Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский профессиональный художественный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины:
ОП. 01 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Для специальности:
54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»
г. Севастополь 2021 г.
Утверждаю
директор ГБОУПО СПХК
_________/Еременко С. И./
«31» августа 2021 г.
Согласовано
Методическим объединением
По профессиям и специальностям
Протокол № 1 от 31 августа 2021 г.
Председатель МО по профессиям и специальностям
_____________ /Безверхая С.И./
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)», Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1391.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский профессиональный художественный колледж»
Составитель: Работяжева-Черняева Ю. Б. преподаватель специальных дисциплин высшей категории Севастопольского профессионального художественного колледжа.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 2 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 8 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01 Материаловедение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является частью основной профессиональной образовательной программы, относится к общепрофессиональному циклу в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)».
Учебная дисциплина «Материаловедение» обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9., ПК 2.1., ПК 2.2.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9. | - выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в дизайн-проекте. | - область применения; методы измерения параметров и свойств материалов; - технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам; - особенности испытания материалов. |
ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ПК 2.1. Применять материалы с учетом их формообразующих свойств.
ПК 2.2. Выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01 Материаловедение
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 105 |
в том числе: |
аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) | 70 |
теоретическое обучение | 26 |
практические занятия | 40 |
контрольные работы | 2 |
самостоятельная работа | 35 |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: ОП. 01 Материаловедение
Наименование предмета
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 1 Материалы для рисунка, графики | Содержание учебного материала | 7 | 1; 2; 3 | ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9. |
1 | 1 | Содержание предмета и формы его изучения | 1 |
2 | 2 | Основные свойства, назначение графитовых, цветных карандашей, фломастеров | 1 |
3 | 3 | Основные характеристики и классификация угля | 1 |
4 | 4 | Основные характеристики и классификация пастели | 1 |
5 | 5 | Свойства и качества сепии | 1 |
5 | 6 | Свойства и качества сангины, соуса | 1 |
7 | 7 | Состав, виды и основные характеристики туши | 1 |
Практические занятия | 16 |
1 | 8-11 | Выполнение упражнений графитовыми карандашами | 4 |
2 | 12-15 | Выполнение упражнений углем, сепией | 4 |
3 | 16-19 | Выполнение упражнений сангиной, соусом | 4 |
4 | 20-23 | Выполнение упражнений тушью | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта. Подготовка сообщения (доклада) на тему: «История возникновения графитового карандаша». Составление кроссворда по теме «материалы для рисунка». Выполнение презентации «материалы для графики». Составление таблицы качеств материалов для рисунка, графики. Выполнение композиций различными материалами для рисунка, графики. | 10 |
Тема 2 Материалы для живописи | Содержание учебного материала | 8 | 1; 2; 3 | ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., |
1 | 24 | Классификация пигментов по цветовым группам | 1 |
| 2 | 25 | Металлические пигменты | 1 |
| 3 | 26 | Состав и основные характеристики акварельных красок | 1 |
| 4 | 27 | Состав и основные характеристики гуашевых красок | 1 |
| 5 | 28 | Состав и основные характеристики темперных красок | 1 |
| 6 | 29 | Состав и основные характеристики акриловых красок | 1 |
| 7 | 30 | Состав и основные характеристики масляных красок | 1 |
| 8 | 49 | Контрольная работа | 1 |
| Практические занятия | 18 | | |
1 | 31-39 | Выполнение композиции (фрагмента) акварельными красками | 9 |
2 | 40-48 | Выполнение композиции (фрагмента) гуашевыми красками | 9 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта. Подготовка сообщения (доклада) на тему: «История возникновения акварели», «История возникновения яичной темперы». Составление кроссворда по теме «материалы для живописи». Составление таблицы качеств материалов для живописи. Составление таблицы пигментов. Составление таблицы-каталога материалов для живописи Выполнение композиций различными материалами для живописи. | 10 |
