Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Торбеевская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю:
ШМО «___» _________ 2022г. Замдиректора по УВР Директор МБОУ «ТООШ»
Протокол № _____________ Глухова В.П._________ Кузнецова В.В.__________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса окружающего мира – 4 класс
на 2022 – 2023 учебный год
68 часов (2 часа в неделю)
Учитель: Ежова С.Б.
Стаж: 33 года, категория: I
п. Торбеево
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).
На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 часов. Промежуточная аттестация – тестирование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;
- работать с учебными и научно-познавательными текстами;
- составлять план учебной статьи;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- работать с различными картами;
- уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
-уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Содержание предмета
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая«книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние наживую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (11ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон.
Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах.
Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.
Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (11 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Современная Россия (10 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1 | Земля и человечество | 10 ч | |
1.1 | Мир глазами астронома. | 1 | | |
1.2 | Планеты Солнечной системы. Стартовая диагностика. | 1 | | |
1.3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. | 1 | | |
1.4 | Мир глазами географа. | 1 | | |
1.5 | Пояса Земли | 1 | | |
1.6 | Мир глазами историка | 1 | | |
1.7 | Когда и где? | 1 | | |
1.8 | Мир глазами эколога. | 1 | | |
1.9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | | |
1.10 | Проверочная работа № 1 по разделу «Земля и человечество». | 1 | | |
2 | Природа России | 11 ч | |
2.1 | Равнины и горы России. | 1 | | |
2.2 | Моря, озёра и реки России. | 1 | | |
2.3 | Природные зоны России. | 1 | | |
2.4 | Зона арктических пустынь. | 1 | | |
2.5 | Тундра. | 1 | | |
2.6 | Леса России. | 1 | | |
2.7 | Лес и человек. | 1 | | |
2.8 | Зона степей. | 1 | | |
2.9 | Пустыни. | 1 | | |
2.10 | У Чёрного моря. | 1 | | |
2.11 | Экологическое равновесие. Проверочная работа № 2 по разделу «Природа России» | 1 | | |
3 | Родной край- часть большой страны. | 11 ч | |
3.1 | Наш край. | 1 | | |
3.2 | Поверхность нашего края. | 1 | | |
3.3 | Водные богатства нашего края | 1 | | |
3.4 | Наши подземные богатства. | 1 | | |
3.5 | Земля – кормилица. | 1 | | |
3.6 | Жизнь леса. | 1 | | |
3.7 | Жизнь луга. | 1 | | |
3.8 | Жизнь в пресных водах. | 1 | | |
3.9 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | | |
3.10 | Животноводство в нашем крае | 1 | | |
3.11 | Проверочная работа № 3. Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | 1 | | |
4 | Страницы всемирной истории | 6 ч | |
4.1 | Начало истории человечества | 1 | | |
4.2 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | | |
4.3 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | | |
4.4 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | | |
4.5 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | | |
4.6 | Проверочная работа № 4 по разделу «Страницы всемирной истории». | 1 | | |
5 | Страницы истории России. | 20 ч | |
5.1 | Жизнь древних славян | 1 | |
5.2 | Во времена Древней Руси | 1 | | |
5.3 | Страна городов | 1 | | |
5.4 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | | |
5.5 | Трудные времена на Русской земле | 1 | | |
5.6 | Русь расправляет крылья | 1 | | |
5.7 | Куликовская битва | 1 | | |
5.8 | Иван Третий | 1 | | |
5.9 | Мастера печатных дел | 1 | | |
5.10 | Патриоты России | 1 | | |
5.11 | Пётр Великий | 1 | | |
5.12 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | | |
5.13 | Екатерина Великая. | 1 | | |
5.14 | Отечественная война 1812 года | 1 | | |
5.15 | Страницы истории XIX века | 1 | | |
5.16 | Россия вступает в XX век | 1 | | |
5.17 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 | | |
5.18 | Великая Отечественная война и великая Победа | 1 | | |
5.19 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | | |
5.20 | Проверочная работа № 5 по разделу «Страницы истории России» | 1 | | |
6 | Современная Россия | 10 ч | |
6.1 | Основной закон России | 1 | | |
6.2 | Мы – граждане России | 1 | | |
6.3 | Славные символы России | 1 | | |
6.4 | Такие разные праздники | 1 | | |
6.5 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 1 | | |
6.6 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | 1 | | |
6.7 | Путешествие по России (по Волге, по югу России). | 1 | | |
6.8 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Промежуточная аттестация. | 1 | | |
6.9 | Игра «Крестики - нолики». | 1 | | |
6.10 | Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | | |
| Итого | 68 ч | | |