Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.п. Залукокоаже
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР « 30» августа 2018г. _______З.А.Бженикова | «ПРИНЯТО» Заседание педагогического совета Протокол №1от « 30» августа 2018г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже ____________ Махошева Т. К. Приказ № 179 /1от 31.08.2018г. |
Рабочая программа
по обществознанию для 10 «А» класса
ФИО учителя: Озрокова Лариса Хажгериевна, учитель первой категории
Срок реализации рабочей программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов: всего-105 ч, в неделю-3ч.
Количество контрольных работ- 4
г.п.Залукокоаже
2018г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
Изучение обществознания в 10 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
- развитие личностного и критического мышления, культуры речи;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих, уважение к истине и критического
отношения к собственным и чужим суждениям;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
- способствовать формированию гражданско-правовой грамотности;
- помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;
- помочь выработать собственную жизненную позицию;
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе рассчитана на 105 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Оценочный инструментарий:
-контрольные работы;
-тематические зачетные работы;
-обобщающие уроки;
-подготовка и защита учащимися рефератов, проектных и исследовательских работ;
-написание сочинения
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- выделять черты социальной сущности человека;
- определять роль духовных ценностей в обществе;
- распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
- различать виды искусства;
- соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
- выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
- выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
- раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
- выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
- выявлять особенности научного познания;
- различать абсолютную и относительную истины;
- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
-выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
- характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
-выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
-приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
-формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
- раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
- выделять критерии социальной стратификации;
- анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
- выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
- конкретизировать примерами виды социальных норм;
- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
- различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
- определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
- различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
- выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
- характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
- характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
- характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
-высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
-формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
-осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
- оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
- сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
- выделять основные элементы системы права;
- выстраивать иерархию нормативных актов;
- выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
- различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
-обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
-аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
- раскрывать содержание гражданских правоотношений;
- применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
- различать организационно-правовые формы предприятий;
- характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
- давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
- находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
- характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
- иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
- извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
- объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
- оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
- характеризовать основные методы научного познания;
- выявлять особенности социального познания;
- различать типы мировоззрений;
-объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
- выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее;
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
-выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
- систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица);
- выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
-высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
- анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
-выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
- толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
-находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
-выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
-выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
- анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
-действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
- перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
- характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
- ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
- выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
-применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
-характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Личностные результаты:
- осознание российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- выработка осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
Содержание учебного предмета:
Глава 1. Человек в обществе-26 ч.
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Глава 2. Общество как мир культуры-26 ч.
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений -46 ч.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Заключительные уроки 7 ч.
Предусматриваются разнообразные формы занятий по обществознанию с использованием современных педагогических технологий ИКТ, дискуссий, дебатов, проблемного обучения, а также внеурочную деятельность по предмету (проекты, исследования, участие в тематических конкурсах).
- урок изучения нового материала;
- комбинированный урок;
- урок – лекция;
- урок- практикум
- повторительно-обобщающий урок;
-контрольный урок.
Учебно-методическое обеспечение
Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.А.Лазебниковой, М.Ю. Телюкиной – М.: Просвещение,2017.
Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под редакцией П.А.
Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2016
Школьный словарь по обществознанию.
