СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (базовый уровень) БУД.01 Русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (базовый уровень) БУД.01 Русский язык»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «БЕЛОГЛИНСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»





УТВЕРЖДАЮ:

Исполняющий обязанности директора ГБПОУ КК БАТТ

___________/М.И. Павлова

«____» ________ 2022 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(базовый уровень)


БУД.01 Русский язык


основной профессиональной образовательной программы

среднего профессионального образования

по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена


по профессиям:

35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве

09.01.02 Наладчик компьютерных сетей



по специальности:

35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства




с. Белая Глина

2022 г.

Рабочая программа элективного курса

по профессии:

35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве

09.01.02 Наладчик компьютерных сетей

по специальности:

35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства



разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»; с учетом методических рекомендаций по реализации СОО в пределах освоения образовательной программы СПО на базе основного общего образования (утв. Минпросвещения России от 14 апреля 2021 года) и методических рекомендаций по разработке общеобразовательного цикла ОПОП СПО, реализуемых на базе основного общего образования (протокол № 2 от 19 апреля 2022 года).


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Белоглинский аграрно-технический техникум».

Разработчик программы: преподаватель русского языка и литературы Топоркова Т.В.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена Методическим советом ГБПОУ КК БАТТ.

Протокол № ___ от «____»_________2022 г.


Рабочая программа утверждена Педагогическим советом ГБОУ КК БАТТ.

Протокол № ___ от «____»_________2022 г























ОГЛАВЛЕНИЕ



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: 4

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины: 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 24

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению. 24

3.2. Информационное обеспечение реализации программы 24

3.2.1. Основные печатные издания 24

3.2.2. Дополнительные источники 25

3.2.3. Интернет – ресурсы 25

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 27

5. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 28

1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО 30

2. Фонды оценочных средств по профессии 09.01.02 «Наладчик компьютерных сетей» 32

3. Фонды оценочных средств по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» 37

4. Фонды оценочных средств по профессии 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроустановок в сельскохозяйственном производстве» 40

5. Фонды оценочных средств по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» 44











1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве; 09.01.02 Наладчик компьютерных сетей; по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.


1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:


По профессии 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.


По профессии 09.01.02 «Наладчик компьютерных сетей»:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


По профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.



По специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).


Коды результатов

Планируемые результаты освоения дисциплины включают:


ЛР 01

российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

ЛР 04

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

ЛР 06

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям

ЛР 07

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

ЛР 09

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности

ЛР 13

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

МР 02

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

МР 04

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

МР 08

владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

МР 09

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

ПРб 01

Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике

ПРб 02

Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью

ПРб 03

Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

ПРб 04.

Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров

ПРб 05.

Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой

ПРб 06.

Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка

ПРб 07

Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения

ПРб 08

Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях

ПРб 09

Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

ПРб 10

Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы






















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

140

Основное содержание

102

в т. ч.:

теоретическое обучение

61

практические занятия

41

Профессионально ориентированное содержание

32

в т. ч.:

теоретическое обучение

18

практические занятия

14

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Основное содержание


Введение

6



Лекционные занятия:

  1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

  2. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура.

  3. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

3

ПРб 02,

ЛР 01, ЛР 04,

МР 02, МР 04,

ОК…

Профессионально ориентированное содержание


Лекционные занятия:

Значение русского языка при освоении профессий и специальностей СПО технологического профиля

3

ПРб 02,

ЛР 01, ЛР 13,

МР 02, МР 04,

ОК…

Раздел 1

Язык и речь

16

ПРб 02, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…

Основное содержание

Тема 1.1.


Язык и речь. Виды речевой деятельности.

3

ПРб 02, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07,

МР 02,

ОК…

Лекционные занятия:

  1. Понятия язык и речь. Речевая ситуация и ее компоненты.

  2. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

  3. Онтогенез речевого развития детей

3

Тема 1.2.

Функциональные стили речи

5

ПРб 02, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционные занятия:

  1. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль, его основные признаки, сфера использования.

  2. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

  3. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме.

  4. Публицистический стиль речи.

  5. Художественный стиль речи.

5

Тема 1.3.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое

3

ПРб 02, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…

Практические занятия:

  1. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв). Абзац как средство смыслового членения текста.

  2. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

  3. Лингвостилистический анализ текста.

3

Профессионально ориентированное содержание


Лекционные занятия:

Лингвостилистический анализ текстов профессиональной направленности

2

ПРб 02, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…


Практические занятия:

  1. Информационная переработка текстов профессиональной направленности.

  2. Составление связного высказывания на заданную тему.

  3. Составление связного высказывания на заданную тему на профессиональную по специальностям технологического профиля

3

ПРб 02, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…

Раздел 2

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

15

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…

Основное содержание

Тема 2.1



Фонетика. Звуки и буквы. Исторические и позиционные чередования. Орфоэпия. Фонетический анализ

5

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07,

МР 08,

ОК…

Лекционные занятия:

  1. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог.

  2. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Исторические и позиционные чередования.

  3. Фонетический разбор слова

3

Практические занятия:

  1. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Орфоэпия. Основные правила произношения гласных звуков. Основные правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков.

