Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012);
требований ФГОС основного общего образования второгопоколения, примерной программы основного общегообразования по обществознанию для 5–9 классов, рабочих программ по обществознанию для 5–9 классовк системе учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова,Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова,А.И. Матвеева (М.: Просвещение, 2012), базисногоучебного плана. Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.
Программа ориентирована на использование учебника под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 7 класс» (М.: Просвещение, 2015).
Цели и задачи преподавания обществознанияна ступени основного общего образования
• осознание общероссийской идентичности, воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, толерантности;
• формирование ценностных ориентиров и законопослушного поведения на основе правовыхнорм, закрепленных в Конституции РоссийскойФедерации, становление социального поведения, основанного на уважении закона;
• развитие личности на исключительно важномэтапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры;углубление интереса к изучению социальныхи гуманитарных дисциплин;
• формирование способности к личному самоопределению (в том числе предпрофильному),самореализации, самоконтролю;
• повышение мотивации к высокопроизводительной и наукоемкой трудовой деятельности;
• формирование целостной картины общества,адекватной современному уровню знаний о неми доступной по содержанию для школьниковмладшего и среднего подросткового возраста;
• освоение тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах,о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействияс социальной средой и выполнения типичныхсоциальных ролей человека и гражданина;
• овладение умениями получать из разнообразныхисточников социальную информацию, критически ее осмысливать, систематизировать, анализировать;
• освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского обществаи правового государства;
• формирование опыта применения полученныхзнаний и умений для определения собственнойпозиции в общественной жизни; для решениятипичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений; для соотнесения собственногоповедения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к результатам обучения
Изучение курса «Обществознание» в 7 классе направлено на достижение следующих результатов(освоение универсальных учебных действий – УУД).
Метапредметные результаты:
1) регулятивные УУД – формирование и развитиенавыков и умений:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определятьпоследовательность действий и прогнозироватьрезультаты работы;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искатьих самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) планрешения учебной задачи;
• работая по плану, сверять свои действия с цельюи при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
2) познавательные УУД – формирование и развитиенавыков и умений:
• проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
• осуществлять расширенный поиск информациис использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• работать с разными источниками информации,анализировать и оценивать информацию, пре-
образовывать ее из одной формы в другую;
• анализировать, сравнивать, классифицировать,самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;
• давать определения понятий;
3) коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
• адекватно использовать речевые средства дляаргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты;
• критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мненияи корректировать его;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позициии договариваться с людьми иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других
людей.
Предметные результаты:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
• понимать смысл обществоведческих терминов,понятий;
• характеризовать явления общественной жизни;
• иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать вы-
воды и умозаключения на основе сравнения;
2) в ценностно-мотивационной сфере:
• осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественнойжизни; уметь применять эти нормы и правила,анализируя и оценивая реальные социальныеситуации; руководствоваться этими нормамии правилами в повседневной жизни;
• понимать значение коммуникации в межличностном общении;
3) в ценностно-ориентационной сфере:
• анализировать и оценивать последствия своихслов и поступков;
• демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;
• уметь преодолевать разногласия с помощьюприемов и техник преодоления конфликтов;
4) в сфере трудовой деятельности:
• осознавать значения трудовой деятельности дляличности и для общества.
