Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса составлена на основе примерной программы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора пед. наук В.В.Воронковой, Москва, “Владос”, 2010 г., выбранной с учётом особенностей учащихся (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью).
Учебник – “Биология. Растения. Грибы. Бактерии” (для специальных коррекционных школ VIII вида), 7 класс, Москва, “Просвещение”, автор: Клепинина З.А., 2011 г.
Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями и реализует требования I варианта Базистого учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, составляет единый комплекс с рабочей тетрадью по биологии для 7 класса автора З. А. Клепининой.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Преподавание биологии должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развиваться у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения в взаимозависимости живых организмов между собой и неживой природой, взаимосвязи с человеком. В 7 классе предлагается изучение наиболее распространённых и известных учащимся растений, работа с наглядным и практическим материалом. Затем изучают бактерии, а позже – грибы. Такая последовательность объясняется условиями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.
Задачи курса:
1. сообщение учащимся знаний об основных компонентах живой природы – растениях, их элементарном биологическом строении, систематике, значении в природе и жизни человека;
2. формирование правильного понимания природных процессов внутри живых организмов;
3. проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
4. первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними;
5. привитие навыков любви к Родине, трудолюбию, гражданских и патриотических чувств.
Основные требования к уровню подготовки:
Обучающиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных растений, особенно местных (в Тверской области);
разницу ядовитых и съедобных грибов;
Обучающиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхи, папоротниковые, голосеменные);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, сложноцветных, линейных);
различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные растения по строению корней плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду, дома, в классе);
различать грибы и растения между собой.
Формы организации учебного процесса:
урок, видео-урок, видео-лекция
практикум, лабораторная работа
фронтальная или индивидуальная работа
коллективная, парная, групповая работа
экскурсия в парк, не пришкольный участок
изучение растений в классе, работа с гербариями
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ, технологии.
Содержание программы по разделам
п/н | Темы. Разделы. | Кол-во глав. | Лаб. работы |
1 | Введение. Что изучает ботаника. | 1 | |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями. | 15 | 5 |
3 | Многообразие растительного мира. | 5 | |
4 | Растения – живой организм. | 9 | 2 |
5 | Бактерии. | 1 | |
6 | Грибы. | 1 | 1 |
7 | Итоговое повторение всех тем. Экскурсия в парк. | 2 | |
Всего 34 ч
Содержание программы.
1.Введение. Что изучает ботаника.
Как работать с учебником и тетрадью на печатной основе. Ботаника – одна из древних наук, основа земледелия. Растения вокруг нас. Значение и разнообразие, охрана растений. “Красная книга” .
2. Общее знакомство с цветковыми растениями –15 ч.
Строение растения, его органы.
Цветок. Строение цветка.
Виды соцветий, значение и разнообразие цветка. Опыление цветов. Самоопыление и перекрёстное опыление.
Плоды. Значение и разнообразие плодов. Сухие и сочные плоды. Размножение растений семенами. Способы распространения плодов и семян: с помощью ветра, саморазбрасывание, с помощью животных и человека.
Семя. Внешний вид и строение семени фасоли.
Строение семени пшеницы. Разнообразие семян.
Условия распространения семян.
Определение всхожести семян. “Старые” семена.
Правила посадки и заделки семян в почву.
Корень, его значение и разнообразие. Корневые системы в почве. Значение изменения корней. Использование человеком корней и корнеплодов растений.
Лист. Внешнее строение и разнообразие листьев (на примере живых растений). Из каких веществ состоит лист.
Процессы фотосинтеза в листе растения, с использованием воды, углекислого газа на свету.
Испарение воды листьями.
Дыхание растений.
Листопад, его значение для сезонных явлений в природе.
Стебель. Значение и строение стебля. Разнообразие стеблей.
Приспособленность растений к условиям жизни, многообразие стеблей в природе.
Растение – целостный организм взаимосвязи органов и частей растений.
Влияние среды обитания на жизнь растения, экологические группы растений.
3. Многообразие растительного мира –5 ч.
Причина делений растений на группы и отделы.
Жизненные формы растений: кустарники, травы, деревья.
Отдел мохообразные. Разнообразие мхов, их значение в природе и для человека.
Отдел папоротникообразные, многообразие и значение папоротников. Изучение мхов и папоротников по гербарным образцам.
Отдел голосеменные, или хвойные, растения. Разнообразие хвойных. Красная Книга Тверской области: мхи, папоротники, хвойные растения.
Покрытосеменные, цветковые растения. Деление отдела на классы. Разнообразие растений, значение природы в целом. Однодольные, злаковые. Разнообразие хлебных злаковых культур в мире: рис, пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овёс. Выращивание зерновых культур, поёв, уход, уборка урожая. Злаковые культуры – основа пищи всего человечества и животноводства. Разнообразие растений семейства лилейные. Цветочно-декоративные лилейные вокруг нас: в саду, в комнате, в природе. Овощные лилейные: лук, чеснок.