  2. Ударение разноместное и подвижное, словесное и логическое. Орфоэпические нормы. Произношение заимствованных слов.

2

Тема 2.2

Орфография

6

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07,

МР 08,

ОК…

Практические занятия:

  1. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

  2. Употребление буквы Ь

2

Практические занятия:

  1. Правописание О/Е после шипящих

  2. Правописание О/Е после Ц.

2

Практические занятия:

  1. Правописание приставок на З-/С-

  2. Правописание И – Ы после приставок.

2

Профессионально ориентированное содержание


Лекционное занятие 3. Выявление закономерностей функционирования фонетической системы языка в образцах устной и письменной речи профессиональной направленности.

2

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 06, ЛР 07,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…

Практическое занятие 2. Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов профессиональной направленности

2

Раздел 3

Лексика и фразеология

15

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…

Основное содержание

Тема 3.1.


Слово в лексической системе языка

3

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07,

МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционное занятие 5.

  1. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Однозначность и многозначность слов.

  2. Изобразительно-выразительные средства. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление. Контекстуальные синонимы, антонимы.

  3. Градация. Антитеза. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

3

Тема 3.2

Лексика с точки зрения ее употребления

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционное занятие 6.

  1. Нейтральная лексика. Книжная лексика.

  2. Лексика устной речи: жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы

2

Тема 3.3.

Фразеологические единицы и их употребление

4

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 08, МР 09,

ОК…

Практические занятия:

  1. Фразеология. Отличие фразеологизма от слова. Использование фразеологизмов в речи.

  2. Афоризмы. Фразеологические единицы и их употребление.

2

Практические занятия:

  1. Лексикография. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

  2. Работа с энциклопедическими и лингвистическими словарями.

2

Тема 3.4.

Лексические нормы

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР13,

МР 08, МР 09,

ОК…

Практические занятия:

  1. Лексические ошибки и их исправление.

  2. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2

Профессионально ориентированное содержание


Лекционное занятие 4. Профессионализмы. Терминологическая лексика специальностей технологического профиля

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…


Практическое занятие 3. Лексический и фразеологический анализ терминов, профессионализмов и фразеологизмов профессий и специальностей технологического профиля СПО. Наблюдение над функционированием лексических единиц в речи. Выработка навыков составления текстов (устных и письменных) с лексемами профессиональной сферы употребления. Составление связного высказывания на профессиональную тему

2

Раздел 4

Морфемика, словообразование, орфография

14

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13,


МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…

Основное содержание

Тема 4.1.

Состав слова. Корневая морфема. Аффиксальные морфемы. Основа слова

2

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 01, ЛР 04,

МР 04, МР 09,

ОК…

Лекционное занятия 7.

  1. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Аффиксальные морфемы. Синонимия и антонимия морфем.

  2. Морфемный разбор слова. Типы основ: членимая, нечленимая, простая, сложная

2

Тема 4.2.

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы

2

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 01, ЛР 04,

МР 04, МР 09,

ОК…

Практические занятия:

  1. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования.

  2. Словообразовательный разбор. Формообразование. Понятие об этимологии

2

Тема 4.3.

Орфография

3

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 01, ЛР 04,

МР 04, МР 09,

ОК…

Практические занятия:

  1. Орфография. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

  2. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-.

  3. Правописание сложных слов.

3

Тема 4.4

Речь

2

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 01, ЛР 04,

МР 04, МР 09,

ОК…

Практические занятия:

  1. Употребление приставок в разных стилях речи

  2. Употребление суффиксов в разных стилях речи

2

Профессионально ориентированное содержание


Лекционное занятие 5. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ профессиональной лексики и терминов специальностей СПО технологического профиля

3

ПРб 01, ПРб 03,

ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…


Практическое занятие 4. Распределение терминов специальностей технологического профиля СПО по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка образования слов с помощью словообразовательных моделей и способов словообразования

2

Раздел 5

Морфология и орфография

32

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Основное содержание

Тема 5.1.

Имя существительное как часть речи

4

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционное занятия 8.

  1. Лексико-грамматические разряды существительных. Род, число, падеж существительных.

  2. Склонение имен существительных. Употребление имен существительных.

2

Практические занятия:

  1. Морфологический разбор существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных.

  2. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных

2

Тема 5.2.

Имя прилагательное как часть речи

4

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 08,

ОК…

Лекционное занятие 9.

  1. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

  2. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Род, число, падеж прилагательных.

  3. Трудные случаи правописания прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

  4. Морфологический разбор прилагательных. Употребление прилагательных в речи

4

Тема 5.3.

Имя числительное как часть речи

3

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционное занятие 10.

  1. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Морфологический разбор имени числительного.

  2. Правописание числительных. Употребление числительных в речи.

  3. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

3

Тема 5.4.

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений

2

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Практические занятия:

  1. Трудные случаи правописания местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи.

  2. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

2

Тема 5.5.

Глагол как часть речи. Правописание глагола

3

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционное занятие 11.

  1. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов.

  2. Правописание НЕ с глаголами.

  3. Морфологический разбор глагола.

