СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа модуля управление качеством образования на уровне образовательной организации

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель изучения модуля: формирование у слушателей компетенций в области управленческой деятельности руководителей образовательных организаций в направлении менеджмента качества образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа модуля управление качеством образования на уровне образовательной организации»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультет повышения квалификации педагогических кадров,

переподготовки и специализации

Кафедра менеджмента образования и психологии


Утверждаю:

Заведующий кафедрой

И.Н. Некрасова_____________


«22» февраля 2018 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ























Донецк, 2018__


Рабочая программа модуля «Управление качеством образования на уровне образовательной организации»

(наименование рабочей программы модуля)

Программа разработана:

Громак Н.И., заведующим центром анализа и методического сопровождения среднего общего образования

(Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание)


Рекомендована к утверждению на заседании кафедры

кафедра менеджмента образования и психологии

(название кафедры)

протокол заседания

от _______________№_____________



Заведующий кафедрой__________________Некрасова И.Н.


(подпись) (Ф.И.О.)

























  1. Планируемые результаты обучения по программе модуля


Программа модуля «Управление качеством образования на уровне образовательной организации» рассчитана на формирование у слушателей систематизированных знаний о ключевых терминах, понятиях теории качества и факторах обеспечения качества образования; навыков управления инновационными процессами и аналитическими, информационными системами оценивания качества результатов педагогической деятельности.

Программа направлена на создание механизмов определения основных форм и методов совершенствования системы управления качеством образования в условиях государственных образовательных стандартов.

Программа модуля раскрывает основные цели, задачи, описывает уровень и характер предметных требований, предъявляемых к слушателю в рамках тематики данного модуля.

Цель изучения модуля: формирование у слушателей компетенций в области управленческой деятельности руководителей образовательных организаций в направлении менеджмента качества образования.

Задачи изучения содержательного модуля:

  1. Овладеть теоретическим материалом и основами научной организации управления качеством в системе образования и теоретическим материалом менеджмента качества необходимым для управления качеством на уровне образовательной организации.

  2. Усовершенствовать навыки анализа ситуации и умение разрабатывать критерии оценки качества образования.

  3. Сформировать практическую готовность слушателей к управлению инновационными процессами в образовательной организации.

  4. Проанализировать ключевые условия процесса принятия управленческих решений на основании внутреннего мониторинга.

  5. Ознакомить с практическим опытом оценки и обеспечения качества образования на уровне образовательной организации.


В процессе изучения модуля слушатели должны проработать нормативно-правовые документы, теоретический материал и литературные источники по темам модуля, выполнить практические творческие задания, пройти исходный тестовый контроль, создать глоссарий по содержанию курса модуля.

В приоритеты изучения модуля входит: ознакомление слушателей с теоретико-методологическими подходами обновления управления качеством образования; предметом и методами, основными категориями науки управления качеством образования; основными понятиями и положениями концепции управления качеством образования.

Слушатели освоят основные понятия «образовательная услуга», «качество образования», «управление качеством образования»; факторы обеспечения качества образования: маркетинг, организационно-методическая подготовка образовательного процесса, организация образовательного процесса и смогут обосновать систему работы, обеспечивающую совершенствование управления качеством образования в условиях введения государственных образовательных стандартов. Также слушатели научатся на практике планомерно использовать мониторинговые исследования для эффективного управления.

В результате освоения программы данного модуля, слушатели должны знать современные тенденции в управлении качеством образования: концептуализация качества; связь качества с миссией и целями образования, прогнозирование и проектирование качества, включение всех субъектов образования, объективные показатели и критерии, информатизация системы управления качеством; овладеть процессно-ориентированным и системным подходом к менеджменту качества образования и освоить не только содержание, формы, методы самореализации, но и формировать профессиональную рефлексию и умения.


2. Учебно-тематический план освоения модуля

2.1. Содержание модуля


Тема 1. «Качество образования как предмет педагогической науки и практики»

Понятие о качестве образования: сущность, признаки, подходы, тенденции.

Качество как свойство предмета. Два подхода к толкованию понятия качества: как тип предмета и как степень выраженности тех или иных его свойств. Аспекты понятия качества образования.

Качество результатов образования и способы их диагностики. Качество процессов (целевые ориентиры, содержание, технологическое обеспечение). Качество ресурсов (образовательные стандарты, программы, планы, информационное и научно-методическое оснащение). Кадровый потенциал и методы его оценивания. Качество управления.

