Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» руководитель МО _________/Жанаева Т.З./ Протокол № 1 от «26» 08. 2021 г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _________/_Жанаева Т. З./ 30.08.2021 г. | «Утверждаю» Директор _________/Красикова Н. Г./ Приказ №1 от «01» сентября 2021 г. |
Рабочая программа
Обществознание
10 класс
учитель истории и обществознания
Жанаева Татьяна Зоригтуевна
первая квалификационная категория
Хоронхой
2021 г.
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию на 2021/22 учебный год для обучающихся 10-го класса разработана в соответствии с требованиями:
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации».
Закон Республики Бурятия от 13.12.2013г. № 240 –V «Об образовании в Республике Бурятия».
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года №413 (с изм. от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578, от 29.06.2017 №613).
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 20.05.2020 № 254 (с изм. от 23.12.2020 № 766).
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з).
Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 22.03.2021 № 115.
Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание», утвержденной решением Коллегии Минпросвещения от 28.12.2018;
Рабочей программы воспитания МБОУ «Хоронхойская СОШ».
Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания школы и включает мероприятия воспитывающего и познавательного характера.
Цель:
содействовать воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
развитию личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений дня определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области
социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи программы:
1. создание условий для социализации личности;
2. формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
3. формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
4. содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
5. формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся, антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности.
Учебно-методический комплекс
Настоящая рабочая программа является основой линии учебно-методического комплекта по обществознанию для 10–11 классов (базовый уровень) под общей редакцией академика РАН, доктора исторических наук В. А. Тишкова. Она написана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОССОО), Концепцией преподавания обществознания в Российской Федерации. Программа отражает содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования. В ней учтены возможности предмета в реализации требований к личностным и метапредметным результатам обучения для среднего общего образования, преемственность с программами по предмету «Обществознание» для основного общего образования, а также предметами «История», «География», «ОБЖ» и «Литература» основного общего и среднего общего образования.
Литературы для обучающихся:
Учебник «Обществознание» 10 класс под общей редакцией академика РАН В.А.Тишкова (авторы Р.С.Гринберг, Г.Э.Королева, О.Б.Соболева, О.Г.Цыплакова), М.,»Вентана-Граф», 2020.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. — М., 2004.
3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под ред. П. В. Крашенинникова, П. И. Седугина. — М.,2001.
4.Королёва Г. Э. Экономика: 10—11 кл.: практикум для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. — М., 2012.
5. Королёва Г. Э., Бурмистрова Т. В. Экономика: 10—11 кл.:учебник для учащихся общеобразовательнучреждений. — М.,2009.
Литературы для учителя:
Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2009. – 384 с.
Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. –М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 320 с.
Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2009. – 160 с.
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н. Боголюбов и др\. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2009.- 159-191 с.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.
Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». – М.: Дрофа, 2009. – 288 с.
Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. — М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 160 с.
Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. – М.: ТИД «Русское слово — РС», 2009. – 224 с.
Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. – Брянск:
«Курсив»,2009. – 340 с.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2009. – 192 с.
Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. Образовательные стандарты начала 2000-х гг.: от чего и к чему переходит школа // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2014. —№ 6. — С.
28—37.
Муштавинская —И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. — СПб., 2014.
Общая методика преподавания обществознания в школе / под. ред. Л. Н. Боголюбова. — М.,
2008.
Электронное сопровождения УМК:
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
http://history-forever2012.jimdo.com/www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-
образовательных ресурсов
www. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.alleng.ru/edu/social.htm- сайт «Обществознание»
http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.1.16- сайт «Обществоведение»
http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm- презентации
http://www.ido.rudn.ru/ffec/index.html - все разделы обществознания.
«Вопросы экономики» — http://www.vopreco.ru
«Жёлтые страницы России», данные о предприятиях —http://www.yellowpages.rin.ru
«Коммерсантъ. Деньги» — http://www.kommersant.ru/money
«Коммерсантъ» — http://www.kommersant.ru
«Российская газета» — http://www.rg.ru/
«Эко» — http://www.ecotrends.ru
«Экономика и жизнь» — http://www.akdi.ru
«Эксперт» — http://www.expert.ru
Банк России — http://www.cbr.ru
Библиотека экономической и деловой литературы —http://www.aup.ru/library/
Всероссийский центр изучения общественного мнения — http://www.wciom.ru
Государственная Дума: официальный сайт — http://www.duma.gov.ru
Количество часов: по программе за год –68, из них практических – 12.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Обществознание»
Личностными результатами выпускников средней (полной) школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию является формирование у обучающихся:
российской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности; уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите.