3

Тема 5.6.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола

4

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 08,

ОК…

Практические занятия:

  1. Образование действительных и страдательных причастий Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

  2. Причастный оборот, его обособление в предложении.

2

Практические занятия:

  1. Деепричастие как глагольная форма НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом. Особенности предложений с деепричастным оборотом. Употребление причастий и деепричастий.

  2. Морфологический разбор причастия и деепричастия.

2

Тема 5.7.

Наречие как часть речи

3

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…


Лекционное занятия 12.

  1. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

  2. Морфологический разбор наречия. Употребление наречий в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия.

  3. Использование местоименных наречий для связи слов в предложении.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).

3

Тема 5.8.

Служебные части речи

4

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…


Лекционное занятие 13.

  1. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, в заключение) от слов-омонимов.

  2. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

  3. Частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Междометие как особый разряд слов.

  4. Звукоподражательные слова. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

4

Профессионально ориентированное содержание


Лекционное занятие 6. Исследование грамматических категорий частей речи и грамматического значения слов в текстах документации профессий технологического профиля

3

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Практическое занятие 5. Составление текстов профессиональной направленности с использованием нужных словоформ, наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов документации специальностей технологического профиля

2

Раздел 6

Синтаксис и пунктуация

36

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07, ЛР 09, ЛР13

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Основное содержание

Тема 6.1.

Синтаксис и пунктуация. Основные понятия. Основные единицы

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…



Лекционное занятие 14.

  1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

  2. Основные выразительные средства синтаксиса.

2

Тема 6.2.

Словосочетание. Виды. Синтаксис. Связи. Разбор словосочетания

3

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Практические занятия:

  1. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы построения словосочетаний.

  2. Синтаксический разбор словосочетаний.

  3. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

3

Тема 6.3.

Понятие о предложении. Классификация. Простые и сложные предложения

3

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционные занятия 15.

  1. Виды предложений по цели высказывания, восклицательные предложения.

  2. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение.

  3. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

3

Тема 6.4.

Простое предложение и его характеристика. Двусоставные и односоставные предложения.

4

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционные занятия 16.

  1. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых.

  2. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте

2

Лекционное занятие 17.

  1. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений.

  2. Обстоятельства времени и места как средства связи предложений в тексте

2

Тема 6.5.

Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор

4

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 08,

ОК…

Лекционное занятие 18.

  1. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.

  2. Однородные и неоднородные определения.

  3. Обособленные члены предложения.

  4. Обособленные и необособленные определения, дополнения, обстоятельства и приложения.

4

Тема 6.6.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09

ОК…

Практические занятия:

  1. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

2

Тема 6.7.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания с несколькими придаточными

5

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционные занятия 19.

  1. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.

  2. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

3

Практические занятия:

  1. Употребление сложноподчиненных предложений в речи.

2


Тема 6.8.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор

4

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Практические занятия:

  1. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

  2. Синтаксический разбор

4

Тема 6.9.

Сложное предложение с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое. Период

3

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Практические занятия:

  1. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

  2. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

3

Профессионально ориентированное содержание


Лекционное занятие 7. Исследование текстов профессиональной направленности на выявление существенных признаков синтаксических понятий и синтаксических единиц

3

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04,

ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Практическое занятие 6. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры на профессиональные темы специальностей технологического профиля специальностей СПО

3

Промежуточная аттестация (экзамен)

6


Всего:

140



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Требования к материально-техническому обеспечению.

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • комплект электронных видеоматериалов;

  • задания для контрольных работ;

  • профессионально ориентированные задания;

  • материалы экзамена.


Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • проектор с экраном.


Залы:

Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.


3.2.1. Основные печатные издания

  1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2017. - 409 с. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0


3.2.2. Дополнительные источники

1. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7

2. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.

3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.

4. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165


      1. Интернет – ресурсы

    1. https://e-learning.tspk-mo.ru/shellserver?id=5922&module_id=601142#601142 (ЭУМК. Русский язык. Академия-Медиа).

2. www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).

3. www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).

4. www.school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).

5. www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).

6. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

7. www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка - информационносправочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

8. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).

9. www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).

10. www.rus1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

11. www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

12. www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)

13. www.metodiki.ru (Методики). www.posobie. ru (Пособия).

14. www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы)
















































  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

Методы оценки

ПРб 01

ПРб 02

ПРб 03

ПРб 04

Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей, представления текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров, сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике, филологического анализа языковых единиц, сочинений, эссе (в том числе профессионально ориентированных), заданий экзамена





  1. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ











ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)


К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык» (базовый уровень)


Профессий и специальностей технологического профиля обучения





























2022 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ




5. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 28

1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО 30

2. Фонды оценочных средств по профессии 09.01.02 «Наладчик компьютерных сетей» 32

3. Фонды оценочных средств по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» 37

4. Фонды оценочных средств по профессии 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроустановок в сельскохозяйственном производстве» 40

5. Фонды оценочных средств по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» 44



































  1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО


Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» (базовый уровень) направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР), метапредметных (далее – МР) и предметных (далее – ПР) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).

Личностные результаты отражают:

ЛР 01. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).

