УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ЗУГРЭССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10 »
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР СШ 10 ________Ф.И.О. | РЕКОМЕНДОВАНО Решение педагогического совета СШ № 10 Протокол № __ от ________ | УТВЕРЖДАЮ Директор СШ №10 ________Ф.И.О ___ ________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
предметная область «Технология»
для учащегося 6-А класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Ф.И.О.
РАССМОТРЕНО
на заседании школьной методической комиссии
Художественно - эстетического цикла
Протокол № __ от __ ___ 20 18г.
Руководитель ШМК ________Ф.И.О
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………3
Общая характеристика учебного предмета……………………………………….4
Описание места учебного предмета в учебном плане……………………...........4
Цели………………………………………………………………………………….4
Содержание учебного предмета………………………………………………………..5
Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, определением основных видов учебной деятельности, в том числе практических и лабораторных занятий…………………………………………6
Формы аттестации обучающегося……………………………………………………10
Оценочные и методические материалы………………………………………………11
Планируемые результаты освоения (личностные, метапредметные и предметные) учебного предмета………………………………………………………………………12
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с п. 5, п.7 главы 2 ст. 10 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 19.06.2015 № 55-IHC в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ.
Рабочая программа обучения по индивидуальному учебному плану (далее – РПОИ) по трудовому обучению для обучающегося 6 – А класса с ограниченными возможностями здоровья (далее – ВОЗ) составлена согласно Государственному образовательному стандарту основного общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (далее – Минобрнауки) от 30. 07. 2018 № 678, Государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденному приказом Минобрнауки от 14.08.2018 № 701.
За основу взята адаптированная основная образовательная программа «Ремесло» для специальных общеобразовательных организаций VIII вида(с умеренной степенью умственной отсталости) 4-9 класс Коломоец В.С., Яланская О.Л. Донецк, 2017 (приказ Минобрнауки от 14.08.2018 № 701), материал в разделах скорректирован в соответствии с количеством отведённых часов.
При разработке программы были учтены требования Государственного образовательного стандарта СОО к структуре программы, к планируемым результатам освоения учебного предмета в составе основной образовательной программы школы; Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью к реализации адаптированных основных образовательных программ. При формировании РПОИ учитывалась специфика состояния здоровья и личностные особенностями обучающегося, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, результаты обучения в предыдущем классе.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой даются сведения об обучающемся (ФИО, диагноз по решению ПМПК, особенности физиологического состояния), общая характеристика учебного предмета, конкретизируются цели индивидуального образования по предмету; содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, определением основных видов учебной деятельности; формы аттестации обучающегося (оценки качества освоения обучающимися Рабочей образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта СОО); оценочные и методические материалы; планируемые результаты
освоения учебного предмета с учётом особых образовательных потребностей.
При необходимости в течение учебного года учитель может вносить в учебную программу коррективы с соответствующими примечаниями: изменять последовательность уроков внутри темы, переносить сроки проведения контрольных работ. Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь и т.п.).
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩЕМСЯ
Ф.И, .2000 года рождения, обучающейся 6-А класса МОО «Зугрэсская средняя школа № 10 ».
Диагноз по решению ПМПК: F70
Особенности физиологического состояния
Ф.И учащегося программный материал 5 класса усвоил на достаточном уровне. Навыки практической деятельности развиты на достаточном уровне, однако требуется постоянный контроль со стороны учителя.
Психолого-педагогический вывод: нарушение познавательной деятельности легкой степени. Эмоционально-волевая сфера нарушена. Дисграфия. Словарный запас соответствует возрасту. Выделяет первый и последний звук в слове, делит слово на слоги. Подбирает слова на первый звук. Таблицу умножения не знает. Общий темп деятельности замедлен. Обобщает, исключает с помощью. Память и логическое мышление слабо развиты.. Орфографические навыки развиты на удовлетворительном уровне. Не проявляет высокую мотивацию к обучению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Трудовое обучение входит в предметную область «Технология».
Государственный образовательный стандарт основного общего образования включает в себя предметные результаты освоения учебного предмета «Трудовое обучение», которые должны быть ориентированы на роль техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экономических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта.
1.2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ
Данная программа разработана и адресована для обучающегося, который находится на индивидуальном обучении. На изучение предмета трудовое обучение учеником 6-А класса СШ № 10 отводится на учебный год – 33 часа, 1 час в неделю. Индивидуализация планирования связана с рекомендациями ПМПК – общая адаптированная основная образовательная программа, необходимостью подбора индивидуальных форм и методов работы. Содержание образования (теоретическая и практическая части) соответствует требованиям примерной программы по предмету и государственному образовательному стандарту СОО.
1.3. ЦЕЛИ
Рабочая программа решает как общетрудовые, так и специальные задачи, направленные на развитие, коррекцию и компенсацию деятельности умственно отсталых обучающихся:
- воспитание трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, привитие интереса к труду, развитие самостоятельности;
- умение анализировать образец, ориентироваться в задании, планировать ход работы, определять приемы работы, инструменты и материалы, нужные для их выполнения, контролировать свою работу.
