Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1
имени Петра Петровича Корягина»
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | методическим объединением | Заместитель директора | Директор школы | учителей ______________________ | по УВР | __________ О.И. Гермаш | Протокол №______________ | _________ ( ) | Приказ № ____________ | от «____»____________2020г. | «____»_________2020г. | от «___» __________2020г. | Руководитель МО __________ (Дорохова Н. М.) | | | | |
| |
| |
| |
| |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Удивительный мир слов»
2 В класса
начальное общее образование,
базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; программы «Удивительный мир слов», Л.В.Петленко, В.Ю.Романова; сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф.
Составитель:
Яловенко Оксана Петровна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
р.п. Благовещенка 2020
Содержание рабочей программы курса
1. Результаты освоения курса
2. Содержание курса
3. Тематическое планирование
4. Лист дополнений и изменений
5. Приложение
Результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красотуи величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Содержание курса
Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
Азбука, прошедшая сквозь века
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Практическая и игровая деятельность:
чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также
чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
рисование: «Весёлая буква Ё».
Всему название дано
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;
проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
конкурс «Придумываем название для новых конфет».
Как делаются слова
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием
«моделей» частей слова.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,
«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний»,
«Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
конструирование слов по словообразовательным моделям;
проект «Как конфеты получают свои названия».
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,
«Закончи пословицы»;
решение кроссвордов;
составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю
антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
составление шуточных рассказов и стихов.
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во час |
1 | Звуки вокруг нас. | 1 |
2 | Фабрика речи. | 1 |
3 | Бессмыслица + бессмыслица = смысл. | 1 |
4 | Полоса препятствий. | 1 |
5 | Рисуем звуками. | 1 |
6 | Трудности словесного ударения. | 1 |
7 | Буквы старые и новые. | 1 |
8 | Так считали наши предки. | 1 |
9 | Страницы древних книг. | 1 |
10 | Живая и весёлая буква алфавита. | 1 |
11 | Загадки русской графики. | 1 |
12 | Рождение языка. | 1 |
13 | Сколько слов в языке? | 1 |
14 | Имена, имена, имена… | 1 |
15 | Увлекательные истории о самых простых вещах. | 1 |
16 | Словари — сокровищница языка. | 1 |
17 | «Дальние родственники». | 1 |
18 | Слова «готовые» и «сделанные». | 1 |
19 | Есть ли «родители» у слов? | 1 |
20 | Внимание, корень! | 1 |
21 | Такие разные суффиксы. | 1 |
22 | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? | 1 |
23 | Что нам стоит слово построить? | 1 |
24 | Словарное богатство русского языка. | 1 |
25 | Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик». | 1 |
26 | Выбираем точное слово. | 1 |
27 | Одно или много? | 1 |
28 | Когда у слов много общего? | 1 |
29 | Когда значения спорят? | 1 |
30 | Слова одинаковые, но разные. | 1 |
31 | «Местные жители» и «иностранцы». | 1 |
32 | Как рождаются фразеологизмы? | 1 |
33 | Выбор фразеологизма в речи. | 1 |
34-35 | Резерв | 2 |
| Итого | 35 |
Календарно – тематическое планирование
№ п. п. | Тема | Кол-во часов | Дата | Форма организации и виды деятельности обучающихся |
Мир полон звуков (6 ч) |
1 | Звуки вокруг нас | 1 | | - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; - анализировать информацию, представленную на рисунке; наблюдать за функцией и ударением в слове; контролировать правильность постановки ударения в словах; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах); | - находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. | | |
2 | Фабрика речи | 1 | |
3 | Бессмыслица+бессмыслица=смысл | 1 | |
4 | Полоса препятствий | 1 | |
5 | Рисуем звуками | 1 | |
6 | Трудности словесного ударения. | 1 | |
Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч) |
7 | Буквы старые и новые | 1 | | - сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; - интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической - формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; - составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; |
8 | Так считали наши предки Страницы древних книг | 1 | |
9 | Живая и веселая буква алфавита | 1 | |
10 | Загадки русской графики | 1 | |
11 | Буквы старые и новые | 1 | |
Всему название дано (5 ч) |
12 | Рождение языка. Какие слова появились первыми. | 1 | | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; - воспринимать на слух и понимать информационный текст; - самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; - оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. - моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; - самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; |
13 | Сколько слов в языке? | 1 | |
14 | Имена, имена, имена… Увлекательные истории о самых простых вещах. | 1 | |
15 | Словари – сокровищница языка. Рождение языка. Какие слова появились первыми. | 1 | |
16 | Сколько слов в языке? | 1 | |
Как делаются слова (7 ч) |
17 | «Дальние родственники» | 1 | | анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями; - анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; - находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. - наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; - выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; - различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; |
18 | Слова «готовые» и «сделанные». | 1 | |
19 | Есть «родители» у слов? | 1 | |
20 | Внимание, корень! | 1 | |
21 | Такие разные суффиксы. | 1 | |
22 | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? | 1 | |
23 | Что нам стоит слово построить? | 1 | |
Секреты правильной речи (11 ч) |
24 | Словарное богатство русского языка | 1 | | - подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; - наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; - наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; - самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю. |
25 | Вместе и врозь | 1 | |
26 | Выбираем точное слово | 1 | |
27 | Одно или много? | 1 | |
28 | Когда у слов много общего? | 1 | |
29 | Когда значения спорят? | 1 | |
30 | Слова одинаковые, но разные | 1 | |
31 | «Местные жители и иностранцы» | 1 | |
32 | Как рождаются фразеологизмы? | 1 | |
33 | Выбор фразеологизма в речи | 1 | |
34-35 | Резерв | 2 | |
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внёсшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Приложение
Выполнение программы 2020 – 2021 уч.г
ФИО учителя:___________________________________________________________
Предмет: _______________________________________________________________
Класс(ы): _________
Период | По плану | Фактически | Отставание | Причина | Способ устранения отставания |
I четверть | | | | | |
II четверть | | | | | |
III четверть | | | | | |
IV четверть | | | | | |
год | | | | | |