ЛР 02. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

ЛР 03. Готовность к служению Отечеству, его защите.

ЛР 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

ЛР 05. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

ЛР 06. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

ЛР 07. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

ЛР 08. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

ЛР 09. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

ЛР 10. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.

ЛР 11. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

ЛР 12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

ЛР 13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

ЛР 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

ЛР 15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты отражают:

МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

МР 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

МР 03. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

МР 04. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

МР 05. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

МР 06. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов.

МР 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

МР 08. Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

МР 09. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты на базовом уровне отражают:

ПРб 01. Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

ПРб 02. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

ПРб 03. Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

ПРб 04. Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

ПРб 05. Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

ПРб 06. Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

ПРб 07. Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

ПРб 08. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

ПРб 09. Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

ПРб 10. Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.


2. Фонды оценочных средств по профессии 09.01.02 «Наладчик компьютерных сетей»


Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Русский язык» и профессиональной направленности образовательной программы по профессии 09.01.02 «Наладчик компьютерных сетей»


Таблица 1

раздела, темы

Коды образовательных результатов

(ЛР, МР, ПР, ОК, ПК)

Варианты междисциплинарных заданий

Раздел № 1. Язык и речь. Функциональные стили речи


Тема № 1 Функциональные стили речи и их особенности. Научный стиль речи

ЛР 01

ЛР 07

МР 01

МР 02

ПРб.01

ПРб.03

ОК 02

ОК 03

ОК 05

ОК 10

ПК 2.3

ПК 4.2

1. Выпишите из текста учебно-научного стиля 10 терминов по профилю, определите их значение по словарю.



Наиболее часто в качестве среды передачи используются: 1) медные кабели для пересылки электрических сигналов; 2) волоконно-оптические кабели для пересылки световых сигналов; 3) атмосфера для пересылки света или радиоволн. Тонкий коаксиальный кабель состоит из медного проводника, окруженного диэлектрическим монитором, который, в свою очередь, заключен в плетеный металлический экран и далее в защитную пластиковую оболочку. Кабель «витая пара» содержит четыре пары (т. е. восемь проводников) проводов. Каждый проводник имеет пластиковую оболочку с цветовым кодированием, однозначно определяющим проводник в кабеле. Каждая пара проводников скручена для повышения защищенности передаваемых сигналов от внешних помех. Все пары размещаются в общей пластиковой защитной оболочке. В некоторых типах кабелей пары могут быть скручены все вместе.

Волоконно-оптический кабель состоит из цилиндрического стеклянного сердечника (ядра) диаметром 62,5 мкм, окруженного оптической оболочкой, защищающей ядро и отражающей свет обратно в ядро. Оптическая оболочка заключена в силовую кевларовую оболочку. Весь кабель имеет дополнительную защитную оболочку из поливинилхлорида. В отличие от тонкого коаксиального кабеля или кабеля «витая пара», в волоконно-оптическом кабеле для передачи данных используется свет. Источником света обычно служит светоизлучающий диод, формирующий сигнал в видимом инфракрасном диапазоне. На другом конце кабеля устанавливается другой светодиод, принимающий световой сигнал.

Тема № 2 Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля

ЛР 01

ЛР 07

МР 01

МР 02

ПРб.01

ПРб.02

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 10

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 4.2

1. Составьте по образцу текст заявления об устройстве на работу кабельщиком-спайщиком в ПАО «Ростелеком».

2. Напишите по образцу автобиографию и резюме для устройства на работу монтажником кабельных сетей в компанию «УфаNet».

3. Напишите объяснительную записку об опоздании на работу на имя начальника Линейного участка № 2 г. Самара.

4. Составьте на имя заместителя начальника по административно-хозяйственной части заявку на приобретение расходных материалов для выполнения работ на волоконно-оптических линиях связи.

5. Составьте служебную записку о неисправности монтажного оборудования. Укажите причину поломки.

Тема № 3 Информационная переработка текста

ЛР 06, ЛР 07

МР 01, МР 02

ПРб.01, ПРб.02

ПРб.04

ОК 02, ОК 03

ОК 04, ОК 05

ОК 10

ПК 2.3, ПК 4.2

1. Составьте план работы технического отдела ПАО «Ростелеком» на 1 рабочий день.

2.Заполните договор на предоставление услуг по установке видеонаблюдения за частным домом.

Раздел № 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Тема № 1

Фонетика. Фонетические единицы. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов

ЛР 04

ЛР 07

МР 02

МР 04

МР 08

ПРб.01

ПРб.02

ОК 05

ОК 10

ПК 2.2

ПК 4.2

1. Расставьте ударение в словах с использованием орфоэпического словаря: дисперсия, кримпер, «витая пара», логин, обеспечение, диаметр, гофрированная (лента), рефлектометр.

2. Составьте текст диалога специалиста по обслуживанию телекоммуникаций с клиентом (10-12 реплик).

3. Составьте текст телефонного разговора оператора ПАО «Ростелеком» с клиентом (10-12 реплик).

Тема № 2 Орфография. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Е после шипящих и ц. Правописание приставок на З- /С-. Правописание И/Ы после приставок

ЛР 04

ЛР 07

МР 02

МР 04

ПРб.01

ПРб.02

ОК 05

ОК 10

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 4.2


1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов.

