СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Удивительный мир слов» 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; программы «Удивительный мир слов», Л.В.Петленко, В.Ю.Романова; сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Удивительный мир слов» 2 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1

имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей ______________________

по УВР

__________ О.И. Гермаш

Протокол №______________

_________ ( )

Приказ № ____________

от «____»____________2020г.

«____»_________2020г.

от «___» __________2020г.

Руководитель МО

__________ (Дорохова Н. М.)





























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

«Удивительный мир слов»

2 В класса

начальное общее образование,

базовый уровень


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; программы «Удивительный мир слов», Л.В.Петленко, В.Ю.Романова; сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф.


Составитель:

Яловенко Оксана Петровна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория









р.п. Благовещенка 2020



Содержание рабочей программы курса


1. Результаты освоения курса

2. Содержание курса

3. Тематическое планирование

4. Лист дополнений и изменений

5. Приложение














































Результаты освоения курса



Личностные, метапредметные и предметные результаты.

В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красотуи величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.













Содержание курса

  • Мир полон звуков

  • Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

  • Для чего служит человеческая речь?

  • Как устроен речевой аппарат.

  • Звуки и слова.

  • Связаны ли между собой звуки и смысл?

  • Такие разные гласные и согласные.

  • Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

  • Звукопись как приём художественной речи.

  • Правильное ударение и произношение слов.

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

  • разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

  • игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

  • проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

  • мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

  • Азбука, прошедшая сквозь века

  • Солунские братья.

  • Как появились буквы современного русского алфавита.

  • Кириллица, название букв древней азбуки.

  • Сравнение кириллицы и современного алфавита.

  • Использование букв алфавита для обозначения чисел.

  • Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

  • Как появилась буква «Ё».

  • Особенности использования букв.

  • Строчные и прописные буквы.

Практическая и игровая деятельность:

  • чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также

  • чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

  • экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

  • конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

  • рисование: «Весёлая буква Ё».

  • Всему название дано

  • Какие слова появились первыми.

  • Звукоподражательные слова у разных народов.

  • Лексическое богатство языка.

  • Как выбирают имя человеку?

  • Как улицы получают свои названия?

  • Какие русские имена встречаются на карте мира?

  • О чём может рассказать слово «борщ»?

  • Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Практическая и игровая деятельность:

  • игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

  • мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

  • проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

  • конкурс «Придумываем название для новых конфет».

  • Как делаются слова

  • История происхождения слов.

  • Поиск информации о происхождении слов.

  • Слова производные и непроизводные.

  • Словообразовательные связи слов.

  • Корень — главная часть слова.

  • Группы однокоренных слов.

  • Механизм образования слов с помощью суффикса.

  • Группы суффиксов по значению.

  • Механизм образования слов с помощью приставки.

  • Группы приставок по значению.

  • Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием

  • «моделей» частей слова.

Практическая и игровая деятельность:

  • игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,

  • «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,

  • «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

  • лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

  • конструирование слов по словообразовательным моделям;

  • проект «Как конфеты получают свои названия».

  • Секреты правильной речи

  • Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

  • Сочетание слов по смыслу.

  • Ограничения сочетаемости слов.

  • Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

  • Нарушение сочетаемости слов.

  • Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

  • Исправление ошибок в словоупотреблении.

  • Многозначные слова.

  • «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

  • Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

  • Стилистическая окраска слов.

  • Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

  • Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

  • Слова исконно русские и заимствованные.

  • История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

  • Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Практическая и игровая деятельность:

  • игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,

  • «Закончи пословицы»;

  • решение кроссвордов;

  • составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю

  • антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

  • составление шуточных рассказов и стихов.





Тематическое планирование

2 класс

п/п

Название темы

Кол-во час

1

Звуки вокруг нас.

1

2

Фабрика речи.

1

3

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.

1

4

Полоса препятствий.

1

5

Рисуем звуками.

1

6

Трудности словесного ударения.

1

7

Буквы старые и новые.

1

8

Так считали наши предки.

1

9

Страницы древних книг.

1

10

Живая и весёлая буква алфавита.

1

11

Загадки русской графики.

1

12

Рождение языка.

1

13

Сколько слов в языке?

1

14

Имена, имена, имена…

1

15

Увлекательные истории о самых простых вещах.

1

16

Словари — сокровищница языка.

1

17

«Дальние родственники».

1

18

Слова «готовые» и «сделанные».

1

19

Есть ли «родители» у слов?

1

20

Внимание, корень!

1

21

Такие разные суффиксы.

1

22

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

1

23

Что нам стоит слово построить?

1

24

Словарное богатство русского языка.

1

25

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик».

1

26

Выбираем точное слово.

1

27

Одно или много?

1

28

Когда у слов много общего?

1

29

Когда значения спорят?

1

30

Слова одинаковые, но разные.

1

31

«Местные жители» и «иностранцы».

1

32

Как рождаются фразеологизмы?

1

33

Выбор фразеологизма в речи.

1

34-35

Резерв

2


Итого

35














Календарно – тематическое планирование


№ п. п.

Тема

Кол-во часов

Дата

Форма организации и виды деятельности обучающихся

Мир полон звуков (6 ч)

1

Звуки вокруг нас

1


- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

- анализировать информацию, представленную на рисунке;

наблюдать за функцией и ударением в слове;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах);

- находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.



2

Фабрика речи

1


3

Бессмыслица+бессмыслица=смысл

1


4

Полоса препятствий

1


5

Рисуем звуками

1


6

Трудности словесного ударения.

1


Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

7

Буквы старые и новые

1


- сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

- интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической

- формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

- составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

8

Так считали наши предки

Страницы древних книг

1


9

Живая и веселая буква алфавита

1


10

Загадки русской графики

1


11

Буквы старые и новые

1


Всему название дано (5 ч)

12

Рождение языка. Какие слова появились первыми.

1


- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

- воспринимать на слух и понимать информационный текст;

- самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

- моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

- самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

13

Сколько слов в языке?

1


14

Имена, имена, имена…

Увлекательные истории о самых простых вещах.

1


15

Словари – сокровищница языка.

Рождение языка. Какие слова появились первыми.

1


16

Сколько слов в языке?

1


Как делаются слова (7 ч)

17

«Дальние родственники»

1


анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;

- анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

- находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

- наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

18

Слова «готовые» и «сделанные».

1


19

Есть «родители» у слов?

1


20

Внимание, корень!

1


21

Такие разные суффиксы.

1


22

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?

1


23

Что нам стоит слово построить?

1


Секреты правильной речи (11 ч)

24

Словарное богатство русского языка

1


- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

- наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

- самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.


25

Вместе и врозь

1


26

Выбираем точное слово

1


27

Одно или много?

1


28

Когда у слов много общего?

1


29

Когда значения спорят?

1


30

Слова одинаковые, но разные

1


31

«Местные жители и иностранцы»

1


32

Как рождаются фразеологизмы?

1


33

Выбор фразеологизма в речи

1


34-35

Резерв

2




Лист дополнений и изменений


Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего запись































































































Приложение


Выполнение программы 2020 – 2021 уч.г

ФИО учителя:___________________________________________________________

Предмет: _______________________________________________________________

Класс(ы): _________


Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть






II четверть






III четверть






IV четверть






год










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!