Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Федоровская основная общеобразовательная школа
имени Леонида Владимировича Виноградова»
Ясногорского района Тульской области
Принято на педагогическом совете МКОУ «Федоровская ООШ» Протокол №___ от «___» ____________2013 г | | Утверждено директор МКОУ «Федоровская ООШ» М.С. Чепанова______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
ДЛЯ 1 КЛАССА
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель БЫКОВА Н.Л.
Квалификационная категория 1
д.Федоровка ,2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте1 и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает:
— Тематическое планирование по обучению грамоте:
к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению);
к Прописям Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого (обучение письму).
Информационно-методическое обеспечение
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, - М: «Просвещение», 2011
В. Г. Горецкий 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений «Азбука» в 2 ч., - М: «Просвещение», 2011
Н. А. Федосова, В. Г. Горецкий Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 – М.: «Просвещение», 2011
Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтению и письму: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.
Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс. – М.: Экзамен. 2012.
Крылова О.Н. карточки по обучению грамоте: к учебнику В.Г. Горецкого и др. «Азбука. 1 класс». – М.: Экзамен, 2012.
ЦОР:
Обучение грамоте. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, 2011 Москва «Просвещение»
Учебно-тематическое планирование
по курсу обучения грамоте
Предмет | Подготовительный период (4 учебные недели) | Букварный период (16 учебных недель) | Послебукварный период (3 учебные недели) | Итого | Основной курс (10 недель) | Итого |
Литературное чтение | 16 ч | 64 ч | 12 ч | 92 ч | 40ч | 132ч |
Русский язык | 20 ч | 80 ч | 15 ч | 115 ч | 50ч | 165ч |
Итого | 36 ч | 144 ч | 27 ч | 207 ч | 90ч | 297ч |
| | | | | | |
Обучение грамоте (ЧТЕНИЕ) 92 Ч
2012-2013 уч. г.
№ п/п | Дата проведения | Чтение Что пройдено |
1 | 3.09 | «Азбука» — первая учебная книга. Условные обозначения «Азбуки» и элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Правила работы с учебной книгой. |
2 | 5.09 | Речь устная и письменная. Предложение. Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении. |
3 | 6.09 | Слово и предложение. Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения. Значение слова. Графическое изображение слова в составе предложения. Пословицы о труде и трудолюбии |
4 | 9.09 | Слог. Слог как минимальная произносительная единица языка. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. |
5 | 10 09 | Ударение. Ударный слог. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам. |
6 | 12.09 | Звуки в окружающем мире и в речи. Упражнения в произнесении и слышании изолированных звуков. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам |
7 | 13.09 | Звуки в словах. Интонационное выделение звука на фоне Звуковой анализ слова. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Гласные и согласные звуки, их особенности. Слогообразующая функция гласных звуков слова. |
8 | 16.09 | Слог-слияние. Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Графическое изображение слога-слияния. Правила безопасного поведения в быту |
9 | 17.09 | Повторение и обобщение пройденного материала. Слого-звуковой анализ слов. Работа со схемами-моделями. Любимые сказки . |
10 | 19.09 | Гласный звук [а], буквы А, а. Особенности произнесения звука [а]. Характеристика звука [а]. Печатные и письменные буквы. Буквы заглавные (большие) и строчные (маленькие). Знакомство с «лентой букв». Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения |
11 | 20.09 | Гласный звук [о], буквы О, о. Особенности произнесения звука, его характеристика. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам. |
12 | 23 09 | Гласный звук [и], буквы И, и. Особенности произнесения звука, его характеристика. Наблюдение над значением слов. Включение слов в предложения. Дружба и взаимоотношения между друзьями |
13 | 24.09 | Гласный звук [ы], буква ы. Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука. Буква ы как знак звука [ы]. Особенности буквы ы. Наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число). |
14 | 26.09 | Гласный звук [ы], буква ы. Наблюдения за смыслоразличительной ролью звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. |
15 | 27.09 | Гласный звук [у], буквы У, у. Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука. |
16 | 30.09 | Гласный звук [у], буквы У, у. Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы]. Ученье — путь к уменью. Качества прилежного ученика |
17 | 1.10 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Твёрдость и мягкость согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме-модели слова. Способ чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). |