Дикорастущие лилейные: ландыш, купена. Двудольные покрытосеменные растения. Семейство пасленовые: разнообразие растений и общие признаки. Овощные и технические культуры. Картофель.
Способы посадки и ухода за картофелем.
Овощные пасленовые: томат, помидор, баклажан и перец. Цветочно-декоративные пасленовые: петуния, душистый табак. Курительный табак и ядовитый дурман – опасные растения.
Бобовые растения. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения: бобы, горох, фасоль, соя, арахис. Кормовые бобовые растения: клевер, люцерна, люпин.
Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник – дикий предок розы. Плодово-ягодные розоцветные: разнообразие сортов яблони, груши, вишни, малины, земляники, ежевики, рябины, сливы. Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. Значение розоцветных в природе. “Красная книга Тверской области”: цветковые растения под охраной. Изучение разнообразия комнатных растений в классе, дома. Сравнение растений по характеристикам: внешнему виду, окраске, цветкам, форме побегов.
Сложноцветные. Общая характеристика семейства. Пищевые растения: подсолнечник. Календула и бархатцы - однолетние - декоративные сложноцветные. Лекарственные свойства некоторых растений. Маргаритка, георгины – многолетние декоративные растения семейства сложноцветных.
4. Растения – живой организм. Итоговое повторение, контрольная работа.9 ч
5. Бактерии. Разнообразие и значение бактерий.- 1 ч
6. Грибы. Разнообразие и значение грибов. Полезные и ядовитые грибы.-1 ч
7. Итоговое повторение по всем темам.- 2 ч
Контрольное тестирование. Весенняя экскурсия в парк.
Список литературы
Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.П.Пономарева. Биология в основной школе: Программы.-.: Вентана-Граф, 2005.-72с.;
З.А. Клепинина, В.С. Капралова. Рабочая тетрадь по естествознанию. Приложение к учебнику “Естествознание. Растения ”7 класс вспомогательной школы. : Москва “Просвещение” 1994.-48с.;
З.А. Клепинина. “Биология. Растения. Бактерии. Грибы.” 7класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 издание. Москва “Просвещение” 2012.
Календарно-тематическое планирование по биологии
№ урока | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Содержание урока, основные понятия |
1 | Введение. Что изучает ботаника | 1 | | Приёмы работы с учебником и тетрадью на печатной основе. Ботаника - одна из древних наук. Значение растений. |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растений. | 1 | | Растение – живой организм Лаб. работа № 1 Корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. |
3 | Цветок. Виды соцветий. Опыление цветков. | 1 | | Строение цветка. Лаб. работа № 2 Цветоножка, чашечка, лепестки, венчик, тычинка, пестик, завязь. Соцветия, виды соцветий. Корзинка, зонтик, колос. Виды опылений цветков. Самоопыление, перекрёстные опыления. |
4 | Плоды. Размножения растений семенами. | 1 | | Разнообразные плоды. Сочные и сухие плоды. Костянка, ягода, коробочка, орех, зерновка, боб. Виды распространений семян: с помощью воды, ветра, животных. |
5 | Семя. Внешний вид и строение семени фасоли. Строение семени пшеницы. Условия прорастания семян. | 1 | | Семядоли, рубчик, кожура, стебелёк, почка с листочком, корешок. Лаб. работа № 3. Зерновка, двудольные, и однодольные, эндоспермы. Влага, воздух, тепло, невсхожесть семян. |
6 | Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. | 1 | | Проращивание семян. Лаб. работа № 4. Развитие ростка из семени. Почва и условия прорастания семян. Глубина заделки семян. Проросток, всхожесть семян. |
7 | Корень. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. | 1 | | Главный корень, токовые, черенки. Стержневая, мочковая, корневые системы, корневые волоски, зоны корня. |
8 | Урок повторения «Цветок, семя, корень, плод» | 1 | | Тестирование контрольное. Творческий информационный проект по теме с использованием ИКТ. |
9 | Лист. Внешнее строение листа. | 1 | | Черенок, листовая пластинка, жилки, простые и сложные листья. |
10 | Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растениях. | 1 | | Проведение опытов: обнаружение жира в семени подсолнечника, обнаружение крахмала в клубне картофеля Процессы фотосинтеза в листе растения. Хлорофилл, хлоропласт, крахмал. Лаб.работа №5 |
11 | Испарение воды листьями. | 1 | | Опыт, показывающий испарение воды листьями в жаркий день. Охлаждение, перегрев, устьица. |
12 | Дыхание растений. Листопад и его значение. | 1 | | Изучение дыхания растения под водой. Необходимость листопада у растений. Сезонность и периодичность. |
13 | Стебель. Строение стебля. | 1 | | Ствол, кора, древесина, камбий, сердцевина, кожица. |
