СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ЧТЕНИЕ " ШКОЛА РОССИИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ЧТЕНИЕ по программе " ШКОЛА РОССИИ"

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ЧТЕНИЕ " ШКОЛА РОССИИ"»





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Федоровская основная общеобразовательная школа

имени Леонида Владимировича Виноградова»

Ясногорского района Тульской области

Принято

на педагогическом совете

МКОУ «Федоровская ООШ»

Протокол №___

от «___» ____________2013 г


Утверждено

директор

МКОУ «Федоровская ООШ»

М.С. Чепанова______________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ПРЕДМЕТУ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»


ДЛЯ 1 КЛАССА


НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД


Учитель БЫКОВА Н.Л.

Квалификационная категория 1



д.Федоровка ,2013г.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА






Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать сле­дующие задачи:

- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чте­нию и книге;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в со­ответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять неслож­ные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшо­го объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного инте­реса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.


Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте1 и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты


1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты


1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты


1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание курса


Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте


Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.


Систематический курс


Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

запятая при обращении в предложениях;

запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.


Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает:

— Тематическое планирование по обучению грамоте:

к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению);

к Прописям Н. А. Федосовой, В. Г. Горецкого (обучение письму).



Информационно-методическое обеспечение

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, - М: «Просвещение», 2011

В. Г. Горецкий 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений «Азбука» в 2 ч., - М: «Просвещение», 2011

Н. А. Федосова, В. Г. Горецкий Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 – М.: «Просвещение», 2011

Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтению и письму: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.

Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс. – М.: Экзамен. 2012.

Крылова О.Н. карточки по обучению грамоте: к учебнику В.Г. Горецкого и др. «Азбука. 1 класс». – М.: Экзамен, 2012.

ЦОР:

Обучение грамоте. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, 2011 Москва «Просвещение»


Учебно-тематическое планирование

по курсу обучения грамоте



Предмет

Подготовительный период (4 учебные недели)

Букварный период

(16 учебных недель)

Послебукварный период

(3 учебные недели)

Итого

Основной курс

(10 недель)

Итого

Литературное чтение

16 ч

64 ч

12 ч


92 ч

40ч

132ч

Русский язык

20 ч

80 ч

15 ч


115 ч

50ч

165ч

Итого

36 ч

144 ч

27 ч

207 ч

90ч

297ч








Обучение грамоте (ЧТЕНИЕ) 92 Ч


2012-2013 уч. г.


п/п

Дата проведения

Чтение

Что пройдено

1

3.09

«Азбука» — первая учебная книга.

Условные обозначения «Азбуки» и элементы учебной книги

(обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Правила работы с учебной книгой.


2

5.09

Речь устная и письменная. Предложение.

Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении.


3

6.09

Слово и предложение.

Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения.

Значение слова. Графическое изображение слова в составе предложения.

Пословицы о труде и трудолюбии

4

9.09

Слог.

Слог как минимальная произносительная единица языка. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги.



Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений.


5

10 09

Ударение.

Ударный слог.

Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам.

6

12.09

Звуки в окружающем мире и в речи.


Упражнения в произнесении и слышании изолированных звуков.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам

7

13.09

Звуки в словах.

Интонационное выделение звука на фоне Звуковой анализ слова. Сопоставление слов, различающихся одним звуком.

Гласные и согласные звуки, их особенности.

Слогообразующая функция гласных звуков слова.


8

16.09

Слог-слияние.


Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Графическое изображение слога-слияния.

Правила безопасного поведения в быту


9

17.09

Повторение и обобщение пройденного материала.

Слого-звуковой анализ слов.

Работа со схемами-моделями.

Любимые сказки

.

10

19.09

Гласный звук [а], буквы А, а.

Особенности произнесения звука [а]. Характеристика звука [а].

Печатные и письменные буквы. Буквы заглавные (большие) и строчные (маленькие).

Знакомство с «лентой букв».

Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения


11

20.09

Гласный звук [о], буквы О, о.

Особенности произнесения звука, его характеристика.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам.

12

23 09

Гласный звук [и], буквы И, и. Особенности произнесения звука, его характеристика.

Наблюдение над значением слов.

Включение слов в предложения.

