Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Обучающиеся научатся:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
-различать овощи и фрукты; определять с помощью атласа-определителя растения и животных; описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку); сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
- сравнивать реку и море; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; находить на глобусе холодные и жаркие районы; различать животных холодных и
жарких районов; изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
- различать прошлое, настоящее и будущее; называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы;
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; объяснять причины возникновения дождя и ветра; перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
- ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
- раздельно собирать мусор в быту; соблюдать правила поведения в природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;
- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать некоторые достопримечательности столицы и родного края;
- правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
- называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
3 Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
теоретические | практические |
| Введение | 1 | 1 | | Пользоваться условными обозначениями учебника. Оценивать результаты своей работы. |
| Что и Кто? | 20 | 19 | 1 | Уметь различать государственную символику РФ. Сравнивать и описывать герб и флаг Различать некоторые народы России по костюмам. Отвечать на вопросы. Оценивать свою работу Рассматривать иллюстрации, извлекать из них информацию. Узнавать и описывать достопримечательности Группировать предметы обихода. Характеризовать назначение частей компьютера. Определять составные части компьютера. Соблюдать правила безопасного обращения с компьютером. Выявлять опасные предметы домашнего обихода и соблюдать осторожность при обращении с ними. Характеризовать опасность бытовых приборов. Пользоваться глобусом. Объяснять особенности движения Земли |
| Как, откуда и куда? | 12 | 11 | 1 | Рассказывать о жизни своей семьи. Называть имена, отчества, фамилии членов семьи. Прослеживать по рисунку-схеме путь воды. Проводить опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку Соблюдать правила безопасности при обращении с электроприборами. Отвечать на вопросы. Оценивать свою работу. Различать почтовые отправления. Сравнивать реку и море. Прослеживать путь воды из реки в море. Различать пресную и морскую воду. Проводить опыты по исследованию снега и льда и формулировать выводы. Наблюдать за формой снежинок. Наблюдать и рассказывать о росте и развитие растений. Ухаживать за комнатными растениями Наблюдать за жизнью животных и рассказывать о своих наблюдениях. Распознавать зимующих птиц на картинках и в природе. Изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц Определять с помощью рисунков источники возникновения мусора и способы его утилизации. Сортировать мусор по характеру материала. Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений. Формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений. |
| Где и когда? | 11 | 10 | 1 | Анализировать иллюстрации. Обсуждать условия интересной и успешной учебы. Рассказывать о случаях взаимопомощи в классе, о своем учителе. Различать прошлое, настоящее и будущее. Называть дни недели в определенном порядке. Проводить взаимоконтроль Называть месяцы и времена года в определенной последовательности. Характеризовать явления природы в разные времена года. Показывать на глобусе и называть холодные районы Земли. Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями Показывать на глобусе и называть жаркие районы Земли. Различать зимующих и перелетных птиц. Объяснять причины отлета птиц в теплые края. Приводить примеры перелетных и зимующих птиц. Прослеживать историю появления одежды и развития моды. Отличать одежду своего народа. Подбирать подходящую для конкретного случая одежду. Сравнивать старинные и современные велосипеды. Запомнить правила безопасной езды на велосипеде Определять по фото профессии людей. Рассказывать о разных профессиях. Обсуждать, какие профессии востребованы и почему. |
| Почему и зачем? | 22 | 21 | 1 | Моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звезд. Моделировать созвездие Льва. Наблюдать картину звездного неба. Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем. Формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны. Объяснять причины возникновения дождя и ветра. Различать виды дождя. Передавать голосом звуки окружающего мира. Исследовать возникновение и распространение звуков. Обсуждать, почему и как следует беречь уши. Перечислять цвета радуги в правильной последовательности. Отображать последовательность цветов радуги, осуществлять взаимопроверку. Описывать своего домашнего питомца по плану. Рассказывать об уходе за кошками и собаками. Находить необходимый материал. Составлять устный рассказ. Выступать с подготовленным сообщением. Узнавать цветы и бабочек с помощью атласа. Формулировать правила поведения в природе и соблюдать их. Рассказывать о правилах подготовки ко сну. Рассказывать о сне животных. Определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе. Различать овощи и фрукты. Сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма Отбирать из предложенных нужные предметы гигиены и объяснять их назначение. Формулировать основные правила гигиены Различать средства связи и массовой информации. Объяснять назначение радиоприемника, телевизора, Интернета, газет и журналов Классифицировать автомобили и объяснять их назначение. Использовать представленную информацию для выполнения заданий Объяснять назначение поездов. Рассказывать об устройстве железной дороги Классифицировать корабли и объяснять их назначение. Использовать представленную информацию для выполнения заданий Соблюдать правила безопасности на транспорте. Рассказывать об освоении космического пространства человеком. Моделировать экипировку космонавта Приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. |