Содержание курса «Обществознание» (ФГОС)
Предмет «Обществознание» изучается в основной школе с 5 по 9 класс. На изучение предмета в данных классах отводится по 1 часу в неделю. 35 часов в год.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема | Количество часов | № параграфа |
1 | Введение. | 1 | введение |
| Глава 1.Регулирование поведения людей в обществе | 14 | |
2-3 | Что значит жить по правилам | 2 | §1 |
4-5 | Права и обязанности граждан | 2 | §2 |
6-7 | Почему необходимо соблюдать законы | 2 | §3 |
8-9 | Защита Отечества | 2 | §4 |
10-11 | Для чего нужна дисциплина | 2 | §5 |
12-13 | Виновен-отвечай | 2 | §6 |
14-15 | Кто стоит на страже закона | 2 | §7 |
16 | Повторение по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | |
| Глава 2. Человек в экономических отношениях | 12 | |
17-18 | Экономика и ее основные участники | 2 | §8 |
19 | Мастерство работника | 1 | §9 |
20-21 | Производство, затраты, выручка, прибыль | 2 | §10 |
22-23 | Виды и формы бизнеса | 2 | §11 |
24 | Обмен, торговля, реклама | 1 | §12 |
25-26 | Деньги, их функции | 2 | §13 |
27-28 | Экономика семьи | 2 | §14 |
29 | Повторение по теме: «Человек в экономических отношениях» | 1 | |
| Глава 3.Человек и природа | 4 | |
30 | Человек-часть природы | 1 | §15 |
31 | Охранять природу- охранять жизнь | 1 | §16 |
32 | Закон на страже природы | 1 | §17 |
33 | Практикум по теме «Человек и природа» | 1 | |
34-35 | Итоговое повторение | 2 | |
| Итого: | 35 | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Дом. задание | Дата |
план | факт |
| Введение | Давать определения понятиям. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания | С. 5-6 | | |
1.Регулирование поведения людей в обществе |
| Что значит жить по правилам. | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. | §1 | | |
| Практикум по теме:Что значит жить по правилам | Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | §1, задания «В классе и дома» | | |
| Права и обязанности граждан. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.Конституционные обязанности гражданина РФ. | Характеризовать свои права и обязанности; объяснять их неотчуждаемость и неотъемлемость. | § 2 | | |
| Права и обязанности граждан. Права ребенка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних | Работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | § 2 Задания «В классе и дома» | | |
| Почему необходимо соблюдать законы. | Формировать представление о законопослушной деятельности человека, функциях закона, объяснять значение понятий свобода, закон, порядок, справедливость | § 3 | | |
| Практикум по теме: «Почему необходимо соблюдать законы» | Работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | § 3 Задания «В классе и дома» | | |
| Защита Отечества | Объяснять положение о том, что защита Отечества – это долг и обязанность гражданина, значение понятий армия, патриотизм, священный долг, гражданственность. | § 4 | | |
| Практикум по теме: «Защита Отечества» | Работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | § 4 Задания «В классе и дома» | | |
| Для чего нужна дисциплина | Определять понятий «дисциплина, воля, самовоспитание», составляющие дисциплины. | § 5 | | |
| Практикум по теме: «Для чего нужна дисциплина» | Работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | § 5 Задания «В классе и дома» | | |
| Виновен – отвечай. | Объяснять положение о том, что быть законопослушным гражданином обязанность и необходимость, понятия противозаконное поведение, ответственность, справедливое наказание. | § 6 | | |
| Практикум по теме: «Виновен-отвечай» | Работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | § 6 Задания «В классе и дома» | | |
| Кто стоит на страже закона. | Объяснять значения понятий законность, правопорядок, правоохранительные органы; задачи правоохранительных органов, выявлять основные направления деятельности полиции. | § 7 | | |
| Практикум по теме: «Кто стоит на страже закона» | Работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | § 7 Задания «В классе и дома» | | |
| Повторение по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» | Исследовать и анализировать способы регулирования поведения людей в обществе; определять сущностные характеристики изучаемых объектов | Повторить п.1-7 | | |
| Экономика и её основные участники | Определять агентов экономики, анализировать формы экономической деятельности; взаимоотношения людей в процессе экономической деятельности. | § 8 | | |
| Практикум по теме: «Экономика и ее основные участники» | Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. | § 8 Задания «В классе и дома» | | |
| Мастерство работника | Раскрывать смысл слов «квалификация», «специалист высокой квалификации», «мастер». | § 9 Задания «В классе и дома» | | |
| Производство: затраты, выручка, прибыль | Объяснять значение понятия выручка, прибыль, затраты, разделение труда; определять роль разделения труда в производстве, способы получения выгоды от производительной деятельности. | § 10 | | |
| Практикум по теме: «Производство: затраты, выручка, прибыль» | Понимать себя,анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | § 10 Задания «В классе и дома» | | |
| Виды и формы бизнеса | Объяснять значение понятий предпринимательская деятельность, бизнес, собственность, акция. определять каковы источники и цели богатства, что и как выгодно производить, как получить прибыль. | § 11 | | |
