Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа»
Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2)
«Рисование (изобразительное искусство)»
(для 3 класса)
Составитель:
Козлова Татьяна Николаевна
г.Выкса 2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. С учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)».
Цели образовательно-коррекционной работы с учётом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разнообразными игрушками и т.п.) коррегировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Задачи курса:
- развитие интереса к изобразительной деятельности;
- формирование умений пользоваться инструментами;
-обучение доступным приемам работы с различными материалами;
- обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение изобразительному искусству в 3 классе способствует дальнейшему формированию у обучающихся базы для творческой деятельности (расширяется опыт относительных полных и точных представлений о предметном мире и явлениях окружающей действительности и способов изображения увиденного): развивается способность изображать предмет с натуры, выполнять задания декоративного характера или на заданные темы, которые требуют привлечения определенных творческих усилий.
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож. Разминание пластилина (теста). Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). Получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Аппликация
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,салфетка др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные 9цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья.
Гендерная идентичность:
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования).
Возрастная идентификация:
- определяет свою возрастную группу (ребёнок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
Уверенность в себе:
- осознаёт, что может и что ему пока не удаётся.
Чувства, желания, взгляды:
- понимает эмоциональное состояние других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства.
Социальные навыки:
- умение устанавливать и поддерживать контакт;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т.д.).
Мотивационно-личностный блок:
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
- стремится помогать окружающим.
Биологический уровень:
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.);
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).
Осознаёт себя в следующих социальных ролях:
- семейно-бытовых.
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь:
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи:
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность:
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использование следующих формулировок:
- создавать предпосылки;
- будет иметь возможность;
- создавать условия для формирования (чего-либо);
- с помощью педагога выполняет действия;
- предоставить возможность;
- сформировать представление (о чём-либо);
- создать условия для формирования представления (о чём-либо).
Планируемые результаты коррекционной работы:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природные материалы и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках, рассматривает его со всех сторон;
- понимает эмоциональное состояние других людей;
- понимает язык эмоций;
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет кубиками, карандашами, палочками и т.д.;
- строит из двух-трёх кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- узнаёт материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- умеет соотносить и знает цвета;
- имеет представление о величине и форме предметов;
- имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;
- имеет представлениео разнообразии обонятельных ощущений;
- имеет представление о разнообразии тактильных ощущений.
Планируемые результаты формирования базовых учебных действий
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса, зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в учебную деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущейся игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
Фиксирует взгляд на лице педагога с утрированной мимикой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимать жестовую инструкцию;
- понимать инструкцию по инструкционным картам;
- понимать инструкцию по пиктограммам;
- выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеников на данном этапе обучения);
3) использование на назначению учебных материалов:
- бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша;
4) учения выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполнять действия способом «рука в руке»;
- подражает действиям, выполненным педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задания:
