СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Обществознание 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Обществознание 9 класс»

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

2019-2020 учебный год

(34 часа)

ФГОС ООО

1.Пояснительная записка

Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа

  • Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

  • Федеральный  перечень  учебников,  утвержденных, рекомендованных  (допущенных)  к  использованию  в образовательной  деятельности  в  образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • типовое положение об общеобразовательном учреждении и устав МБОУ «СОШ №51» г. Улан-Удэ (в соответствии с основной общеобразовательной программой и Учебным планом МБОУ «СОШ №51» г. Улан-Удэ на 2018/2020 учебный год);

  • авторская программа под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание 5-9 классы», издательство «Просвещение», 2014 г.

Рабочая учебная программа по обществознанию для учащихся 9 классов составлена на основе содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой; -М.: Просвещение, 2014. Программа рассчитана на 35 часов.

Рабочая программа имеет целью



  • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,

социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой

  • культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;

  • повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

  • формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;



  • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

  • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной

2.Общая характеристика учебного предмета

Структура курса и последовательность предъявления материала Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков. Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся. Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения .

3. Результаты освоения курса

Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

 познавательной

 • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

 • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

 • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

 • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

 ценностно-мотивационной

 • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

 • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

 • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

 трудовой

 • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

 • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

 эстетической

 • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

 • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

 коммуникативной

 • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

 • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

 • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

 • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

 • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

 • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

 • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий  и возможных перспектив;

 • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

 • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

 • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

 1) использование элементов причинно-следственного анализа;

 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются

 • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

 • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

 • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.



4.Содержание учебного курса

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона.

Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Тема 1. Политика (10 ч)

Политика и власть. Властные отношения.

Государство. Функции государства. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика.

Правовое государство. Гражданское общество и правовое государство.

Выборы и избирательные системы. Политические партии и движения.

Тема 2. Право (19 ч)

Верховенство права. Разделение властей. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы и исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права. социально –экономические культурные права, политические права и свободы российских граждан. Гражданские правоотношения. Гражданско -правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и рабо- тодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых право- отношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность не - совершеннолетних. Правоохранительные органы.

Международно-правовая защита. Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Тема 3. Экономика (повторение) 4 ч.

Экономика и ее роль в жизни общества Экономические системы и собственность Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства.







    1. Тематическое  планирование курса «Обществознание» 9 класс




Тема урока

Кол-во час.

Хар-ка основных видов деятельности

Организационная

Форма обучения

Тип урока

Глава 1. Политика ( 10 час )


1

Политика и власть

1

Знать: 

Особенности политики; роль политики в жизни общества.

Уметь:

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения


фронтальная

Урок Нового знания

2

Государство

1

Знать : 

История возникновения гос-ва, признаки гос-ва, формы гос-ва, понятие о гражданстве

Уметь:

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения


Фронтальная

Комбинировнный

3.

Входной контроль.

1


фронтальная

Урок контроля

4.

Политические режимы

1

знать: 

Виды  и особенности политических  режимов

уметь:

Сходство и отличия в авторитарном и тоталитарном режиме. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Вступать в дискуссию, аргументированно доказывать свою точку зрения.


Групповая

фронтальная

Урок-дебаты

5.

Правовое государство

1

Знать:

Характеризовать основные понятия. Раскрывать смысл положения «Право выше власти» Признаки правового гос-ва

Уметь:

Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

фронтальная

комбинированный

6.

Гражданское общество и государство. Местное самоуправление

1

Знать: 

Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Местное самоуправление

Уметь:

понимать причины возникновения гражданского общества, условия возникновения и развития гражданского общества.

Условия формирования гражданского государства. Уметь применять знания на практике (подготовить предложение об изменениях в общественной жизни нашего района и т.п. в государственные органы)



Фронтальная

групповая

комбинированный

7.

Участие граждан в политической жизни

1

знать: понятие выборы, референдумы. Пути влияния на власть. Значение свободы слова. Политический экстремизм.

Уметь:

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения


фронтальная

Комбинированный

8.

Политические партии и движения

1

Знать : 

Общественно-политические движения;

Политические партии, различия партий и движений

Уметь:

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения


фронтальная

Урок нового знания

9.

Школа молодого избирателя.

1

Уметь

Уметь решать практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации.


Групповая фронтальная

Повторения Закрепления материала

10

Контрольная работа «Политика»

1

Уметь:

Уметь анализировать, систематизировать, отвечать на вопросы.


фронтальная

Урок контроля и закрепления

Глава 2. Право (19 час.)


11

Роль права в жизни человека, общества и государства.

