Ф.И.О.)




























  1. Планируемые результаты обучения по программе модуля


Программа модуля «Мониторинг качества дополнительного образования» рассчитана на формирование у слушателей способности оценивать на основе мониторинга качество развития ребенка через качество процесса, в котором учитываются и субъектный взгляд участников образовательного процесса, и его экспертная оценка. Качество образовательного процесса определяется условиями, которые реализует педагог: направленность самого педагога на самосовершенствование, необходимая информация, владение технологиями, формами, приемами, обеспечение необходимым оборудованием и материалами, нормативными основами.

Акцент в данной программе повышения квалификации делается на работу педагога с образовательной программой – как основой механизма реализации качественного образовательного процесса, также в содержании программы предусмотрено освоение форм, приемов организации образовательного процесса, освоение методов оценки качества путем мониторинговых исследований, приемов самоанализа.

Лекционные занятия обеспечивают общую ориентировку в системе современных методов и приемов мониторинговых исследований. Практическая часть программы направлена на построение мониторинга развития творческого потенциала обучающихся.

Программа направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга творческого потенциала обучающихся в системе дополнительного образования.

Программа модуля раскрывает основные цели, задачи, описывает уровень и характер предметных требований, предъявляемых к слушателю в рамках тематики данного модуля.

Цель изучения модуля: формирование у слушателей теоретических и инструментальных компетенций в области мониторинга творческого потенциала обучающихся и повышения качества дополнительного образования детей.

Задачи изучения содержательного модуля:

  1. Ознакомиться с теоретико – методологическими основами определения качества дополнительного образования.

  2. Изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие мониторинг.

  3. Овладеть системой современных методов и приемов диагностики планируемых результатов учебно-воспитательного процесса.

  4. Проявить готовность к осуществлению мониторинговых исследований в структуре внутреннего мониторинга системы дополнительного образования и содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по итогам обследований.

  5. Осознать меру своих профессиональных возможностей в создании условий качественного проведения мониторинга развития творческого потенциала обучающихся.

В процессе изучения модуля слушатели должны проработать нормативно-правовые документы, теоретический материал и литературные источники по темам модуля, выполнить практические творческие задания, пройти исходный тестовый контроль, создать глоссарий по содержанию курса модуля.

В приоритеты изучения модуля входит: ознакомление слушателей с основными методологическими и методическими подходами к мониторингу развития творческого потенциала обучающихся.

Отдельно изучаются практические аспекты использования научно-обоснованных методов и технологий мониторинга в деятельности педагогического работника, владения современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации.

2. Учебно-тематический план освоения модуля

2.1. Содержание модуля

Тема 1. Методическое сопровождение мониторинговых исследований

Определение актуальности выбранной темы. Современные подходы к оценке качества образования. Качество дополнительного образования детей в условиях обновления системы образования Донецкой народной Республики. Мониторинги и их место в системе оценки качества дополнительного образования. Структурное и функциональное определения мониторинга. Мониторинги в нормативных документах. Цели и выбор объектов мониторинга. Показатели оценки объектов мониторинга. Основные методы сбора информации об объектах. Организация мониторинга. Этапы разработки мониторинга. Циклограмма мониторинга. Положение о мониторинге в образовательной организации, порядок проведения мониторинга, приказ о проведении мониторинга. Анализ и представление результатов мониторинга. Использование возможностей ИКТ при проведении мониторинга.

По итогам изучения темы модуля предусмотрены экспресс-тестовые задания.

Тема 2. Мониторинг развития творческого потенциала обучающихся

Образовательная программа как основа организации качественного образовательного процесса. Результаты образовательной программы как основа развития творческого потенциала обучающихся и оценки результативности в организации дополнительного образования детей. Мастерская проектирования основных компонентов программы. Практикум анализа ожидаемых результатов и способов их оценки в дополнительных образовательных программах.

Практикум анализа «Результаты мониторинга в образовательной организации дополнительного образования детей». Технология «Подведение итогов года»: практикум освоения. Методика коллективного подведения итогов. Практикум анализа данных мониторинга организаций дополнительного образования.