Инфокоммуникационная сеть – это совокупность те(р/рр)иториально ра..средоточенных информацио(н/нн)ых, выч..слительных р..сурсов, програ(м/мм)ных комплексов упр..вления, ра..мещаемых в оконеч(?)ных с..стемах сети и т..рминальных с..стемах пользователей, взаимодействие между которыми обеспечивае(т/ть)ся посредством (теле)коммуникаций, и которые совмес(?)но обр..зуют единую (мульти)сервисную пл..тформу.

2. Напишите словарный диктант: м..нтаж, опт..вол..кно, с..тевой, с..стема, бе..перебойный и..точник п..тания, програ(м/мм)ный пр..дукт, (теле)коммуникационная, д..м..нтаж, м..дем, ко(м/мм)утация, (видео)наблюдение, с..гментация, раз..ём, инста(л/лл)яция, ко(м/мм)утатор.

Раздел № 3. Лексикология и фразеология


Тема № 1

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи. Профессионализмы. Терминологическая лексика

ЛР 01

ЛР 06

ЛР 07

МР 02

МР 04

МР 08

ОК 02

ОК 03

ОК 04

ОК 05

ОК 10

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 4.2


1. Расположите термины в алфавитном порядке: консоль, IP-адрес, интерфейс, оптоволокно, кабель, фикс, конвергентные сети, D-гель, стриппер, муфта, патч-панели, LAN-тестер, гильза КДЗС, телекоммуникационная стойка, многомодовое волокно, абонентские линии, цифровые системы, каналы связи, архитектура сетей, оборудование, дисперсия, кримпер, беспроводные технологии, витая (пара), логин, обеспечение, диаметр, гофрированная (лента), рефлектометр оптический, фикс, абонент, кабель, высокоскоростные технологии, цифровые системы, точка доступа Wi-fi, монтаж, демонтаж, коммутация, сетевое оборудование, разъём, сетевой протокол, мониторинг, локальная сеть, оболочки кабеля; заземление, проводник, инсталляция, программное обеспечение, модем, коммутатор, маршрутизатор, сервер, видеонаблюдение, диагностика, Web-настройки, IP-сеть, программный продукт, интеграция, IP-телефония, базы данных, неисправность, бесперебойный источник питания, сегментация, диаметр, информационная безопасность.

2. Используя вышеперечисленные слова, составьте словарь терминов по профилю специальности.

3. Используя вышеперечисленные термины, составьте на имя начальника IT-отдела объяснительную записку с указание причины несвоевременно выполненной вами работы.

Раздел 4.

Морфемика, словообразование, орфография


Тема № 1

Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов

ЛР 04

ЛР 07

МР 04

МР 08

ПРб.01

ПРб.03

ОК 04

ОК 05

ОК 10

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 4.2

1. Определите способы образования терминов: безопасность, IP-телефония, оптоволокно, демонтаж, неисправность, видеонаблюдение, обеспечение, заземление.

2. Подберите 10 примеров сложных слов из учебно-научной литературы по профилю специальности. Объясните правописание данных слов.

3. Расшифруйте аббревиатуры:

IP – Интернет-протокол

ПО – программное обеспечение

ШКОС – шкаф оптический стоечный

ШКОН – шкаф оптический настенный

НИМ – набор инструментов монтажника

ОКБ – оптический кабель бронированный

КСБ – комплект соединения бронепокрова

ВОЛС – волоконно-оптические линии связи

ВОЛП – волоконно-оптические линии передач

Раздел № 5. Морфология и орфография


Темы №№ 1-4

ЛР 04

ЛР 06

МР 02

МР 04

ПРб.01

ПРб.02

ОК 04

ОК 05

ОК 10

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 4.2

1. Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа: кабель, коннектор, провод, стажёр, корпус. Расставьте ударение в образованных словоформах.

2. Опишите процесс монтажа и обслуживания мультисервисных сетей абонентского доступа, используя собирательные числительные двое – десятеро, числительные оба, обе, обоих, обеих, полтора, полтораста.

3. Просклоняйте числительные: в 2022 году; 628 метров кабеля; (обрыв линии) на 535 км.

4. Подберите из текстов деловых документов примеры морфологических ошибок в употреблении именных частей речи, глагола и глагольных форм, служебных слов. Исправьте ошибки.

Раздел № 6. Синтаксис и пунктуация


Тема № 1 Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний

ЛР 04

ЛР 07

МР 04

ПРб.02

ОК 05

ОК 10

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 4.2

1. Перепишите словосочетания, употребляя существительные в нужной падежной форме: согласно (мнение клиента), вопреки (согласие заказчика, начальника IT-отдела, директора компании); согласно (план-проект, протокол монтажа, техническое описание); начать (работа), приступить (работа); оплатить/заплатить (работа); заведующий (склад, отдел, магазин); приехать (с/из) Владивостока, Сочи, командировки; вернуться (с/из) объекта, АТС, офиса банка, бухгалтерии.