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыков сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанного выбора будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; ●владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
умении самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владении языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами освоения интегрированного учебного предмета «Обществознание» должны стать:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни;
прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развитии гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне в 10 классе обучающийся будет
знать:
о биосоциальной сущности человека; основных этапах и факторах социализации личности; обществе как сложной самоорганизующейся системе; основных социальных институтах и их функциях; тенденциях развития общества и социальных институтов; особенностях социально-гуманитарных наук; духовной культуре и экономической жизни современного общества;
научится:
1) раскрывать смысл следующих понятий:
• социализация личности; потребности; интересы; свобода необходимость; мировоззрение; самосознание; мышление; познание; истина;
• культура; мораль; религия; искусство; наука, образование;
• общество; социальный институт; семья; социальная стратификация; социальное неравенство; социальная мобильность; социальный контроль; самоконтроль; социальные нормы, девиантное поведение; социальный конфликт;
• рынок; рыночный спрос; эластичность спроса; рыночное предложение; эластичность предложения; рыночное равновесие; ограниченность ресурсов; альтернативная стоимость; издержки; выручка; прибыль; монополия; конкуренция; факторы производства; заработная плата; торговля; валовой внутренний продукт; инфляция; полная занятость; безработица; экономический цикл; банки; банковская система; финансовые институты; вклады; государственный бюджет; государственный долг; налоги; международная экономика; экспорт; импорт; валютный рынок; курс национальной валюты;
2) характеризовать:
• социальные объекты и явления, выделяя их существенные признаки, структурные элементы, этапы развития, виды, формы, уровни, функции, конкретные проявления и т. п.;
• человека как результат биологической и социокультурной эволюции; свободу и необходимость в человеческой деятельности; общественное и индивидуальное сознание; типы мировоззрения; типы социального поведения; формы и методы мышления; формы познания; критерии истины; абсолютную, относительную истину;
• формы и виды культуры; особенности научного познания; естественные, технические и социально-гуманитарные науки; особенности познания в социально-гуманитарных науках;
• современные тенденции развития образования; знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества;
• системное строение общества; основные институты общества; социальные взаимодействия и общественные отношения; семью как малую группу и социальный институт; тенденции развития семьи в современном мире; современную демографическую ситуацию в Российской Федерации; социальную структуру общества; социальные отношения; типы социальных групп; формы и каналы социальной мобильности в современном обществе; виды социальных норм; конформизм; виды социальных конфликтов, их причины; способы разрешения конфликтов; миграционные процессы в современном мире; межнациональные отношения; этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы национальной политики РФ.
экономику как науку и сферу деятельности человека; методы экономической науки; типы экономических систем; кривую производственных возможностей; государственное регулирование рынков; экономику предприятия; цели предприятия; отраслевые структуры; государственное регулирование в условиях различной степени конкуренции между предприятиями; рынки ресурсов; деятельность профсоюзов; государственное регулирование рынков ресурсов; выигрыши и потери от участия в торговле; государственное регулирование внешней торговли; макроэко-номические показатели качества жизни; социально-экономическое неравенство; основные проблемы макроэкономики; монетарную политику Банка России; фискальную политику государства; международную экономику; движение капитала между странами;
особенности профессиональной деятельности психолога, педагога; социолога; экономиста;
конкретизировать примерами из социальной жизни и личного социального опыта изученные теоретические положения и понятия социальной психологии, философии, социологии, экономики; использовать ключевые понятия и теоретические положения социальной психологии, философии, социологии, экономики для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
(включая взаимодействие и взаимосвязи общества и природы, человека и общества, общества и культуры, основных социальных институтов, сфер общественной жизни, материальной и ду-ховной культуры);
классифицировать по разным основаниям и определять основания классификации:
• агентов (институты) социализации; типы мировоззрения;
• формы и методы мышления; формы познания; формы и виды культуры; методы научного познания;
• основные институты общества; социальные взаимодействия; общественные отношения; социальные группы; формы и каналы социальной мобильности в современном обществе; социальные нормы; виды социальных конфликтов;
• экономические системы; издержки; рынки ресурсов; факторы производства; банки; финансовые институты; налоги;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных неадаптированных источников (мате-риалов СМИ, правовых, научно-популярных, научных, фи-лософских, публицистических, религиозных, рекламных, художественных и др. текстов, статистических материалов, аудиовизуальных источников и т. п.);
работать с информацией из неадаптированных источников: анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать, критиковать; переводить из текста в таблицу/диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст/диаграмму и др., выбирать знаковые системы ее представления адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
отбирать и использовать наглядную социальную информацию в соответствии с учебными и практическими целями;
проводить атрибуцию источника социальной информации;
критически оценивать полученную извне социальную информацию.