Дружба и взаимоотношения между друзьями

13

24.09

Гласный звук [ы], буква ы.

Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука.

Буква ы как знак звука [ы]. Особенности буквы ы.

Наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число).

14

26.09

Гласный звук [ы], буква ы.

Наблюдения за смыслоразличительной ролью звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком.

15


27.09

Гласный звук [у], буквы У, у.

Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука.


16

30.09

Гласный звук [у], буквы У, у.

Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы].


Ученье — путь к уменью. Качества прилежного ученика

17

1.10

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.


Твёрдость и мягкость согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме-модели слова. Способ чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).


18

3.10

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

Способ чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).

Чтение слияний согласного с гласным в слогах.

Знакомство с двумя видами чтения —орфографическим и орфоэпическим.

Чтение предложений

19

4.10

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

Особенности артикуляции новых звуков.

Чтение слогов с новой буквой.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений

20

7.10

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой.

Чтение слов с новой буквой,

21

8.10

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

Чтение предложений и короткого текста. Сельскохозяйственные работы. Труженики села.


22

10.10

Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т.

Формирование навыка плавного слогового чтения.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста.


23

11.10

Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т.

Чтение предложений с интонацией и паузами. Животные и растения в сказках, рассказах и на картинах художников.


24

14.10

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.

Характеристика согласного звука.

Звонкие и глухие согласные.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста.


25

15.10

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Работа с лентой букв


26

17.10

Чтение слов с изученными буквами. Практическое овладение диалогической формой речи.

Работа над речевым этикетом

27

18.10

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Особенности артикуляции звуков [р], [р’]. Характеристика звука. Формирование навыка плавного слогового чтения.


28

21.10

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.


Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.


29

22.10

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

Р.К.Олимпийские чемпионы-туляки.

30

24.10

Формирование навыка чтения. Чтение предложений и коротких рассказов.

31

25.10

Гласные буквы Е, е.


Буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Буква епоказатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.


32

5.11

Гласные буквы Е, е. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

В лесу. Растительный и животный мир леса. На реке. Речные обитатели



34

7.11

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.


Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.


33

8.11

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.


Профессии родителей.

34

11.11

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.


Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.


35

12.11

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Москва — столица России

36

14.11

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.


37

15.11

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

В зоопарке


38

18.11

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.


39

19.11

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Озаглавливание текста. Определение главной мысли текста. Составление рассказа по сюжетной картинке.


40

21.11

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдение над изменением слова. Способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова).


41

22.11

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

Характеристика звуков

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.



42

25.11

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания место новой буквы на «ленте букв».

Сравнение, группировка и классификация всех изученных букв.


43

26.11

Гласные буквы Я, я.

Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.


44

28.11

Гласные буквы Я, я.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.


45

29.11

Гласные буквы Я, я. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания



46

2.12

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Характеристика звуков

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.


47

3.12

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания


48

5.12

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Характеристика звука.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.


49

6.12

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Сочетание ЧА. Составление рассказа по сюжетной картинке. Место новой буквы в ленте букв.



50

9.12

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Слого-звуковой анализ слов с буквой Ь.


51

10.12

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания


52

12.12

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Слого-звуковой анализ слов Характеристика звука.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.


54

13.12

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания



55

16.12

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Слого-звуковой анализ слов Характеристика звука.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов

55

17.12

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Составление рассказа по сюжетной картинке. Место новой буквы в ленте букв.

57

19.12

Гласные буквы Ё, ё.

Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.


58

20.12

Гласные буквы Ё, ё. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания


59

23.12

Звук [j], буквы Й, й. Слого-звукового анализ слова трамвай. Характеристика звука.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

60

24.12

Согласные звуки[х], [х’], буквы Х, х. Слого-звукового анализ слов. Характеристика звуков. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.



61

26.12

Согласные звуки

[х], [х’], буквы Х, х. Сопоставление звуков г-г, к-к, х-х, сходство и различия в их произнесении. Чтение коротких текстов, озаглавливание, пересказ

62

27.12

Гласные буквы Ю, ю. Слого-звуковой анализ слова юла.

Буква ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Буква ю — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.

Чтение слогов-слияний.


