Пояснительная записка
Нормативные документы на основании которых разработана рабочая программа, УМК.
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28 п.3.пп.6;
2.Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
3.Приказ Минобрнауки России от 7 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
5.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
6.Базисный учебный план МАОУ СОШ №9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения на 2018-2019 учебный год;
7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
8.Рекомендации Министерства образования и науки РФ «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности» от 16.05.18.
Учебно-методический комплект
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. И. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.- М., 2013.
Методические рекомендации по курсу "Обществознание".7 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. -М., 2009.
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. -М., 2013.
Обществознание, 7 класс, Поурочные разработки, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., -М., 2013.
Обществознание, 5-9 класс, Рабочие программы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., -М., 2014.
Описание места учебного предмета. В соответствии с учебным планом основного общего образования МАОУ СОШ № 9 предмет «Обществознание» изучается в 7 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного предмета составляет 34 часа (34 учебных недели).
Методы работы с одарёнными детьми:
• Технология проектного обучения;
• Методика обучения в малых группах;
• Технология проблемного обучения;
• Решение нестандартных и поисковых задач в системе работы с одаренными детьми.
Методы и приемы обучения детей с ОВЗ:
• Предоставление краткого содержания глав учебника;
• Использование маркеров для выделения важной информации;
• Предоставление списка слов и оборотов речи, потенциально непонятных учащемуся с ОВЗ, с пояснениями, иллюстрациями;
• Обеспечение дополнительными материалами, компенсирующими недостаточный личный опыт ученика с ОВЗ, значимый для изучения данного предмета (тексты, иллюстрации, натуральные объекты, трафареты, наглядные материалы, видео-и аудиоматериалы);
• Предоставление списка вопросов до чтения или обсуждения текста;
• Маркирование уровня трудности заданий на уроке;
• Разработка и использование вспомогательных электронных ресурсов к отдельным темам и разделам учебника;
• Объяснение задания в малой группе;
• Поэтапное разъяснение заданий;
• Демонстрация образца выполнения заданий;
• Выполнение задания в парах обычный ученик-ученик с ОВЗ;
• Выполнение задания в малой группе, где ученик с ОВЗ выполняет ту часть общего задания, которая для него посильна;
• Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
• Предоставление дополнительного времени для работы с заданиями;
• Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям несколько небольших сообщений;
• Применение различных форм опроса (карты, анкеты, тесты и др.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Личностные результаты:
•осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
•освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
•осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
•мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
•заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
Метапредметные результаты:
•способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
•овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
•способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
•готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
•знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
•знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
•умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями;
•знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
•приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
•умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями;
По окончании изучения курса учащийся научится:
знать/понимать- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке ,выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов(записки, заявления, справки и т.п.).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
Критерии оценок по учебному предмету.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения | 0-35 | 36-60 | 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию (устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся - продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
-продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Содержание разделов и тем учебного курса
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «обществознание» изучается в 7 классе 1 раз в неделю – итого 34 часа.
№ | Раздел курса | кол-во часов |
1 | Регулирование поведения в обществе | 14 |
2 | Человек в экономических отношениях | 13 |
3 | Человек и природа. | 9 |
Тема 1. Регулирование поведения в обществе (14 часов)
Какие отношения называются межличностными. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Какие бывают группы. Кто может быть лидером. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути.Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками. Культура общения.Как возникает межличностный конфликт. Конструктивное разрешение конфликта. Конфликт разгорается. Как не проиграть в конфликте. Толерантное отношение к окружающим. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование. Право и его роль в жизни общества и государства (как введение). Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Правила этикета и хорошие манеры. Социальная ответственность. Отклоняющиеся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Понятие правоотношений. Права человека. Единство прав и обязанностей. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Почему важно соблюдать законы? Закон устанавливает порядок. Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы. Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Готовить себя к исполнению военного долга. Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Признаки правонарушений: Виновен отвечай. Законопослушный человек. Противозаконно поведение. Закон наказывает нарушителя. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Кто охраняет закон. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Полиция на страже правопорядка.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (13 часов)
Экономика и её роль в жизни человека. Основные участники экономики. Производство, производительность труда. Что и как производить. Затраты, выручка. Прибыль. Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника. Каким бывает труд. Почему так необходимо в наше время повышение квалификации. Факторы влияющие на производительность труда. Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер. Взаимосвязь количества и качества труда. Виды и формы бизнеса. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Деньги. Появление деньг как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных знаков. Деньги в прошлом и настоящем. Функции деньг. Инфляция. Экономика семьи. Понятие «бюджет». Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство.