По итогам изучения темы модуля предусмотрена тематическая мини-дискуссия.


Тема 2. «Сущность управления качеством образования»

Понятия «образовательная услуга», «управление качеством образования». Факторы обеспечения качества образования: маркетинг, организационно-методическая подготовка образовательного процесса, организация образовательного процесса, кадровое обеспечение образовательного процесса, реализация образовательного процесса, внеучебная работа с обучающимися, материальное обеспечение образовательного процесса, структура управления образовательным учреждением, система внутреннего аудита реализации системы управления качеством.

Педагогические принципы управления качеством образования. Мотивы управления. Механизмы управления. Цели и условия использования результатов управления качеством. Технологический процесс управления качеством: контроль качества; мотивация; организация; планирование, проектирование; анализ; исследование качества. Основные проблемы педагогических систем управления качеством: отсутствие внутренних стимулов, линейно-распорядительный характер деятельности, субъективизм в принятии решений.


По итогам изучения темы модуля предусмотрено выполнение итогового экспресс-тестового задания.


Тема 3. «Современные тенденции в управлении качеством образования в образовательной организации»

Контроль качества; мотивация; организация; планирование, проектирование; анализ; исследование качества. Основные проблемы педагогических систем управления качеством: отсутствие внутренних стимулов, линейно-распорядительный характер деятельности, субъективизм в принятии решений.

Концептуализация качества; связь качества с миссией и целями образования, прогнозирование и проектирование качества, включение всех субъектов образования, объективные показатели и критерии, информатизация системы управления качеством. Процессно-ориентированный подход. Системный подход к менеджменту качества образования. Этапы внедрения современных принципов менеджмента качества.


По итогам изучения темы модуля предусмотрено выполнение итогового экспресс-тестового задания.


Модуль предусматривает итоговое оценивание активности слушателя. Форма текущего оценивания по итогам освоения слушателем программы модуля представляет собой промежуточный модульный зачет в формате пятибальной оценки.

По результатам изучения всех тем модуля выставляется итоговая суммарная контрольная оценка, которая оформляется в форме текущего итогового оценивания результатов освоения модуля слушателями в процессе изучения ДПП в журнале группы. Оценивание проводится в соответствии со следующей уровневой градацией и требованиями:

  • «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если слушатель продемонстрировал неспособность овладеть основными знаниями и навыками, не смог справиться с итоговым тестированием по результатам изучения модуля, не участвовал в дискуссии, не выявил общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля;

  • «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если слушатель частично овладел материалами модуля, справился с основными заданиями, однако, не обнаружил глубоких знаний по темам модуля, частично овладел основными понятиями, знаниями и навыками, частично справился с итоговым тестированием по результатам освоения модуля, принимал участие в дискуссии, однако выявил недостаточный уровень общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля;

  • «хорошо» (4 балла) выставляется, если слушатель овладел материалами модуля и справился с основными заданиями, однако, обнаружил некоторые пробелы в знаниях, умениях и навыках, справился с темами модуля, однако, обнаружил сложности с прикладной адаптацией теоретического материала к повседневным нуждам образовательной и психологической практики, а также выявил достаточный уровень общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля;

  • «отлично» (5 баллов) выставляется, если слушатель овладел материалом полностью, справился с основными заданиями, не обнаружил пробелов в знаниях, умениях и навыках, полностью справился с темами модуля, не обнаружил сложностей с прикладной адаптацией теоретического материала к повседневным нуждам образовательной и психологической практики в системе образования, а также выявил высокий уровень общей заинтересованности и активности в процессе освоения модуля.


2.2. Распределение видов учебной работы по темам модуля

Таблица 1


п/п

Наименование тем

Количество часов


Всего

Аудиторная работа


Л

ПЗ

ЛР

СР


Содержательный модуль

« Управление качеством образования на уровне образовательной организации»



1.

Тема 1. Качество образования как предмет педагогической науки и практики


2

2



0,5

1.1.

Понятие о качестве образования: сущность, признаки, подходы, тенденции


1




1.2.

Качество результатов образования и способы их диагностики



1




2.

Тема 2. Сущность управления качеством образования


2


2


1

2.1.

