РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему
миру
3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г.) с изменениями,
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 6» г. Брянска:
учебного плана МБОУ «Гимназия № 6» на 2019/2020 учебный год;
положения о рабочей программеучебного предмета, курса.
В соответствии с учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Окружающий мир» отводится 68 ч. (из расчета 2 ч. в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание программы
Как устроен мир
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, зверии др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значениеи гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Правила поведения в опасных местах.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ(68 часов)
Составлено в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений
ПлешаковА. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Раздел «Как устроен мир» | 6 часов |
1. | Природа. | 1 |
2. | Человек. | 1 |
3. | Проект «Богатства, отданные людям». | 1 |
4. | Общество. | 1 |
5. | Что такое экология. | 1 |
6. | Природа в опасности!Практическая работа №1«Моделирование влияния человека на природу». | 1 |
Раздел «Эта удивительная природа» | 18 часов |
7. | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе». | 1 |
8. | Разнообразие веществ. | 1 |
9. | Воздух и его охрана. | 1 |
10. | Вода. Практическая работа № 3 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра». | 1 |
11. | Превращения и круговорот воды. | 1 |
12. | Берегите воду! | 1 |
13. | Что такое почва? Практическая работа № 4 «Состав почвы». | 1 |
14. | Разнообразие растений. Практическая работа № 5 «Рассматривание живых и гербарных растений». | 1 |
15. | Солнце, растения и мы с вами. Практическая работа № 6Определение органов растений, сравнение органов различных растений». | 1 |
16. | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными». | 1 | |
17. | Охрана растений. | 1 | |
18. | Разнообразие животных. | 1 |
19. | Кто что ест? Практическая работа №8 «Моделирование цепей питания». | 1 | |
20. | Проект «Разнообразие природы родного края». | 1 |
21. | Размножение и развитие животных. Практическая работа №9 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки». | 1 |
22. | Охрана животных. | 1 |
23. | В царстве грибов. | 1 |
24. | Великий круговорот жизни. | 1 |
Раздел «Мы и наше здоровье» | 10 часов |
25. | Организм человека. | 1 |
26. | Органы чувств. | 1 |
27. | Надежная защита организма .Практическая работа №10 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи». | 1 |
28. | Опора тела и движение. | 1 |
29. | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | 1 |
30. | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №11 «Подсчет ударов пульса» | 1 |
31. | Умей предупреждать болезни. | 1 | |
32. | Здоровый образ жизни. Практическая работа №12 «Моделирование строения организма человека». | 1 | |
33. | Проверочная работа по теме: «Мы и наше здоровье». | 1 | |
34. | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 1 |
Раздел «Наша безопасность» | 7 часов |
35. | Огонь, вода и газ | 1 |
36. | Чтобы путь был счастливым | 1 |
37. | Дорожные знаки | 1 |
38. | Проект «Кто нас защищает» | 1 |
39. | Опасные места | 1 | |
40. | Природа и наша безопасность | 1 | |
41. | Экологическая безопасность. Практическая работам № 13 «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды». | 1 |
Раздел «Чему учит экономика» | 12 часов |
42. | Для чего нужна экономика. | 1 |
43. | Природные богатства и труд людей — основа экономики. | 1 |
44. | Полезные ископаемые. | 1 |
45. | Растениеводств. Практическая работа № 14 «Исследование сельскохозяйственного растения и его описание по плану». | 1 |
46. | Животноводство. | 1 |
47. | Какая бывает промышленность? | 1 |
48. | Проект «Экономика родного края». | 1 |
49. | Что такое деньги? | 1 |
50. | Государственный бюджет. | 1 |
51. | Семейный бюджет. | 1 |
52. | Экономика и экология. | 2 |
Раздел «Путешествие по городам и странам» | 15 часов |
53. | Золотое кольцо России. | 3 |
54. | Проект «Музей путешествий». | 1 |
55. | Наши ближайшие соседи. | 1 |
56. | На севере Европы. | 1 |
57. | Что такое Бенилюкс? | 1 |
58. | В центре Европы. | 1 |
59. | По Франции и Великобритании. | 2 |
60. | На юге Европы. | 1 |
61. | По знаменитым местам мира. | 1 |
62. | Проверочная работа по теме: «Путешествие по городам и странам». | 1 |
63. | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | | |
64. | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | 1 | |
| Итого: | 68 часов |