СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Окружающий природный мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Окружающий природный мир для обучающегося по СИПР на 2023-2024 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Окружающий природный мир»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 им.А.П.ЛИМАРЕНКО ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР приказом МБОУ СОШ №5 им.А.П.Лимаренко поселка Псебай

____________ Н.В.Беликова от ______________ 2023 г. №_____ «___ » _____________ 2023г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(Окружающий природный мир)

для индивидуального обучения по адаптированной общеобразовательной программе

для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

на 2023-2024 учебный год


Класс 4

Учитель Голощук Е.В.





Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № _____ от « _____» _________________ 2023 г.

Руководитель МО ___________/Е.Е.Логвинова/


Принято на заседании Педагогического Совета «30» августа 2023 г.

Протокол № 1

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» на 2023-2024 учебный год предназначена для обучающегося 4 класса ______________. Данная программа построена с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, является индивидуальной адаптированной рабочей программой для обучающегося. Образовательная деятельность  направлена на  максимальное развитие жизненной компетенции для социализации в обществе.

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

• формирование представлений об окружающем природном мире, о явлениях и объектах природы, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой;

• развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе;

• формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека;

• формирование представлений о смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;

• формирование знаний учащихся о природе своего края.

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за расте­ниями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.

В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.

По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит учебный огород и/или поставлена теплица. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, навыков трудовой деятельности обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.


Программа по «окружающему природному миру» составлена на основании:

  1. Федеральный закон Российской федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ);

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014;

  3. Федеральная адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2);

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;

  5. Постановление от 28 сентября 2020г. №28 об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  6. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  7. Учебным планом МБОУ СОШ №5 им.А.П.Лимаренко поселка Псебай на 2023-2024 учебный год.


Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным УМК.


Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределение содержания программы, исходя из психофизиологических особенностей ребенка.

Планируемые результаты

Личностные

• освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

• соблюдение правила личной гигиены;

• понимание эмоций и настроения других людей, сочувствовать, сопереживать и правильно выражать свои эмоции;

• умение правильно строить взаимоотношения в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

• уважительно относиться к своему народу, его народным традициям, старшему поколению;

• умение выбирать дело по душе, уважать чужой труд;

• умение работать по алгоритму;

• умение правильно вести себя в природе;

• умение заботиться о своем здоровье, соблюдать нормы безопасного поведения в обществе;

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные

• знания о предметах и явлениях окружающего природного мира, умение давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;

• знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, умение их устанавливать;

• узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в парке, в лесу;

• осознавать свою неразрывную связь с природой;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умеренной умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Формирование базовых учебных действий происходит через включение в программу учебного предмета задач подготовки ребенка к нахождению и обучению сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. Формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.


Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

В 2023-2024 учебном году в 4 классе – 34 рабочие недели.


Содержание учебного предмета


Временные представления

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.




Животный мир

Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши). Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Знание значения домашних животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки).



Объекты природы

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание изображения Земли из космоса. Различение земли, неба. Узнавание (различение) форм земной поверхности. Узнавание леса. Узнавание луга. Узнавание воды. Знание свойств воды. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное).





Растительный мир

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш). Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду знание.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение окружающего природного мира в 4 классе.

урока

Дата

Количество часов, отводимых на изучение темы

Тема урока

Временные представления – 12 часов

1.

04.09


1

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь)

2.

06.09

1

Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь)

3.

11.09

1

Соотнесение частей суток с видами деятельности

4.

13.09


1

Узнавание (различение) дней недели

5.

18.09

1

Представление о неделе как о последовательности 7 дней

6.

20.09


1

Различение выходных и рабочих дней

7.

25.09

1

Соотнесение месяцев с временами года

8.

27.09

1

Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.)

9.

02.10

1

Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам

10.

04.10

1

Представление о годе как о последовательности сезонов

11.

09.10


1

Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер)

12.