В течение определённого периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнен6ии посильного задания 3-4 минуты;
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнять посильное задание от начала до конца;
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выполняет алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.
Оценка «2» - не ставится.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
. Календарно-тематический план по предмету «Изобразительная деятельность», 3класс
№ п/п | Разделы предмета, темы уроков | Кол-во часов | Дата план | Факт | Домашнее задание |
| | | | | |
1 | Аппликация по замыслу «Что бывает круглое?» | 1 | | | |
2 | Предметная аппликация «Овощи в тарелке». | 1 | | | |
3 | Декоративное рисование. «Платье в горошек». | 1 | | | |
4 | Предметное рисование. «Яблоки и ягоды для ёжика». | 1 | | | |
5 | Предметная аппликация из природного рисования «Падают, падают листья». | 1 | | | |
6 | Сюжетное рисование «Листопад». | 1 | | | |
7 | Декоративное рисование «Украшение платочка». | 1 | | | |
8 | Предметная лепка «Грибы в лесу». | 1 | | | |
9-10 | Рисование с использованием арт-терапии «Волшебница Осень в лес пришла». | 2 | | | |
11 | Аппликация «Дерево с фруктами». | 1 | | | |
12 | Рисование красками «Домашние животные. Коза рогатая». | 1 | | | |
13 | Рисование «Осень на опушке краски разводила». | 1 | | | |
14-15 | Обрывная аппликация «Лесные жители. Лиса». | 2 | | | |
16-17 | Аппликация «Осенние превращения». | 2 | | | |
18 | Аппликация «Домик». | 1 | | | |
19 | Рисование по образцу «Домик». | 1 | | | |
20-21 | Рисование по образцу«Человек (девочка, мальчик)». | 2 | | | |
22 | Рисование по образцу «Дерево». | 1 | | | |
23 | Аппликация «Заячья шубка». | 1 | | | |
24-25 | Аппликация «Снегири» | 2 | | | |
| | | | | |
26 | Рисование пейзажа «Сказочный зимний лес». | 1 | | | |
27-28 | Рисование по шаблону «Зимние звёздочки». | 2 | | | |
29-30 | Аппликация «Лесная красавица». | 2 | | | |
31 | Работа с пластилином «Кормушка для птиц». | 1 | | | |
32 | Аппликация с использованием манки «Подарки зимы» | 1 | | | |
33 | Рисование по клею «Аленький цветочек» | 1 | | | |
34 | Печать мятой бумагой «Ёжик». | 1 | | | |
35 | Рисование «Космос». | 1 | | | |
36 | Аппликация «Грузовая машина». | 1 | | | |
37-38 | Лепка на диске «Корзинка цветов». | 2 | | | |
39-40 | Пластилинография «Животные Африки». | 2 | | | |
41 | Рисование «Яблоки в вазе». | 1 | | | |
42-43 | Рисование «Музыкальные инструменты». | 2 | | | |
44 | Лепка «Ёжики». | 1 | | | |
45 | Лепка «Котёнок». | 2 | | | |
46-47 | Аппликация «Праздничная ёлка». | 2 | | | |
48 | Разноцветная цепь из цветной бумаги. | 1 | | | |
| | | | | |
49-50 | Аппликация «Утята на птичьем дворе». | 2 | | | |
51 | Рисование «Золотая рыбка». | 1 | | | |
52-53 | Аппликация «Бумажный зоопарк» | 2 | | | |
54-55 | Объёмная аппликация в технике квиллинг «Бабочка» | 2 | | | |
56 | Лепка «Светофор» | 1 | | | |
57-58 | Лепка «Человек (девочка, мальчик)». | 2 | | | |
59 | Рисование «Роспись домика» | 1 | | | |
60 | Рисование поролоном по трафаретам. Животные. | 1 | | | |
61 | Аппликация «Терем-теремок» | 1 | | | |
62-63 | Рисование «Животные зимой» (заяц, медведь) | 2 | | | |
64 | Бумажная пластика «Самолётик». | 1 | | | |
65-66 | Аппликация «Украшение полотенца». | 2 | | | |
67 | Аппликация «Открытка для папы». | 1 | | | |
68 | Лоскутная аппликация «Слоник». | 1 | | | |
69 | Лепка «Букетик счастья». | 1 | | | |
70 | Аппликация «Подснежники». | 1 | | | |
71. | Рисование «Торт для любимой мамочки». | 1 | | | |
72-73 | Аппликация «Чайничек в стиле гжель». | 2 | | | |
74 | Гжель. Роспись матрёшки». | 1 | | | |
75 | Гжель. Роспись кружки. | 1 | | | |
76 | Лепка «Хлеб – всему голова». | 1 | | | |
| | | | | |
77 | Рисование «Хохлома». | 1 | | | |
78 | Рисунок «Лесные хоромы». | 1 | | | |
79-80 | Коллективная работа «Матрёшки» (папье-маше). | 2 | | | |
81 | Лепка «Подводный мир. Осьминог». | 1 | | | |
82 | Пластилинография «Кораблик». | 1 | | | |
83-84 | Рисование «Люди весной». | 2 | | | |
85 | Аппликация «Яблоня в цвету» | 1 | | | |
86 | Аппликация «Мир, труд, май» | 1 | | | |
87-88 | Панно из солёного теста «Венок». | 2 | | | |
89 | Аппликация из салфеток «Ветка сирени» | 1 | | | |
90 | Аппликация «Путешествие на зонтике» | 1 | | | |
91 | Составление узора из элементов дымковской росписи | 1 | | | |
92-93 | Объёмная аппликация «Открытка к 9 мая». | 1 | | | |
94 | Бумажная пластика «Кораблик». | 1 | | | |
95-96 | Аппликация «Насекомые на лесной полянке» | 2 | | | |
97-98 | Лепка «Грибное лукошко» | 2 | | | |
99 | Аппликация «Одуванчики на лугу» | 1 | | | |
100 | Пластилинография «Цветы». | 2 | | | |