1

знать: понятие права; история развития отечественного права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Отрасли права

уметь: 

Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать  естественное право. Аргументировать свою точку зрения


Фронтальная

Урок нового знания

12

Правоотношения и субъекты права

1

знать: 

Сущность и особенности правоотношений, субъекты правоотношений

уметь

Сходство и отличия правоотношений от других социальных отношений

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения


фронтальная

комбинированный

13

Правонарушения и юридическая ответственность

1

знать: 

Признаки  и виды правонарушений; виды юридической ответственности; презумпция невиновности

уметь

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения


фронтальная

комбинированный

14

Правоохранительные органы

1

знать: 

Структура правоохранительных органов; принципы правосудия

уметь

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


фронтальная

комбинированный

15

Конституция  - основной закон РФ

1

знать: 

Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация  прав и свобод человека. Полномочия президента, судов, Федерального собрания

Уметь

Анализировать документы. Делать выводы.


фронтальная

Урок нового знания

16

Основы конституционного строя РФ

1

знать:

Знать, что конституция:

- обладает высшей юридической силой;

- провозглашает основные права и свободы человека и гражданина;

- базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических.

уметь

Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом  высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать текст. Определять различия между гражданином и обывателем


фронтальная

комбинированный

17

Права и свободы человека и гражданина

1

знать: 

Знать основные понятия по теме

уметь

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения


фронтальная

Комбинированны

18

Практикум « Права и свободы человека и гражданина»

1

Знать: основные гражданиские права .уметь

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Уметь работать в группе. Применять индуктивный дедуктивный методы исследований.


групповая

Урок-практикум

19

Гражданские правоотношения

1

знать: 

Сущность гражданского права, виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних, защита прав потребителя

уметь

Особенности гражданских правоотношений; Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


фронтальная

Урок нового знания

20

Право на труд. Трудовые правоотношения.

1

Знать:

Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель.

Уметь:

Решать  практические   задачи  по трудовым правоотношениям ( работа с трудовым кодексом)


фронтальная

комбинированный

21

Семейные правоотношения

1

знать: 

Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы  счастливого детства. Права и обязанности супругов.  Имущественные отношения супругов

Уметь:

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


Фронтальная

Комбинированный

22

Административные правоотношения

1

Знать : 

Основные черты административного права, административные правонарушения и наказания

уметь

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


Фронтальная

Комбинированный

23

Уголовно правовые отношения

1

знать: 

Особенности уголовного права, преступление, уголовное наказание для несовершеннолетних

Уметь:

Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные  задачи. Анкета по отношению к коррупции в РФ.


фронтальная

Комбинированный

24

Социальные права

1

знать: 

Социальные права. Конституция РФ. Право на социальное обеспечение.

Уметь:

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения


фронтальная

Комбинированный

25

Практикум «Отрасли права»

1

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения

Решать практические задачи с применением полученных знаний. Читать и понимать юридический документ. Проектная работа

Групповая

фронтальная

Урок-практикум

26

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

Репродуктивный уровень: 

Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права.  Женевские конвенции. Международный комитет Красного Креста. История создания и функции ООН.

Продуктивный уровень

 Особенности и значение международного права


фронтальная

Урок нового знания

27

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1

знать: 

Закон РФ «Об образовании», Конституция РФ о праве на образование.

Как гос-во гарантирует право на образование

Уметь:

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал


фронтальная

комбинированный

28

Повторительно-обещающий урок

1

уметь отвечать на поставленные вопросы работать в группе. Проектная работа

Фронтальная групповая

Урок контроля и повторения

29

Контрольная работа

1

Обобщать и систематизировать пройденный материал.

Фронтальная

Урок контроля и повторения

Повторение .Экономика (4 часа)

30

Экономика. Рыночная экономика.производство

1

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал


фронтальная


31

Предпринимательская деятелность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. потребление

1

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал


фронтальная


32

Инфляция. Безработица.мировое хозяйство.

1

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал


фронтальная


33

Повторительно-обобщающий урок.

1

Подготовка и защита проектов

фронтальная

Урок контроля и повторения

34.

Повторительно –обощающий

1

Подготовка и защита проектов

фронтальная

Урок контроля и повторения

    1. Учебно-методическое, материально-техническое обеспечение.

Методические пособия для учителя:

1. Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008

. 2. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.

3. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.

4. Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5—9 классы. - М. : Просвещение, 2010.

5. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Кодекс об административных правонарушениях.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Семейный кодекс РФ.

5. Трудовой кодекс РФ.

6. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.

7. Бахмутощ Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений *. в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

8. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.

9. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, |010.

10. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.

11. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 1997.

12. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс

13. Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.

14. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель,

Технические средства обучения.

  1. Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.

Интернет-ресурсы для учителя

http://www.president.kremlin.ru Президент Российской Федерации

http://www.jurizdat.ru Сайт Государственного учреждения издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации

http://www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики http://www.alleng.ru Образовательные ресурсы Интернета. Всем, кто учится

http://ug.ru Учительская газета. Электронная версия

http://www.uznay-prezidenta.ru Президент России — гражданам школьного возраста

http://www.chelt.ru Журнал «Человек и труд». Электронная версия

http://www.russianculture.ru Портал «Культура России» http://www.glossary.ru Глоссарий по социальным наукам.

http://www.ihtik.lib.ru Книги, словари, справочники, энциклопедии