| Практикум по теме: «Виды и формы бизнеса» | ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. | § 11 Задания «В классе и дома» | | |
| Обмен, торговля, реклама | Объяснять значение понятий стоимость, цена товара, рынок, торговля, реклама; определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. | § 12 Задания «В классе и дома» | | |
| Деньги и их функции. | Объяснять значение понятий эквивалент, цена, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, конвертируемость; понимать, почему деньги играют большую роль в экономике, различать различные функции денег. | § 13 | | |
| Практикум по теме: «Деньги и их функции» | Анализировать, друг друга, понимают позицию делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретныхситуаций; осуществлять поиск дополнительныхсведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. | § 13 Задания «В классе и дома» | | |
| Экономика семьи. | Объяснять значение понятий доход семьи, семейный бюджет, домашнее хозяйство, имущество; считать семейный бюджет, определять источники семейного дохода и группы расхода. | §14 | | |
| Практикум по теме:«Экономика семьи. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.» | Допускать существование различных точек зрения, принимать другоемнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы. | §14 Задания «В классе и дома» | | |
| Повторение по теме: «Человек в экономических отношениях» | Определять основные понятия к Теме «Человек в экономических отношениях». | Повторить § 8-14 учебника Подготовить плакат «Товар 21 века». | | |
| Человек- часть природы. | Объяснять значение понятий экология, природа, вторая природа, биосфера, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, техногенные аварии; и как закон защищает природу. | §15, сообщение об экологическом состоянии вашего двора, улицы. или сообщение о тех видах животных и птиц, которым грозит исчезновение | | |
| Охранять природу – значит охранять жизнь. | Определять смысл экологической морали, объяснять значение понятия «природоохранительная деятельность» | § 16 Задания «В классе и дома» | | |
| Закон на страже природы | Объяснять значение понятий природные условия, охрана природы, заповедник. | §17 Задания «В классе и дома» | | |
| Практикум по теме «Человек и природа» | Анализировать свои поступки и отношения к природе. | Подготовить фотовыставку на экологическую тему, создай экологическую газету или альбом, плакат «Береги природу!» | | |
| Итоговое повторение по курсу «Обществознание 7 класс» | Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием используют речевые средства (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) | Подготовиться к контрольной работе. | | |
| Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание 7 класс» | Выполнять контрольные задания по обществознанию | | | |
Учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся.
Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2016.
Рабочая тетрадь по курсу "Обществознание" 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2017 год.
Методические рекомендации по курсу "Обществознание".7 кл. под.ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2016 год.
"Обществознание".7 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под.ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2016год
Список рекомендуемой литературы
Основной
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подходк разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 7 класс/ Сост. К.В. Волкова. М.: ВАКО, 2015.
3. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
4. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы. М.: ВАКО, 2014.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
6. Обществознание. Учебник для 7 класса / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2014.
7. Письмо Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821–10).
10. Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. М.: Просвещение, 2010.
11. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа:http://mon.gov.ru/pro/pnpo
12. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание.5–9 классы». М: Просвещение, 2012.
13. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
14. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс. М.:ВАКО, 2016.
15. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–15 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286
16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
18. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
19. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
Дополнительный
1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.
2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества //Вопросы образования. 2008. № 1.
3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт,2010.
4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ.ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
5. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.
6. Журналы «Стандарты и мониторинг образования», 2011–2012.
7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
8. Морозова С.А. Обществознание. Учебно-методическое пособие. СПб.: Паритет, 2001.
9. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.
10. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru