СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа обучающегося 8 вида (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, географии, истории Отечества, биологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа обучающегося 8 вида (7 класс)»

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса составлена на основе примерной программы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора пед. наук В.В.Воронковой, Москва, “Владос”, 2010 г., выбранной с учётом особенностей учащихся (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью).

Учебник – “Биология. Растения. Грибы. Бактерии” (для специальных коррекционных школ VIII вида), 7 класс, Москва, “Просвещение”, автор: Клепинина З.А., 2011 г.

Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями и реализует требования I варианта Базистого учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, составляет единый комплекс с рабочей тетрадью по биологии для 7 класса автора З. А. Клепининой.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Преподавание биологии должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развиваться у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения в взаимозависимости живых организмов между собой и неживой природой, взаимосвязи с человеком. В 7 классе предлагается изучение наиболее распространённых и известных учащимся растений, работа с наглядным и практическим материалом. Затем изучают бактерии, а позже – грибы. Такая последовательность объясняется условиями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.

Задачи курса:

1. сообщение учащимся знаний об основных компонентах живой природы – растениях, их элементарном биологическом строении, систематике, значении в природе и жизни человека;

2. формирование правильного понимания природных процессов внутри живых организмов;

3. проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;

4. первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними;

5. привитие навыков любви к Родине, трудолюбию, гражданских и патриотических чувств.

Основные требования к уровню подготовки:

Обучающиеся должны знать:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;

  • строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

  • некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных растений, особенно местных (в Тверской области);

  • разницу ядовитых и съедобных грибов;

Обучающиеся должны уметь:

  • отличать цветковые растения от других групп (мхи, папоротниковые, голосеменные);

  • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, сложноцветных, линейных);

  • различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду, дома, в классе);

  • различать грибы и растения между собой.

Формы организации учебного процесса:

  • урок, видео-урок, видео-лекция

  • практикум, лабораторная работа

  • фронтальная или индивидуальная работа

  • коллективная, парная, групповая работа

  • экскурсия в парк, не пришкольный участок

  • изучение растений в классе, работа с гербариями

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ, технологии.

Содержание программы по разделам

п/н

Темы. Разделы.

Кол-во глав.

Лаб.

работы

1

Введение. Что изучает ботаника.

1

 

2

Общее знакомство с цветковыми растениями.

15

5

3

Многообразие растительного мира.

5


4

Растения – живой организм.

9

 2

5

Бактерии.

1

 

6

Грибы.

1

1

7

Итоговое повторение всех тем. Экскурсия в парк.

2

 

Всего 34 ч

Содержание программы.

1.Введение. Что изучает ботаника.

Как работать с учебником и тетрадью на печатной основе. Ботаника – одна из древних наук, основа земледелия. Растения вокруг нас. Значение и разнообразие, охрана растений. “Красная книга” .

2. Общее знакомство с цветковыми растениями –15 ч.

Строение растения, его органы.

Цветок. Строение цветка.

Виды соцветий, значение и разнообразие цветка. Опыление цветов. Самоопыление и перекрёстное опыление.

Плоды. Значение и разнообразие плодов. Сухие и сочные плоды. Размножение растений семенами. Способы распространения плодов и семян: с помощью ветра, саморазбрасывание, с помощью животных и человека.

Семя. Внешний вид и строение семени фасоли.

Строение семени пшеницы. Разнообразие семян.

Условия распространения семян.

Определение всхожести семян. “Старые” семена.

Правила посадки и заделки семян в почву.

Корень, его значение и разнообразие. Корневые системы в почве. Значение изменения корней. Использование человеком корней и корнеплодов растений.

Лист. Внешнее строение и разнообразие листьев (на примере живых растений). Из каких веществ состоит лист.

Процессы фотосинтеза в листе растения, с использованием воды, углекислого газа на свету.

Испарение воды листьями.

Дыхание растений.

Листопад, его значение для сезонных явлений в природе.

Стебель. Значение и строение стебля. Разнообразие стеблей.

Приспособленность растений к условиям жизни, многообразие стеблей в природе.

Растение – целостный организм взаимосвязи органов и частей растений.

Влияние среды обитания на жизнь растения, экологические группы растений.

3. Многообразие растительного мира –5 ч.

Причина делений растений на группы и отделы.

Жизненные формы растений: кустарники, травы, деревья.

Отдел мохообразные. Разнообразие мхов, их значение в природе и для человека.

Отдел папоротникообразные, многообразие и значение папоротников. Изучение мхов и папоротников по гербарным образцам.

Отдел голосеменные, или хвойные, растения. Разнообразие хвойных. Красная Книга Тверской области: мхи, папоротники, хвойные растения.

Покрытосеменные, цветковые растения. Деление отдела на классы. Разнообразие растений, значение природы в целом. Однодольные, злаковые. Разнообразие хлебных злаковых культур в мире: рис, пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овёс. Выращивание зерновых культур, поёв, уход, уборка урожая. Злаковые культуры – основа пищи всего человечества и животноводства. Разнообразие растений семейства лилейные. Цветочно-декоративные лилейные вокруг нас: в саду, в комнате, в природе. Овощные лилейные: лук, чеснок.