Тема 3. Человек и природа. (7 часов)
Взаимодействие общества и природы. Самое громкое слово. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы. Что значит относиться к природе по-человечески. Тяжёлые последствия безответственности. Экологическая мораль. Природа нуждается в охране. Что подлежит охране. Что может сделать гражданин для защиты природы.
Тематическое планирование
№ п\п | Раздел, тема урока | Коли- чество часов | В том числе на: |
уроки | лабораторные работы | практические работы | контрольные работы |
| Регулирование поведения в обществе | 14 | 11 | | 1 | 2 |
1-3 | Что значит жить по правилам | 3 | 2 | | | 1 |
4-5 | Права и обязанности граждан | 2 | 2 | | | |
6-7 | Почему важно соблюдать законы | 2 | 2 | | | |
8-9 | Защита Отечества | 2 | 2 | | | |
10 | Для чего нужна дисциплина | 1 | 1 | | | |
11 | Виновен – отвечай | 1 | 1 | | | |
12 | Кто стоит на страже закона | 1 | 1 | | | |
13 | Регулирование поведения людей в обществе | 1 | | | 1 | |
14 | Контрольная работа за полугодие | 1 | | | | 1 |
| Человек в экономических отношениях | 13 | 11 | | 2 | |
15-16 | Экономика и ее основные участники | 2 | 2 | | | |
17 | Мастерство работника | 1 | 1 | | | |
18-19 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 2 | 2 | | | |
20-21 | Виды и формы бизнеса | 2 | 2 | | | |
22 | Обмен, торговля, реклама | 1 | 1 | | | |
23 | Деньги, их функции | 1 | 1 | | | |
24-25 | Экономика семьи | 2 | 2 | | | |
26-27 | Человек в экономических отношениях | 2 | | | 2 | |
| Человек и природа | 7 | 4 | | 2 | 1 |
28 | Человек – часть природы | 1 | 1 | | | |
29 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 | 1 | | | |
30 | Закон на страже природы | 1 | 1 | | | |
31-32 | Человек и природа | 2 | | | 2 | |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | | 1 |
34 | Урок-конференция «Человек и общество» | 1 | 1 | | | |
Дополнительная литература и учебно-методическое обеспечение
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание, 5-9 класс, Рабочие программы. - М.,2014.
Боголюбов Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе.- М., 2008.
Баранов П.А. Обществознание, Полный курс в таблицах и схемах, 5-9 классы.- М., 2017.
Баранов П.А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс. – М., 2016.
Королькова Е.С. Обществознание, экспресс диагностика 7 класс. -М., 2016.
Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М., 2012.
Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.,2013.
Конституция Российской Федерации. - М., 2017.
Электронные ресурсы - https://nashol.com, http://www.school-collection.edu.ru, http://festival.1september.ru.
Тематика проектных и творческих работ
Особенности правового статуса несовершеннолетних
Знать закон смолоду. Социологическое исследование.
Государство на страже закона.
Зачем нужны деньги?
Можно ли научить предпринимательству?
Как увеличить выручку предприятия?
Охрана природы - задача каждого.
Каким должен быть гражданин России?
Бюджет современной семьи
Зачем нам милиция?
Человек - часть природы.
Карманные деньги.
Бюджет моей семьи.