СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа "Окружающий природный мир" 5 класс (9.2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для разработки уроков по Окружающему природному миру в 5 классе коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа "Окружающий природный мир" 5 класс (9.2)»


1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся 5класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»

  • Учебным планом ГКОУ «Школа-интернат «Радуга».


Цель уроков окружающего природного мира в 5 классе II вариант СКО школы – интернат VIII вида – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.


Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном мире.




2.Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Программа представлена следующими разделами: « Растительный мир»,

« Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребёнок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе- сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребёнок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребёнка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за растениями, ребёнок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребёнок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растёт, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребёнок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные/несъедобные). Ребёнок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (жарка, засол, консервирование).

Используемые типы уроков: урок-открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза – цветок),ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.


3.Описание места учебного предмета в учебном плане


Рабочая программа по окружающему природному миру составлена в соответствии с АООП (2 вариант) и Учебным планом СКО школы –интерната и рассчитана на 34 учебных недели (68часов по 2 часа в неделю)


4. Планируемые результаты освоения учебног предмета.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по окружающему природному миру в 5 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

Возможные личностные результаты:

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»

  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности

  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей

  • Формирование уважительного отношения к окружающим

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

  • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям


Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.

Возможные предметные результаты:

  • Интерес к исследованию природных объектов, осуществляемых с помощью взрослого, с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.).

  • Осуществлять с помощью взрослого варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание.

  • Указывать жестами , узнавать предметы и явления природы(яблоко, груша, картофель, морковь, 2-х животных диких и домашних)

  • Проявление интереса к природным объектам.

  • Узнавание природного объекта, показывание.

  • Производить практические действия с различными природными материалами

  • Узнавание и называние фруктов, овощей, диких и домашних животных.


5. Содержание учебного предмета

Объекты природы

Игры с природными материалами как средство развития ручных умений.

Действия с водой, песком, глиной, растениями и их частями, плодами (шишки), камешками и др. природными материалами.

Варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание. Создание полисенсорного образа природного объекта.

Развитие интереса к природным объектам. Исследование природных объектов с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.). Узнавание природного объекта.

Растительный мир

Представления о явлениях и объектах неживой природы. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель,). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, слива)по внешнему виду (вкусу, запаху).

Различение и называние овощей: моркови и картофеля, помидоров и огурцов , а так же фруктов: яблока, банана, лимона. Различение сада и огорода, сравнение и показ по картинкам.

Продуктивная деятельность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Сбор природного материала, знакомство с его свойствами. Выполнение игрушек из природного материала, подбор деталей игрушки, сборка больших игрушек из деталей, заготовленных учащимися.



6. Календарно – тематическое планирование



Раздел

№ п/п

Тема урока

Кол – во часов

Объекты неживой природы( 7 часов)

1

Явления природы: снег, дождь, туман.

1


2

Сезонные изменения в природе.

1


3

Суточные изменения в природе.

1


4

Влияние сезонных изменений на жизнь растений.

1


5

Закономерности природных явлений. Урок 1.

1


6

Закономерности природных явлений. Урок 2.

1


7

Знакомство с школьной теплицей.

1

Растительный мир. Различение растений.( 19 часов)

8

Узнавание ( различение) растений (дерево, куст)

1


9

Узнавание ( различение) растений (цветок, трава)

1


10

Узнавание ( различение) частей растений ( ствол/ стебель, корень)

1


11

Узнавание ( различение) частей растений (ветка, лист, цветок)

1


12

Значение частей растений.

1


13

Узнавание ( различение ) деревьев ( клен, береза)

1


14

Узнавание ( различение ) деревьев (дуб, ива)

1


15

Узнавание ( различение ) деревьев (ель, сосна)

1


16

Узнавание (различение) плодовых деревьев ( яблоня, груша)

1


17

Узнавание (различение) плодовых деревьев ( слива, вишня)

1


18

Узнавание ( различение) лиственных и хвойных деревьев.

1


19

Значение деревьев в природе.

1


20

Значение деревьев в жизни человека.

1


21

Узнавание ( различение) кустарников ( шиповник, малина)

1


22

Узнавание ( различение) кустарников ( крыжовник, смородина)

1


23

Узнавание ( различение) кустарников ( сирень, пузыреплодник)

1


24

Особенности внешнего строения кустарников.

1

Фрукты (5 часов)

25

Узнавание ( различение ) фруктов по внешнему виду.

1


26

Узнавание ( различение ) фруктов по вкусу и запаху.

1


27

Съедобные и несъедобные части фруктов.

1


28

Способы переработки фруктов.

1


29

Значение фруктов в жизни человека.

1

Овощи ( 4 часа)

30

Узнавание ( различие ) овощей.

1


31

Съедобные и несъедобные части овощей.

1


32

Значение овощей в жизни человека.

1


33

Способы переработки овощей.

1

Ягоды ( 4 часа)

34

Узнавание ( различение ) садовых ягод.

1


35

Узнавание ( различение ) лесных ягод.

1


36

Значение ягод в жизни человека.

1


37

Способы переработки ягод.

1

Грибы (5 часов)

38

Узнавание ( различение ) грибов.

1


39

Способы сбора грибов.

1


40

Способы переработки грибов.

1


41

Строение гриба.

1


42

Грибы съедобные и несъедобные.

1

Цветочные растения ( 10 часов)

43

Узнавание ( различение) садовых цветочных растений.

1


44

Узнавание ( различение) луговых цветочных растений.

1


45

Узнавание ( различение) лесных цветочных растений.

1


46

Узнавание ( различение) водных растений.

1


47

Значение цветочно – декоративных растений в природе.

1


48

Значение цветочно – декоративных растений в жизни человека.

1


49

Растения, занесенные в Красную книгу.

1


50

Цветковые растения нашего двора.

1


51

Цветковые растения Сахалинской области.

1


52

Цветковые растения мира.

1

Травянистые растения (6 часов)

53

Узнавание ( различение) травянистых растений ( петрушка, укроп)

1


54

Узнавание ( различение) травянистых растений ( подорожник, крапива)

1


55

Назначение культурных и дикорастущих травянистых растений.

1


56

Значение травянистых растений в жизни людей.

1


57

Лекарственные травянистые растения.

1


58

Значение лекарственных растений в жизни человека.

1

Комнатные растения (5 часов)

59

Комнатные растения.

1


60

Виды комнатных растений.

1


61

Строение комнатного растения.

1


62

Уход за комнатными растениями.

1


63

Упражнения в уходе за комнатными растениями.

1

Полевые культуры ( 5 часов)

64

Зерновые культуры.

1


65

Значение зерновых культур в жизни человека.

1


66

Распознавание круп.

1


67

Кормовые культуры.

1


68

Значение кормовых культур .

1

7. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета :

Основной учебник:

С. В. Кудрина «Окружающий мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва ВЛАДОС, 2012г.


Дидактические пособия для учащихся:

Презентации, раздаточный материал, демонстрационный материал


Дидактические и методические пособия для учителя:

С.В. Комарова «Устная речь».Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2013г.

Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2012г.

Ю. Орлов «Времена года». «Эксмо-пресс» 2010г.

Н.Н. Павлов «Развитие речи». «Эксмо-пресс» Москва 2010г.

Ю. Соколова «Развитие речи». «Эксмо» Москва 2012г.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!