Дикорастущие лилейные: ландыш, купена. Двудольные покрытосеменные растения. Семейство пасленовые: разнообразие растений и общие признаки. Овощные и технические культуры. Картофель.

Способы посадки и ухода за картофелем.

Овощные пасленовые: томат, помидор, баклажан и перец. Цветочно-декоративные пасленовые: петуния, душистый табак. Курительный табак и ядовитый дурман – опасные растения.

Бобовые растения. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения: бобы, горох, фасоль, соя, арахис. Кормовые бобовые растения: клевер, люцерна, люпин.

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник – дикий предок розы. Плодово-ягодные розоцветные: разнообразие сортов яблони, груши, вишни, малины, земляники, ежевики, рябины, сливы. Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. Значение розоцветных в природе. “Красная книга Тверской области”: цветковые растения под охраной. Изучение разнообразия комнатных растений в классе, дома. Сравнение растений по характеристикам: внешнему виду, окраске, цветкам, форме побегов.

Сложноцветные. Общая характеристика семейства. Пищевые растения: подсолнечник. Календула и бархатцы - однолетние - декоративные сложноцветные. Лекарственные свойства некоторых растений. Маргаритка, георгины – многолетние декоративные растения семейства сложноцветных.

4. Растения – живой организм. Итоговое повторение, контрольная работа.9 ч

5. Бактерии. Разнообразие и значение бактерий.- 1 ч

6. Грибы. Разнообразие и значение грибов. Полезные и ядовитые грибы.-1 ч

7. Итоговое повторение по всем темам.- 2 ч

Контрольное тестирование. Весенняя экскурсия в парк.

Список литературы

  1. Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.П.Пономарева. Биология в основной школе: Программы.-.: Вентана-Граф, 2005.-72с.;

  2. З.А. Клепинина, В.С. Капралова. Рабочая тетрадь по естествознанию. Приложение к учебнику “Естествознание. Растения ”7 класс вспомогательной школы. : Москва “Просвещение” 1994.-48с.;

  3. З.А. Клепинина. “Биология. Растения. Бактерии. Грибы.” 7класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 издание. Москва “Просвещение” 2012.

Календарно-тематическое планирование по биологии

№ урока

Название раздела, темы


Кол-во часов

Дата

Содержание урока, основные понятия

1

Введение. Что изучает ботаника

1


Приёмы работы с учебником и тетрадью на печатной основе. Ботаника - одна из древних наук. Значение растений.

2

Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растений.

1


Растение – живой организм Лаб. работа № 1

Корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

3

Цветок.

Виды соцветий.

Опыление цветков.

1


Строение цветка. Лаб. работа № 2

Цветоножка, чашечка, лепестки, венчик, тычинка, пестик, завязь.

Соцветия, виды соцветий. Корзинка, зонтик, колос.

Виды опылений цветков. Самоопыление, перекрёстные опыления.

4

Плоды.

Размножения растений семенами.

1


Разнообразные плоды. Сочные и сухие плоды. Костянка, ягода, коробочка, орех, зерновка, боб.

Виды распространений семян: с помощью воды, ветра, животных.

5

Семя. Внешний вид и строение семени фасоли.

Строение семени пшеницы.

Условия прорастания семян.

1


Семядоли, рубчик, кожура, стебелёк, почка с листочком, корешок.

Лаб. работа № 3.

Зерновка, двудольные, и однодольные, эндоспермы.

Влага, воздух, тепло, невсхожесть семян.


6

Определение всхожести семян.

Правила заделки семян в почву.

1


Проращивание семян. Лаб. работа № 4.

Развитие ростка из семени.

Почва и условия прорастания семян.

Глубина заделки семян.

Проросток, всхожесть семян.

7

Корень.

Виды корней.

Корневые системы.

Значение корня.

1


Главный корень, токовые, черенки.

Стержневая, мочковая, корневые системы,

корневые волоски, зоны корня.

8

Урок повторения

«Цветок, семя, корень, плод»

1


Тестирование контрольное.

Творческий информационный проект по теме с использованием ИКТ.

9

Лист. Внешнее строение листа.

1


Черенок, листовая пластинка, жилки,

простые и сложные листья.

10


Из каких веществ состоит растение.

Образование органических

веществ в растениях.

1


Проведение опытов: обнаружение жира в семени

подсолнечника, обнаружение крахмала в клубне картофеля

Процессы фотосинтеза в листе растения.

Хлорофилл, хлоропласт, крахмал. Лаб.работа №5

11

Испарение воды листьями.

1


Опыт, показывающий испарение воды листьями в жаркий день.

Охлаждение, перегрев, устьица.


12

Дыхание растений.

Листопад и его значение.


1


Изучение дыхания растения под водой. 

Необходимость листопада у растений. Сезонность и периодичность

13

Стебель. Строение стебля. 

1


Ствол, кора, древесина, камбий, сердцевина, кожица. 

14

Значение стебля в жизни растения. 