анализировать статистические данные — делать из них выводы и объяснять их, опираясь на знания обществоведческого курса и собственный социальный кругозор;
сопоставлять информацию двух и более текстовых источников социальной информации, анализировать и сравнивать их, делать выводы; оценивать аргументацию авторов, осуществлять выбор аргументации; соотносить и сравнивать социальные объекты, в том числе однородные современные явления экономической, социальной и культурной жизни разных народов и стран;
делать обоснованные предположения о возможных причинах (предпосылках) и последствиях событий (явлений,процессов) современной общественной жизни;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным проблемам общественной жизни, связанным с развитием человека и общества, социальных и экономических отношений, духовной культуры;
использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни для успешного выполнения типичных социальных ролей семьянина, потребителя, зрителя, собственника, ученика, работника, делового партнера; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; ориентации в актуальных общественных со-бытиях, определения личной гражданской позиции;
формулировать на основе приобретенных социальногуманитарных знаний собственные ценностно позитивные суждения и аргументы по проблемам развития человека и общества, духовной культуры и экономической жизни
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
•совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации: осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
•решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
•предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
•оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание курса
Тема 1. Человек как часть природы и общества (8 ч)
Человек как часть природы и общества. Антропогенез. Социальная коммуникация. Социализация личности, стадии социализации, агенты (институты) социализации, нарушения социализации. Деятельность как неотъемлемое свойство человека. Структура и мотивация деятельности. Многообразие деятельности. Мотивы, потребности и интересы человека. Категории «свобода» и «необходимость» в человеческой деятельности. Мышление и деятельность. Сознательное и бессознательное. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание индивида и социальное поведение. Мировоззрение, его типы. Мировоззрение и менталитет.
Познание мира. Формы познания. Мышление и речь. Мышление, формы и методы мышления. Многообразие видов познания. Методы научного познания. Понятие истины, ее критерии.Абсолютная, относительная истина. Особенности социального познания.
Тема 2. Духовная культура (11 ч)
Понятие культуры. Функции культуры. Культура и антикультура. Материальная и духовная
культура. Духовные ценности. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная;
молодежная субкультура, контркультура. Национальная, региональная и мировая культура.
Многообразие и диалог культур. Формы духовного освоения действительности: мораль, религия,
искусство. Художественная культура. Виды, жанры и функции искусства. Структура религии,
религиозные отношения, атеизм. Виды и функции религии, религиозные организации,
опасность тоталитарных сект. Мораль, нравственность, этика. Моральный идеал, внутренние
регуляторы поведения человека. Наука. Естественные, технические и социально-гуманитарные
науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного
познания. Наука как социальный институт. Научные революции. Наука и паранаука. Проблемы
развития современной науки. Образование. Сущность и виды образования. Современные
тенденции развития образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного
общества.
Тема 3. Система социальных отношений (17 ч)
Общество как система: элементы и подсистемы. Общество как динамическая система. Соотношение сфер общественной жизни. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Сущность социального института. Институционализация. Основные институты общества. Функции социальных институтов.
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальные общности и группы, их типы. Положение человека в малой группе. Молодежь как социальная группа. Социальные статусы и роли. Социальная стратификация, социальное неравенство. Исторические типы стратификации. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Марги-нальность. Социальная структура современного российского общества. Семья как малая группа и социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Пробле-ма неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Этнические общности. Миграционные процессы в современном мире. Межнациональные отношения, проблема национализма, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики РФ.