Тема № 2

Сложное предложение. Употребление в речи сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложений

ЛР 04, ЛР 07

МР 02

МР 04, МР 05

ПРб.02

ОК 02, ОК 03

ОК 04, ОК 05

ОК 10

ПК 2.2, ПК 2.3

ПК 4.2

1. Используя профессиональную терминологию, опишите ваш рабочий день.

2. Составьте от лица начальника отдела ПАО «Ростелеком» техническое задание для монтажников кабельных сетей.

3. Составьте договор на подключение абонента к сети Интернет.



3. Фонды оценочных средств по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»



Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Русский язык» и профессиональной направленности образовательной программы по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».


Таблица 2

раздела, темы

Коды образовательных результатов

(ЛР, МР, ПР, ОК, ПК)

Варианты междисциплинарных заданий

Раздел № 1 Язык и речь. Функциональные стили речи

Тема № 4. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Лингвостилистический анализ текста

ОК 2

ПК 3.3

ЛР 02

МР 01

МР 04

ПРб. 03

Изучите теоретический материал и выполните следующие задания: 

1.Составьте резюме специалиста для устройства на предприятия и частные фирмы по ремонту и техническому обслуживанию на вакантную должность «техник-электрик»

2. Напишите заявление на имя директора об устройстве на работу старшим электриком.

3. Напишите заявку-заказ поставщику о необходимости приобретения новых электрических и электронных устройств для автоматизации работы фирмы.

4. Составьте Акт о списании некачественных электрических устройств

5. Сделайте лингвистический анализ фрагмента научной статьи по актуальным вопросам специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Раздел № 2. Лексикология и фразеология

Тема № 2. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика

ОК 4

ПК 1.1

ЛР 01

ЛР 07

МР 02

ПРб. 01


1.Определите значение терминов специальности: аккумулятор, временное перенапряжение, генератор, двигатель, электрооборудование, нейтраль, инвертор, кабель, опускающий ток, распределительная коробка, силовой кабель.

2. Изучите предложенный Вам теоретический материал и заполните пропуски в определениях терминов и понятий:

1) Электротехническое устройство, предназначенное для электрической изоляции и механического крепления электроустановок или их отдельных частей – это …..(изолятор);

2) Исправность – это… (состояние объекта, при котором он соответствует нормативно- технической и конструкторской документации);

3) Источник тока - это… (источник электромагнитной энергии, характеризующийся током в нем и внутренней проводимостью);

4) Плита, служащая для размещения комплектующих элементов и предназначенная для установки в низковольтном комплектном устройстве-… (монтажная панель);

5) Совокупность расчётных величин и условий работы – это… (номинальный режим).

3. Определите значение следующих фразеологизмов: медвежья услуга, мартышкин труд, мастер на все руки, золотые руки, тяп-ляп и готово, работать на износ.

Подберите 5 фразеологизмов, включающих название бытовых приборов и устройств.

3. Расшифруйте следующие аббревиатуры:

АВ- автоматический выключатель;

БПН- блок питания напряжения;

БПТ-блок питания токовый;

ГППП-группа перспективной подготовки производства;

КРУ-комплектное распределительное устройство;

КТП-комплектная трансформаторная подстанция;

ПРА- пускорегулирующий аппарат;

УКРМ- устройство (установка) компенсации реактивной мощности;

ЩПТ-щит постоянного тока;

ВН - выключатель нагрузки

ВЭЗ - мастерская электромонтажных заготовок

СН – среднее напряжение

УКМ - устройство компенсации мощности

ЭО - электрооборудование

ЭПУ - электропусковое устройство

Раздел № 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Тема № 1. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова

ОК 4

ПК 1.1

ЛР 01

ЛР 07

МР 02

ПРб. 01

1. Подготовьте реферат на тему: «Лингвистические знания в работе техника-электрика.

2. Из текстов научной литературы составьте диктант с терминами и словами профессиональной лексики;

3. Расставьте ударения в словах: пленочная изоляция, поляризованное реле, предохранитель, пускатель, разветвительная муфта, ремонтопригодность, токоограничивающий выключатель, адаптер, привод, амперметр, резонатор

Раздел № 4. Морфемика, словообразование, орфография

Тема № 2. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ

ОК 2

ПК 3.3

ЛР 02

МР 01

МР 04

ПРб. 03

1. Подберите не менее 10 терминов и слов профессиональной лексики специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства». Определить способы образования данных слов;

2. Напишите словарный диктант: фибриляцио(н,нн)ый ток, шин…провод, напряже(н,нн)ие, а(к,кк)умулятор, …болочка, ген…ратор, а(к\кк)умулятор, транзист…р, к…нденсатор, коэ (ф\фф)ициент, д…модуляция, инж…нерия.

3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания на сайте приёмной комиссии по специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»:


Раздел № 5. Морфология и орфография

Тема № 2. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи

ОК 5

ПК 3.2

ЛР 06

МР 05

ПРб. 04

Произведите морфологический анализ имен существительных данного текста: «Важной задачей в процессе использования электрооборудования является ремонт — комплекс мероприятий по восстановлению работоспособного или исправного состояния электрооборудования и его элементов». Составьте с данными словами предложения

Раздел № 6. Синтаксис и пунктуация.