11.10

1

Соотнесение явлений природы с временем года

Животный мир – 21 час.

13.

16.10

1

Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши)

14.

18.10


1

Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака)

15.

23.10

1

Знание питания домашних животных

16.

25.10

1

Знание способов передвижения домашних животных

17.

06.11

1

Объединение животных в группу «домашние животные»

18.

08.11

1

Знание значения домашних животных в жизни человека

19.

13.11

1

Уход за домашними животными (котом, собакой и др.)

20.

15.11

1

Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок)

21.

20.11

1

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр)

22.

22.11


1

Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок)

23.

27.11

1

Знание питания животных

24.

29.11

1

Знание способов передвижения животных

25.

04.12

1

Знание строения птицы

26.

06.12

1

Знание питания птиц

27.

11.12

1

Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк)

28.

13.12

1

Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок)

29.

18.12

1

Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан)

30.

20.12

1

Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни

31.

25.12

1

Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан)

32.

27.12

1

Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка)

33.

08.01

1

Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки)

Объекты природы – 17 часов.

34.

10.01

1

Узнавание Солнца

35.

15.01

1

Знание значения солнца в жизни человека и в природе

36.

17.01

1

Узнавание Луны

37.

22.01

1

Знание значения луны в жизни человека и в природе

38.

24.01

1

Узнавание изображения Земли из космоса

39.

29.01

1

Различение земли, неба

40.

31.01

1

Узнавание (различение) форм земной поверхности

41.

05.02

1

Узнавание леса

42.

07.02

1

Узнавание луга

43.

12.02

1

Узнавание воды

44.

14.02

1

Знание свойств воды

45.

19.02

1

Узнавание реки

46.

21.02

1

Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека

47.

26.02

1

Узнавание водоема

48.

28.02

1

Знание значения водоемов в природе и жизни человека

49.

04.03

1

Узнавание огня

50.

06.03

1

Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное)

Растительный мир – 18 часов.

51.

11.03

1

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава)

52.

13.03

1

Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок)

53.

18.03

1

Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья)

54.

20.03

1

Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива)

55.

01.04

1

Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев

56.

03.04

1

Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху)

57.

08.04

1

Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху)

58.

10.04

1

Различение съедобных и несъедобных частей овоща

59.

15.04

1

Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху)

60.

17.04

1

Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду

61.

22.04

1

Знание строения гриба (ножка, шляпка)

62.

24.04

1

Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика)

63.

29.04

1

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш)

64.

06.05

1

Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок)

65.

08.05

1

Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года

66.

13.05

1

Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива)

67.

15.05

1

Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус)

68.

20.05

1

Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду знание



Список литературы:




Учебная литература:

1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2-х частях. Живой мир 2 класс Н.Б Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. Москва «Просвещение» 2019 год.

Учебно-научная литература:

  1. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА) – М.: АСАДЕМА, 2001.

Интернет источники:

http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos Типы уроков по ФГОС в школе: требования к урокам нового типа, виды уроков и примерная структура урока каждого типа.

http://logoportal.ru/material-po-leksicheskoy-teme-transport/.htmlНаглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт».

Учебно-методическая литература:

  1. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы – М.: Владос, 2010.

  2. Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

  3. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.

  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.

Учебно-практическая литература:

  1. Шевченко С.Г. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы, 2 класс/ С.Г. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 124с.

  2. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Транспорт.-(Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.

  3. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Планета Земля. Родина. Город, улица, дом. Квартира, мебель.(Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.

  4. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Город, улица, дом. Квартира, мебель.(Программа «Счастливый ребёнок).- М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.

  5. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Профессии.(Программа «Счастливый ребёнок).-М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.

  6. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Посуда. Продукты питания.(Программа «Счастливый ребёнок). М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.

  7. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Электричество и электробытовая техника .(Программа «Счастливый ребёнок).-М.:Школьная книга, 2014.-40с.:цв.ил.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!