СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Обществознание" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учетом рабочей программы воспитания школы и включает мероприятия  воспитывающего и познавательного характера к учебнику «Обществознание» 10 класс под общей редакцией академика РАН В.А.Тишкова (авторы Р.С.Гринберг, Г.Э.Королева, О.Б.Соболева, О.Г.Цыплакова), М.,»Вентана-Граф», 2020.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Обществознание" 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

руководитель МО

_________/Жанаева Т.З./

Протокол № 1

от «26» 08. 2021 г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

_________/_Жанаева Т. З./

30.08.2021 г.

«Утверждаю»

Директор

 _________/Красикова Н. Г./
Приказ №1

от «01» сентября 2021 г.










Рабочая программа

Обществознание

10 класс









учитель истории и обществознания

Жанаева Татьяна Зоригтуевна

первая квалификационная категория















Хоронхой

2021 г.


-

Пояснительная записка


Рабочая программа по обществознанию на 2021/22 учебный год для обучающихся 10-го класса  разработана в соответствии с требованиями:

  1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 –V «Об образовании в Республике Бурятия».

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года №413 (с изм. от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578, от 29.06.2017 №613).

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766).

  5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з).

  6. Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115.

  9. Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание», утвержденной решением Коллегии Минпросвещения от 28.12.2018;

  10. Рабочей программы воспитания МБОУ «Хоронхойская СОШ».


Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания школы и включает мероприятия воспитывающего и познавательного характера.


Цель:


  • содействовать воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;


  • развитию личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;


  • формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;


  • овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;


  • формированию у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений дня определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области

  • социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.


Задачи программы:




1. создание условий для социализации личности;

2. формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;

3. формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

4. содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

5. формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся, антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности.


Учебно-методический комплекс

Настоящая рабочая программа является основой линии учебно-методического комплекта по обществознанию для 10–11 классов (базовый уровень) под общей редакцией академика РАН, доктора исторических наук В. А. Тишкова. Она написана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОССОО), Концепцией преподавания обществознания в Российской Федерации. Программа отражает содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования. В ней учтены возможности предмета в реализации требований к личностным и метапредметным результатам обучения для среднего общего образования, преемственность с программами по предмету «Обществознание» для основного общего образования, а также предметами «История», «География», «ОБЖ» и «Литература» основного общего и среднего общего образования.


Литературы для обучающихся:


  1. Учебник «Обществознание» 10 класс под общей редакцией академика РАН В.А.Тишкова (авторы Р.С.Гринберг, Г.Э.Королева, О.Б.Соболева, О.Г.Цыплакова), М.,»Вентана-Граф», 2020.


  1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. — М., 2004.


3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под ред. П. В. Крашенинникова, П. И. Седугина. — М.,2001.


4.Королёва Г. Э. Экономика: 10—11 кл.: практикум для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. — М., 2012.


5. Королёва Г. Э., Бурмистрова Т. В. Экономика: 10—11 кл.:учебник для учащихся общеобразовательнучреждений. — М.,2009.

Литературы для учителя:

  1. Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2009. – 384 с.


  1. Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. –М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 320 с.


  1. Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2009. – 160 с.


  1. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н. Боголюбов и др\. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2009.- 159-191 с.


  1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.


  1. Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». – М.: Дрофа, 2009. – 288 с.


  1. Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. — М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 160 с.


  1. Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. – М.: ТИД «Русское слово — РС», 2009. – 224 с.


  1. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. – Брянск:


«Курсив»,2009. – 340 с.


  1. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2009. – 192 с.

  1. Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. Образовательные стандарты начала 2000-х гг.: от чего и к чему переходит школа // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. —№ 6. — С.


28—37.


  1. Муштавинская —И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. — СПб., 2014.


  1. Общая методика преподавания обществознания в школе / под. ред. Л. Н. Боголюбова. — М.,

2008.

Электронное сопровождения УМК:


  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);


  1. http://history-forever2012.jimdo.com/www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-

образовательных ресурсов


  1. www. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


  1. http://www.alleng.ru/edu/social.htm- сайт «Обществознание»

  2. http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.1.16- сайт «Обществоведение»


  1. http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm- презентации

  2. http://www.ido.rudn.ru/ffec/index.html - все разделы обществознания.


  1. «Вопросы экономики» — http://www.vopreco.ru

  2. «Жёлтые страницы России», данные о предприятиях —http://www.yellowpages.rin.ru


  1. «Коммерсантъ. Деньги» — http://www.kommersant.ru/money

  1. «Коммерсантъ» — http://www.kommersant.ru


    1. «Российская газета» — http://www.rg.ru/

  1. «Эко» — http://www.ecotrends.ru


  1. «Экономика и жизнь» — http://www.akdi.ru

  2. «Эксперт» — http://www.expert.ru


  1. Банк России — http://www.cbr.ru

  2. Библиотека экономической и деловой литературы —http://www.aup.ru/library/


  1. Всероссийский центр изучения общественного мнения — http://www.wciom.ru

  2. Государственная Дума: официальный сайт — http://www.duma.gov.ru


Количество часов: по программе за год –68, из них практических – 12.


Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «Обществознание»


Личностными результатами выпускников средней (полной) школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию является формирование у обучающихся:


  • российской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);


  • гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности; уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;


  • готовность к служению Отечеству, его защите.


  • мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;


  • основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;


    • толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

    • навыков сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;


  • готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;


  • осознанного выбора будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;


    • экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;


  • ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.


Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;


  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;


  • умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;


  • готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;


  • умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;


  • умении определять назначение и функции различных социальных институтов;


  • умении самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;


  • владении языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;


  • владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Предметными результатами освоения интегрированного учебного предмета «Обществознание» должны стать:


  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;


  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;


  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;


  • сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;


  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;


  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни;

  • прогнозировать последствия принимаемых решений;


  • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развитии гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;


  • готовность к служению Отечеству, его защите;


  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;


  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;


  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;


  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных


планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне в 10 классе обучающийся будет

знать:


о биосоциальной сущности человека; основных этапах и факторах социализации личности; обществе как сложной самоорганизующейся системе; основных социальных институтах и их функциях; тенденциях развития общества и социальных институтов; особенностях социально-гуманитарных наук; духовной культуре и экономической жизни современного общества;


научится:

1) раскрывать смысл следующих понятий:


• социализация личности; потребности; интересы; свобода необходимость; мировоззрение; самосознание; мышление; познание; истина;


• культура; мораль; религия; искусство; наука, образование;


• общество; социальный институт; семья; социальная стратификация; социальное неравенство; социальная мобильность; социальный контроль; самоконтроль; социальные нормы, девиантное поведение; социальный конфликт;


• рынок; рыночный спрос; эластичность спроса; рыночное предложение; эластичность предложения; рыночное равновесие; ограниченность ресурсов; альтернативная стоимость; издержки; выручка; прибыль; монополия; конкуренция; факторы производства; заработная плата; торговля; валовой внутренний продукт; инфляция; полная занятость; безработица; экономический цикл; банки; банковская система; финансовые институты; вклады; государственный бюджет; государственный долг; налоги; международная экономика; экспорт; импорт; валютный рынок; курс национальной валюты;


2) характеризовать:


• социальные объекты и явления, выделяя их существенные признаки, структурные элементы, этапы развития, виды, формы, уровни, функции, конкретные проявления и т. п.;


• человека как результат биологической и социокультурной эволюции; свободу и необходимость в человеческой деятельности; общественное и индивидуальное сознание; типы мировоззрения; типы социального поведения; формы и методы мышления; формы познания; критерии истины; абсолютную, относительную истину;


• формы и виды культуры; особенности научного познания; естественные, технические и социально-гуманитарные науки; особенности познания в социально-гуманитарных науках;


• современные тенденции развития образования; знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества;


• системное строение общества; основные институты общества; социальные взаимодействия и общественные отношения; семью как малую группу и социальный институт; тенденции развития семьи в современном мире; современную демографическую ситуацию в Российской Федерации; социальную структуру общества; социальные отношения; типы социальных групп; формы и каналы социальной мобильности в современном обществе; виды социальных норм; конформизм; виды социальных конфликтов, их причины; способы разрешения конфликтов; миграционные процессы в современном мире; межнациональные отношения; этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы национальной политики РФ.

  • экономику как науку и сферу деятельности человека; методы экономической науки; типы экономических систем; кривую производственных возможностей; государственное регулирование рынков; экономику предприятия; цели предприятия; отраслевые структуры; государственное регулирование в условиях различной степени конкуренции между предприятиями; рынки ресурсов; деятельность профсоюзов; государственное регулирование рынков ресурсов; выигрыши и потери от участия в торговле; государственное регулирование внешней торговли; макроэко-номические показатели качества жизни; социально-экономическое неравенство; основные проблемы макроэкономики; монетарную политику Банка России; фискальную политику государства; международную экономику; движение капитала между странами;

  • особенности профессиональной деятельности психолога, педагога; социолога; экономиста;


  1. конкретизировать примерами из социальной жизни и личного социального опыта изученные теоретические положения и понятия социальной психологии, философии, социологии, экономики; использовать ключевые понятия и теоретические положения социальной психологии, философии, социологии, экономики для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта;


  1. объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов


(включая взаимодействие и взаимосвязи общества и природы, человека и общества, общества и культуры, основных социальных институтов, сфер общественной жизни, материальной и ду-ховной культуры);


  1. классифицировать по разным основаниям и определять основания классификации:

• агентов (институты) социализации; типы мировоззрения;


• формы и методы мышления; формы познания; формы и виды культуры; методы научного познания;


• основные институты общества; социальные взаимодействия; общественные отношения; социальные группы; формы и каналы социальной мобильности в современном обществе; социальные нормы; виды социальных конфликтов;


• экономические системы; издержки; рынки ресурсов; факторы производства; банки; финансовые институты; налоги;


  1. осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных неадаптированных источников (мате-риалов СМИ, правовых, научно-популярных, научных, фи-лософских, публицистических, религиозных, рекламных, художественных и др. текстов, статистических материалов, аудиовизуальных источников и т. п.);


  1. работать с информацией из неадаптированных источников: анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать, критиковать; переводить из текста в таблицу/диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст/диаграмму и др., выбирать знаковые системы ее представления адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;


  1. отбирать и использовать наглядную социальную информацию в соответствии с учебными и практическими целями;


  1. проводить атрибуцию источника социальной информации;


  1. критически оценивать полученную извне социальную информацию.


  1. анализировать статистические данные — делать из них выводы и объяснять их, опираясь на знания обществоведческого курса и собственный социальный кругозор;


  1. сопоставлять информацию двух и более текстовых источников социальной информации, анализировать и сравнивать их, делать выводы; оценивать аргументацию авторов, осуществлять выбор аргументации; соотносить и сравнивать социальные объекты, в том числе однородные современные явления экономической, социальной и культурной жизни разных народов и стран;


  1. делать обоснованные предположения о возможных причинах (предпосылках) и последствиях событий (явлений,процессов) современной общественной жизни;


  1. применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным проблемам общественной жизни, связанным с развитием человека и общества, социальных и экономических отношений, духовной культуры;

  1. использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни для успешного выполнения типичных социальных ролей семьянина, потребителя, зрителя, собственника, ученика, работника, делового партнера; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; ориентации в актуальных общественных со-бытиях, определения личной гражданской позиции;


  1. формулировать на основе приобретенных социальногуманитарных знаний собственные ценностно позитивные суждения и аргументы по проблемам развития человека и общества, духовной культуры и экономической жизни



Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:


• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;


•совершенствования собственной познавательной деятельности;


• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации: осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.


•решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;


• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;


•предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

•оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;


• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;


• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



Содержание курса

Тема 1. Человек как часть природы и общества (8 ч)


Человек как часть природы и общества. Антропогенез. Социальная коммуникация. Социализация личности, стадии социализации, агенты (институты) социализации, нарушения социализации. Деятельность как неотъемлемое свойство человека. Структура и мотивация деятельности. Многообразие деятельности. Мотивы, потребности и интересы человека. Категории «свобода» и «необходимость» в человеческой деятельности. Мышление и деятельность. Сознательное и бессознательное. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его типы. Мировоззрение и менталитет.


Познание мира. Формы познания. Мышление и речь. Мышление, формы и методы мышления. Многообразие видов познания. Методы научного познания. Понятие истины, ее критерии.Абсолютная, относительная истина. Особенности социального познания.


Тема 2. Духовная культура (11 ч)

Понятие культуры. Функции культуры. Культура и антикультура. Материальная и духовная


культура. Духовные ценности. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная;

молодежная субкультура, контркультура. Национальная, региональная и мировая культура.


Многообразие и диалог культур. Формы духовного освоения действительности: мораль, религия,

искусство. Художественная культура. Виды, жанры и функции искусства. Структура религии,


религиозные отношения, атеизм. Виды и функции религии, религиозные организации,

опасность тоталитарных сект. Мораль, нравственность, этика. Моральный идеал, внутренние


регуляторы поведения человека. Наука. Естественные, технические и социально-гуманитарные

науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного


познания. Наука как социальный институт. Научные революции. Наука и паранаука. Проблемы

развития современной науки. Образование. Сущность и виды образования. Современные


тенденции развития образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного

общества.


Тема 3. Система социальных отношений (17 ч)


Общество как система: элементы и подсистемы. Общество как динамическая система. Соотношение сфер общественной жизни. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Сущность социального института. Институционализация. Основные институты общества. Функции социальных институтов.


Социальная структура общества и социальные отношения. Социальные общности и группы, их типы. Положение человека в малой группе. Молодежь как социальная группа. Социальные статусы и роли. Социальная стратификация, социальное неравенство. Исторические типы стратификации. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Марги-нальность. Социальная структура современного российского общества. Семья как малая группа и социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Пробле-ма неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Этнические общности. Миграционные процессы в современном мире. Межнациональные отношения, проблема национализма, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики РФ.

Социальный контроль и самоконтроль. Социальные нормы, их виды. Конформизм.


Отклоняющееся (девиантное) поведение, его виды и способы общественного реагирования.

Социальный конфликт. Стадии развития конфликта. Виды социальных конфликтов, их причины.


Способы разрешения социальных конфликтов. Роль социальных конфликтов в развитии общества.

Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога.


Тема 4. Экономика (26 ч)


Экономика как наука и сфера деятельности человека. Методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. .Альтернативная стоимость. Рациональное поведение людей


  • экономике. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Внешние эффекты и общественные блага. Кривая производственных возможностей. Функционирование рынков. Рыночный спрос. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Эластичность предложения. Рыночное равновесие. Факторы производства. Рынки ресурсов: рынок капитала, рынок земли, рынок труда, рынок информации. Отраслевые структуры. Монополия и конкуренция. Виды конкуренции. Государственное регулирование в условиях различной степени конкуренции между предприятиями. Государтвенное регулирование рынков. Экономика предприятия. Цели предприятия. Бизнес и предпринимательство. Менеджмент и маркетинг. Формы организации предпринимательской деятельности. Способы финансирования предприятий. Издержки, выручка, прибыль. Виды ценных бумаг. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Виды безработицы. Уровень безработицы. Деятельность профсоюзов. Государственное регулирование в области занятости. Семейный бюджет. Соотношение доходов и расходов. Прожиточный минимум. Социально-экономическое неравенство. Индекс Джинни.

Макроэкономические показатели и качество жизни. Валовой внутренний продукт, располагаемые доходы населения. Инфляция и ее последствия. Основные проблемы макроэкономики. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла.


Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Бюджетная политика. Государственный долг. Налоги. Виды налогов. Функции налогов. Системы налого-обложения. Фискальная политика государства. Денежный рынок. Функции денег. Деньги и денежные агрегаты. Инфляция. Виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.


Финансовые институты. Банки. Банковская система. Монетарная политика Банка России. Функции коммерческих банков. Вклады. Международная экономика. Мировое хозяйство. Протекционизм. Экспорт и импорт товаров и услуг. Движения капитала между странами. Валютный рынок. Курс национальной валюты. Торговля. Спрос и предложение при торговле между странами. Выигрыши и потери от участия в торговле. Всемирная торговая организация. Государственное регулирование внешней торговли. Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах.



Повторение 6 часов.




Тематическое планирование рабочей программы по учебному предмету «Обществознание»


Наименование разделов, основных тем

Количество часов

1

Человек как часть природы и общества

8

2

Духовная культура

11

3

Система социальных отношений

17

4

Экономика

26

5

Повторение

6


ИТОГО

68


Мероприятия воспитывающего и познавательного характера


Наименование разделов и тем

Количество часов

1

День солидарности в борьбе с терроризмом (ВР)

1

2

Международный день толерантности (ВР)

1

3

День Героев Отечества (ВР)

1

4

День российской науки (ВР)

1

5

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы

1



4. Календарно-тематический план


урока

Тема урока

Коли-

чество часов

Дата проведения

По плану

Факт


Человек как часть природы и общества

8



Биосоциальная сущность человека.

