СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Окружающий мир 2 класс»

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Сведения о программе

Программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» .

Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 - 4 классов: в 2 частях – М.: Просвещение, 2011, 2012

Данная программа соответствует авторской в полном объёме.

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе по программе отводится 68 ч (2ч в неделю, 34 учебные недели).


Проекты

Экскурсии

Практические работы

Промежуточная аттестация в форме тестирования

1

2

год

1

2

год

1

2

год

год

3

3

6

2

1

3

4

2

6

1


3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

Ученик научится:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.

Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.

Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.

Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  1. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

  2. Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.

  3. Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.

  4. Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

Ученик получит возможность научиться:

• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

Ученик получит возможность научиться:

• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

Ученик получит возможность научиться:

• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

• составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

• различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

• приводить примеры народов России;

• сравнивать город и село, городской и сельский дома;

• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

• оценивать отношение людей к окружающему миру;

• различать объекты и явления неживой и живой природы;

• находить связи в природе, между природой и человеком;

• проводить наблюдения и ставить опыты;

• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

• сравнивать объекты природы, делить их на группы;

• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

• различать виды транспорта;

• приводить примеры учреждений культуры и образования;

• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

• приводить примеры семейных традиций;

• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные чело­веком, объекты неживой и живой природы; различать изу­ченные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каж­дой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного пове­дения на улице и в быту;

  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила пове­дения в общественных местах;

  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.


4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Название

разделов и

тем

Содержание учебного материала

Где мы живем

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.


Природа

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Приемы ухода за комнатными растениями. Уход за животными.


Жизнь города и села

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе.


Здоровье и безопас

ность

Строение тела человека. Здоровье человека – его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа:Школа пешехода


Общение

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).


Путешествия

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии:Весенние изменения в природе.

Практические работы:Определение сторон горизонта по компасу.




5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по окружающему миру

для 2 класса

п/п

Тема урока

Кол -во

часов

Дата

заплан.

Дата

фактич.

Гле мы живём

1(1)

Родная страна.

1

06.09


2(2)

Город и село. Проект 1 «Родной город (село)».

1

07.09


3(3)

Природа и рукотворный мир.

1

13.09


4(4)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем».

1

14.09


Природа

5 (1)

Неживая и живая природа.

1

20.09


6 (2)

Явления природы.

Практическая работа №1: «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека».

1

21.09


7 (3)

Что такое погода.

1

27.09


8 (4)

В гости к осени (экскурсия №1).

1

28.09


9 (5)

В гости к осени (урок).

1

04.10


10 (6)

Звездное небо.

1

05.10


11 (7)

Заглянем в кладовые Земли.

Практическая работа №2:«Знакомство с горными породами и минералами».

1

11.10


12 (8)

Про воздух.

1

12.10


13 (9)

Про воду.

1

18.10


14 (10)

Какие бывают растения.

1

19.10


15 (11)

Какие бывают животные.

1

25.10


16 (12)

Невидимые нити

1

26.10


17 (13)

Дикорастущие и культурные растения

1

08.11


18 (14)

Дикие и домашние животные.

1

09.11


19 (15)

Комнатные растения.

Практическая работа №3:«Приемы ухода за комнатными растениями».

1

15.11


20 (16)

Животные живого уголка.

Практическая работа №4: «Уход за животными».

1

16.11


21 (17)

Про кошек и собак.

1

22.11


22 (18)

Красная книга.

1

23.11


23 (19)

Будь природе другом!

Проект2 «Красная книга, или Возьмем под защиту».

1

29.11


24 (20)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

1

30.11


Жизнь города и села

25 (1)

Что такое экономика.

1

06.12


26 (2)

Из чего что сделано.

1

07.12


27 (3)

Как построить дом.

1

13.12


28 (4)

Какой бывает транспорт.

1

14.12


29 (5)

Культура и образование.

1

20.12


30 (6)

Все профессии важны. Проект 3 «Профессии».

1

21.12


31 (7)

В гости к зиме (экскурсия №2).

1

27.12


32 (8)

В гости к зиме (урок).

1

28.12


33 (9)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

1

10.01


34 (10)

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии».

1

11.01


Здоровье и безопасность

35 (1)

Строение тела человека.

1

17.01


36 (2)

Если хочешь быть здоров.

1

18.01


37 (3)

Берегись автомобиля!

1

24.01


38 (4)

Практическая работа № 5:

«Школа пешехода».

1

25.01


39 (5)

Домашние опасности.

1

31.01


40 (6)

Пожар.

1

01.02


41 (7)

На воде и в лесу.

1

07.02


42 (8)

Опасные незнакомцы

1

08.02


43 (9)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

1

14.02


Общение

44 (1)

Наша дружная семья.

1

15.02


45 (2)

Проект 4 «Родословная».

1

21.02


46 (3)

В школе.

1

22.02


47 (4)

Правила вежливости.

1

28.02


48 (5)

Ты и твои друзья.

1

01.03


49 (6)

Мы – зрители и пассажиры.

1

07.03


50 (7)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

1

14.03


Путешествия

51 (1)

Посмотри вокруг.

1

15.03


52 (2)

Ориентирование на местности по компасу.

Практическая работа №6: «Определение сторон горизонта по компасу».

1

21.03


53 (3)

Ориентирование на местности.

1

22.03


54 (4)

Формы земной поверхности.

1

04.04


55 (5)

Водные богатства.

1

05.04


56 (6)

В гости к весне (экскурсия №3).

1

11.04


57 (7)

В гости к весне (урок).

1

12.04


58 (8)

Россия на карте.

1

18.04


59(9)

Промежуточная аттестация в форме тестирования

1

19.04


60(10)

Проект 5 «Города России».

1

25.04


61 (11)

Путешествие по Москве.

1

26.04


62 (12)

Московский Кремль.

1

03.05


63 (13)

Город на Неве.

1

10.05


64 (14)

Путешествие по планете.

1

16.05


65 (15)

Путешествие по материкам

1

17.05


66 (16)

Страны мира. Проект 6 «Страны мира».

1

23.05


67 (17)

Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

1

24.05


68(18)

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1

30.05



Итого:

68