Социальный контроль и самоконтроль. Социальные нормы, их виды. Конформизм.
Отклоняющееся (девиантное) поведение, его виды и способы общественного реагирования.
Социальный конфликт. Стадии развития конфликта. Виды социальных конфликтов, их причины.
Способы разрешения социальных конфликтов. Роль социальных конфликтов в развитии общества.
Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога.
Тема 4. Экономика (26 ч)
Экономика как наука и сфера деятельности человека. Методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. .Альтернативная стоимость. Рациональное поведение людей
экономике. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Внешние эффекты и общественные блага. Кривая производственных возможностей. Функционирование рынков. Рыночный спрос. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Эластичность предложения. Рыночное равновесие. Факторы производства. Рынки ресурсов: рынок капитала, рынок земли, рынок труда, рынок информации. Отраслевые структуры. Монополия и конкуренция. Виды конкуренции. Государственное регулирование в условиях различной степени конкуренции между предприятиями. Государтвенное регулирование рынков. Экономика предприятия. Цели предприятия. Бизнес и предпринимательство. Менеджмент и маркетинг. Формы организации предпринимательской деятельности. Способы финансирования предприятий. Издержки, выручка, прибыль. Виды ценных бумаг. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Виды безработицы. Уровень безработицы. Деятельность профсоюзов. Государственное регулирование в области занятости. Семейный бюджет. Соотношение доходов и расходов. Прожиточный минимум. Социально-экономическое неравенство. Индекс Джинни.
Макроэкономические показатели и качество жизни. Валовой внутренний продукт, располагаемые доходы населения. Инфляция и ее последствия. Основные проблемы макроэкономики. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Бюджетная политика. Государственный долг. Налоги. Виды налогов. Функции налогов. Системы налого-обложения. Фискальная политика государства. Денежный рынок. Функции денег. Деньги и денежные агрегаты. Инфляция. Виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
Финансовые институты. Банки. Банковская система. Монетарная политика Банка России. Функции коммерческих банков. Вклады. Международная экономика. Мировое хозяйство. Протекционизм. Экспорт и импорт товаров и услуг. Движения капитала между странами. Валютный рынок. Курс национальной валюты. Торговля. Спрос и предложение при торговле между странами. Выигрыши и потери от участия в торговле. Всемирная торговая организация. Государственное регулирование внешней торговли. Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах.
Повторение 6 часов.
Тематическое планирование рабочей программы по учебному предмету «Обществознание»
№ | Наименование разделов, основных тем | Количество часов |
1 | Человек как часть природы и общества | 8 |
2 | Духовная культура | 11 |
3 | Система социальных отношений | 17 |
4 | Экономика | 26 |
5 | Повторение | 6 |
| ИТОГО | 68 |
Мероприятия воспитывающего и познавательного характера
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | День солидарности в борьбе с терроризмом (ВР) | 1 |
2 | Международный день толерантности (ВР) | 1 |
3 | День Героев Отечества (ВР) | 1 |
4 | День российской науки (ВР) | 1 |
5 | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы | 1 |
4. Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Коли- чество часов | Дата проведения |
По плану | Факт |
| Человек как часть природы и общества | 8 | | |
| Биосоциальная сущность человека. День солидарности в борьбе с терроризмом (ВР) | 1 | 02.09 | |
| Социализация личности | 1 | 07.09 | |
| Свобода в человеческой деятельности | 1 | 09.09 | |
| Сознание человека | 1 | 14.09 | |
| Многообразие познания мира | 1 | 16.09 | |