Тема № 1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое

ОК 10

ПК 1.1

ЛР 06

МР 08

ПРб. 01

ПРб. 02

1.Составьте шаблоны документации профессиональной сферы.

2. Деловая игра «Консультация»

Цель задания – проконсультировать клиента по ремонту.

3.Деловая игра «Приёмка»

Цель задания – принимать только ту технику, описание которой и прием написаны правильно, и списывать - с ошибками



4. Фонды оценочных средств по профессии 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроустановок в сельскохозяйственном производстве»



Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Русский язык» и профессиональной направленности образовательной программы по специальности 35.01.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электроустановок в сельскохозяйственном производстве».

Таблица 2

раздела, темы

Коды образовательных результатов

(ЛР, МР, ПР, ОК, ПК)

Варианты междисциплинарных заданий

Раздел № 1 Язык и речь. Функциональные стили речи

Тема № 4. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Лингвостилистический анализ текста

ОК 2

ПК 3.3

ЛР 02

МР 01

МР 04

ПРб. 03

Изучите теоретический материал и выполните следующие задания: 

1. Составьте резюме специалиста для устройства на предприятия и частные фирмы по ремонту и техническому обслуживанию на вакантную должность «техник-электрик»

2. Напишите заявление на имя директора об устройстве на работу старшим электриком.

3. Напишите заявку-заказ поставщику о необходимости приобретения новых электрических и электронных устройств для автоматизации работы фирмы.

4. Составьте Акт о списании некачественных электрических устройств

5. Сделайте лингвистический анализ фрагмента научной статьи по актуальным вопросам профессии

Раздел № 2. Лексикология и фразеология

Тема № 2. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика

ОК 4

ПК 1.1

ЛР 01

ЛР 07

МР 02

ПРб. 01


1.Определите значение терминов специальности: аккумулятор, временное перенапряжение, генератор, двигатель, электрооборудование, нейтраль, инвертор, кабель, опускающий ток, распределительная коробка, силовой кабель.

2. Изучите предложенный Вам теоретический материал и заполните пропуски в определениях терминов и понятий:

1) Электротехническое устройство, предназначенное для электрической изоляции и механического крепления электроустановок или их отдельных частей – это …..(изолятор);

2) Исправность – это… (состояние объекта, при котором он соответствует нормативно- технической и конструкторской документации);

3) Источник тока - это… (источник электромагнитной энергии, характеризующийся током в нем и внутренней проводимостью);

4) Плита, служащая для размещения комплектующих элементов и предназначенная для установки в низковольтном комплектном устройстве-… (монтажная панель);

5) Совокупность расчётных величин и условий работы – это… (номинальный режим).

3. Определите значение следующих фразеологизмов: медвежья услуга, мартышкин труд, мастер на все руки, золотые руки, тяп-ляп и готово, работать на износ.

Подберите 5 фразеологизмов, включающих название бытовых приборов и устройств.

3. Расшифруйте следующие аббревиатуры:

АВ- автоматический выключатель;

БПН- блок питания напряжения;

БПТ-блок питания токовый;

ГППП-группа перспективной подготовки производства;

КРУ-комплектное распределительное устройство;

КТП-комплектная трансформаторная подстанция;

ПРА- пускорегулирующий аппарат;

УКРМ- устройство (установка) компенсации реактивной мощности;

ЩПТ-щит постоянного тока;

ВН - выключатель нагрузки

ВЭЗ - мастерская электромонтажных заготовок

СН – среднее напряжение

УКМ - устройство компенсации мощности

ЭО - электрооборудование

ЭПУ - электропусковое устройство

Раздел № 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Тема № 1. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова

ОК 4

ПК 1.1

ЛР 01

ЛР 07

МР 02

ПРб. 01

1. Подготовьте реферат на тему: «Лингвистические знания в работе техника-электрика.

2. Из текстов научной литературы составьте диктант с терминами и словами профессиональной лексики;

3. Расставьте ударения в словах: пленочная изоляция, поляризованное реле, предохранитель, пускатель, разветвительная муфта, ремонтопригодность, токоограничивающий выключатель, адаптер, привод, амперметр, резонатор

Раздел № 4. Морфемика, словообразование, орфография

Тема № 2. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ

ОК 2

ПК 3.3

ЛР 02

МР 01

МР 04

ПРб. 03

1. Подберите не менее 10 терминов и слов профессиональной лексики профессии. Определить способы образования данных слов;

2. Напишите словарный диктант: фибриляцио(н,нн)ый ток, шин…провод, напряже(н,нн)ие, а(к,кк)умулятор, …болочка, ген…ратор, а(к\кк)умулятор, транзист…р, к…нденсатор, коэ (ф\фф)ициент, д…модуляция, инж…нерия.

3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания на сайте приёмной комиссии по профессии:


Раздел № 5. Морфология и орфография

Тема № 2. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи

ОК 5

ПК 3.2

ЛР 06

МР 05

ПРб. 04

Произведите морфологический анализ имен существительных данного текста: «Важной задачей в процессе использования электрооборудования является ремонт — комплекс мероприятий по восстановлению работоспособного или исправного состояния электрооборудования и его элементов». Составьте с данными словами предложения

Раздел № 6. Синтаксис и пунктуация.