По итогам изучения темы модуля предусмотрены экспресс-тестовые задания.

Модуль предусматривает промежуточное, в рамках работы по ДПП, итоговое оценивание активности слушателя. Форма текущего оценивания по итогам освоения слушателем программы модуля представляет собой промежуточный модульный зачет в формате пятибальной оценки.

По результатам изучения всех тем модуля выставляется итоговая суммарная контрольная оценка, которая оформляется в форме текущего итогового оценивания результатов освоения модуля слушателями в процессе изучения ДПП в журнале группы. Оценивание проводится в соответствии со следующей уровневой градацией и требованиями:

  • «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если слушатель продемонстрировал неспособность овладеть основными знаниями и навыками, не смог справиться с итоговым тестированием по результатам изучения модуля, не участвовал в дискуссии, не выявил общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля;


  • «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если слушатель частично овладел материалами модуля, справился с основными заданиями, однако, не обнаружил глубоких знаний по темам модуля, частично овладел основными понятиями, знаниями и навыками, частично справился с итоговым тестированием по результатам освоения модуля, принимал участие в дискуссии, однако выявил недостаточный уровень общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля;


  • «хорошо» (4 балла) выставляется, если слушатель овладел материалами модуля и справился с основными заданиями, однако, обнаружил некоторые пробелы в знаниях, умениях и навыках, справился с темами модуля, однако, обнаружил сложности с прикладной адаптацией теоретического материала к повседневным нуждам образовательной и психологической практики, а также выявил достаточный уровень общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля;


  • «отлично» (5 баллов) выставляется, если слушатель овладел материалом полностью, справился с основными заданиями, не обнаружил пробелов в знаниях, умениях и навыках, полностью справился с темами модуля, не обнаружил сложностей с прикладной адаптацией теоретического материала к повседневным нуждам образовательной и психологической практики в системе образования, а также выявил высокий уровень общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля.


2.2. Распределение видов учебной работы по темам модуля

Таблица 1


п/п

Наименование тем

Количество часов


Всего

Аудиторная работа


Л

ПЗ

ЛР

СР

1.

Методическое сопровождение мониторинговых исследований

2

2



1

1.1.

Мониторинги и их место в системе оценки качества дополнительного образования



1




1.2.

Этапы разработки мониторинга


1




2.

Мониторинг развития творческого потенциала обучающихся

4


4


1

2.1.

Результаты образовательной программы как основа развития творческого потенциала обучающихся и оценки результативности в организации дополнительного образования детей



1



2.2.

Практикум анализа ожидаемых результатов и способов их оценки в дополнительных образовательных программах



1



2.3.

Методика коллективного подведения итогов




1



2.4.

Анализ данных мониторинга организаций дополнительного образования



1





ИТОГО аудиторных часов модуля:

6

2

4




ИТОГО часов по программе модуля:

8

2

4


2



Практические занятия

Таблица 2



п/п

Тема

Краткое содержание

Характер и цель

практического

занятия

Количество

часов


1.




































Тема 2. Мониторинг развития творческого потенциала обучающихся

















Коллективная творческая работа № 1.

Практикум роектирования основных компонентов программы дополнительного образования.

Составление таблицы критериев оценки развития творческого потенциала обучающихся (ожидаемые результаты, критерии отслеживания результата, методики, показатели, индикаторы)

Коллективная творческая работа № 2

Практикум анализа «Результаты мониторинга в образовательной организации дополнительного образования детей».

Разработка порядка выявления степени соответствия планируемых и реально достигаемых результатов творческого потенциала обучающихся (исследовательский метод: тестирование, опрос, анкетирование, интервью, беседа и др.)


Практическая работа № 1.


Технология «Подведение итогов года»: практикум освоения.

Создание модели описательного психолого-педагогического метода исследования творческого потенциала обучающихся


Практическая работа № 2.