18 | 3.10 | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Способ чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Знакомство с двумя видами чтения —орфографическим и орфоэпическим. Чтение предложений |
19 | 4.10 | Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Особенности артикуляции новых звуков. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений |
20 | 7.10 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, |
21 | 8.10 | Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. Чтение предложений и короткого текста. Сельскохозяйственные работы. Труженики села. |
22 | 10.10 | Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. |
23 | 11.10 | Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т. Чтение предложений с интонацией и паузами. Животные и растения в сказках, рассказах и на картинах художников. |
24 | 14.10 | Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л. Характеристика согласного звука. Звонкие и глухие согласные. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. |
25 | 15.10 | Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Работа с лентой букв |
26 | 17.10 | Чтение слов с изученными буквами. Практическое овладение диалогической формой речи. Работа над речевым этикетом |
27 | 18.10 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. Особенности артикуляции звуков [р], [р’]. Характеристика звука. Формирование навыка плавного слогового чтения. |
28 | 21.10 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. |
29 | 22.10 | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья. Р.К.Олимпийские чемпионы-туляки. |
30 | 24.10 | Формирование навыка чтения. Чтение предложений и коротких рассказов. |
31 | 25.10 | Гласные буквы Е, е. Буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква е — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. |
32 | 5.11 | Гласные буквы Е, е. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. В лесу. Растительный и животный мир леса. На реке. Речные обитатели |
34 | 7.11 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
33 | 8.11 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Профессии родителей. |
34 | 11.11 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
35 | 12.11 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Москва — столица России |
36 | 14.11 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. |
37 | 15.11 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. В зоопарке |
38 | 18.11 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. |
39 | 19.11 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Озаглавливание текста. Определение главной мысли текста. Составление рассказа по сюжетной картинке. |
40 | 21.11 | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдение над изменением слова. Способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова). |
41 | 22.11 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Характеристика звуков Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
42 | 25.11 | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания место новой буквы на «ленте букв». Сравнение, группировка и классификация всех изученных букв. |
43 | 26.11 | Гласные буквы Я, я. Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. |
44 | 28.11 | Гласные буквы Я, я. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
45 | 29.11 | Гласные буквы Я, я. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
46 | 2.12 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Характеристика звуков Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
47 | 3.12 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
48 | 5.12 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Характеристика звука. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
49 | 6.12 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Сочетание ЧА. Составление рассказа по сюжетной картинке. Место новой буквы в ленте букв. |
50 | 9.12 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Слого-звуковой анализ слов с буквой Ь. |
51 | 10.12 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
52 | 12.12 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Слого-звуковой анализ слов Характеристика звука. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
54 | 13.12 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
55 | 16.12 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Слого-звуковой анализ слов Характеристика звука. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов |
55 | 17.12 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Составление рассказа по сюжетной картинке. Место новой буквы в ленте букв. |
57 | 19.12 | Гласные буквы Ё, ё. Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. |
58 | 20.12 | Гласные буквы Ё, ё. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
59 | 23.12 | Звук [j’], буквы Й, й. Слого-звукового анализ слова трамвай. Характеристика звука. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
60 | 24.12 | Согласные звуки[х], [х’], буквы Х, х. Слого-звукового анализ слов. Характеристика звуков. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