Тема № 1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое

ОК 10

ПК 1.1

ЛР 06

МР 08

ПРб. 01

ПРб. 02

1.Составьте шаблоны документации профессиональной сферы.

2. Деловая игра «Консультация»

Цель задания – проконсультировать клиента по ремонту.

3.Деловая игра «Приёмка»

Цель задания – принимать только ту технику, описание которой и прием написаны правильно, и списывать - с ошибками






5. Фонды оценочных средств по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»



Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Русский язык» и профессиональной направленности образовательной программы по специальности 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».



Таблица 4

раздела, темы

Коды образовательных результатов

(ЛР, МР, ПР, ОК, ПК)

Варианты междисциплинарных заданий

Раздел № 1 Язык и речь. Функциональные стили речи

Тема № 4. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Лингвостилистический анализ текста

ОК 4

ПК 3.1

ЛР 01

МР 01

ПРб. 01

ПРб. 04


Изучите теоретический материал и выполните следующие задания: 

1. Составьте резюме слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования для устройства в организацию. 

2. Напишите заявление на имя директора ООО колхоз «Родина» об устройстве на работу на должность слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин

3. Напишите служебную записку на имя заместителя директора о необходимости приобретения новых запчастей для сельскохозяйственных машин. 

4. Составьте Акт о списании неисправной сельхозтехники.
5. Сделайте лингвостилистический анализ научной статьи по актуальным вопросам профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Раздел № 2. Лексикология и фразеология

Тема № 2. Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика

ОК 4

ОК 6

ПК 2.2

ПК 2.4

ЛР 07

МР 05

ПРб.01

ПРб.04

1. Определите значение терминов профессии: пахота, пашня, двигатель, ковш, борозда, возделывание, уборка сельскохозяйственных культур, механизм, установка, прицеп, навес, мотор, агрономия. Составьте с данными словами предложения.

2. Определите значение следующих фразеологизмов:

Вернуть на (грешную) землю (внушить кому-либо необходимость мыслить и действовать, исходя из реальной обстановки);

Спустить с небес на землю (вернуть кого-либо к реальной жизни, к действительности из мира грёз, мечтаний);

Готов сквозь землю провалиться (от стыда, страха, робости хотел бы скрыться куда-нибудь, исчезнуть, спрятаться);

Земля уходит из-под ног (положение кого-либо становится предельно ненадёжным, шатким);

Терять землю из-под ног (лишаться уверенности в самом себе, уграчивать веру в успех своего дела, общественного положения и т. п.);

Как ещё земля держит / терпит (как только возможно, допустимо существование кого-либо; можно ли смириться с таким негодным человеком).

Подберите 5 фразеологизмов со словом «земля»

3. Расшифруйте следующие аббревиатуры:

Расшифруйте следующие аббревиатуры: 

ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог)

ЗАВ (Зерноочистительный Агрегат Воронежский)

КФХ (крестьянское/фермерское хозяйство)

МТЗ - это Минский тракторный завод

Раздел № 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Тема № 1. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова

ОК 4

ОК 6

ЛР 06

МР 04

ПК 2.4

ПРб.01

ПРб. 02

1. Подготовьте реферат на тему: «Профессия тракториста-машиниста в современном обществе».

2. На основе текстов научной литературы составьте диктант с терминами и словами профессиональной лексики;

3. Расставьте ударения в словах: селекция, силос, элеватор, тракторный парк, сельскохозяйственная техника, пахота, уборка, урожайный, яровая совка, прореживание всходов.

Раздел № 4. Морфемика, словообразование, орфография

Тема № 2. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ

ОК 4

ОК 6

ЛР 04

МР 08

ПК 2.4

ПРб. 03


1. Подберите не менее 10 терминов и слов профессиональной лексики профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Определить способы образования данных слов;

2. Напишите словарный диктант: с_л_кция, сил_с, эл_ватор, тракт_рный парк, сельск_х_зяйств_нная техн_ка, п_х_та, ур_жайный, яр_вая с_вка, пр_реж_вание всходов.

Раздел № 5. Морфология и орфография

Тема № 2. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи

ОК 4

ОК 6

ЛР 06

МР 04

ПК 2.4

ПРб. 02

1.Произведите морфологический анализ имен существительных данного фрагмента текста:

«В результате исследований состояния внутрихозяйственного землеустройства и путей его совершенствования в Волгоградской области было установлено, что в проектах внутрихозяйственного землеустройства осуществлено научно-обоснованное перераспределение земель. Были сформированы довольно крупные и компактные земельные массивы, что уменьшило отрицательное влияние земельных переделов на использование сельскохозяйственных угодий. В целом проведенное в Волгоградской области землеустройство обеспечило благоприятные территориальные условия для развития сельскохозяйственного производства»;

2.Составьте с данными словами предложения.

Раздел № 6. Синтаксис и пунктуация.

Тема № 1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое

ОК 4

ОК 6

ЛР 04

МР 04

ПК 2.2

ПК 3.1

ПРб. 01

ПРб.04

1.Составьте шаблоны документации профессиональной сферы.

2. Деловая игра «Подготовка земли к посадке семян подсолнечника»