День солидарности в борьбе с терроризмом (ВР)

1

02.09


Социализация личности

1

07.09


Свобода в человеческой деятельности

1

09.09


Сознание человека

1

14.09


Многообразие познания мира

1

16.09


Познание и истина

1

21.09


Урок - практикум. Феномен человека

1

23.09


Повторительно- обобщающий урок «Человек-

биосоциальное существо»

1

28.09



Духовная культура

11



Сущность духовной культуры.

1

30.09


Многообразие и диалог культур

1

05.10


Художественная культура

1

07.10


Религиозное освоение мира

1

12.10


Урок-практикум. Тоталитарные секты угроза религиозного экстремизма.

1

14.10


Моральные ориентиры поведения человека

1

19.10


Роль науки в общественном развитии.

1

21.10


Место образования в современном мире.

1

26.10


Современная культура

1

28.10


Урок-практикум. Профессии в сфере культуры.

1

09.11


Урок- практикум. Человек в мире духовной культуры.

1

11.11



Система социальных отношений

17



Общество как социальная система

1

16.11


Основные институты общества

Международный день толерантности (ВР)

1

18.11


Урок-практикум. Многообразие социальных

институтов и их роль в обществе

1

23.11


Социальные группы

1

25.11


Молодежь как социальная группа

1

30.11


Социальные статусы и роли

1

02.12


Социальная структура общества

1

07.12


Семья и брак.

1

09.12


Современная демографическая ситуация в РФ

День Героев Отечества (ВР)

1

14.12


Этнические общности. Межнациональные

отношения

1

16.12


Современная российская этнополитика.

1

21.12


Социальный контроль

1

23.12


Социальный конфликт

1

28.12


Урок-практикум. Правила разрешения конфликта.

1

11.01


Профессия социолога.

1

13.01


Урок-практикум. Человек в социальной среде.

1

18.01


Урок-практикум. Как добиться успеха.

1

20.01



Экономика

26



Что изучает экономика

1

25.01


Экономическая система

1

27.01


Спрос, предложение, рыночное равновесие.

1

01.02


Урок – практикум. Действие рыночного механизма

1

03.02


Эластичность спроса. Эластичность предложения.

1

08.02


День российской науки (ВР)

Конкуренция и ее виды.

1

10.02


Бизнес и предпринимательство.

1

15.02


Экономика фирмы. Менеджмент. Маркетинг.


1

17.02


Источники финансирования фирмы. Виды ценных

бумаг.

1

24.02


Урок – практикум. Создаем фирму.

1

01.03


Рынок труда. Безработица и государственная

политика в области занятости.

1

03.03


Урок – практикум. Уровень безработицы.

1

10.03


Семейный бюджет

1

15.03


Социально- экономическое неравенство

1

17.03


Валовый внутренний продукт.

1

22.03


Экономический рост. Экономический цикл.

1

24.03


Экономические функции государства. Государственный бюджет.

1

05.04


Налоги

1

07.04


Урок – практикум. Экономическая роль государства в современном мире. Денежное обращение. Денежные агрегаты.

1

12.04


День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы» (ВР)

1

14.04


Виды, причины и последствия инфляции

1

19.04


Банковская система. Финансовые институты.

1

21.04


Международная торговля.

1

26.04


Валютный рынок.

1

28.04


Профессия экономиста.

1

05.05


Повторительно- обобщающий урок «Экономическая сфера общества»

1

12.05



Повторение

6



Повторительно- обобщающий урок «Духовная культура»

1

17.05


Коррупция как многоплановое явление (экономическое, политическое, социальное, культурное) и пути противодействия коррупции.

1

19.05


Повторительно- обобщающий урок

«Система социальных отношений».

1

24.05


Повторительно- обобщающий урок «Экономика».


1

26.05


Повторительно- обобщающий урок «Моя будущая

профессия»


1

26.05


Итоговый урок

1




Итого

68