Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
_____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 «27 » августа 2021г. Руководитель ШМО _______/Н.Н. Цуранова/ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 « 29» августа 2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от 31.08.2021г. № 273 | |
| РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 «28» августа 2021г. Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/ | | | | |
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К.Костиди/ 28.08.2021г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
поВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
курса «Удивительный мир слов»
3 класс
Учитель: Чуркина С.П.
с. Пригорское
2021/2022 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- письмо Минобрнауки России «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» № 09-1672 от 18.08.2017;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
- санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015г. № 1822;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ;
- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2021/2022 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2021/2022 учебный год.
Направление деятельности: общеинтеллектуальное.
- авторской программой начального общего образования. Л.В. Петленко, В.Ю.Романова «Удивительный мир слов»(Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013
Программа по курсу «Удивительный мир слов» в 3 классе рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий один раз в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2021/2022 учебный год).
Срок реализации настоящей программы один год.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- потребность быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- трудолюбие, как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- миролюбие — умение не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- вежливость и опрятность, скромность и приветливость.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- уверенности в себе, открытости и общительности, умения не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; умения ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
· осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
· выразительно читать и пересказывать текст;
· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Оценка планируемых результатов
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад по русскому языку.
- участие обучающихся во Всероссийской викторине «Русский медвежонок» и др. дистанционных математических конкурсах;
-активное участие в «Неделе русского языка» в начальной школе;
- промежуточная аттестация(тест).
II. Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Поиграем со звуками.
Тема 1. Как обходились без письма?
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность?
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4. Меня зовут Фонема.
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н. Матвеева «Путаница».
Тема 5. Для всех ли фонем есть буквы?
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б. Заходер «МояВообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 6. «Ошибкоопасные» места.
«Зеркальные и не зеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 7. Тайны фонемы.
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 8. Опасные согласные.
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 9. На сцене гласные.
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 10. «Фонемы повелевают буквами».
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Ваши старые знакомые.
Практическое занятие. Игры со словами. Тренировочные упражнения.
Тема 12. Правила о непроизносимых согласных.
Песенки - «напоминай-ки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С. Маршака.
Тема 13. Волшебное средство – «самоинструкция».
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Раздел 2. Пора действовать!
Тема 14. Строительная работа морфем.
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 15. Где же хранятся слова?
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 16. Поговорим обо всех приставках сразу.
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминай-ка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 17. Слова – «родственники».
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 18. Кто командует корнями?
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 19. «Не лезьте за словом в карман!»
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Раздел 3. В стране Слов.
Тема 20. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 21. Откуда пришли наши имена?
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 22. Добрые слова.
Беседа о богатстве лексики родного языка «добрыми словами». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 23. Трудные слова.
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Тема 24.Новые слова в русском языке.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 25. Встреча с зарубежными друзьями.
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 26.В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 27.В стране Сочинителей. (2ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 28.Искусство красноречия. (2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 29.И снова трудности... (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 30. Праздник творчества и игры.
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к родному языку.
Раздел 4. Промежуточная аттестация. Тест.
Формы работы:
· практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
· анализ и просмотр текстов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
Виды контроля:
- участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад по русскому языку.
- участие обучающихся во Всероссийской викторине «Русский медвежонок» и др. дистанционных математических конкурсах;
-активное участие в «Неделе русского языка» в начальной школе;
- промежуточная аттестация(тест).
III. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов всего | Из них: |
Кол-во часов с учетом РПВ | Теория | Практика |
1. | Поиграем со звуками. | 13 | 0,5 | 3 | 10 |
2. | Пора действовать! | 6 | | - | 6 |
3. | В стране Слов. | 15 | | 3 | 12 |
4. | Промежуточная аттестация. Тест. | | | | |
| Всего | 34 | 0,5 | 6 | 28 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К.Костиди/ 30.08.2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от 31.08.2021г. № 300 |
Календарно – тематическое планирование
к рабочей программе
начального общего образования
по внеурочной деятельности
курса «Удивительный мир слов»
3 класса «Б»
Учитель: Чуркина С.П.
с. Пригорское
2021/2022 учебный год
Календарно - тематическое планирование
курса «Удивительный мир слов»
в 3 Б классе
Общее количество часов на курс по учебному плану 34 часа.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть __часов; II четверть __часов;
III четверть __ часов; IV четверть__ часов.
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения занятия |
план. | факт. |
Поиграем со звуками.(13ч) |
1. | Как обходились без письма? | | |
2. | Древние письмена. | | |
3. | Как возникла наша письменность? | | |
4. | Меня зовут Фонема. | | |
5. | Для всех ли фонем есть буквы? | | |
6. | «Ошибкоопасные» места. | | |
7. | Тайны фонемы. | | |
8. | Опасные согласные. | | |
9. | На сцене гласные. | | |
10. | «Фонемы повелевают буквами». | | |
11. | Ваши старые знакомые. *Выставка «День словаря»( ко дню 220-летия В.И.Даля) | | |
12. | Правила о непроизносимых согласных. | | |
13. | Волшебное средство – «самоинструкция». | | |
Пора действовать! |
14. | Строительная работа морфем. | | |
15. | Где же хранятся слова? | | |
16. | Поговорим обо всех приставках сразу. | | |
17. | Слова – «родственники». | | |
18. | Кто командует корнями? | | |
19. | «Не лезьте за словом в карман!» | | |
В стране слов. |
20. | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | | |
21. | Откуда пришли наши имена? | | |
22. | Добрые слова. | | |
23. | Трудные слова. | | |
24. | Новые слова в русском языке. | | |
25. | Встреча с зарубежными друзьями. | | |
26. | В королевстве ошибок. | | |
27. | В королевстве ошибок. | | |
28. | В стране Сочинителей. | | |
29. | В стране Сочинителей. | | |
30. | Искусство красноречия. | | |
31. | Искусство красноречия. | | |
32. | И снова трудности..Промежуточная аттестация. Тест. | | |
33. | И снова трудности... | | |
34. | Праздник творчества и игры. | | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “
6. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
7. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
8. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
9. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
10. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.