МБОУ «Туринская средняя школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края
«Рекомендовано» МО учителей начальных классов Протокол № ____ От ______________ 2018 г. Руководитель МО: __________/ Амарцева О.Ю../ | «Утверждено» Заместитель директора по ВР: ___________________________ ______________2018г. |
Программа внеурочной деятельности
«Наследие». 4а класс
Направление: социальное
Вид деятельности: проблемно – ценностное общение
Возраст школьников: 8-10 лет
Разработчик (учитель): Владимирова Ольга Владимировна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Наследие" разработана на основе:
1. Образовательной программы МБОУ ТСШ ЭМР;
2. Авторской программы 2 - 4 классы под редакцией Д.А.Щаповой
Место предмета в образовательном процессе
В образовательной программе МБОУ ТСШ ЭМР на курс «Наследие» выделен 1 час в неделю, программа рассчитана на 34 занятия, из расчета 1 занятие в неделю продолжительностью 45 минут.
Планируемые результаты в ходе реализации данной программы:
Предметные
Обучающиеся научатся:
- различать символику края и Эвенкии;
- определять административно-политический центр края и Эвенкии, уметь находить их на карте;
- иметь представление об истории своего села, поселка, его лучших людях;
- знать имена героев Эвенкии;
- усвоить необходимые эвенкийские слова и выражения, встречающиеся в содержании программы;
- знать традиции, быт, промыслы народов, проживающих на территории Эвенкии;
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
- вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.
Личностные
Обучающиеся научатся:
- оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- проявлять доброе отношение к людям, уважение к их роду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- иметь навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
-понимать важность бережного отношения к своему здоровью;
- бережное отношение к природе, культуре родного края.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
- иметь стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в ее сохранении;
- иметь осознание важности сохранять свое здоровье.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- отвечать на вопросы, задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией и др.)
- принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
- действовать согласно составленному плану, составленному учителем;
- оценивать (с помощью учителя) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя);
- попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на инициативном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
-осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
-подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
-целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
-пользоваться простыми условными обозначениями.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
- классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.
Содержание программы:
Вводная часть – 5 часов
Раздел 1. Человек и его место в мире – 3 часа
Раздел 2. Природа и экология Эвенкии – 5 часов
Раздел 3. Устройство жизни в ритме с природой – 6 часов
Раздел 4. Духовная жизнь народов Эвенкии – 15 часов
Формы организации занятий
Основными формами занятий являются:
1. групповые учебные занятия;
2. групповые и индивидуальные теоретические занятия;
3. участие в конкурсах, выставках, олимпиадах.
Диагностика реализации программы. Формы:
1. наблюдение, изучение;
2. участие в выставках, конкурсах;
3. портфолио обучающегося.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата |
1 четверть - 9 часов |
Вводная часть - 5 часов |
1 | 1 | Что изучает «Наследие». Наша Родина Россия. Государственные атрибуты. | 05.09 | |
2 | 2 | Проект Территория края. Герб и флаг края. Города и реки края. | 12.09 | |
3 | 3 | Проект Эвенкия – часть России и края. | 19.09 | |
4 | 4 | Исследовательский проект Географический центр России. | 26.09 | |
5 | 5 | Любовь к родному краю, отраженная в стихах, песнях, картинах. | 03.10 | |
Раздел 1. Человек и его место в мире - 3 часа |
6 | 1 | Проект Я и мир. | 10.10 | |
7 | 2 | Исследовательский проект Представления древних эвенков об устройстве мира. | 17.10 | |
8 | 3 | Проект Загадка Эвенкийской земли. | 24.10 | |
Раздел 2. «Природа и экология Эвенкии» - 5 часов |
9 | 1 | Проект Отношение к природе северных народов. | 31.10 | |
2 четверть - 7 часов |
10 | 1 | Проект Отношение к природе северных народов. | 14.11 | |
11 | 2 | Исследовательский проект Тайга – дом родной. | 21.11 | |
12 | 3 | Проект Правила поведения в зеленых зонах городов и поселков. | 28.11 | |
13 | 4 | Проект Заповедники и заказники Эвенкии | 05.12 | |
Раздел 3. «Устройство жизни в ритме с природой» - 6 часов |
14 | 1 | Человек и природа – периоды жизни | 12.12 | |
15 | 2 | Социальный проект Природно – хозяйственный и обрядовый календарь | 19.12 | |
16 | 3 | Социальный проект Осенние хлопоты | 26.12 | |
3 четверть – 9 часов |
17 | 1 | Социальный проект Зимние дела | 16.01 | |
18 | 2 | Социальный проект Весенние работы | 23.01 | |
19 | 3 | Социальный проект Летние заботы | 30.01 | |
Раздел 4. «Духовная жизнь народов Эвенкии - 15 часов |
20 | 1 | Устное народное творчество. | 06.01 | |
21 | 2 | Проект Устное народное творчество. | 13.01 | |
22 | 3 | Современная литература | 20.01 | |
23 | 4 | Проект Современная литература | 27.01 | |
24 | 5 | Проект Изобразительное искусство | 06.02 | |
25 | 6 | Проект Песенное творчество | 13.02 | |
4 четверть – 9 часов |
26 | 1 | Песенное творчество | 27.02 | |
27 | 2 | Экскурсия в музей «Животный и растительный мир Эвенкии» | 03.03 | |
28 | 3 | Экскурсия в музей «Жизнь и быт эвенка» | 10.03 | |
29 | 4 | Декоративное творчество. Поделки из бисера. | 17.03 | |
30 | 5 | Декоративное творчество. Поделки из бисера. | 24.03 | |
31 | 6 | Поделки из бисера (завершение работы) | 08.05 | |
32 | 7 | Подготовка проектных работ «Моя Эвенкия» | 15.05 | |
33 | 8 | Подготовка проектных работ «Моя Эвенкия» | 15.05 | |
34 | 9 | Защита проектов «Моя Эвенкия» | 22.05 | |