Факторы обеспечения качества образования




1



2.2.

Педагогические принципы управления качеством образования




1



3.

Тема 3. Современные тенденции в управлении качеством образования в образовательной организации

2


2


0,5

3.1.

Процессно-ориентированный подход





1



3.2.

Этапы внедрения современных принципов менеджмента качества




1





Итого аудиторных часов модуля:

6

2

4





Итого часов по программе модуля:

8

2

4


2





Таблица 2

Практические занятия


п/п

Тема

Краткое содержание

Характер и цель

практического

занятия

Количество

часов


1.

Тема 2. Сущность управления качеством образования


1. Коллективная творческая работа № 1

Организационная структура системы оценки качества образования




Коллективная творческая работа № 2

Педагогическая мастерская

Цель:


Деловая игра педсовет



Разработка проекта.

1












1

2.

Тема 3. Технологический процесс и современные тенденции в управлении качеством образования в общеобразовательной организации

Практическая работа № 1

Разработка модели оценки работы образовательной организации на основе мониторинга




Практическая работа № 2

Создание информационной модели принятия управленческих решений


Выполнение

Практического оценочного задания № 1


Выполнение

Практического оценочного задания № 2

Подведение итогов изучения модуля

Деловая игра «Модель мониторинговых исследований»

Цель: научиться создавать модели практического применения мониторинга в управлении образовательной организацией


1









0,5




0,25




0,20



0,05


Итого:



4









Таблица 3


Самостоятельная работа слушателей


п/п

Тема

Виды самостоятельной

работы

Количество

часов

1.

Качество общего образования как предмет педагогической науки и практики

Выписать из справочных изданий определение понятия «качество» как свойства предмета. Сравнить два подхода к толкованию понятия качества: как тип предмета и как степень выраженности тех или иных его свойств. Осмыслить содержание понятий «качество образования» и качество общего образования. сравнить их по общим и отличительным характеристикам.

0,5

2.

Факторы обеспечения качества образования


0.5

3.

Технологический процесс и современные тенденции в управлении качеством образования в общеобразовательной организации

1



Итого:

2



3. Учебно-методическое обеспечение модуля

3.1. Нормативные правовые акты

  1. Донецкая Народная Республика. Закон «Об образовании». № 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 29.03.2016. – Режим доступа: http://qoo.by/14C0

  2. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Приказ «Об утверждении Положения о мониторинге качества образования в образовательных организациях общего образования Донецкой Народной Республики» от 05.11.2015. № 765. – Режим доступа: http://old.mondnr.ru/?p=35114

  3. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Решение коллегии «О внедрении мониторингового подхода к изучению

состояния обучения и воспитания по новым образовательным стандартам»

от 27.09.2016. ПК – 4/3 http://qoo.by/14BZ

3.2. Основная литература

  1. Аквазба Е.О., Ухабина Т.Е., Черемисина Е.В. Качество образования в современной образовательной организации: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.

  2. Казакова Е.И. Разработка и принятие управленческих решений. Учебно-методическое пособие. Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2013. – С.122.

  3. Кенин С.Л. Модели и алгоритмы интеграции информационной среды специализированных систем поддержки управленческих решений. ВГТУ – Воронеж, 2013. – С. 27.

  4. Коваленко М.В. Модель системы оценки качества образования общеобразовательного учреждения // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – №1. – С.21-38 .

  5. Копылова, Т.Г. Система оценки качества обучения в условиях сельской школы // Управление современной школой. Завуч. – 2012. – № 4. – С. 9-14.

  6. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект: Мир, 2010. — с. 3—5.

  7. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Экзамен, 2010. — с. 7—9.

  8. Михненко П.А. Теория менеджмента. - М.: Синергия, 2014. – С. 640.

  9. Морозов Ю.В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. В.А. Алексунина. М., 2011. — с. 97—101.

  10. Нечаев М.П. Самоаудит воспитательной деятельности образовательной организации как средство управления качеством воспитательной системы // Управление современной школой. Завуч. – 2014. – №3. – С. 91-108 .

  11. Рыбина О.В. Мониторинг эффективности образовательного процесса как ресурс управления образовательным учреждением // Управление современной школой. Завуч. – 2012. – № 7. – С. 18-58.

  12. Скачилова О.В. Факторы обеспечения качества образовательного процесса / О.В. Скачилова, Л.М. Прохорова // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : материалы III Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 8 окт. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 69-70.