Практикум анализа данных мониторинга развития творческого потенциала обучающихся организацией дополнительного образования


Выполнение

Практического оценочного задания № 1


Выполнение

Практического оценочного задания № 2


Подведение итогов изучения модуля



Цель: отработать методику проведения мониторинга и внедрения в педагогическую практику

комплекса различных самостоятельных эмпирических методов,

направленных на оценку эффективности работы

организации дополнительного образования по ю творческого потенциала

обучающихся


Педагогическая мастерская

Коллективная творческая работа (формат работы метод-кейсов с элементами брейн-шторминга)








1

















1



















1










0,5









0,25



0,20




0,05




ИТОГО:

4



Таблица 3

Самостоятельная работа слушателей



п/п

Тема

Виды самостоятельной

работы

Количество

часов

1.

Тема 1. Методическое сопровождение мониторинговых исследований


Конспект по теме «Методическое сопровождение мониторинговых исследований »

1

2.

Тема 2. Мониторинг развития творческого потенциала обучающихся

Конспект по теме «Мониторинг развития творческого потенциала обучающихся »

1




ИТОГО:

2



3. Учебно-методическое обеспечение модуля

3.1. Нормативные правовые акты

  1. Донецкая Народная Республика. Закон «Об образовании». № 55-IHC от 19.06.2015 . – Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/

  2. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Приказ «Об утверждении Типового положения о психологической службе в системе образования» от 06.08.2015 г. № 378 – Режим доступа: http://gisnpa-dnr.ru/npa/0018-378-20150806/

  3. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Приказ «Об утверждении Положения о мониторинге качества образования в образовательных организациях общего образования Донецкой Народной Республики» от 05.11.2015. № 765. – Режим доступа: http://old.mondnr.ru/?p=35114

  4. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей» от 26.07.2016 г. № 793 – Режим доступа: http://qoo.by/17zM

  5. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Решение коллегии «О внедрении мониторингового подхода к изучению

состояния обучения и воспитания по новым образовательным стандартам»

от 27.09.2016. ПК – 4/3 – Режим доступа: http://qoo.by/14BZ

3.2. Основная литература

  1. Жуковицкая Н.Н. Дополнительное образование как компонент школьной воспитательной системы: Учебно – методическое пособие для тех кто осваивает стандарты нового поколения.- СПб.: ЛОИРО, 2011.

  2. Жуковицкая Н.Н. Технология проектирования как способ интеграции программ общего и дополнительного образования в условиях внеурочной деятельности: метод. пособие/ Н.Н. Жуковицкая. - СПб.: ЛОИРО, 2013.

  3. Каплунович Т.А. , Филиппова Л.А. Трансляция инновационного опыта в процессе методической работы как образовательная услуга. Учебное пособие. – В. Новгород, 2012. – С .132.

  4. Лепнева О.А., Тимошко Е.А.. Эффективные технологии воспитания. Учебно – методическое пособие. Великий Новгород, НИРО, 2011. – С. 80.

  5. Государев, Н. А. Психология и педагогика : учеб. пособие – М. : "Ось-89"– 2013. – С.142.

  6. Киреева З.А. Методы психологического исследования. Учебное пособие. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2014. – C. 185.

  7. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / – М.: Дашков и К, 2013. – С. 308.

  8. Кузьмина Н.В. Критерии оценки педагогических систем и деятельности педагогов и учащихся // Народное образование. – 2014. – № 6. – С.57-63.

  9. Малыхина Л.Б. Модель сопровождения специальной одаренности детей в региональной образовательной системе: учеб. - метод. пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2014. – 206 с.

  10. Недбаева С.В. Современный педагог: общая психология: учебно-методическое пособие / С.В. Недбаева, А.В. Качалова, И.А. Твелова. — М. РУСАЙНС, 2016. — С. 274 .

  11. Одаренный ребенок в муниципальной образовательной системе (из опыта работы Дворца детского (юношеского) творчества как муниципального ресурсного центра Волховского района/под. науч. ред. Н.Н. Жуковицкой. – СПб.: ЛОИРО, 2013.

3.3. Дополнительная литература

  1. Капустин С.А. Основные методы сбора данных в психологии. М.: Аспект Пресс, 2012. – С.158.

