Ростовская область, Милютинский район, х.Степано-Савченский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок))
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Степано-Савченская основная общеобразовательная школа.
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
Утверждаю.
Директор МБОУ Степано-Савченской ООШ
Приказ № ___от ____________2017 год.
________________Т.Н.Буряченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по______ музыке__________
(указать учебный курс, предмет)
Уровень общего образования (класс):___начальное общее,
3 класс________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: ___________34 часа____________
Учитель: Хандакова Татьяна Дмитриевна
Программа разработана на основе:
авторской программы УМК В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак для 1-4 классов общеобразовательных учреждений по предмету «Музыка»(М. Дрофа. 2010г)
(указать примерную программу/ программы, издательство, год издания при наличии)
2017 -2018год.
Планируемые результаты освоения предмета
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ, в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности; • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
Построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
• применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
• осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;
• использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии
с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;
• пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;
• прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
• мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить учебные цели, формулировать, исходя из целей, учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи; опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
• создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты
У учащихся будут сформированы:
• первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
• основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
• активно, творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
• слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;
• ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);
• наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
• моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
• использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности; воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;
• планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений
в пластическом интонировании.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
• творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотеку, видеотеку
Содержание учебного предмета
Соотношение контрастных музыкальных тем в симфоническом произведении.- 9ч.
Развитие в музыке – преобразование, сопоставление,столкновениемузыкальных интонаций, тем, образов.. Контраст как основной принцип развития в музыке. Как соотносятся контрастные музыкальные темы в симфонической сюите Грига «Пер Гюнт» . Контрасты регистра, темпа, лада, звуковедения, ритма, жанровой основы. Соотношение контрастных музыкальных тем в кантате Прокофьева «Александр Невский» . Жанр кантаты. Хор. Солистка. Симфонический оркестр. Дирижёр. Тутти, соло, тремоло. Плач. Композиция. Лейттема. Конструктивный элемент. Хорал. Соотношение музыки и слов в четвёртой части. Родство и контраст образов.
Что мы знаем о крупных музыкальных жанрах? -7 ч.
В.А. Моцарт. Симфония №40. Жизнь и творчество Моцарта. Симфоническое развитие на основе повтора и контраста. Взаимосвязь характера тем и их развития. Тембровые особенности звучания отдельных инструментов симфонического оркестра. «Конкурс дирижеров».
Опера «Князь Игорь» - произведение, основанное на взаимодействии контрастных музыкальных тем. – 10ч.
А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Интродукция. Многоплановость образных характеристик русского народа. Типы хоров. Первое действие, картина первая. Первое действие, картина вторая.
Второе действие. Хор половецких девушек. Контраст внешнего действия и внутреннего состояния героев. Образ хана Кончака (интонации, построение фраз, стиль речи). Опера «Князь Игорь». Четвёртое действие. Опера «Князь Игорь». Обобщение. Викторина по музыкальным темам оперы.
Родство контрастных образов в фортепианной и симфонической музыке.- 8ч.
Родство контрастных образов в фортепианном цикле Мусоргского «Картинки с выставки» . Фортепианный цикл. Музыкальный портрет. Разные интерпретации звучания. Взаимосвязь темы «Прогулки» и других пьес сюиты, их контрастирование. Родство контрастных образов в симфоническом произведении. Своеобразие симфонической сюжетности. Викторина «Лучший знаток музыки».