Тема 3 Шпатлевочно-грунтовочные составы, связующие вещества, лаки, растворители и смолы в оформительских работах | Содержание учебного материала | 10 | 1; 2; 3 | ПК 2.1., ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9. |
1 | 50 | Назначение и виды грунтов | 1 |
2 | 51-52 | Масла и олифы, их использование, состав и классификация | 2 |
3 | 53 | Общие сведения о клеях | 1 |
4 | 54-55 | Лаки, их назначение и классификация | 2 |
5 | 56 | Простые и комбинированные растворители | 1 |
6 | 57 | Состав, виды и основные характеристики смол | 1 |
| 58 | Меры безопасности при работе с горючими веществами и материалами | 1 |
7 | 63 | Контрольная работа | 1 |
Практические занятия | 4 |
1 | 59-62 | Составление каталога грунтов | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта. Подготовка сообщения (доклада) на тему: «История возникновения олифы», «Виды грунтов», «Виды клеев», «Виды лаков», «Виды растворителей», «Виды смол», Выполнение презентации «Области применения связующих веществ». Составление таблицы функционального назначения лаков. Составление таблицы простых и комбинированных растворителей. | 10 |
Тема 4 Вспомогательные материалы | Содержание учебного материала | 3 | 1; 2; 3 | ПК 2.1., ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9. |
| 64 | Общие сведения о бумаге, картоне, плёночном материале. Виды и назначение | 1 |
| 65 | Общие сведения о древесине. Виды и назначение | 1 |
| 66 | Общие сведения о вспомогательных материалах (стекле, пластмассе, ПВХ, ткани) | 1 |
Практические занятия | 2 |
| 67-68 | Составление каталога видов бумаги | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта. Подготовка сообщения (доклада) на тему: «Вспомогательные материалы». Выполнение презентации на тему: «Вспомогательные материалы». Составление таблицы функционального назначения на тему: вспомогательные материалы. Составление таблицы назначения вспомогательных материалов | 5 |
| 1 | 69-70 | Дифференцированный зачет | 2 | 1; 2; 3 | ПК 2.1., ПК 2.2., ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9. |
Всего | 105 | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01 Материаловедение
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотренные следующие специальные помещения: кабинет «Материаловедения».
Оборудование учебного кабинета: мебель для оборудования рабочих мест обучающихся и преподавателя; печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал; УМК предмета; книжный фонд для развития этической культуры обучающихся.
Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор для демонстрации экранных пособий; печатных материалов: тетрадей, страниц рукописей, фотографий; для воспроизведения видео- и звукового ряда; для работы с компьютерными программами.
Оборудование лаборатории:
-посадочные рабочие столы;
-наглядные пособия;
-материалы, инструменты, приспособления для изучения предмета «Материаловедение».
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, по согласованию с ФУМО, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Печатные издания
1. Байер В. Е. Архитектурное материаловедение: учебник. – М.: Архитектура - 2018, - 264 с. ISBN: 978-5-9647-0224-5; УДК 620 Б182, ББК 85.11:30.3я73
3.2.2. Электронные издания
1. Байер В. Е. Материаловедение для архитекторов, дизайнеров, реставраторов. - Режим доступа: www.razym.ru, ББК 85.11:30.3я73
2. «Материаловедение»: http://materiology.info/map/mapsite.html
3.2.3. Дополнительные источники
1. Байер В. Е. Материаловедение для архитекторов, реставраторов, дизайнеров. – М.: Астрель, 2005
2. Гуляев А. П. Металловедение. – М.: Металлургия, 1986.
3. Комаров А.А.. Технология материалов стенописи. – М.: Искусство, 1989.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01 Материаловедение
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Освоенные умения: - выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в дизайн-проекте. Усвоенные знания: - область применения; методы измерения параметров и свойств материалов; - технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам; - особенности испытания материалов. | - обоснованный выбор материалов по физико-химическим характеристика в соответствии с художественным замыслом; - нахождение и применение материалов в соответствии с особенностями выполняемых работ; - анализ и сравнение различных видов материалов; использование различных отделочных материалов в соответствии с характеристиками по назначению; -соответсвенный выбор и применение лакокрасочных и шпатлевочно-грунтовочных составов; - соответствие выполненных работ техническим условиям, технике безопасности. | Устный опрос теоретического материала. Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов контрольных работ. Экспертное наблюдение за ходом семинаров. |
6