Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шараповская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор школы Зам. директора по УВР на заседании ШМО
Учителей нач. классов
___________Макушкин А.А. _________Борисова Л.А. протокол№_______
«____»______________2015г. «______»_________2015г. «____»_________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЙ МИР»
Класс: 1
Учитель: Родин В.Н.
Количество часов – 33 ч.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Мой мир» строится на основе программы «Мой разноцветный мир», разработанной О.Г. Селивановой, Е.В . Араслановой (Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 2010 г. )
«Цель и задачи программы внеурочной деятельности младших школьников «Мой мир»
Основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовно-нравственному развитию; реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного самообразования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
В области формирования личностной культуры:
формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за свои результаты;
В области формирования личностной культуры:
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
В области формирования социальной культуры:
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи
Ценностные установки программы «Мой мир» (современный воспитательный идеал и базовые ценности).
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека (любовь к России, к своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества);
Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания (нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о младших и старших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике);
Воспитание трудолюбия творческого отношения к учению, труду, жизни (уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие);
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое);
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, (экологическое воспитание): родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание);
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
3. Планируемые результаты
Уровни воспитательных результатов и эффектов деятельности:
1 уровень – приобщение обучающихся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (учитель – ученик);
2 уровень – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (ученик – ученик);
3 уровень - получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия (социальные субъекты – ученик).
Эффекты реализации программы внеурочной деятельности «Мой мир» – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
Содержание Программы внеурочной деятельности младших школьников «Мой мир»
Раздел 1. Военно -патриотическое направление. Я и моя Родина.
Модуль 1 . С чего начинается Родина? (7ч)
Что означают наши имена, отчества, фамилии? Что такое семья? Почему люди живут семьями? Кто такие родственники, предки, потомки? Что такое генеалогическое древо и родословная семьи? Кто я ? Кто мои друзья? Мои увлечения? Какой я школьник?
Модуль 2. Что такое национальность и народ? ( 4ч)
Что такое национальность? Что я знаю о людях других национальностей? Почему люди имеют разную национальность? Какова моя национальность? Почему я могу гордиться моей семьей? Какие национальные традиции соблюдаются в твоей семье?
Модуль3.Когда язык мой - друг мой(4ч)
Почему появился язык? Почему люди говорят на разных языках? Что такое родной язык? Что портит родной язык? Каково значение русского языка в моей жизни? На каких языках говорят в твоей семье? Для чего изучают языки других народов? Как помочь человеку, не владеющему русским языком?
Модуль 4. Кто придумал праздники и почему их так любят люди? (8ч)
Как возникли праздники? Какие праздники бывают? Какие праздники являются семейными (Новый год, дни рождения, памятные даты)? Как сделать семейный праздник радостным? Как получать и дарить подарки? Какие праздники отмечаются в твоей семье? Какие традиции празднования сложились в твоей семье? Как поздравить с праздником друга? Праздники нашего класса? Праздники моей школы?
Модуль 5. Что такое права и обязанности человека, его свобода и ответственность? (6ч)
Для чего придуман этикет? Почему люди приветствуют друг друга? Надо ли здороваться с незнакомыми людьми? Как вести себя дома? Что должен делать и на что имеешь право? Почему возникают конфликты? Как договариваться о правах и обязанностях в семье? Каковы мои законные права и обязанности в семье?
Модуль 6. Что такое общество и государство? (4ч)
Какие права и обязанности у членов моей семьи? Чем отличается моя семья от других семей? Какую семью ты хотел бы создать?
К концу года обучающийся должен
Знать:
фамилию, имя, отчество своих родителей, бабушек, дедушек, свою;
что означает его фамилия, имя , отчество;
состав семьи, родной язык семьи, национальность членов семьи, основные традиции;
основные права и обязанности членов семьи и свои;
Уметь:
строить отношения в семье и школе без конфликтов;
пользоваться правилами этикета в школьной жизни, при взаимоотношениях в семье;
УУД
коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации);
учет разных мнений и умение обосновать в личностных отношениях собственное;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
Ожидаемый результат:
Ценностное отношение к своей семье и ее родословной,
Ценностное отношение к учению, педагогам, своей школе, любовь к школе.