61 | 26.12 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Сопоставление звуков г-г, к-к, х-х, сходство и различия в их произнесении. Чтение коротких текстов, озаглавливание, пересказ |
62 | 27.12 | Гласные буквы Ю, ю. Слого-звуковой анализ слова юла. Буква ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ю — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слогов-слияний. |
63 | 13.01 | Гласные буквы Ю, ю. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
64 | 14.01 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Слого-звукового анализ слов. Характеристика звука. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
65 | 16.01 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. |
66 | 17.01 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений |
67 | 20.01 | Гласный звук [э], буквы Э, э. Слого-звукового анализ слов. Характеристика звука. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
68 | 21.01 | Гласный звук [э], буквы Э, э. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения |
69 | 23.01 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Слого-звукового анализ слов. Характеристика звука. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов |
70 | 24.01 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. |
71 | 27.01 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Место новой буквы на ленте букв. |
72 | 28.01 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Слого-звуковой анализ слов. Характеристика звуков. Сопоставление слогов с буквой в-ф. Парные согласные в-ф. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. |
73 | 30.01 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений Место новой буквы на ленте букв. |
74 | 31.01 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений. Отработка техники чтения |
75 | 3.02 | Русский алфавит. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Отработка техники чтения. |
76 | 4.02 | Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения. Чтение по ролям. |
77 | 6.02 | Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский. Наше Отечество. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине Р.к. Тульский край – наша маленькая родина. |
78 | 7.02 | История славянской азбуки. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста (В. Крупин. Первоучители словенские.) Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации |
79 | 10.02 | А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг |
80 | 11.02 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей Р.к. Л.Толстой – уроженец Тульского края. |
81 | 12.02 | К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения — небылицы |
82 | 13.02 | В.В. Бианки. Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста рассказа |
83 | 24.02 | С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть |
84 | 25.02 | М.М. Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания. Глоток молока. Герой рассказа,ХАРАКТЕРИСТИКА |
85 | 26.02 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей А. Барто, С.Михалков Выразительное чтение стихотворений. Чтение наизусть. |
86 | 27.02 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей Заходер, Берестов. Песенка-азбука. Выразительное чтение стихотворений |
87 | 3.03 | Проект: «Живая Азбука». Наши достижения. Планируемые результаты изучения |
88-92 РЕЗЕРВ | | Резерв. |
Календарно-тематический план
Литературное чтение
1 класс
2012014уч.г.
40 ч
(4 ч/нед)
№ п/п | № п/т | Дата провед | Что пройдено | Примечание |
Вводный урок 1 ч |
1 | 1 | 4.03 | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | |
Жили – были буквы 7 ч |
2 | 1 | 5.03 | В.Данько «Загадочные буквы». Выразительное чтение И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А».Характер героев. Главная мысль сказки. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | |
3 | 2 | 6.03 | С.Чёрный «Живая азбука» Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» Выразительное чтение. Характер героев. Главная мысль произведения. | |
4 | 3 | 11.03 | Г.Сапкир «Про медведя» М.Бородицкая «Разговор с пчелой» И.Гамазкова «Кто как кричит?» Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. | |
5 | 4 | 12.03 | И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука» С.Маршак «Автобус №26» Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть | |
6 | 5 | | Из старинных книг. Разноцветные страницы. Чтение по слогам и целыми словами. Звукопись как приём характеристики героя. | |
7 | 6 | | Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы». | |
8 | 7 | | Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок» | |
Загадки. Сказки. Небылицы. 7ч |
9 | 1 | | Сказки авторские и народные. Е. Чарушин «Теремок».Слово о писателе. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Герои сказки и их поступки. | |
10 | 2 | | Русская народная сказка «Рукавичка». Плавное выразительное чтение целыми словами. Пересказ сказки. Главная мысль сказки. | |
11 | 3 | | Загадки. Тема загадок. Песенки. Русские народные песенки. Выразительное чтение. Обучение сочинению загадок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Выразительное чтение. Обучение сочинению небылиц. Инсценированиепотешки. | |
12 | 4 | | Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. «Рифмы Матушки Гусыни». «Король Пипин». «Дом,который построил Джек». Выразительное чтение. Заглавие произведения. | |
13 | 5 | | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Слово о писателе. Выразительное чтение. | |
14 | 6 | | Русская народная сказка «Петух и собака» Выразительное чтение по ролям. Герои сказки и их характеристика. Главная мысль сказки. | |
15 | 7 | | Из старинных книг. К.Ушинский «Гусь и Журавль» Л.Толстой «Зайцы и лягушки». . Герои сказки и их характеристика. Главная мысль сказки. Повторение и обобщение по теме «сказки, загадки, небылицы». | |
Апрель, апрель! Звенит капель… 6 ч |
16 | 1 | | А.Майков «Ласточка примчалась…», «Весна»,А.Блещеев «Травка зеленеет..» Выразительное чтение стихотворений. | |
17 | 2 | | Т Белозёров «Подснежники» С.Маршак «Апрель»,И.Токмакова «Ручей» Выразительное чтение стихотворений. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение . | |
18 | 3 | | Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки» Стихи-загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой. Литературная загадка. Сочинение загадок. | |
19 | 4 | | В.Берестов «Воробушки» Р.Сеф «Чудо» Выразительное чтение стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. | |
20 | 5 | | А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы. | |
21 | 6 | | Проект «Составляем сборник загадок» | |
| И в шутку и всерьёз 7 ч |
22 | 1 | | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я.Тайц «Волк» Выразительное чтение. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям. | |
23 | 2 | | Г.Кружков «Ррры». Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Н.Артюхова «Саша-дразнилка». Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. | |
24 | 3 | | К.ЧуковскийФедотка», О.Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук». Выразительное чтение стихотворений. Заучивание наизусть. | |
25 | 4 | | И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». Смысл названия произведения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | |
26 | 5 | | К.Чуковский «Телефон». Слово о писателе. Выразительное чтение по ролям. Заучивание наизусть. | |
27 | 6 | | М.Пляцковский «Помощник». Слово о писателе. Слово о писателе. Деление текста на части. Характер главного героя. | |
28 | 7 | | Из старинных книг. К.Ушинский «Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». Слово о писателе. Выразительное чтение. Заголовок — «входная дверь» в текст. Смысл рассказов. | |
| Я и мои друзья 7 ч |
29 | 1 | | Ю.Ермолаев «Лучший друг» Е.Благинина «Подарок» Выразительное чтение. Смысл названия рассказа. Характеры героев. Соотнесение содержания рассказа с пословицами. Тема и главная мысль текста. Сравнение рассказа и стихотворения. | |
30 | 2 | | В.Орлов «Кто первый?» С.Михалков «Бараны» Выразительное чтение по ролям. Характеры героев. Тема и главная мысль текста. Смысл названия произведений. Составление плана. | |
31 | 3 | | Р.Сеф «Совет» И.Пивоварова «Вежливый ослик» В.Берестов «В магазине игрушек» В Орлов «Если дружбой…» Выразительное чтение Соотнесение содержания стихотворений с пословицами. Тема и главная мысль текста. Смысл названия произведений. | |
32 | 4 | | Я.Аким «Моя родня» С.Маршак «Хороший день» Выразительное чтение Деление текста на части. Смысл названия произведений. | |
33 | 5 | | По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль» Ю.Энтин «Про дружбу» Выразительное чтение по ролям. Тема и главная мысль текста. Смысл названия произведений Сравнение рассказа и стихотворения. Заучивание наизусть. | |
34 | 6 | | Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка».Слово о писателе. Выразительное чтение. Тема и главная мысль текста. Смысл названия произведений. Подробный пересказ. | |
35 | 7 | | Повторение и обобщение по теме « Я и мои друзья» | |
| О братьях наших меньших 5 ч |
36 | 1 | | С.Михалков «Трезор» Р.Сеф «Кто любит собак…» Слово о писателе. Выразительное чтение. Тема и главная мысль текста. Смысл названия произведений. Заучивание наизусть. | |
37 | 2 | | В.Осеева «Собака яростно лаяла» И.Токмакова «Купите собаку» Слово о писателе. Выразительное чтение. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Характеристика главных героев. Пересказ на основе иллюстрации. | |
38 | 3 | | М Пляцковский «Цап Царапыч» Г.Сапгир «Кошка» Слово о писателе. Выразительное чтение по ролям. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. | |
39 | 4 | | В.Берестов «Лягушата» Слово о писателе. Выразительное чтение. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. В.Лунин «Никого не обижай» С.Михалков «Важный совет» Д.Хармс «Храбрый ёж» Сказки — несказки | |
40 | 5 | | Н.Сладков «Лисица и ёж» Из старинных книг. С.Аскаков «Гнездо» Разноцветные страницы. Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших». | |
1
1 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.
1 Изучается во всех разделах курса.
12