  13. Стрижов, А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений

/ А.М. Стрижов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. №3. – С. 44-49.

3.3. Дополнительная литература

  1. Колесова С.В. Программа мониторинга оценки качества образования в общеобразовательном учреждении // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – №1. – С. 39-62.

  2. Кондрашова Е.Н. Анализ методической работы школы за учебный год // Управление современной школой. Завуч. – 2012. – № 2. – С. 59-78.

  3. Кузьмина Н.В. Критерии оценки педагогических систем и деятельности педагогов и учащихся // Народное образование. – 2014. – № 6. – С.57-63.

  4. Лысенко Д.В. Концептуальные подходы к управлению эффективностью деятельности и принятию управленческих решений // Аудит и финансовый анализ. – 2012. – № 1. – С. 270 - 274.

  5. Масагутова З.Р. Управление качеством образования: (методические материалы) // Управление современной школой. Завуч. – 2012. – № 8. – С. 77-95.

  6. Парушина Н.В., Сучкова Н.А., Деминова С.В. Мониторинг системы показателей эффективности как инструмент принятия управленческих решений // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 4. – С. 90 - 92.

  7. Сергеев А.М., Иванова И.А. Теория менеджмента. - М.: Академия, 2013. – C. 320 .

3.4. Ресурсы сети Интернет

  1. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 471-474. — URL https://moluch.ru/archive/50/6384/

  2. Галиуллов Н. Р., Шамратова А. Ю. Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС СПО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 268–271. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/56298.htm

  3. Ганаева, Е.А. Разработка маркетинговой стратегии образовательной организации: учебное пособие / Е.А. Ганаева. - М.: Флинта, 2015. - 112 с. : табл., схем. - Библ. в кн. - ISBN 978-5-9765-2156-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271818

  4. .ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) Системы менеджмента качества. Требования. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-iso-9001-2011

  5. Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" № 10 (99) 2016 г. – Режим доступа: https://memo.hse.ru/data/2017/01/19/1113910611/%D0%98%D0%91%20%D0%9C%D0%AD%D0%9E%20%E2%84%9699%2010-2016.pdf

  6. Карпова, С. В. Маркетинг: теория и практика: учебное пособие для бакалавров / С. В. Карпова.— М.: Издательство Юрайт, 2017. — 408 с. https://www.biblio-online.ru/book/7BFFFE8C-2720-4138-A588-21E1A3065865

  7. Менеджер образования: портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений. – Режим доступа: http://menobr.ru

  8. Многоуровневый квалиметрический мониторинг. – Режим доступа: http://www.xliby.ru/nauchnaja_literatura_prochee/testovyi_kontrol_v_obrazovanii/p5.php#metkadoc3

  9. Мониторинг в образовании. Виды мониторинга. – Режим доступа:

http://www.profile-edu.ru/monitoring-v-obrazovanii-vidy-monitoringa.html

  1. Новосибирский институт мониторинга и развития образования. – Режим доступа: http://nimro.ru/

  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/12/20/monitoring-v-obrazovanii

  3. Специализированный консалтинговый центр (стандарты ISO серии 9000). – Режим доступа: http://www.sistus-iso.ru/articles/177/

  4. Сравнение и анализ понятий: мониторинг, эксперимент и диагностика в образовании. – Режим доступа: http://anone.ru/news/1/2013-04-09-145

  5. Стандарты и мониторинг в образовании: информационный и научно-методический журнал. Автор/создатель: Издательство «Русский журнал». – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/321/51321

  6. Управление маркетингом: учебное пособие / под ред. А.В. Короткова, И.М. Синяевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 463 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00883-Х; [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114556

  7. Управляющий совет школы. – Режим доступа: http://www.boards-edu.ru/schoolboard.html

  8. Шемчук, М. А. Мобильный маркетинг в сфере образования [Электронный ресурс] / М. А.

Шемчук, В. Г. Шадрин // Международный научно-исследовательский журнал.  2016.  № 4 (46) Часть 1. С. 158-160. – Режим доступа: http://research-journal.org/economical/mobilnyj-marketing-v-sfereobrazovaniya/

  1. Школьный инновационный менеджмент. Методы // Сидоров С.В. Сайт

педагога-исследователя. – Режим доступа: http://svsidorov.ucoz.com/index/shkolnyj_innovacionnyj_menedzhment_metodi/0-31

  1. Электронный журнал «Еженедельный педсовет». – Режим доступа: http://www.school-sector.relarn.ru/


4. Фонд оценочных средств по модулю

По итогам изучения тематических подразделов модуля предусмотрено проведение промежуточного контроля в форме фронтального опроса.


4.1. Вопросы к фронтальному опросу по теме 1 «Оптимизация процесса принятия

управленческого решения на основе мониторинга»:

1. Наиболее удачное определение управленческого решения - это:

a) инструмент управленческой деятельности;

b) продукт управленческой деятельности;

c) выбранный (утвержденный) вариант управленческих действий

d) форма воздействия субъекта на объект;

e) управленческий документ.

Ответ: с)

2. Юридическое свойство управленческого решения – это:

a) целенаправленность;

b) правомерность;

c) плановость;

d) коллегиальность.

Ответ: b)

3. Организационные свойства управленческого решения - это:

a) плановость;

b) последовательность;

c) целенаправленность;

d) правомерность.

Ответ: a), c)

4. Технологическое свойство управленческого решения - это:

a) комплексность;

b) стадийность;

c) целенаправленность;

d) актуальность.

Ответ: b)

5. Системное свойство управленческого решения - это:

a) коллегиальность;

b) плановость;

c) комплексность;

d) актуальность.

Ответ: с)


4.2. Вопросы к фронтальному опросу по теме 2 «Мониторинг как инструмент принятия

эффективных управленческих решений и контроля за их исполнением»:


1. Педагогический мониторинг – это:

  1. длительное слежение за какими-либо объектами и явлениями педагогической деятельности;

  2. процесс реализации педагогических задач;

  3. система функционирования педагогического процесса;

  4. нет правильного ответа;

  5. все ответы правильные.

Ответ: a)

2. Педагогическая диагностика является частью:

  1. педагогического процесса;

  2. педагогического мониторинга;

  3. педагогической деятельности;

  4. нет правильного ответа;

  5. все ответы правильные.

Ответ: e)

3. Функция мониторинга, дающая возможность получить сведения о

состоянии объекта, обеспечить обратную связь, – это:

  1. информационная функция;

  2. аналитическая функция;

  3. коррекционная функция;

  4. нет правильного ответа;

  5. все ответы правильные.

Ответ: a)

4. Этап мониторинга, характеризующийся сбором и обработкой информации, анализом полученных результатов и выработкой рекомендаций,прогнозированием перспектив изменения исследуемой

области – это:

  1. нормативно-установочный этап;

  2. коррекционно-деятельностный этап;

  3. диагностико-прогностический;

  4. нет правильного ответа;

  5. все ответы правильные.

Ответ: c)

5. К какому этапу мониторинга относится определение объекта,

предмета, субъекта, цели и задач педагогического мониторинга?

  1. к нормативно-установочному;

  2. к диагностико-прогностическому;

  3. к коррекционно-деятельностному;

  4. к итогово-диагностическому;

  5. нет правильного ответа.

Ответ: a)

6. Функция мониторинга, позволяющая провести диагностику и

получить целостную информацию о состоянии объекта мониторинга –

это:

  1. информационная функция;

  2. диагностическая функция;

  3. коррекционная функция;

  4. нет правильного ответа;

  5. все ответы правильные.

Ответ: b)

7. Этап мониторинга, характеризующийся выделением критериев и

показателей уровней сформированности исследуемого аспекта

мониторинга:

  1. диагностико-прогностический этап;

  2. коррекционно-деятельностный этап;

  3. нормативно-установочный этап;

  4. нет правильного ответа;

  5. все ответы правильные.

Ответ: c)


4.3. Вопросы к фронтальному опросу по теме 3 «Формирование модели принятия

управленческих решений»:


  1. Модель мониторинга системы оценивания качества образования строится на следующих принципах:

  1. система оценки качества образования должна быть напрямую связана с современными образовательными технологиями и обеспечивать разумный баланс (соотношение) между внешней и внутренней оценкой качества образования;

  2. оценка – должна стать механизмом диалога и саморазвития всех субъектов образования через децентрализацию системы оценивания;

  3. оценка качества должна ориентироваться на принцип индивидуализации в основном общем образовании;

  4. оценка качества образования в основной школе должна опираться, с одной стороны, на достижения начальной школы, с другой стороны, находиться «в зоне ближайшего развития» относительно старшей школы;

  5. оценка качества образования должна носить комплексно-накопительный характер, быть прозрачной, открытой, объективной и оперативной;

  6. нет правильного ответа;

  7. все ответы правильные.


