СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины физика 2022

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана по ФГОСам 2022 года

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины физика 2022»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»


Согласовано:

Председатель ПЦК

_______________Л.А. Киселева

«___»________________2022 г.

Утверждаю:

Заместитель директора по УМР

________________А.В.Хакамова

«_____»_______________2022 г.



рабочая ПРОГРАММа

общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИны

ОДП.13 ФИЗИКА


по специальности

35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники

и оборудования

по профессии

19.01.19 Аппаратчик-оператор производства продуктов питания животного происхождения







профиль обучения: технологический



















с. Кожевниково, 2022г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОДП.13 «Физика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС) и примерной программы по дисциплине «Астрономия», Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», по профессии 19.01.19 «Аппаратчик-оператор производства продуктов питания животного происхождения».

Учебного плана по специальности (профессии) СПО

35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»

19.01.19 «Аппаратчик-оператор производства продуктов питания животного происхождения».



Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса» (ОГБПОУ«КТАБ»)


Разработчик:

Макаренко Елена Анатольевна, преподаватель


Рассмотрена на заседании ПЦК

Заключение: протокол №_____ от «____»____2022г.

Председатель ПЦК _______________ Л.А.Киселёва






СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


4.


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11








    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


      1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО, реализуемой на базе основного общего образования, и входит в общеобразовательный цикл учебного плана.


      1. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины


        1. Целями изучения физики являются:

  • формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;

  • овладение специфической системой физических понятий, терминологией и символикой;

  • освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;

  • овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента);

  • овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;

  • формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;

  • воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.

Особенностью формирования совокупности задач изучения физики для системы среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.

Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:

  • приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира, принципов

действия технических устройств и производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;

  • понимание физической сущности явлений, проявляющихся в рамках производственной деятельности;

  • освоение способов использования физических знаний для решения практических и профессиональных задач, объяснения явлений природы, производственных и технологических процессов, принципов действия технических приборов и устройств, обеспечения безопасности производства и охраны природы;

  • формирование умений решать учебно-практические задачи физического содержания с учётом профессиональной направленности;

  • приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать проблемы с учётом профессиональной направленности;

  • формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую информацию с учётом профессиональной направленности;

  • подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности, характерных для профессий / должностей служащих или специальностей, получаемых в профессиональных образовательных организациях;

  • подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста: самообразования, коммуникации, сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях, проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного использования различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда при работе с физическими приборами и оборудованием.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,

  • выдвигать гипотезы и строить модели,

  • применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;

  • практически использовать физические знания;

  • оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;

  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.


        1. Планируемые образовательные результаты



Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие1

Дисциплинарные2

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданско-

патриотическую позицию, демонстрировать осознанное

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом

гражданских и нравственных ценностей

  • Сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микро-, макро- и мегамира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности обучающихся;

  • Владение основополагающими физическими понятиями (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение закономерностями, законами и теориями (законы Ньютона, закон всемирного тяготения, законы сохранения импульса и энергии с учетом границ их применимости, основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа, законы идеального газа, закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, границы их применимости, законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи, закон Джоуля—Ленца, закон Джоуля—Ленца, закон Ампера, закон электромагнитной индукции Фарадея, правило Ленца, принцип Гюйгенса, квантовая гипотеза Планка, законы фотоэффекта, постулаты Бора, теория атома водорода); уверенное пользование физической терминологией и

символикой;



1 Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые общеобразовательной дисциплиной

2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)



поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях


  • Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение и описание физических явлений; проведение физического эксперимента; умением выявлять зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы;

  • Сформированность умения решать физические задачи, используя изученные законы и формулы, связывающие физические величины;

  • Сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  • Сформированность собственной позиции по отношению к

физической информации, получаемой из разных источников

ПК3



















3 Указываются ПК, элементы которых формирует прикладной модуль (профессионально-ориентированное содержание) в соответствии с ФГОС реализуемой профессии/специальности СПО

    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в

часах

Объем образовательной программы дисциплины

117

1. Основное содержание

96

в т. ч.:

теоретическое обучение

77

лабораторные занятия

30

индивидуальные проекты

10

Промежуточная аттестация (экзамен)


2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика»




Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, индивидуальный проект (если предусмотрены)


Объем часов

Формируемые общие и профессиональные

компетенции

1

2

3

4

Введение.

Содержание учебного материала:

2

ОК 03

Физика и методы

Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его


ОК 05

научного познания

возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания




природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории




в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы




применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о




физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. Значение




физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.4



Раздел 1. Механика

6

ОК 01

Тема 1.1

Содержание учебного материала:

2

ОК 02

Основы кинематики

Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные


ОК 04


физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета.


ОК 05


Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория. Путь.


ОК 06


Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения.


ОК 07


Мгновенная и средняя скорости. Постулаты теории относительности. Основные


ПК5


следствия из постулатов теории относительности. Ускорение. Прямолинейное движение




с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения.




Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение точки по




окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно




твердого тела.



Тема 1.2

Содержание учебного материала

2





4 Профессионально ориентированные элементы содержания выделены курсивом

Основы динамики

Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.

