Рабочая программа по обществознанию 9 класс
2019-2020 учебный год
(34 часа)
ФГОС ООО
1.Пояснительная записка
Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа
Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
типовое положение об общеобразовательном учреждении и устав МБОУ «СОШ №51» г. Улан-Удэ (в соответствии с основной общеобразовательной программой и Учебным планом МБОУ «СОШ №51» г. Улан-Удэ на 2018/2020 учебный год);
авторская программа под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание 5-9 классы», издательство «Просвещение», 2014 г.
Рабочая учебная программа по обществознанию для учащихся 9 классов составлена на основе содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой; -М.: Просвещение, 2014. Программа рассчитана на 35 часов.
Рабочая программа имеет целью
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой
культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;
повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной
2.Общая характеристика учебного предмета
Структура курса и последовательность предъявления материала Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков. Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся. Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения .
3. Результаты освоения курса
Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
4.Содержание учебного курса
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона.
Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Тема 1. Политика (10 ч)
Политика и власть. Властные отношения.
Государство. Функции государства. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика.
Правовое государство. Гражданское общество и правовое государство.
Выборы и избирательные системы. Политические партии и движения.
Тема 2. Право (19 ч)
Верховенство права. Разделение властей. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы и исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права. социально –экономические культурные права, политические права и свободы российских граждан. Гражданские правоотношения. Гражданско -правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и рабо- тодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых право- отношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность не - совершеннолетних. Правоохранительные органы.
Международно-правовая защита. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Тема 3. Экономика (повторение) 4 ч.
Экономика и ее роль в жизни общества Экономические системы и собственность Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства.
№ | Тема урока | Кол-во час. | Хар-ка основных видов деятельности | Организационная Форма обучения | Тип урока |
Глава 1. Политика ( 10 час ) |
1 | Политика и власть | 1 | Знать: Особенности политики; роль политики в жизни общества. Уметь: Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | фронтальная | Урок Нового знания |
2 | Государство | 1 | Знать : История возникновения гос-ва, признаки гос-ва, формы гос-ва, понятие о гражданстве Уметь: Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Фронтальная | Комбинировнный |
3. | Входной контроль. | 1 | | фронтальная | Урок контроля |
4. | Политические режимы | 1 | знать: Виды и особенности политических режимов уметь: Сходство и отличия в авторитарном и тоталитарном режиме. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Вступать в дискуссию, аргументированно доказывать свою точку зрения. | Групповая фронтальная | Урок-дебаты |
5. | Правовое государство | 1 | Знать: Характеризовать основные понятия. Раскрывать смысл положения «Право выше власти» Признаки правового гос-ва Уметь: Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. | фронтальная | комбинированный |
6. | Гражданское общество и государство. Местное самоуправление | 1 | Знать: Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Местное самоуправление Уметь: понимать причины возникновения гражданского общества, условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского государства. Уметь применять знания на практике (подготовить предложение об изменениях в общественной жизни нашего района и т.п. в государственные органы) | Фронтальная групповая | комбинированный |
7. | Участие граждан в политической жизни | 1 | знать: понятие выборы, референдумы. Пути влияния на власть. Значение свободы слова. Политический экстремизм. Уметь: Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | фронтальная | Комбинированный |
8. | Политические партии и движения | 1 | Знать : Общественно-политические движения; Политические партии, различия партий и движений Уметь: Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | фронтальная | Урок нового знания |
9. | Школа молодого избирателя. | 1 | Уметь Уметь решать практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации. | Групповая фронтальная | Повторения Закрепления материала |
10 | Контрольная работа «Политика» | 1 | Уметь: Уметь анализировать, систематизировать, отвечать на вопросы. | фронтальная | Урок контроля и закрепления |
Глава 2. Право (19 час.) |
11 | Роль права в жизни человека, общества и государства. | 1 | знать: понятие права; история развития отечественного права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Отрасли права уметь: Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать естественное право. Аргументировать свою точку зрения | Фронтальная | Урок нового знания |
12 | Правоотношения и субъекты права | 1 | знать: Сущность и особенности правоотношений, субъекты правоотношений уметь Сходство и отличия правоотношений от других социальных отношений Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | фронтальная | комбинированный |
13 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 | знать: Признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности; презумпция невиновности уметь Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | фронтальная | комбинированный |
14 | Правоохранительные органы | 1 | знать: Структура правоохранительных органов; принципы правосудия уметь Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | фронтальная | комбинированный |