  1. Модель мониторинговых исследований включает в себя этапы:

  1. 1 этап – нормативно-установочный;

  2. 2 этап – аналитико-диагностический;

  3. 3 этап – прогностический;

  4. 4 этап – деятельностно-технологический;

  5. 5 этап – промежуточно-диагностический; (уточняющий);

  6. 6 этап – итогово-диагностический (завершающий);

  7. нет правильного ответа;

  8. все ответы правильные.



4.4. Вопросы к итоговому выходному контролю по результатам изучения модуля:

1. Проблемное «свойство управленческого решения» - это:

a) срочность;

b) плановость;

c) актуальность;

d) последовательность разработки.

Ответ: с)

2. Правильная (логическая) последовательность реализации элементов управленческого процесса - это:

a) управленческие действия;

b) управленческая ситуация;

c) управленческое решение;

d) управленческие функции.

Ответ: b), c), d), a)

3. Базовая управленческая категория - это:

a) управленческая функция;

b) проблемная ситуация;

c) управленческое решение;

d) управленческие действия;

e) управленческая цель.

Ответ: с)

4. Установите соответствие элементов процесса принятия решения и его аспектов;

элементы:

a) анализ, преобразование сведений (данных) о ситуации;

b) логические мыслительные операции;

c) выбор методов разработки решения;

d) нормативно-правовое обеспечение решения;

аспекты:

1) юридический;

2) информационный;

3) психологический;

4) организационный.

Ответ: а2); b3); c4); d1)

5. Отличительные по содержанию характеристики управленческих решений в организациях и в частной жизни - это:

a) цели;

b) проблемы;

c) разделение труда;

d) профессионализм;

e) актуальность.

Ответ: a), b), c), d)

6. Общие характеристики управленческих решений в организациях и частной жизни - это:

a) актуальность;

b) влияние на интересы субъекта разработки;

c) влияние на интересы коллектива работников;

d) разделение труда.

Ответ: а)

7. Управленческое решение – это конечный продукт управленческой деятельности?

Да?______

Нет______

Ответ: Нет

8. Управленческое решение – это промежуточный продукт управленческой деятельности?

Да?______

Нет______

Ответ: Да

9. Две наиболее близкие по содержанию управленческие категории – это:

a) цели;

b) функции;

c) действия;

d) проблемы;

e) решения.

Ответ: b), c)

10. Функция мониторинга, предполагающая контроль за состоянием объекта мониторинга и подготовку рекомендаций для принятия коррекционно-упреждающих управленческих решений это:

a) информационная функция;

b) диагностическая функция;

c) организационно-управленческая функция;

d) нет правильного ответа;

e) все ответы правильные.

Ответ: c)

11. Этап мониторинга, характеризующийся сравнением результатов, полученных на

разных этапах с первоначальными:

a) итогово-диагностический этап;

b) коррекционно-деятельностный этап;

c) нормативно-установочный этап;

d) нет правильного ответа;

e) все ответы правильные.

Ответ: a)

4.5. Примерная тематика для организации и проведения групповых дискуссий в процессе проведения практических занятий:

  1. Маркетинговые аспекты современных тенденций в образовании.

  2. Преодоление антимаркетинговых стереотипов в сфере образования.

  3. Комплекс принципов маркетинга в образовании.

  4. Сущность и возможности маркетинга образовательных услуг.

  5. Сущность и возможности маркетинга образовательных продуктов.

  6. Содержание и проблемы маркетинга образовательных услуг.

  7. Особенности и типология образовательных и смежных услуг.

  8. Структура и особенности маркетинговой среды в образовании.

  9. Воздействие научно-технологических факторов на структуру и соотношение спроса и

предложения образовательных услуг и продуктов.

  1. Анализ практики формирования ассортимента услуг образовательного учреждения.

  2. Оценка конкурентоспособности и позиционирование услуг конкретного образовательного

  3. учреждения.

