
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о программе
Программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» .
Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 - 4 классов: в 2 частях – М.: Просвещение, 2011, 2012
Данная программа соответствует авторской в полном объёме.
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе по программе отводится 68 ч (2ч в неделю, 34 учебные недели).
Проекты | Экскурсии | Практические работы | Промежуточная аттестация в форме тестирования |
1 | 2 | год | 1 | 2 | год | 1 | 2 | год | год |
3 | 3 | 6 | 2 | 1 | 3 | 4 | 2 | 6 | 1 |
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Ученик научится:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
Ученик получит возможность научиться:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
Ученик получит возможность научиться:
• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
Ученик получит возможность научиться:
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
• различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
• приводить примеры народов России;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Название разделов и тем | Содержание учебного материала |
Где мы живем | Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. |
Природа | Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Приемы ухода за комнатными растениями. Уход за животными. |
Жизнь города и села | Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. |
Здоровье и безопас ность | Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа:Школа пешехода |
Общение | Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). |
Путешествия | Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии:Весенние изменения в природе. Практические работы:Определение сторон горизонта по компасу. |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружающему миру
для 2 класса
№ п/п | Тема урока | Кол -во часов | Дата заплан. | Дата фактич. |
Гле мы живём |
1(1) | Родная страна. | 1 | 06.09 | |
2(2) | Город и село. Проект 1 «Родной город (село)». | 1 | 07.09 | |
3(3) | Природа и рукотворный мир. | 1 | 13.09 | |
4(4) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». | 1 | 14.09 | |
Природа |
5 (1) | Неживая и живая природа. | 1 | 20.09 | |
6 (2) | Явления природы. Практическая работа №1: «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека». | 1 | 21.09 | |
7 (3) | Что такое погода. | 1 | 27.09 | |
8 (4) | В гости к осени (экскурсия №1). | 1 | 28.09 | |
9 (5) | В гости к осени (урок). | 1 | 04.10 | |
10 (6) | Звездное небо. | 1 | 05.10 | |
11 (7) | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2:«Знакомство с горными породами и минералами». | 1 | 11.10 | |
12 (8) | Про воздух. | 1 | 12.10 | |
13 (9) | Про воду. | 1 | 18.10 | |
14 (10) | Какие бывают растения. | 1 | 19.10 | |
15 (11) | Какие бывают животные. | 1 | 25.10 | |
16 (12) | Невидимые нити | 1 | 26.10 | |
17 (13) | Дикорастущие и культурные растения | 1 | 08.11 | |
18 (14) | Дикие и домашние животные. | 1 | 09.11 | |
19 (15) | Комнатные растения. Практическая работа №3:«Приемы ухода за комнатными растениями». | 1 | 15.11 | |
20 (16) | Животные живого уголка. Практическая работа №4: «Уход за животными». | 1 | 16.11 | |
21 (17) | Про кошек и собак. | 1 | 22.11 | |
22 (18) | Красная книга. | 1 | 23.11 | |
23 (19) | Будь природе другом! Проект2 «Красная книга, или Возьмем под защиту». | 1 | 29.11 | |
24 (20) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | 30.11 | |
Жизнь города и села |
25 (1) | Что такое экономика. | 1 | 06.12 | |
26 (2) | Из чего что сделано. | 1 | 07.12 | |
27 (3) | Как построить дом. | 1 | 13.12 | |
28 (4) | Какой бывает транспорт. | 1 | 14.12 | |
29 (5) | Культура и образование. | 1 | 20.12 | |
30 (6) | Все профессии важны. Проект 3 «Профессии». | 1 | 21.12 | |
31 (7) | В гости к зиме (экскурсия №2). | 1 | 27.12 | |
32 (8) | В гости к зиме (урок). | 1 | 28.12 | |
33 (9) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | 10.01 | |
34 (10) | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии». | 1 | 11.01 | |
Здоровье и безопасность |
35 (1) | Строение тела человека. | 1 | 17.01 | |
36 (2) | Если хочешь быть здоров. | 1 | 18.01 | |
37 (3) | Берегись автомобиля! | 1 | 24.01 | |
38 (4) | Практическая работа № 5: «Школа пешехода». | 1 | 25.01 | |
39 (5) | Домашние опасности. | 1 | 31.01 | |
40 (6) | Пожар. | 1 | 01.02 | |
41 (7) | На воде и в лесу. | 1 | 07.02 | |
42 (8) | Опасные незнакомцы | 1 | 08.02 | |
43 (9) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | 14.02 | |
Общение |
44 (1) | Наша дружная семья. | 1 | 15.02 | |
45 (2) | Проект 4 «Родословная». | 1 | 21.02 | |
46 (3) | В школе. | 1 | 22.02 | |
47 (4) | Правила вежливости. | 1 | 28.02 | |
48 (5) | Ты и твои друзья. | 1 | 01.03 | |
49 (6) | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | 07.03 | |
50 (7) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | 14.03 | |
Путешествия |
51 (1) | Посмотри вокруг. | 1 | 15.03 | |
52 (2) | Ориентирование на местности по компасу. Практическая работа №6: «Определение сторон горизонта по компасу». | 1 | 21.03 | |
53 (3) | Ориентирование на местности. | 1 | 22.03 | |
54 (4) | Формы земной поверхности. | 1 | 04.04 | |
55 (5) | Водные богатства. | 1 | 05.04 | |
56 (6) | В гости к весне (экскурсия №3). | 1 | 11.04 | |
57 (7) | В гости к весне (урок). | 1 | 12.04 | |
58 (8) | Россия на карте. | 1 | 18.04 | |
59(9) | Промежуточная аттестация в форме тестирования | 1 | 19.04 | |
60(10) | Проект 5 «Города России». | 1 | 25.04 | |
61 (11) | Путешествие по Москве. | 1 | 26.04 | |
62 (12) | Московский Кремль. | 1 | 03.05 | |
63 (13) | Город на Неве. | 1 | 10.05 | |
64 (14) | Путешествие по планете. | 1 | 16.05 | |
65 (15) | Путешествие по материкам | 1 | 17.05 | |
66 (16) | Страны мира. Проект 6 «Страны мира». | 1 | 23.05 | |
67 (17) | Впереди лето. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 | 24.05 | |
68(18) | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | 30.05 | |
| Итого: | 68 | | |