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование темы. | Количество часов. |
1. | Соотношение контрастных музыкальных тем в симфоническом произведении | 9 |
2. | Что мы знаем о крупных музыкальных жанрах? | 8 |
3. | Опера «Князь Игорь» - произведение, основанное на взаимодействии контрастных музыкальных тем | 8 |
4. | Родство контрастных образов в фортепианной и симфонической музыке | 7 |
| Итого за год. | 32 |
Календарно-тематическое планирование (34 часа)
3 класс
№ урока | Наименование раздела, главы,темы-кол. час. Тема урока | Формирование УУД | виды уч.-исслед.заданий | Форы контроля | Дата по плану | Дата фактич. | |
1 четверть | |
| Соотношение контрастных музыкальных тем в симфоническом произведении. | |
1 | Музыкальные темы в опере Глинки «Иван Сусанин». | Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков людей; Регулятивные: учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей П.: учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ объектов , проводить сравнение и классификацию. К.: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, учить строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, учить задавать вопросы | | | Сент. 1 | | |
2 | Контраст как основной принцип развития в музыке. | | Устный опрос. | 8 | | |
3 | Музыкальные темы в симфонической сюите Грига «Пер Гюнт» . | | Устный опрос. | 15 | | |
4 | Контрасты регистра, темпа, лада, звуковедения, ритма, жанровой основы. | | Тестовые задания. | 22 | | |
5 | Соотношение контрастных музыкальных тем в кантате Прокофьева «Александр Невский» . | | Устный опрос. | 29 | | |
6 | Жанр кантаты. Хор. Солистка. Симфонический оркестр. Дирижёр. | | Устный опрос. | Окт. 6 | | |
7 | Тутти, соло, тремоло. Плач. Композиция. Лейттема. | | Устный опрос. | 13 | | |
8 | Хорал. Соотношение музыки и слов в четвёртой части. | | Тестовые задания. | 20 | | |
9 | Родство и контраст образов. | | Устный опрос. | 27 | | |
2 четверть | |
| Что мы знаем о крупных музыкальных жанрах? | |
10 | В.А. Моцарт. Симфония. | Личностные: - Осознание необходимости контроля за качеством своей речи, за её правильностью. Элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей. . Регулятивные: учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей. Познавательные: учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,осуществлять анализ объектов , проводить сравнение и классификацию Коммуникативные: - Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. | | Тестовые задания. | Нояб 10 | | |
11 | Симфония №40. | | Творческая работа. | 17 | | |
12 | Жизнь и творчество Моцарта.. | | Кроссворд | 24 | | |
13 | Симфоническое развитие на основе повтора и контраста. | | Устный опрос. | Декаб. 1 | | |
14 | Взаимосвязь характера тем и их развития. | | Тестовые задания. | 8 | | |
15 | Тембровые особенности звучания отдельных инструментов симфонического оркестра. | | Тестовые задания. | 15 | | |
16 | «Конкурс дирижеров». | | Конкурс | 22 | | |
3 четверть | | | | | 23 |
| Опера «Князь Игорь» - произведение, основанное на взаимодействии контрастных музыкальных тем | |
17 | А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Интродукция. | Познавательные: учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ объектов Регулятивные: учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей Коммуникативные: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, учить строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, учить задавать вопросы Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков людей; | | Тестовые задания. | Январь 12 | | |
18 | Многоплановость образных характеристик русского народа. Типы хоров. | | Тестовые задания. | 19 | | |
19 | Первое действие, картина первая. | | Устный опрос. | 26 | | |
20 | Первое действие, картина вторая. | | Тестовые задания. | Февр. 2 | | |
21 | Второе действие. Хор половецких девушек. | | Тестовые задания. | 9 | | |
22 | Контраст внешнего действия и внутреннего состояния героев. | | Устный опрос. | 16 | | |
23 | Образ хана Кончака (интонации, построение фраз, стиль речи). | | Тестовые задания. | Март 2 | | |
24 | Опера «Князь Игорь». Четвёртое действие. | | Тестовые задания. | 9 | | |
| 4 четверть | |
| Родство контрастных образов в фортепианной и симфонической музыке. | |
25 | Фортепианный цикл. | Познавательные: учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ объектов , проводить сравнение и классификацию Коммуникативные: - Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков людей; Регулятивные: учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей. | | Устный опрос. Тестовые задания. | 16 | | |
26 | Музыкальный портрет. | | Тестовые задания. | 23 | | |
27 | Разные интерпретации звучания. | | Тестовые задания. | Апрель 6 | | |
28 | Взаимосвязь темы «Прогулки» и других пьес сюиты, их контрастирование. | Проект «Мой любимый композитор» | Устный опрос. | 13 | | |
29 | Родство контрастных образов в симфоническом произведении. | | Тестовые задания. | 20 | | |
30-31 | Своеобразие симфонической сюжетности. | Проект «Моё любимое произведение» | Тестовые задания. | 27 Май 4 | | |
32-33 | Родство контрастных образов в симфоническом произведении. Викторина «Лучший знаток музыки». | | Викторина | 11 18 25 | | |
Всего: 32 ч. | |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания заместитель директора по методического совета учебно-воспитательной
МБОУ Степано-Савченской ООШ работе
от___________2016 г №______ ----------------Коношко О.В.
______________Ефименко Л.Г. ----------------2016 г.