63

13.01

Гласные буквы Ю, ю. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания


64

14.01

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Слого-звукового анализ слов. Характеристика звука.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

65

16.01

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Отработка техники чтения.


66

17.01

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений


67

20.01

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Слого-звукового анализ слов. Характеристика звука.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.


68

21.01

Гласный звук [э], буквы Э, э. Отработка техники чтения.

Развитие осознанности и выразительности чтения



69

23.01

Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ. Слого-звукового анализ слов. Характеристика звука.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов

70

24.01

Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Отработка техники чтения.

71

27.01

Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Место новой буквы на ленте букв.


72

28.01

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

Слого-звуковой анализ слов. Характеристика звуков. Сопоставление слогов с буквой в-ф. Парные согласные в-ф.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.


73

30.01

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Отработка техники чтения.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений Место новой буквы на ленте букв.

74

31.01

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений.

Отработка техники чтения


75

3.02

Русский алфавит.


Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов.

Отработка техники чтения.


76

4.02

Как хорошо уметь читать.

Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения. Чтение по ролям.


77

6.02

Одна у человека мать; одна и родина.

К. Ушинский. Наше Отечество. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине

Р.к. Тульский край – наша маленькая родина.

78

7.02

История славянской азбуки. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста (В. Крупин. Первоучители словенские.) Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации

79

10.02

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг


80

11.02

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка

К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей

Р.к. Л.Толстой – уроженец Тульского края.

81

12.02

К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения — небылицы


82

13.02

В.В. Бианки. Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста рассказа


83

24.02

С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть


84

25.02

М.М. Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания. Глоток молока. Герой рассказа,ХАРАКТЕРИСТИКА


85

26.02

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей А. Барто, С.Михалков Выразительное чтение стихотворений. Чтение наизусть.

86

27.02

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей Заходер, Берестов. Песенка-азбука. Выразительное чтение стихотворений

87

3.03

Проект: «Живая Азбука». Наши достижения. Планируемые результаты изучения


88-92 РЕЗЕРВ


Резерв.



Календарно-тематический план

Литературное чтение

1 класс

2012014уч.г.

40 ч

(4 ч/нед)



п/п

п/т

Дата провед

Что пройдено

Примечание

Вводный урок

1 ч

1

1

4.03

Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь.


Жили – были буквы

7 ч

2

1

5.03

В.Данько «Загадочные буквы». Выразительное чтение

И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А».Характер героев. Главная мысль сказки. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.



3

2

6.03

С.Чёрный «Живая азбука»

Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» Выразительное чтение. Характер героев. Главная мысль произведения.


4

3

11.03

Г.Сапкир «Про медведя»

М.Бородицкая «Разговор с пчелой»

И.Гамазкова «Кто как кричит?» Заголовок. Риф­ма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть.


5

4

12.03

И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука»

С.Маршак «Автобус №26» Заголовок. Риф­ма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть


6

5


Из старинных книг. Разноцветные

страницы. Чтение по слогам и целыми словами. Звукопись как приём характеристики героя.


7

6


Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы».


8

7


Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок»


Загадки. Сказки. Небылицы.

9

1


Сказки авторские и народные. Е. Чарушин «Теремок».Слово о писателе. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Герои сказки и их поступки.


10

2


Русская народная сказка «Рукавичка». Плавное выразительное чтение целыми словами. Пересказ сказки. Главная мысль сказки.


11

3


Загадки. Тема загадок. Песенки. Русские народные песенки. Выразительное чтение. Обучение сочинению загадок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Выразительное чтение. Обучение сочинению небылиц. Инсценированиепотешки.



12

4


Англий­ские народные песенки. Герои песенок. Сравне­ние песенок. «Рифмы Матушки Гусыни». «Король Пипин».

«Дом,который построил Джек». Выразительное чтение. Заглавие произведения.


13

5


А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Слово о писателе. Выразительное чтение.



14

6


Русская народная сказка «Петух и собака» Выразительное чтение по ролям. Герои сказки и их характеристика. Главная мысль сказки.


15

7


Из старинных книг. К.Ушинский «Гусь и Журавль»

Л.Толстой «Зайцы и лягушки». . Герои сказки и их характеристика. Главная мысль сказки. Повторение и обобщение по теме «сказки, загадки, небылицы».