Невесомость. Силы упругости. Силы трения. Элементы релятивистской динамики



Тема 1.3

Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала:

2

Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения момента импульса. Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для

использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств

Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Механика»

2


Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика

20

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК …

Тема 2.1

Основы молекулярно

- кинетической теории

Содержание учебного материала:

4

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Скорости движения молекул и их измерение. Изопроцессы и их графики. Газовые

законы. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная

Лабораторные работы:

1. Изучение изобарного процесса (опытная проверка закона Гей-Люссака, Бойля- Мариотта)

2

Тема 2.2 Основы термодинамики

Содержание учебного материала:

4

Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Холодильные машины.

Тепловые двигатели. Охрана природы.

Тема 2.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые

переходы

Содержание учебного материала:

6


Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества. Перегретый пар и его использование в технике. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей

и твердых тел

Лабораторные работы

  1. Определение влажности воздуха.

  2. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости


2

2


Раздел 3. Электродинамика

38


Тема 3.1

Электрическое поле

Содержание учебного материала:

6

ОК 01

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК …

Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Электроемкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия

электрического поля. Единицы электроемкости. Применение конденсаторов


Лабораторные работы:

4. Определение электрической емкости конденсаторов


2


Тема 3.2

Законы постоянного тока

Содержание учебного материала:


6


Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—

Ленца. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока

Лабораторные работы:

  1. Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников.

  2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  3. Определение удельного сопротивления проводника.

  4. Исследование зависимости мощности лампы накаливания от напряжения на её зажимах.



2

2

2

2


Тема 3.3 Электрический ток в различных средах

Содержание учебного материала:


6

Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников.

Полупроводниковые приборы

Лабораторные работы:

9. Определение электрохимического эквивалента меди


2

Тема 3.4

Содержание учебного материала:


Магнитное поле

Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Магнитные

свойства вещества. Магнитная проницаемость

4


Тема 3.5 Электромагнитная индукция

Содержание учебного материала:



4

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле

Раздел 4. Колебания и волны

13


Тема 4.1 Механические колебания и волны

Содержание учебного материала:



2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ПК …

Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс.

Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и

его применение

Тема 4.2 Электромагнитные колебания и волны

Содержание учебного материала:



9

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных

волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С.


Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение

электромагнитных волн



Лабораторные работы:

10. Изучение работы трансформатора


2

Раздел 5. Оптика

16


Тема 5.1

Природа света

Содержание учебного материала:


4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ПК …

Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Принцип Гюйгенса. Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая

система. Оптические приборы. Сила света. Освещённость. Законы освещенности

Лабораторные работы:

11. Определение показателя преломления стекла


2

Тема 5.2

Волновые свойства света

Содержание учебного материала:


4

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала

электромагнитных излучений

Лабораторные работы:

  1. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.

  2. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров


2

2

Тема 5.3

Специальная теория относительности

Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии

свободной частицы

2


Раздел 6. Квантовая физика



Тема 6.1

Содержание учебного материала:


ОК 01

Квантовая оптика

Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты Лебедева и Вавилова. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы

фотоэлементов. Применение фотоэффекта

4

ОК 02

ОК 04

ОК 05

ОК 07

ПК …

Лабораторные работы:

16. Изучение явления фотоэффекта


2

Тема 6.2 Физика атома и атомного ядра

Содержание учебного материала:



8

Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные

частицы

Контрольная работа

2


Индивидуальные проекты

10


Промежуточная аттестация: экзамен



Всего:

117


    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета (на основании приказа от 23 августа 2021 г.

№ 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания…»):


1. Цифровая лаборатория по физике для учителя;

2. Цифровая лаборатория по физике для ученика;

3. Весы технические с разновесами;

4. Комплект для лабораторного практикума по оптике;

5. Комплект для лабораторного практикума по механике;

6. Комплект для лабораторного практикума по молекулярной

физике и термодинамики;

7. Комплект для лабораторного практикума по электричеству (с

генератором);

8. Комплект для изучения возобновляемых источников энергии

(солнечной, ветровой энергии, био-, механической и термоэлектрической энергетики);

9. Амперметр лабораторный;

10. Вольтметр лабораторный;

11. Колориметр с набором калориметрических тел;

12. Термометр лабораторный;

13. Комплект для изучения основ механики, пневматики и

возобновляемых источников энергии;

14. Барометр-анероид;

15. Блок питания регулируемый;

16. Веб-камера на подвижном штативе;

17. Видеокамера для работы с оптическими приборами;

18. Генератор звуковой;

19. Гигрометр (психрометр);

20. Груз наборный;

21. Динамометр демонстрационный;

22. Комплект посуды демонстрационной с принадлежностями;

23. Манометр жидкостной демонстрационный;

24. Метр демонстрационный;

25. Микроскоп демонстрационный;

26. Насос вакуумный Комовского;

27. Столик подъемный;

28. Штатив демонстрационный физический;

29. Электроплитка;

30. Набор демонстрационный по механическим явлениям;

31. Набор демонстрационный по динамике вращательного

движения;

32. Набор демонстрационный по механическим колебаниям;