Вместе с тем, в результате систематического обучения их удаётся обучить элементарным трудовым процессам, простейшие операции той или иной профессии при постоянном педагогическом сопровождении.
Ведущую роль в социальной адаптации должны играть коррекционные и лечебно-педагогические мероприятия: специальное обучение, соответствующее форме заболевания, социально-трудовое приспособление, положительный мотивационный фон для выполнения профессиональных трудовых операций. При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения.
.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе обучения предмета «трудовое обучение» осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на занятиях носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности обучающегося при выполнении трудовых заданий.
Сводная итоговая таблица
выполнения адаптированная основная образовательная программа
по трудовому обучению 6-й класс
Название тематического блока | Количество отводимого времени |
Адаптированная основная образовательная программа | Индивидуальное обучение |
1 четверть | | |
Тема 1. | 48 | 5 |
Тема 2. | 20 | 3 |
2 четверть | | |
Тема 2. | 20 | 2 |
Тема 3. | 40 | 6 |
3 четверть | | |
Тема 4. | 52 | 5 |
Тема 5. | 40 | 5 |
4 четверть | | |
Тема 5. | 10 | 1 |
Тема 6. | 50 | 6 |
| 280 | 33 |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата план | Дата факт | Разделы, Тема урока | Кол-во часов | Методы и формы обучения | Рабочие примечания |
Тема 1 (5 ч). Работа с текстильным материалом. Народная игрушка |
1 | 05.09 | | История народной игрушки. Виды материалов. Правила безопасной работы и организация рабочего места. Инструменты (игла, наперсток, ножницы). Набивной материал (ватин, вата, поролон). | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, самоконтроль путем устного воспроизведения изученного | |
2 | 12.09 | | Перенос выкройки на ткань с помощью шаблона. Раскрой деталей с учётом припусков на швы. Скалывание деталей. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа | |
3 | 19.09 | | Соединение деталей швом «назад иголку» или «через край». | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа | |
4 | 26.09 | | Подготовка набивного материала. Набивание мягкой игрушки | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа | |
5 | 03.10 | | Украшение игрушки. Окончательная отделка. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа | |
Тема 2 (5 ч). Вязание крючком |
6 | 10.10 | | Вязальные нитки. Классификация крючков. Правила безопасной работы и организация рабочего места. Постановка рук. Равномерное натяжение нити. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа | |
7 | 17.10 | | Как правильно держать крючок. Начало вязания. Вязание воздушных петель. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа | |
8 | 24.10 | | Выполнение аппликации из готовых цепочек | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа | |
9 | 07.11 | | Выполнение аппликации из готовых цепочек | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа | |
10 | 14.11 | | Выполнение аппли-кации из готовых це-почек | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
Тема 3 (6ч). Работа с бумагой (папье-маше) |
11 | 21.11 | | Понятие о папье-маше. Материал и его подготовка (газетная бумага, салфетки, обычная туалетная бумага). Выбор формы. Клей и клейстер для работы с папье-маше, их свойства и применение. Правила безопасной работы и организация рабочего места. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
12 | 28.11 | | Подготовка бумаги. Приготовление клейстера. Приемы работы. Выполнение тарелки | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
13 | 05.12 | | Приемы работы. Выполнение тарелки. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
14 | 12.12 | | Приемы работы. Выполнение тарелки. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
15 | 19.12 | | Приемы работы. Выполнение тарелки. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
16 | 26.12 | | Приемы работы. Выполнение тарелки. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
Тема 4 (5ч). Работа с пластилином. Изготовление аппликаций при помощи пластилина с использованием основных форм |
17 | 16.01 | | Пластилин и его свойства. Инструменты для лепки. Инструктаж по правилам безопасности. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Введение понятий: относительные размеры, основа, детали. Основные формы: шар, цилиндр. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
18 | 23.01 | | Композиция и правила её построения. Поиск разных вариантов оформления композиции | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
19 | 30.01 | | Приемы работы: скатывание, раскатывание, сплющивание, деление, размазывание | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
20 | 06.02 | | Лепка букв и цифр по замыслу и заданию. Лепка букв и цифр разными способами | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
21 | 13.02 | | «Пишем» пластилином. Изготовление аппликации | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
Тема 5(6ч). Лепка из солёного теста. |
22 | 20.02 | | История лепки теста. Состав теста, его свойства. Правила безопасной работы и организация рабочего места. Инструменты и приспособления для работы с тестом (стек, нож, скалка). Способы приготовления теста. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
23 | 27.02 | | Добавки. Вымешивание теста. Введение дополнительного цвета. Окрашивание теста. Способы хранения теста. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
24 | 06.03 | | Приёмы вымешивания теста. Скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, прощипывание. Приемы деления. Соединение деталей водяной капелькой. Создание фактуры поверхности. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
25 | 13.03 | | Изготовление дерева с листьями и плодами | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
26 | 20.03 | | Изготовление дерева с листьями и плодами | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
27 | 03.04 | | Изготовление дерева с листьями и плодами | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая ра-бота | |
Тема 6 (6ч). Основы вышивки |
28 | 10.04 | | Применение и назначение тканей в жизни людей. Закладки для книг, их назначение. Правила безопасности: правильная рабочая поза, соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие). Хранение игл (игольница, подушечка для игл) | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа | |
29 | 17.04 | | Раскрой закладки. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Подбор нитей для выполнения работ по вышиванию. | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа | |
30 | 24.04 | | Закрепление нити в начале и в конце строчки. Вышивание простейших фигур на ткани швом «вперёд иголка» разными по цвету нитками: треугольник (с использованием пялец). | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа | |
31 | 08.05 | | Изготовление салфетки с использованием строчки и косых палочек, уголков, заборчиков, башенок | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа | |
32 | 15.05 | | Изготовление салфетки с использованием строчки и косых палочек, уголков, заборчиков, башенок | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа | |
33 | 22.05 | | Окончательная отделка изделия. Контроль качества | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа | |
Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие: устный ответ, работа по алгоритму, подбор / поиск примеров, сравнительный анализ, практическая работа.