Апрель, апрель! Звенит капель…

6 ч

16

1


А.Майков «Ласточка примчалась…», «Весна»,А.Блещеев «Травка зеленеет..» Выразительное чтение стихотворений.



17

2


Т Белозёров «Подснежники» С.Маршак «Апрель»,И.Токмакова «Ручей» Выразительное чтение стихотворений. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение

.



18

3


Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки» Стихи-загадки писателей И.Токмаковой, Л.Ульяницкой, Л.Яхнина, Е.Трутневой. Литературная загадка. Сочинение загадок.


19

4


В.Берестов «Воробушки» Р.Сеф «Чудо» Выразительное чтение стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихо­творного текста.


20

5


А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы.



21

6


Проект «Составляем сборник загадок»



И в шутку и всерьёз

7 ч

22

1


И.Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я.Тайц «Волк» Выразительное чтение. Авторское отношение к изобража­емому. Чтение по ролям.


23

2


Г.Кружков «Ррры». Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Н.Артюхова «Саша-дразнилка». Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголов­ка.


24

3


К.ЧуковскийФедотка», О.Дриз «Привет», О.Григорьев «Стук». Выразительное чтение стихотворений. Заучивание наизусть.



25

4


И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». Смысл названия произведения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.




26

5


К.Чуковский «Телефон». Слово о писателе. Выразительное чтение по ролям. Заучивание наизусть.



27

6


М.Пляцковский «Помощник». Слово о писателе. Слово о писателе. Деление текста на части. Характер главного героя.



28

7


Из старинных книг. К.Ушинский

«Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». Слово о писателе. Выразительное чтение. Заголовок — «входная дверь» в текст. Смысл рассказов.



Я и мои друзья

7 ч

29

1


Ю.Ермолаев «Лучший друг»

Е.Благинина «Подарок» Выразительное чтение. Смысл названия рассказа. Характеры героев. Соотнесение содержания рассказа с пословицами. Тема и главная мысль текста. Сравнение рассказа и стихотворения.


30

2


В.Орлов «Кто первый?»

С.Михалков «Бараны»

Выразительное чтение по ролям. Характеры героев. Тема и главная мысль текста. Смысл названия произведений. Составление плана.


31

3


Р.Сеф «Совет» И.Пивоварова «Вежливый ослик»

В.Берестов «В магазине игрушек»

В Орлов «Если дружбой…» Выразительное чтение Соотнесение содержания стихотворений с пословицами. Тема и главная мысль текста. Смысл названия произведений.


32

4


Я.Аким «Моя родня»

С.Маршак «Хороший день»

Выразительное чтение Деление текста на части. Смысл названия произведений.


33

5


По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль»

Ю.Энтин «Про дружбу» Выразительное чтение по ролям. Тема и главная мысль текста. Смысл названия произведений Сравнение рассказа и стихотворения. Заучивание наизусть.



34

6


Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка».Слово о писателе. Выразительное чтение. Тема и главная мысль текста. Смысл названия произведений. Подробный пересказ.



35

7


Повторение и обобщение по теме « Я и мои друзья»



О братьях наших меньших

5 ч

36

1


С.Михалков «Трезор»

Р.Сеф «Кто любит собак…» Слово о писателе. Выразительное чтение. Тема и главная мысль текста. Смысл названия произведений. Заучивание наизусть.



37

2


В.Осеева «Собака яростно лаяла»

И.Токмакова «Купите собаку» Слово о писателе. Выразительное чтение. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Характеристика главных героев. Пересказ на основе иллю­страции.


38

3


М Пляцковский «Цап Царапыч»

Г.Сапгир «Кошка» Слово о писателе. Выразительное чтение по ролям. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов.



39

4


В.Берестов «Лягушата» Слово о писателе. Выразительное чтение. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов.

В.Лунин «Никого не обижай»

С.Михалков «Важный совет»

Д.Хармс «Храбрый ёж» Сказки — несказки



40

5


Н.Сладков «Лисица и ёж»

Из старинных книг.

С.Аскаков «Гнездо»

Разноцветные страницы. Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».



1

1 Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

1 Изучается во всех разделах курса.

12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!