  4. Особенности жизненного цикла образовательных услуг и продуктов и их учет в стратегии маркетинга.

  5. Сервисное сопровождение образовательных услуг.

  6. Реклама в маркетинге образовательного учреждения.

  7. Формирование имидж – пространства образовательного учреждения.

  8. Сотрудничество и кооперация образовательных учреждений.

  9. Выбор структуры и организация работы маркетинговой службы в образовательном учреждении.

  10. Разработка маркетингового плана в образовательном учреждении.

  11. Специалист по образовательному маркетингу: права и обязанности, роль в управлении образовательным учреждением.

  12. Особенности маркетинговой стратегии в образовательном учреждении.

  13. Методы оптимизации управленческих решений.

  14. Поиск решения как трехступенчатый процесс.

  15. Системный подход к процессу принятия решений.

  16. Функциональный подход к процессу принятия решений.

  17. Ситуационный подход к процессу принятия решений.

  18. Методы анализа управленческих ситуаций.

  19. Принципы анализа управленческих решений.

Практическое оценочное задание 1


Творческое задание. Написать мини-эссе по одной из тем:

  1. Место и роль мониторинга в образовании.

  2. Педагогическое тестирование: вчера, сегодня, завтра.

  3. Образовательная диагностика и педагогическое мастерство.

  4. Современные образовательные технологии и качество образования.

  5. Роль педагогического мониторинга в управлении образовательной организацией.

  6. Достоинства и недостатки мониторинговых исследований в образовательной организации.

Критерии оценки

  1. Полнота изложенной по данному вопросу информации - 2 балла.

  2. Логичность рассуждений - 2 балла.

  3. Понимание и анализ актуальных проблем педагогической теории и практики - 2 балла.

  4. Умение с позиции педагогической науки выявить эффективные способы (условия, средства, методы, принципы) решения анализируемых в эссе проблем - 1 балл.

Практическое оценочное задание 2

Творческое задание. Написать план подготовки педагогического совета (заседания методического совета) и проект решения по одной из тем:

  1. От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования образовательной организации.

  2. Организация педагогического мониторинга. Мониторинг как комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза целостной образовательной системы.

  3. Диагностико-аналитическое сопровождение образовательного процесса в образовательной организации.

  4. Мониторинг воспитательного процесса.

  5. Современные формы работы педагогов, применяющих мониторинговый инструментарий в образовательной деятельности. Опыт работы.

  6. Мониторинговый калейдоскоп. Виды методик мониторинговых исследований.

  7. Мониторинг качества освоения дополнительной образовательной программы как фактор повышения качества образовательного процесса.

Критерии оценки

  1. Логическая последовательность - 2 балла.

  2. Понимание и анализ темы педсовета - 5 баллов.

  3. Умение определить эффективные формы проведения педсовета (методического совета) - 2 балла.






Начальник отдела аттестации педагогических,

научно-педагогических и научных кадров И.П.Масюченко

8.1.Вопросы для собеседования на семинарских занятиях по вопросам тем:

1. Почему для определения качества образовательных услуг необходимо иметь чёткое представление относительно требований, предъявляемых к ним потребителями?

2. Перечислите факторы, повлиявшие на изменение требований к результатам профессионального образования при переходе к рыночной экономике.

3. Как сказывается, по Вашему мнению, разнообразие и обилие потребителей образовательных услуг на требованиях к качеству профессионального образования?

4. Перечислите стадии и опишите содержание жизненного цикла продукции образовательных услуг.

5. Объясните, как Вы понимаете приведённую в данном разделе формулировку оптимальных значений показателей качества образовательных услуг.

6. Продемонстрируйте функциональную зависимость между результатом и процессом производства образовательных услуг.

7. Что является показателем эффективности этого взаимодействия?

8. В чём Вы видите функциональное отличие управления качеством от управления человеческими

9. Объясните характер взаимоотношений между «качеством управления» профессиональным образованием и «управлением качества» профессионального образования.

10. Может ли управление образовательными услугами быть качественным при снижении требований к качеству продукции этих услуг? Объясните свой ответ.

11. Раскройте понятие «система оценки качества образования».

12. Какова роль государственно-общественных органов управления в развитии системы оценки качества образования?

8.2. Тематика рефератов

1. Профессиональное образование как отрасль государственного управления.

2. Принципы построения комплексной системы управления качеством.