33. Набор демонстрационный волновых явлений;

34. Ведерко Архимеда;

35. Маятник Максвелла;

36. Набор тел равного объема;

37. Набор тел равной массы;

38. Прибор для демонстрации атмосферного давления;

39. Призма наклоняющаяся с отвесом;

40. Рычаг демонстрационный;

41. Сосуды сообщающиеся;

42. Стакан отливной демонстрационный;

43. Трубка Ньютона;

44. Шар Паскаля;

45. Набор демонстрационный по молекулярной физике и тепловым

явлениям;

46. Набор демонстрационный по газовым законам;

47. Набор капилляров;

48. Трубка для демонстрации конвекции в жидкости;

49. Цилиндры свинцовые со стругом;

50. Шар с кольцом;

51. Высоковольтный источник;

52. Генератор Ван-де-Граафа;

53. Дозиметр;

54. Камертоны на резонансных ящиках;

55. Комплект приборов и принадлежностей для демонстрации

свойств электромагнитных волн;

56. Комплект приборов для изучения принципов радиоприема и

радиопередачи;

57. Комплект проводов;

58. Магнит дугообразный;

59. Магнит полосовой демонстрационный;

60. Машина электрофорная;

61. Маятник электростатический;

62. Набор по изучению магнитного поля Земли;

63. Набор демонстрационный по магнитному полю кольцевых токов;

64. Набор демонстрационный по полупроводникам;

65. Набор демонстрационный по постоянному току;

66. Набор демонстрационный по электрическому току в вакууме;

67. Набор демонстрационный по электродинамике;

68. Набор для демонстрации магнитных полей;

69. Набор для демонстрации электрических полей;

70. Трансформатор учебный;

71. Палочка стеклянная;

72. Палочка эбонитовая;

73. Прибор Ленца;

74. Стрелки магнитные на штативах;

75. Султан электростатический;

76. Штативы изолирующие;

77. Электромагнит разборный;

78. Набор демонстрационный по геометрической оптике;

79. Набор демонстрационный по волновой оптике;

80. Спектроскоп двухтрубный;

81. Набор спектральных трубок с источником питания;

82. Установка для изучения фотоэффекта;

83. Набор демонстрационный по постоянной Планка;

84. Комплект наглядных пособий для постоянного использования;

85. Комплект портретов для оформления кабинета;

86. Комплект демонстрационных учебных таблиц.


При наличии необходимого оборудования занятия по физике в некоторых случаях могут проводиться в имеющихся в образовательной организации мастерских или лабораториях.


    1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Сотский, Н. Н. / Под ред. Парфентьевой Н. А. Физика. Учебник для 10 кл. – М.: Издательство «Просвещение», 2019. – 416 с.

  2. Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Чаругин, В.М. / Под ред. Парфентьевой Н. А. Физика. Учебник для 11 кл. – М.: Издательство «Просвещение», 2019. – 399 с.

Дополнительные источники:

  1. Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования / В. Ф. Дмитриева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 448 с.


Перечень Интернет-ресурсов:

  1. Банк заданий PISA ЕНГ – Режим доступа: http://www.mobuschool.02edu.ru›…PISA…estestvennonauchnaya… /(дата обращения: 29.08.2022);

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 (дата обращения: 29.08.2022);

  3. КМ-школа. – Режим доступа: http://www.km-school.ru/(дата обращения: 29.08.2022);

  4. Открытая физика. – Режим доступа: http://www.physics.ru/courses/ op25part2/design/index.htm (дата обращения: 29.08.2022);

  5. Платформа ЯКласс – Режим доступа: http://www. yaklass.ru /(дата обращения: 29.08.2022);

  6. Российская электронная школа – Режим доступа: http://www.resh.edu.ru/ (дата обращения: 29.08.2022);

  7. Физика.ru. – Режим доступа: http://www.fizika.ru (дата обращения: 29.08.2022);

  8. ФИПИ (ВПР 11 класс) – Режим доступа: http://www.fipi.ru /(дата обращения: 29.08.2022);

  9. Электронный учебник – Режим доступа: http://www.physbook.ru/(дата обращения: 29.08.2022).



























4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и

приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с предметными результатами. Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе дисциплины.

Код и наименование

формируемых компетенций

Раздел/Тема

Тип оценочных

мероприятий

ОК 01. Выбирать способы

решения задач

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

- устный опрос;

профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

  • фронтальный опрос;

  • оценка контрольных работ;

  • наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ;

  • оценка выполнения лабораторных работ;

  • оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач);

  • оценка тестовых заданий;

  • наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов;

  • оценка выполнения домашних самостоятельных работ;

  • наблюдение и оценка решения кейс-задач;

  • наблюдение и оценка деловой игры;

  • экзамен

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной

деятельности

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. ПО С

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных

ситуациях

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

3.4., 3.5.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного

контекста

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

ОК 06. Проявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,

в том числе с учетом

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3., Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

3.4., 3.5.

Раздел 4., Темы 4.1., 4.2.

гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного

поведения



ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных

ситуациях

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.

Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,

3.4., 3.5.

Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.

ПК…

Профессионально-

ориентированное содержание



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!