Рабочая программа
Категория слушателей: обучающиеся 1 класса
Срок обучения:1 год
Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего, час. |
Теоритические занятия |
Практические занятия |
I | С чего начинается Родина? | 7 | 6 | 1 |
II | Что такое национальность и народ? | 4 | 4 | - |
III | Когда язык мой - друг мой | 4 | 2 | 2 |
IV | Кто придумал праздники и почему их так любят люди? | 8 | 5 | 3 |
V | Что такое права и обязанности человека, его свобода и ответственность? | 6 | 3 | 3 |
VI | Что такое общество и государство? | 4 | 3 | 1 |
| Итого: | 33 | 23 | 10 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Дата |
Модуль | По плану | Фактически |
1. | Мы теперь не дошколята, мы теперь – ученики. | 1 | 5 | | |
2. | Что означает мое имя, фамилия. Мои друзья. Что значат их имена? | 1 | 1 | | |
3. | Мои увлечения. | 1 | 1 | | |
4. | История школы. | 1 | 4 | | |
5 | Школе 40 лет. | 1 | 4 | | |
6. | Я родился осенью, зимой. Моя мечта. | 1 | 1 | | |
7 | День именинника. | 1 | 1 | | |
8 | Праздник народного единства. | 1 | 2 | | |
9. | Мои родители учились в гшколе. | 1 | 1 | | |
10. | Моя семья. Родственники, предки, потомки. | 1 | 1, 2 | | |
11 | 1сентября – наш первый праздник в школе. | 1 | 1 | | |
12 | Мои друзья. | 1 | 3,2 | | |
13 | Я ученик, друг, товарищ. | 1 | 1 | | |
14. | Родной язык. Красота русского языка. Слова- вредители. | 1 | 3 | | |
15 | На каком языке говорят в моей семье? | 1 | 3 | | |
16 | Встреча Нового года в школе. Как встретим праздник в моей семье? | 1 | 4 | | |
17 | Новогоднее село. Рождество. Сказочный рассказ. Какие традиции празднования сложились в твоей семье | 1 | 4. | | |
18 | Как живешь школа? Конфликты, ссоры в школе и дома. | 1 | 5, | | |
19 | Что такое генеалогическое древо и родословная семьи? | 1 | 1 | | |
20 | Национальность членов моей семьи. Национальные традиции. | 1 | 2 | | |
21 | На каких языках говорят в моей семье? Для чего нужно изучать другой язык.? | 1 | 3 | | |
22 | Мой папа в армии служил. Как поздравить с праздником друга? | 1 | 4 | | |
23 | Моя мама. Как получать и дарить подарки? | 1 | 4 | | |
24 | Для чего придуман этикет?. Приветствие при встрече. | 1 | 5 | | |
25 | Как нужно вести себя дома? Что ты должен и на что имеешь право? | 1 | 5 | | |
26 | Права и обязанности членов моей семьи. Как нужно договариваться о выполнении прав и обязанностях. | 1 | 5 | | |
27 | Что ты должен делать и на что имеешь право? | 1 | 5 | | |
28 | Почему возникают конфликты в семье? | 1 | 6 | | |
29 | Каковы законные права и обязанности в семье? | 1 | 6 | | |
30 | Мои родственники- участники Великой Отечественной войны. Как мы поздравляем с праздником 9 мая | 1 | 4 | | |
31 | Отличие моей семьи от других. | | 6 | | |
32 | Какую семью ты хотел бы создать? | 1 | 6 | | |
33 | Итоговое занятие «Это я, это моя семья!» | 1 | 1-6 | | |
Ресурсное обеспечение:
Всеобщая декларация прав человека (1948 г)
Декларация прав ребёнка (1959 г.)
Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)
Семейный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Закон «Об образовании»
Конституция Российской Федерации
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Москва « Просвещение» 1990 г
Серия «Нравственное образование в России» «Азбука нравственности» Методическое пособие 1-4 класса для учителя под редакцией Э.П.Козлова Москва, Издательский дом «Новый учебник» 2008 г
Серия «Нравственное образование в России» Программа курса «Основы морали 1-11 кл.»Москва, Издательский дом «Новый учебник» 2009 г
Диск «Азбука нравственности» Учебник для 1 класса общеобразовательной школы
Диск « азбука нравственности» Методическое пособие для общеобразовательной школы 1-4 кл.
Сайт «akokirov.ru»
Сайт «akokirov.rumunizipal”
Сайт Шараповской школы