15 | Конституция - основной закон РФ | 1 | знать: Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация прав и свобод человека. Полномочия президента, судов, Федерального собрания Уметь Анализировать документы. Делать выводы. | фронтальная | Урок нового знания |
16 | Основы конституционного строя РФ | 1 | знать: Знать, что конституция: - обладает высшей юридической силой; - провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; - базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических. уметь Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать текст. Определять различия между гражданином и обывателем | фронтальная | комбинированный |
17 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | знать: Знать основные понятия по теме уметь Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | фронтальная | Комбинированны |
18 | Практикум « Права и свободы человека и гражданина» | 1 | Знать: основные гражданиские права .уметь Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Уметь работать в группе. Применять индуктивный дедуктивный методы исследований. | групповая | Урок-практикум |
19 | Гражданские правоотношения | 1 | знать: Сущность гражданского права, виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних, защита прав потребителя уметь Особенности гражданских правоотношений; Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | фронтальная | Урок нового знания |
20 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 | Знать: Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Уметь: Решать практические задачи по трудовым правоотношениям ( работа с трудовым кодексом) | фронтальная | комбинированный |
21 | Семейные правоотношения | 1 | знать: Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов Уметь: Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Фронтальная | Комбинированный |
22 | Административные правоотношения | 1 | Знать : Основные черты административного права, административные правонарушения и наказания уметь Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Фронтальная | Комбинированный |
23 | Уголовно правовые отношения | 1 | знать: Особенности уголовного права, преступление, уголовное наказание для несовершеннолетних Уметь: Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные задачи. Анкета по отношению к коррупции в РФ. | фронтальная | Комбинированный |
24 | Социальные права | 1 | знать: Социальные права. Конституция РФ. Право на социальное обеспечение. Уметь: Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения | фронтальная | Комбинированный |
25 | Практикум «Отрасли права» | 1 | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения Решать практические задачи с применением полученных знаний. Читать и понимать юридический документ. Проектная работа | Групповая фронтальная | Урок-практикум |
26 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | Репродуктивный уровень: Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. Женевские конвенции. Международный комитет Красного Креста. История создания и функции ООН. Продуктивный уровень Особенности и значение международного права | фронтальная | Урок нового знания |
27 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | знать: Закон РФ «Об образовании», Конституция РФ о праве на образование. Как гос-во гарантирует право на образование Уметь: Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал | фронтальная | комбинированный |
28 | Повторительно-обещающий урок | 1 | уметь отвечать на поставленные вопросы работать в группе. Проектная работа | Фронтальная групповая | Урок контроля и повторения |
29 | Контрольная работа | 1 | Обобщать и систематизировать пройденный материал. | Фронтальная | Урок контроля и повторения |
Повторение .Экономика (4 часа) |
30 | Экономика. Рыночная экономика.производство | 1 | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал | фронтальная | |
31 | Предпринимательская деятелность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. потребление | 1 | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал | фронтальная | |
32 | Инфляция. Безработица.мировое хозяйство. | 1 | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал | фронтальная | |
33 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | Подготовка и защита проектов | фронтальная | Урок контроля и повторения |
34. | Повторительно –обощающий | 1 | Подготовка и защита проектов | фронтальная | Урок контроля и повторения |
Методические пособия для учителя:
1. Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008
. 2. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
3. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
4. Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5—9 классы. - М. : Просвещение, 2010.
5. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Кодекс об административных правонарушениях.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Семейный кодекс РФ.
5. Трудовой кодекс РФ.
6. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
7. Бахмутощ Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений *. в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
8. Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
9. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, |010.
10. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
11. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 1997.
12. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс
13. Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.
14. Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель,
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Интернет-ресурсы для учителя
http://www.president.kremlin.ru Президент Российской Федерации
http://www.jurizdat.ru Сайт Государственного учреждения издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации
http://www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики http://www.alleng.ru Образовательные ресурсы Интернета. Всем, кто учится
http://ug.ru Учительская газета. Электронная версия
http://www.uznay-prezidenta.ru Президент России — гражданам школьного возраста
http://www.chelt.ru Журнал «Человек и труд». Электронная версия
http://www.russianculture.ru Портал «Культура России» http://www.glossary.ru Глоссарий по социальным наукам.
http://www.ihtik.lib.ru Книги, словари, справочники, энциклопедии