  2. Наклейщикова М.А. Социализация младших школьников как научно-педагогическая проблема // Педагогические науки: Выпуск № 5 – 2012. – С. 14-17.

  3. Царева Н.П. Проектирование дополнительных образовательных программ нового поколения: учебн. – метод. пособие для педагогов дополнительного образования. – СПб.: ЛОИРО, 2011.

3.4. Ресурсы сети Интернет

  1. Ануфриев, А. Ф. Практическая психодиагностика, 2013 – Режим доступа: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihodiagnostika

  2. Белякова Е. Г., Строкова Т. А. Психолого-педагогический мониторинг: учебное пособие. Электронное издание. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. – 2015. – С. 240. – Режим доступа: http://qoo.by/15tE

  3. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза / авт.-сост. Л.Б. Малыхина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012.

  4. Золотарева А.В., Страдина Е.А. Понятие «техносферы» в учреждении дополнительного образования детей./ Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 3 – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 208-213. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2012_3pp/47.pdf

  5. Конкурс? Конкурс… Конкурс! Подготовка к профессиональному конкурсу педагога дополнительного образования\ авт.-сост. Л.Б. Малыхина, под общ.ред. Н.Н. Жуковицкой, Л.Б. Малыхиной. Волгоград:Учитель,2015.- 263 с.http://www.uchmag.ru/estore/e252384/

  6. Рычихина Э.Н. Социально-психологические основы системы мониторинга персонала. – Режим доступа: http://qoo.by/15tL

9. Сугатова Ю.В. Технология проблемного обучения как основа развития творческого потенциала обучающихся  Секция 3. Управление качеством дополнительного образования детей и результативностью внешкольной деятельности ребенка, Конференции, Конференция 2014 – Режим доступа: http://qoo.by/16Ib

  1. Электронный журнал «Еженедельный педсовет». – Режим доступа: http://www.school-sector.relarn.ru/



  1. Фонд оценочных средств по модулю

По итогам изучения тематических подразделов модуля предусмотрено проведение промежуточного контроля в форме фронтального опроса.

5.1. Вопросы к фронтальному опросу по теме 1: «Методическое сопровождение мониторинговых исследований»

1.Система организации, поиска, сбора, переработки, хранения и использования информации о функционировании образовательной системы, объекта наблюдения, дающая прогноз его развития, называется:

  1. педагогический мониторинг;

  2. мониторинг педагогических нововведений;

  3. система мониторинга;

  4. мониторинговая технология.


2.Временная протяженность мониторингового цикла — это:

  1. год;

  2. полугодие;

  3. месяц;

  4. период, определяющийся целями и масштабом мониторинга.

3. Функция мониторинга, которая заключается в незамедлительном реагировании на вскрытые просчеты и ошибки, в разработке и осуществлении мер по их устранению и профилактике, называется:

  1. прогностическая;

  2. корректирующая;

  3. аналитико-оценочная;

  4. информационная.

4.Функция мониторинга, которая заключается в воздействии собранной информации на сознание и чувства участников образовательного процесса называется:

  1. стимулирующе-мотивационная;

  2. аналитико-оценочная;

  3. информационная;

  4. корректирующая.

5.Система предписаний, алгоритмов для осуществления мониторинговой деятельности, содержащая четко и однозначно заданные цели, предполагающая возможность объективных, поэтапных и итоговых изменений достигнутых результатов, называется:

a) процесс;

b) методика;

c) технология;

d) метод.



5.2. Вопросы к фронтальному опросу по теме 2: «Мониторинг развития творческого потенциала обучающихся»

1.Комплекс критериев, показателей и индикаторов, с помощью которых осуществляется оценка состояния и развития отслеживаемого педагогического объекта, называется:

  1. критериально-диагностический инструментарий;

  2. мониторинговый инструментарий;

  3. диагностический комплекс;

  4. критериально-оценочный аппарат.

2.Совокупность оценочных, диагностических и измерительных средств, используемых для отслеживания состояния и развития наблюдаемого объекта, называется:

  1. критериально-оценочный аппарат;

  2. мониторинговый инструментарий;

  3. критериально-диагностический инструментарии

  4. диагностический комплекс.

3.Один или комплекс ключевых признаков, способных всесторонне охватить оцениваемый объект и обеспечить его целостную характеристику, называется:

  1. критерий;

  2. показатель;

  3. индикатор;

  4. качество.



4.Характеристика, представляющая собой доступное наблюдению и измерению конкретное проявление какой-либо особенности показателя, называется:

  1. свойство;

  2. индикатор;

  3. качество;

  4. критерий.


5.Измеряемая характеристика какой-то одной стороны «ключевого» признака (критерия) наблюдаемого объекта, дающая количественную или качественную информацию о его конкретном свойстве, называется:

  1. индикатор;

  2. качество;

  3. критерий;

  4. показатель.


4.4.Вопросы к итоговому выходному контролю по результатам изучения модуля:


1.Методы сбора информации:

  1. анкетирование;

  2. тестирование;

  3. наблюдение;

  4. беседа;

  5. нет правильного ответа;

  6. все ответы правильные.

2.Комплекс критериев, показателей и индикаторов, с помощью которых осуществляется оценка состояния и развития отслеживаемого педагогического объекта, называется:

a) критериально-диагностический инструментарий;

b) мониторинговый инструментарий;

c) диагностический комплекс;

d) критериально-оценочный аппарат;

e) нет правильного ответа;

f) все ответы правильные.

3. Совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и умственного потенциала человека, называется:

a) тесты интеллекта;

b) личностные опросники;

c) проективные тесты;

d) тесты достижений;

e) нет правильного ответа;

f) все ответы правильные.

4. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

  1. тестирование;

  2. опрос;

  3. описательный психолого-педагогический метод;

  4. нет правильного ответа;

  5. все ответы правильные.

5. Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим параметрам:

  1. проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

  2. предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

  3. свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично

отстаивает его;

  1. обладает богатой фантазией, воображением;

  2. часто озабочен преобразованием, улучшением предметов, систем;

  3. обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях,

которые другим не кажутся смешными;

  1. чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;

  2. нет правильного ответа;

  3. все ответы правильные.

4.5.Примерная тематика для организации и проведения групповых дискуссий в процессе проведения практических занятий:

  1. Методы мониторингового исследования и условия их выбора.

  2. Этапы организации и осуществления мониторинга и их логическая последовательность.

  3. На идеи каких авторов (педагогов, психологов, философов и других) Вы опираетесь в организации образовательного процесса по Вашей программе?

  4. За какие изменения в личностном развитии ребенка может взять на себя ответственность педагог дополнительного образования детей реализующий образовательную программу 3 года?

  5. Что такое показатели оценки ожидаемого результата? Приведите пример из Вашей программы.

  6. Как влияет на качество образовательного процесса методическое обеспечение программы?

  7. Какие формы фиксации результатов Вы используете (планируете использовать)?


Практическое оценочное задание 1


Отдельным видом работы, которая оценивается является создание глоссария. Цель создания глоссария - совершенствование содержания ключевых понятий и терминов, которые формируют тему, что будет способствовать наиболее совершенному усвоению материала слушателями. Для обработки глоссария рекомендуется выбирать не менее 10-ти слов.

Глоссарий необходимо оформить в виде самостоятельного текстового файла Формат файла: текстовый документ, шрифт 14 Times New Roman, через 1,5 строки группировки текста.

Оценка глоссария составляет 5 баллов максимум за содержательную обработку 10-ти терминов.


Практическое оценочное задание 2


Слушателю предлагается выполнить самостоятельную работу в форме таблицы в которой необходимо указать соответствие с образовательной программой критерии, показатели и способы оценки ожидаемых результатов программы и развития творческого потенциала обучающихся



Критерий

Показатели

Способы оценки (методики диагностики, формы промежуточного и итогового контроля)

1.






1.1.








Начальник отдела аттестации педагогических,

научно-педагогических и научных кадров И.П.Масюченко






5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!