Электронные ресурсы
Электронная библиотека социологического факультета МГУ http://lib.socio.msu.ru/l/library
Электронная библиотека Гумер http://www.gumer.info/
Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
Всероссийский Интернет – педсовет http://pedsovet.org/
Учительский портал http://www.uchportal.ru/
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/
Календарное-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Коли-чество часов |
Дата | Примечание |
План | Факт |
1 | Что такое общество | 1 | 4.09 | | |
2 | Общество и природа | 1 | 6.09 | | |
3 | Общество как сложная система | 1 | 8.09 | | |
4 | Социальные институты | 1 | 11.09 | | |
5 | Урок – практикум по теме «Общество как система» | 1 | 13.09 | | |
6 | Динамика общественного развития | 1 | 15.09 | | |
7 | Глобализация | 1 | 18.09 | | |
8 | Урок – семинар: «Общественный прогресс». | 1 | 20.09 | | |
9 | Социальная сущность человека | 1 | 22.09 | | |
10 | Деятельность-способ существования людей | 1 | 25.09 | | |
11 | Многообразие деятельности | 1 | 27.09 | | |
12 | Урок-практикум: Как правильно писать эссе.» | 1 | 29.09 | | |
13 | Урок-практикум: «Решение практических заданий по теме «Виды деятельности» | 1 | 02.10 | | |
14 | Познавательная и коммуникативная деятельность | 1 | 4.10 | | |
15 | Особенности научного познания | 1 | 6.10 | | |
16 | Урок- практикум: «Способы познания» | 1 | 9.10 | | |
17 | Свобода и необходимость в деятельности человека | 1 | 11.10 | | |
18 | Основные характеристики деятельности человека. Структура деятельности и ее мотивация | 1 | 13.10 | | |
19 | Современное общество | 1 | 16.10 | | |
20 | Семинар: «Постиндустриальное общество» | 1 | 18.10 | | |
21 | Глобальная информационная экономика | 1 | 20.10 | | |
22 | Глобальная угроза международного терроризма | 1 | 23.10 | | |
23 | Идеология насилия и международный терроризм | 1 | 25.10 | | |
24 | Контрольная работа №1 «Человек и общество» | 1 | 27.10 | | |
25 | Урок- практикум: «Современные идеологии». | 1 | 06.11 | | |
26 | Урок- практикум: «Выполнение заданий на составление плана по определенной теме.» | | 08.11 | | |
Глава 2. Общество как мир культуры | |
27 | Духовная культура общества | 1 | 10.11 | | |
28 | Институты культуры | 1 | 13.11 | | |
29 | Духовный мир личности | 1 | 15.11 | | |
30 | Мировоззрение и его роль в жизни человека | 1 | 17.11 | | |
31. | Семинар: «Культура и человек». | 1 | 20.11 | | |
32. | Практикум: работа с текстом. | 1 | 22.11 | | |
33 | Мораль. | 1 | 24.11 | | |
34 | Моральный выбор | 1 | 27.11 | | |
35 | Наука и образование | 1 | 29.11 | | |
36 | Практикум: «Истина. Критерии истины» | 1 | 01.12 | | |
37 | Религия и религиозные организации | 1 | 04.12 | | |
38 | Искусство. | 1 | 06.12 | | |
39 | Массовая культура. | 1 | 08.12 | | |
40 | СМИ и культура | 1 | 11.12 | | |
41 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество как мир культуры» | 1 | 13.12 | | |
42 | Контрольная работа №2: «Духовная жизнь общества» | 1 | 15.12 | | |
43 | Роль экономики в жизни общества | 1 | 18.12 | | |
44 | Производство и формы её организации. | 1 | 20.12 | | |
45 | Измерители экономической деятельности. | 1 | 22.12 | | |
46 | Бюджет и налоги. | 1 | 25.12 | | |
47 | Рынок и рыночные структуры. | 1 | 27.12 | | |
48 | Банковская система. | 1 | 29.12 | | |
49 | Рынок труда. | 1 | 15.01 | | |
50 | Экономика потребителя | 1 | 17.01 | | |
51 | Зачет №1: «Человек и общество». | 1 | 19.01 | | |
52 | Зачет №2: «Экономика» | 1 | 22.01 | | |
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений | |
53 | Современные подходы к пониманию права | 1 | 24.01 | | |
54 | Взаимосвязь естественного и позитивного права. | 1 | 26.01 | | |
55 | Право в системе социальных норм. | 1 | 29.01 | | |
56 | Система российского права | 1 | 31.01 | | |
57 | Практикум: Работа с текстом по теме: «Право как регулятор общественных отношений». | 1 | 02.02 | | |
58 | Практикум: «Как писать сочинение по правовому направлению» | 1 | 05.02 | | |
59 | Источники права. | 1 | 07.02 | | |
60 | Законотворческий процесс в РФ. | 1 | 09.02 | | |
61 | Практикум: «Федеральное собрание и его полномочия» | 1 | 12.02 | | |
62 | Практикум: «Законодательная деятельность». | 1 | 14.02 | | |
63 | Правоотношения и правонарушения | 1 | 16.02 | | |
64 | Система судебной защиты человека | 1 | 19.02 | | |
65 | Предпосылки правомерного поведения. Правовая культура личности. | 1 | 21.02 | | |
66 | Практикум: «Решение практических задач по правомерному поведению». | 1 | 26.02 | | |
67 | Практикум: «Решение практических задач по социальному контролю» | 1 | 28.02 | | |
68 | Гражданин РФ | 1 | 02.03 | | |
69 | Воинская обязанность и права налогоплательщиков | 1 | 05.03 | | |
70 | Практикум по теме: Налоги, виды налогов. | 1 | 07.03 | | |
71 | Гражданское право. | 1 | 09.03 | | |
72 | Личные неимущественные права. | 1 | 12.03 | | |
73 | Контрольная работа № 3: «Право-регулятор общественных отношений» | 1 | 14.03 | | |
74 | Семейное право. | 1 | 16.03 | | |
75 | Права и обязанности супругов. | 1 | 19.03 | | |
76 | Практикум: «Решение практических заданий по семейным правоотношениям». | 1 | 21.03 | | |
77 | Практикум: «Решение заданий по разделу имущества во время развода» | | 03/23/19 | | |
78 | Семинар: «Семья - первичный агент социализации личности» | 1 | 02.04 | | |
79 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 1 | 04.04 | | |
80 | Социальная защита и социальное обеспечение | 1 | 06.04 | | |
81 | Урок-семинар: «Социальное обеспечение граждан» | 1 | 09.04 | | |
82 | Экологическое право. | 1 | 11.04 | | |
83 | Способы защиты экологических прав. | 1 | 13.04 | | |
84 | Урок-практикум по теме: «Административные правоотношения» | 1 | 16.04 | | |
85 | Процессуальные отрасли права | 1 | 18.04 | | |
86 | Арбитражный процесс | 1 | 20.04 | | |
87 | Административная юрисдикция. | 1 | 23.04 | | |
88 | Конституционное судопроизводство. | 1 | 25.04 | | |
89 | Принципы конституционного судопроизводства. | 1 | 27.04 | | |
90 | Практикум по теме: «Занятость и трудоустройство». | 1 | 30.04 | | |
91 | Практикум: «Решение практических заданий по Конституционному праву». | 1 | 02.05 | | |
92 | Международная защита прав человека | 1 | 04.05 | | |
93 | Международные преступления и правонарушения | 1 | 07.05 | | |
94 | Полномочия международного уголовного суда | 1 | 10.05 | | |
95 | Правовые основы антитеррористической политики РФ. | 1 | 11.05 | | |
96 | Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. | 1 | 14.05 | | |
97 | Зачет № 3 | 1 | 16.05 | | |
98 | Итоговая контрольная работа | 1 | 18.05 | | |
Итоговое повторение | | |
99 | Семинар: «терроризм в современном обществе» | 1 | 21.05 | | |
100 | Человек и глобальные вызовы современного общества. | 1 | 22.05 | | |
101 | Человек и ценности современного общества. | 1 | 23.05 | | |
102 | ПОУ по разделу «Право» | 1 | 25.05 | | |
103 | ПОУ по темам «Человек. Общество» | 1 | 28.05 | | |
104 | Урок- практикум в формате ЕГЭ по теме «Право» | 1 | 30.05 | | |
105 | Урок- практикум в формате ЕГЭ по теме «Политика» | 1 | 31.05 | | |
| | | | | |