| Познание и истина | 1 | 21.09 | |
| Урок - практикум. Феномен человека | 1 | 23.09 | |
| Повторительно- обобщающий урок «Человек- биосоциальное существо» | 1 | 28.09 | |
| Духовная культура | 11 | | |
| Сущность духовной культуры. | 1 | 30.09 | |
| Многообразие и диалог культур | 1 | 05.10 | |
| Художественная культура | 1 | 07.10 | |
| Религиозное освоение мира | 1 | 12.10 | |
| Урок-практикум. Тоталитарные секты угроза религиозного экстремизма. | 1 | 14.10 | |
| Моральные ориентиры поведения человека | 1 | 19.10 | |
| Роль науки в общественном развитии. | 1 | 21.10 | |
| Место образования в современном мире. | 1 | 26.10 | |
| Современная культура | 1 | 28.10 | |
| Урок-практикум. Профессии в сфере культуры. | 1 | 09.11 | |
| Урок- практикум. Человек в мире духовной культуры. | 1 | 11.11 | |
| Система социальных отношений | 17 | | |
| Общество как социальная система | 1 | 16.11 | |
| Основные институты общества Международный день толерантности (ВР) | 1 | 18.11 | |
| Урок-практикум. Многообразие социальных институтов и их роль в обществе | 1 | 23.11 | |
| Социальные группы | 1 | 25.11 | |
| Молодежь как социальная группа | 1 | 30.11 | |
| Социальные статусы и роли | 1 | 02.12 | |
| Социальная структура общества | 1 | 07.12 | |
| Семья и брак. | 1 | 09.12 | |
| Современная демографическая ситуация в РФ День Героев Отечества (ВР) | 1 | 14.12 | |
| Этнические общности. Межнациональные отношения | 1 | 16.12 | |
| Современная российская этнополитика. | 1 | 21.12 | |
| Социальный контроль | 1 | 23.12 | |
| Социальный конфликт | 1 | 28.12 | |
| Урок-практикум. Правила разрешения конфликта. | 1 | 11.01 | |
| Профессия социолога. | 1 | 13.01 | |
| Урок-практикум. Человек в социальной среде. | 1 | 18.01 | |
| Урок-практикум. Как добиться успеха. | 1 | 20.01 | |
| Экономика | 26 | | |
| Что изучает экономика | 1 | 25.01 | |
| Экономическая система | 1 | 27.01 | |
| Спрос, предложение, рыночное равновесие. | 1 | 01.02 | |
| Урок – практикум. Действие рыночного механизма | 1 | 03.02 | |
| Эластичность спроса. Эластичность предложения. | 1 | 08.02 | |
| День российской науки (ВР) Конкуренция и ее виды. | 1 | 10.02 | |
| Бизнес и предпринимательство. | 1 | 15.02 | |
| Экономика фирмы. Менеджмент. Маркетинг. | 1 | 17.02 | |
| Источники финансирования фирмы. Виды ценных бумаг. | 1 | 24.02 | |
| Урок – практикум. Создаем фирму. | 1 | 01.03 | |
| Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости. | 1 | 03.03 | |
| Урок – практикум. Уровень безработицы. | 1 | 10.03 | |
| Семейный бюджет | 1 | 15.03 | |
| Социально- экономическое неравенство | 1 | 17.03 | |
| Валовый внутренний продукт. | 1 | 22.03 | |
| Экономический рост. Экономический цикл. | 1 | 24.03 | |
| Экономические функции государства. Государственный бюджет. | 1 | 05.04 | |
| Налоги | 1 | 07.04 | |
| Урок – практикум. Экономическая роль государства в современном мире. Денежное обращение. Денежные агрегаты. | 1 | 12.04 | |
| День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы» (ВР) | 1 | 14.04 | |
| Виды, причины и последствия инфляции | 1 | 19.04 | |
| Банковская система. Финансовые институты. | 1 | 21.04 | |
| Международная торговля. | 1 | 26.04 | |
| Валютный рынок. | 1 | 28.04 | |
| Профессия экономиста. | 1 | 05.05 | |
| Повторительно- обобщающий урок «Экономическая сфера общества» | 1 | 12.05 | |
| Повторение | 6 | | |
| Повторительно- обобщающий урок «Духовная культура» | 1 | 17.05 | |
| Коррупция как многоплановое явление (экономическое, политическое, социальное, культурное) и пути противодействия коррупции. | 1 | 19.05 | |
| Повторительно- обобщающий урок «Система социальных отношений». | 1 | 24.05 | |
| Повторительно- обобщающий урок «Экономика». | 1 | 26.05 | |
| Повторительно- обобщающий урок «Моя будущая профессия» | 1 | 26.05 | |
| Итоговый урок | 1 | | |
| Итого | 68 | | |