Разнообразие стеблей. 

1


.Доказательства движения воды по древесине и по коре растений. 

Укороченный и удлинённый стебель, усы, корневища, лианы. 

15

Растение — целостный организм. Взаимосвязь частей растений.
Связь растений co средой обитания. 

1


Целостность, орган, система органов, жизнедеятельность, среды обитания.

16

Урок - повторения по темам: «Лист и стебель"

1


Урок — викторина. Творческий информационный проект по теме использованием ИКТ. 


17

Многообразие растительного мира. 
Деление растений на группы. 
Экологические и систематические группы растений. 

1


Жизненные формы растений: куст, трава, дерево. Экологические особенности жизни. Систематические названия род, Виц, семейство, класс, отдел.

18

Мхи.

1


Разнообразие и значение мхов природе и для человека. Кукушкин лен, сфагнум, торф. 

19

Папоротники.

1


Папоротник — орляк, каменный уголь, древние папоротники.

20

Голосеменные (хвойные) растения.

1


Разнообразие хвойных: лиственница, кипарис, кедр, пихта, ель, сосна, Шишки, хвоя, орехи, тайга.

21

Урок - повторение по темам: „Мхи, папоротники, хвойные растения " Контрольная работа

1


Контрольное тестирование по темам, урок - викторина.

22


Покрытосеменные или цветковые растения.

Однодольные растения. Злаки. Общие признаки злаковых.

1


Различие внутри отдела цветковые: двудольные и однодольные растения. Семядоли.

Особенности строения цветка у злаков, плод - зерновка.

Пшеница, рожь, ячмень, рис, кукуруза – главные «кормильцы» всего человечества. Условия выращивания, ухода и уборки урожая.

Подготовка почвы, посев, уход за саженцами. Береги хлеб! Хлеб – богатство страны.

Хлебные злаки, кормовые злаки, сорняки. Различия зерна, крупы, муки.

Хлебные злаковые культуры.

Выращивание зерновых.

Использование злаков в народном хозяйстве.

23

Лилейные. Общие признаки лилейных.

Цветочно-декоративные лилейные.

Овощные лилейные.

Дикорастущие лилейные.

Ландыш.

1


Особенности и различия, лилейных от других растений. Строение цветка.

Лилия, хлорофитум, тюльпан - растения для красоты.

Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Зубки, донце, стрелка, репка, чернушка, севок. Лаб.работа №6.

Ландыш, его особенности в природе и в жизни человека, лекарственные свойства растения, необходимость в охране (Красная книга России).

24

Двудольные покрытосеменные. Паслёновые. Общие признаки паслёновых.

Овощные и технические паслёновые. Картофель.

1


Строение цветка, корня, плода. Разнообразие паслёновых: пищевые, декоративные, ядовитые.

Строение клубня картофеля. Условия прорастания клубня, посев, уход, прополка, окучивание, уборка урожая. Клубни, глазки, ботва, колорадский жук.Лаб.работа №7

25

Овощные паслёновые.

Томат.

Цветочно-декоративные паслёновые.

1


Разнообразие сортов томатов, пасынки на растении, условия выращивания и ухода за помидором.

Петуния и душистый табак – красивые растения.

Особенности курительного табака, его вред для молодого организма. Паслён и дурман – ядовитые растения.

26

Бобовые. Общие признаки бобовых.

Пищевые и кормовые бобовые растения.

1


Разнообразие растений семейства бобовых.

Бобы, горох, соя, чечевица, фасоль – пищевые растения. Клевер, люпин, чина, люцерна – кормовые растения. Бобовые – «зелёные» удобрители почвы.

27

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник.

1


Общие признаки и разнообразие растений семейства розоцветных. Шиповник – «дикий» предок розы. Разнообразие сортов современных роз.

28

Плодово-ягодные розоцветные: яблоня, груша, вишня, слива (деревья).

Плодово-ягодные кустарники семейства розоцветных (малина, рябина, земляника).

1


Корневая шейка, прививка, дичок, штамб, привой, корневая поросль.

Размножение растений корневыми отпрысками, усами, семенами. Польза и лекарство от болезней.

29

Растения семейство сложноцветные. Общие признаки. Подсолнечник.

Календула, бархатцы, маргаритка, георгин – цветочно-декоративные сложноцветные.

1


Особенности строения растений семейства сложноцветных. Корзинка, обёртка, семянка, жировые масла.

Особенности декоративных растений семейства сложноцветных. Изучение цветков под увеличительным стеклом.

30

Урок. Повторение. Растение – живой организм. Контрольный урок.

1


Контрольный тест

31

Бактерии.

1


Разнообразие мира бактерий. Вредные и полезные бактерии.

32

Грибы. Строение грибов.

Многообразие грибок. Их значение.

1


Изучение строения грибов трутовика и шампиньонов.

Практическая работа №8. Изучение строения плесневелого гриба под микроскопом.

33

Итоговое повторение по всем темам. Контрольное тестирование.

1


Контрольная работа.

34

Весенняя экскурсия в парк

1


Изменения в жизненной активности у растений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!