| Итого | 66 | 62 | 4 | |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир» Приложение к рабочей программе
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
1 | «Задавайте вопросы!» | 1 | 05.09 | |
| Что и Кто?20 ч. |
2 | Что такое Родина? Р.К. Наш край – часть России | 1 | 06.09 | |
3 | Что мы знаем о народах России? Р.К. Народы, проживающие на территории Тюменской области. | 1 | 12.09 | |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | 14.09 | |
5 | Р.к. Проект «Моя малая Родина» | 1 | 19.09 | |
6 | Что у нас над головой? | 1 | 21.09 | |
7 | Что у нас под ногами? Р.К. Полезные ископаемые нашего края. | 1 | 26.09 | |
8 | Что общего у разных растений? Р.К. Растения нашего края. Внеаудиторное занятие. Территория села. | 1 | 28.09 | |
9 | Что растёт на подоконнике? Внеаудиторное занятие. Коридоры школы. | 1 | 03.10 | |
10 | Что растёт на клумбе? Внеаудиторное занятие. Территория школы. | 1 | 05.10 | |
11 | Что это за листья? | 1 | 10.10 | |
12 | Что такое хвоинки? Р.К. Деревья нашего края. Внеаудиторное занятие. Территория школы | 1 | 12.10 | |
13 | Кто такие насекомые? Р.К. Насекомые нашего края. Интегрированный урок ( окр. Мир +технология) Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Фигурки оригами. «Бабочка» Уч.Стр.42 р.т. 16 | 1 | 17.10 | |
14 | Кто такие рыбы? Р.К. Рыбы нашего края. Интегрированный урок ( окр. Мир + технология) В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Пластилиновая живопись. Р.К. Рыбы нашего региона | 1 | 19.10 | |
15 | Кто такие птицы? Р.К. Птицы нашего края. | 1 | 24.10 | |
16 | Кто такие звери? Р.К. Млекопитающие нашего края. | 1 | 26.10 | |
17 | Что окружает нас дома? | 1 | 07.11 | |
18 | Что умеет компьютер? Внеаудиторное занятие. Компьютерный класс. | 1 | 09.11 | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 14.11 | |
20 | На что похожа наша планета? | 1 | 16.11 | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | 21.11 | |
| Как, откуда и куда? 12 ч. |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | 23.11 | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | 28.11 | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | 30.11 | |
25 | Как путешествует письмо? Внеаудиторное занятие. Почта. | 1 | 05.12 | |
26 | Куда текут реки? Р.К. Реки нашего края | 1 | 07.12 | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? Внеаудиторное занятие. Территория школы | 1 | 12.12 | |
28 | Как живут растения? Р.К. Редкие растения нашего региона | 1 | 14.12 | |
29 | Как живут животные? Р.К. Зимующие птицы нашего региона | 1 | 19.12 | |
30 | Р.к. Как зимой помочь птицам? (Интегрирован. урок с технологией и внеурочной деятельностью). Внеаудиторное занятие. Территория школы | 1 | 21.12 | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | 26.12 | |
32 | Откуда в снежках грязь? Внеаудиторное занятие. Территория школы. | 1 | 28.12 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 | 16.01 | |
| Где и когда? 11 ч. |
34 | Когда учиться интересно? | 1 | 18.01 | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | 23.01 | |
36 | Когда придёт суббота? | 1 | 25.01 | |
37 | Когда наступит лето? Р.К Климатические особенности нашего региона. | 1 | 30.01 | |
38 | Где живут белые медведи? | 1 | 01.02 | |
39 | Где живут слоны? | 1 | 06.02 | |
40 | Где зимуют птицы? Р.К Перелётные птицы нашего региона | 1 | 08.02 | |
41 | Когда появилась одежда? | 1 | 13.02 | |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | 15.02 | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | 27.02 | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | 01.03 | |
| Почему и зачем? 22 ч. |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Внеаудиторное занятие. Территория школы.. | 1 | 06.03 | |
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | 13.03 | |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? Р.К. Климатические особенности нашего региона | 1 | 15.03 | |
48 | Почему звенит звонок? | 1 | 20.03 | |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | 22.03 | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | 03.04 | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | 05.04 | |
52 | Р.к. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Р.К. Красная Книга Тюменской области. | 1 | 10.04 | |
53 | Р.к. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | 12.04 | |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | 17.04 | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? Р.К. Растениеводство в нашем крае. Внеаудиторное занятие. Сельский мед. пункт. | 1 | 17.04 | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Внеаудиторное занятие. Сельский мед. пункт. | 1 | 19.04 | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | 24.04 | |
58 | Зачем нужны автомобили? Р.К. Промышленность в нашем крае. | 1 | 26.04 | |
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | 03.05 | |
60 | Зачем строят корабли? | 1 | 08.05 | |
61 | Зачем строят самолёты? | 1 | 08.05 | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 10.05 | |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 15.05 | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | 17.05 | |
65 | Р.к. Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | 22.05 | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 24.05 | |