14 | Значение стебля в жизни растения. Разнообразие стеблей. | 1 | | .Доказательства движения воды по древесине и по коре растений. Укороченный и удлинённый стебель, усы, корневища, лианы. |
15 | Растение — целостный организм. Взаимосвязь частей растений. Связь растений co средой обитания. | 1 | | Целостность, орган, система органов, жизнедеятельность, среды обитания. |
16 | Урок - повторения по темам: «Лист и стебель" | 1 | | Урок — викторина. Творческий информационный проект по теме использованием ИКТ. |
17 | Многообразие растительного мира. Деление растений на группы. Экологические и систематические группы растений. | 1 | | Жизненные формы растений: куст, трава, дерево. Экологические особенности жизни. Систематические названия род, Виц, семейство, класс, отдел. |
18 | Мхи. | 1 | | Разнообразие и значение мхов природе и для человека. Кукушкин лен, сфагнум, торф. |
19 | Папоротники. | 1 | | Папоротник — орляк, каменный уголь, древние папоротники. |
20 | Голосеменные (хвойные) растения. | 1 | | Разнообразие хвойных: лиственница, кипарис, кедр, пихта, ель, сосна, Шишки, хвоя, орехи, тайга. |
21 | Урок - повторение по темам: „Мхи, папоротники, хвойные растения " Контрольная работа | 1 | | Контрольное тестирование по темам, урок - викторина. |
22 | Покрытосеменные или цветковые растения. Однодольные растения. Злаки. Общие признаки злаковых. | 1 | | Различие внутри отдела цветковые: двудольные и однодольные растения. Семядоли. Особенности строения цветка у злаков, плод - зерновка. Пшеница, рожь, ячмень, рис, кукуруза – главные «кормильцы» всего человечества. Условия выращивания, ухода и уборки урожая. Подготовка почвы, посев, уход за саженцами. Береги хлеб! Хлеб – богатство страны. Хлебные злаки, кормовые злаки, сорняки. Различия зерна, крупы, муки. |
Хлебные злаковые культуры. Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве. |
23 | Лилейные. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные. Овощные лилейные. Дикорастущие лилейные. Ландыш. | 1 | | Особенности и различия, лилейных от других растений. Строение цветка. Лилия, хлорофитум, тюльпан - растения для красоты. Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Зубки, донце, стрелка, репка, чернушка, севок. Лаб.работа №6. Ландыш, его особенности в природе и в жизни человека, лекарственные свойства растения, необходимость в охране (Красная книга России). |
24 | Двудольные покрытосеменные. Паслёновые. Общие признаки паслёновых. Овощные и технические паслёновые. Картофель. | 1 | | Строение цветка, корня, плода. Разнообразие паслёновых: пищевые, декоративные, ядовитые. Строение клубня картофеля. Условия прорастания клубня, посев, уход, прополка, окучивание, уборка урожая. Клубни, глазки, ботва, колорадский жук.Лаб.работа №7 |
25 | Овощные паслёновые. Томат. Цветочно-декоративные паслёновые. | 1 | | Разнообразие сортов томатов, пасынки на растении, условия выращивания и ухода за помидором. Петуния и душистый табак – красивые растения. Особенности курительного табака, его вред для молодого организма. Паслён и дурман – ядовитые растения. |
26 | Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые и кормовые бобовые растения. | 1 | | Разнообразие растений семейства бобовых. Бобы, горох, соя, чечевица, фасоль – пищевые растения. Клевер, люпин, чина, люцерна – кормовые растения. Бобовые – «зелёные» удобрители почвы. |
27 | Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник. | 1 | | Общие признаки и разнообразие растений семейства розоцветных. Шиповник – «дикий» предок розы. Разнообразие сортов современных роз. |
28 | Плодово-ягодные розоцветные: яблоня, груша, вишня, слива (деревья). Плодово-ягодные кустарники семейства розоцветных (малина, рябина, земляника). | 1 | | Корневая шейка, прививка, дичок, штамб, привой, корневая поросль. Размножение растений корневыми отпрысками, усами, семенами. Польза и лекарство от болезней. |
29 | Растения семейство сложноцветные. Общие признаки. Подсолнечник. Календула, бархатцы, маргаритка, георгин – цветочно-декоративные сложноцветные. | 1 | | Особенности строения растений семейства сложноцветных. Корзинка, обёртка, семянка, жировые масла. Особенности декоративных растений семейства сложноцветных. Изучение цветков под увеличительным стеклом. |
30 | Урок. Повторение. Растение – живой организм. Контрольный урок. | 1 | | Контрольный тест |
31 | Бактерии. | 1 | | Разнообразие мира бактерий. Вредные и полезные бактерии. |
32 | Грибы. Строение грибов. Многообразие грибок. Их значение. | 1 | | Изучение строения грибов трутовика и шампиньонов. Практическая работа №8. Изучение строения плесневелого гриба под микроскопом. |
33 | Итоговое повторение по всем темам. Контрольное тестирование. | 1 | | Контрольная работа. |
34 | Весенняя экскурсия в парк | 1 | | Изменения в жизненной активности у растений. |