3. Обеспечение качества и единства оценки профессиональной компетенции выпускника.

4. Управление качеством процесса предоставления образовательных услуг.

5. Проектирование организационных структур.

6. Построение организационных структур.

7. Децентрализация управления..

8. Профессиональное образование как отрасль государственного правления.

9. Принципы построения комплексной системы управления качеством.

10. Обеспечение качества и единства оценки профессиональной компетенции выпускника.

11. Управление качеством процесса предоставления образовательных услуг.

12. Проектирование организационных структур.

13. Построение организационных структур.

14. Децентрализация управления.

15. Мобилизация бюджетных и внебюджетных ресурсов

16. Оптимизация использования финансовых ресурсов.

17. Пути эффективного управления финансовыми ресурсами.


8.3. Примеры тестов

1. Какие японские модели управления качеством наиболее известны?

А) кружки качества (Quality Сircle)

Б) Система «Паблик»

В) Система «Кейку мама»


2. Какие принципы не легли в основу концепции Всеобщего управления качеством?

А)Ориентация на потребителя.

Б) Ориентация на процесс и его результаты.

В)Управление участием в работе и ответственностью.

Г)Непрерывное совершенствование.

Д)Проблемы, зависящие от работников, должны составлять не более 20 %.

Е)Проведение измерений

Ж)Сегментация рынка


3. Фейгенбаум предложил рассматривать качество:

А) не как конечный результат производства изделия, а на каждом этапе его создания

В) как конечный результат производства изделия

Г) это к понятию «управления качеством образования» не относится


4. В понятие «управления качеством образования» ценность соотносится с:

А) понятием «значимость»

Б) с понятием «образ»

Г) с понятие «рынок»

В) с понятием успех


5. Характеристиками качества стандарта могут быть (выбрать из перечня возможные характеристики) :

А) четкость формулировок всех его требований; отсутствие двусмысленностей и противоречий

Б) отражение достижений науки и потребностей практики;

В) возможность реализации региональной специфики;

Г) предоставление вузам определенной самостоятельности при обеспечении общего образовательного пространства;

Д) возможность использования положений стандарта в качестве критериев оценки минимального качества образования;

Е) отражение научной и практической значимости специальности, ее особенностей и основного содержания.

8.4. Перечень примерных вопросов к зачету:

1. Сущность концепции управления качеством профессионального образования

2. Основные принципы построения комплексной системы управления качеством

3. Обеспечение качества и единства оценки профессиональной компетенции выпускника

4. Управление качеством процесса предоставления образовательных услуг

5. Государственно-общественная система оценки качества образования

6. Содержание процесса прогностического анализа предоставления качественных образовательных услуг

7. Разработка нормативных требований к организационным основам системы

8. Понятие качество образования как объект управления

9. Критерии качества образования

10. Уровни качества образования

11. Количественные оценки качества образования

12. Интегративный подход к интерпретации понятия «качество образования»

13. Стратегия реформирования профессионального образования с учетом факторов качества образования

14. Ключевые факторы качества образования

15. Качество образования в условиях инновационного развития образовательных учреждений

16. Механизмы управления качеством образования

17. Управление качеством образования «снизу–вверх»

18. Мониторинг качества образования

19. Технологии измерения качества образования

20. Квалитативные технологии

21. Сертификация, стандартизация, лицензирование, аттестация, аккредитация образовательных учреждений.

22. Критерии качества образования на основе методики государственной аккредитации

23. Существующая структура управления образование в России.

24. Теоретические основы систем управления качеством многоуровнего непрерывного образования

25. Модель качества многоуровнего непрерывного образования

26. Проектируемая система управления качеством образования

27. Концептуальная схема образовательного учреждения

28. Структура крупного регионального университета

29. Системы менеджмента качества (СМК) в высших учебных заведениях

30. Общие требования к СМК вуза и процессный подход

31. Требования к документации СМК

32. Технология обеспечения качества образования на уровне образовательного учреждения

33. Сценарии развития мировой системы образования

34. Сценарии развития российской системы образования

35. Модель системы менеджмента образовательного учреждения на примере ТГПУ

36. Определение уровня удовлетворенности участников образовательного процесса, потребителей образовательных услуг качеством образования

37. Стратегия реформирования профессионального образования с учетом ключевых факторов качества образования

31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!