Корректировка КТП
- В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов / тем.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Контроль усвоенного материала осуществляется в каждой четверти через контроль навыков по основным видам практической деятельности.
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Критерии оценки достижения планируемых результатов по трудовому обучению
Уровень учебных достижений | Оценки | Общие критерии оценивания знаний обучающихся |
І. Начальный |
2 | Обучающийся различает объект изучения, выполняет элементарные задания с помощью учителя. Материал воспринимает выборочно, неосмысленно. Внимание неустойчивое. Требует постоянной помощи учителя. Очень узкий круг понятий. Ответ фрагментарен с помощью учителя. Мотивация низкая. |
II. Средний |
3 | Обучающийся с помощью учителя выполняет элементарные математические задания, называет отдельные существенные признаки. Частично пересказывает полученную информацию. Словарный запас развит недостаточно. Отображение воспринимаемого материала часто перекручено. Требует постоянной педагогической поддержки. |
III. Достаточный |
4 | Обучающийся умеет воспроизводить трудовые операции по образцу, пересказывает основной учебный материал. С помощью учителя применяет знания в хорошо знакомых ситуациях. Материал воспринимает и пересказывает с неточностями. Исправляет ошибки с помощью учителя. Программный материал воспринимает правильно. Использует полученные знания в стандартных ситуациях. |
IV. Высокий |
5 | Обучающийся имеет знания в пределах требований учебной программы, пытается самостоятельно использовать их в стандартных условиях. Высказывания полны с помощью вопросов, которые приводит учитель. Мотивация достаточная. |
Реализация данной программы основана на использовании
- индивидуальных разработок учителя;
- наглядных материалов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Личностные результаты освоения учебного предмета:
В результате выполнения данной программы учащийся должен:
Иметь представление о:
видах народной игрушки;
видах тканей, ниток для швейных работ;
переносе по выкройке (шаблону);
названии швов;
приемах владения крючком;
названии элементов вязания;
классификации крючков;
подготовке пластилина к работе;
основных формах;
правилах безопасной работы с пластилином;
свойствах и составе теста;
приемах лепки
Учащийся должен знать:
виды бумаги;
свойства бумаги;
приемы работы с помощью формы;
организацию рабочего места;
материал для вышивки;
прием вдевания нитки в иглу;
правила безопасности при работе с иглой;
Учащийся должен уметь:
раскраивать детали по выкройке (шаблону) с учётом припусков на швы;
соединять детали швом « назад иголку»;
набивать изделие различными материалами;
вязать цепочку из воздушных петель;
подготавливать бумагу;
подготовить клей;
организовать рабочее место;
соблюдать технологическую последовательность изготовления изделия;
изготовить детали изделий с использованием основных форм;
соединять детали;
осуществлять самоконтроль (сравнивать свою работу с образцом).
Метапредметные результаты:
обучающийся овладеет практическими навыками;
освоит умения работать с разными конструкционными материалами;
научится осуществлять самоконтроль (сравнивать свою работу с образцом).
сформирует умения давать словесный отчёт о выполненной работе по вопросам учителя
Предметные результаты:
развитие мелкой моторики при выполнении трудовых приемов;
обогащение словарного запаса на основе названий трудовых операций и объектов изготовления;
развитие эстетического вкуса на основе выполнения практических заданий;
формирование представления о вязании крючком;
развитие умений самостоятельного выполнения практических заданий по образцу;
развитие личностных качеств: аккуратности, желание выполнять практические задания;
расширение представлений о свойствах пластилина и способах соединения отдельных частей;
развитие наблюдательности на основе выбора для изготовления изделия;
расширение представлений о свойствах теста и способах соединения отдельных частей;
формирование представления о видах стежков.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты обучения представлены в личностных результатах к уровню подготовки учащегося и содержат три компонента: иметь представление/знать/уметь - перечень необходимых для усвоения учащимся знаний; уровень и качество применения умений и навыков в практической работе. Программа обеспечивает решение как общетрудовых, так и специальных задач, направленных на развитие, коррекцию и компенсацию деятельности умственно отсталых обучающихся:
- воспитание трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, привитие интереса к труду, развитие самостоятельности;
- умение анализировать образец, планировать ход работы, определять приемы работы, инструменты и материалы, нужные для их выполнения, контролировать свою работу.