Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования 44.02.02. Преподавание в начальных классах.
Организация-разработчик: Красночикойский филиал ГПОУ «Читинский политехнический колледж»
Разработчик: М.Н. Тароева, преподаватель возрастной анатомии, физиологии и гигиены человека
Рекомендована МЦК профессионального цикла гуманитарного профиля Красночикойский филиал ГПОУ «Читинский политехнический колледж»
Заключение МЦК профессионального цикла гуманитарного профиля
№ __ от «_____» 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 13 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 16 |
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.
1.2.Место дисциплины в программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников;
учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены;
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки на обучающегося 100 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки на обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы на обучающегося 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка | 100 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
ЛПЗ | 16 |
Контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: | |
- написание сообщений, докладов; - исследовательская работа; - выполнение индивидуального проектного задания; - составление таблиц, конспектов; -выполнение творческого задания, практического задания | 14 3 3 8 4 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены | | 2 | |
Тема 1.1. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены | Содержание: | 2 | |
1. Предмет и содержание курса. Значение знаний анатомии, физиологии и гигиены для профессиональной деятельности, для развития организма, укрепления здоровья и повышения эффективности обучения младших школьников.Человек как целостная биологическая система. Уровни организации человеческого организма. 2. Понятие о клетках, тканях, органах, системах органов и физиологических функциях (физиологические и психические функции Гуморальная и нервная регуляции физиологических функций организма. | 2 | 2 |
Раздел 2. Основные закономерности роста и развития организма человека | | 4 | |
Тема 2.1. Закономерности роста и развития организма человека | Cодержание: | 2 | |
1. Понятия «рост», «развитие», «онтогенез». Периоды онтогенеза, «акселерация», ретардация. Причины акселерации. Важные закономерности онтогенетического развития детей: неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем. «Энергетическое правило скелетных мышц» (И.А.Аршавский), надежность биологической системы (А.А.Маркосян), учение о гетерохронии (П.К.Анохин) Физическое развитие. Конституционные типы. Показатели физического развития: антропометрические, физиометрические, физические качества | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Заполнить таблицу «Основные конституциональные типы человека» | 2 | |
Раздел 3. Строение и функции систем органов здорового человека | | 35 | |
Тема 3.1. Опорно-двигательный аппарат | Содержание: | 2 | |
1. Основной план строения человека. Скелет человека. Строение и функции суставов. Изгибы позвоночника, их функциональное значение. 2. Мышечная система, особенности быстроты и точности двигательных актов, выносливости. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Подготовить сообщения на «Нарушения ОДА и их профилактика», «Особенности реакции организма на физическую нагрузку в различном возрасте» | 4 | |
Тема 3.2. Строение и функции нервной системы | Содержание: | 2 | |
1. Общий план строения нервной системы, нервная ткань и её свойства. | 4 | 2 |
2. Рефлекс. Классификация рефлексов. Принципы рефлекторной деятельности. Возбуждение и торможение. |
Самостоятельная работа Составить конспект на тему «Безусловные и условные рефлексы как основа нервной деятельности» | 2 | |
Тема 3.3. Строение и функции мочевыделительной системы | Содержание | 2 | |
1. Общий план строения мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Строение и функции мочеточников и мочевого пузыря. Мужские и женские половые органы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Написать доклад на тему «Психофизиологические проявления сексуальности детей и подростков» | 2 | |
Тема 3.4. Строение и функции эндокринной системы | Содержание | 2 | |
1. Понятие об эндокринной системе. Гормоны и их свойства Разновидности эндокринных желез и их гормонов. Развитие эндокринной системы в онтогенезе | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Написать сообщения на темы: «Взаимовлияние органов гипотоламо-гипофизарной системы», «Влияние функциональных изменений эндокринной системы подростков на ВНД» | 2 | |
Тема 3.5. Строение и функции сердечно-сосудистой системы | Содержание | 4 | |
1.Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры. Микроциркуляторное русло. Сердце. Функции сердца. Автоматизм сердца. 2.Большой и малый круг кровообращения. Иммунитет. Неспецифическая сопротивляемость организма | 4 | 2 |
Тема 3.6. Строение и функции пищеварительной системы | Содержание | 2 | |
1. Основной план строения пищеварительной системы. Функции пищеварительной системы. Краткая характеристика основных отделов: полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка, прямая кишка, желчный пузырь, поджелудочная железа, печень.Пищеварение и его регуляция | 2 | 2 |
Тема 3.7. Строение и функции дыхательной системы | Содержание | 2 | |
1. Краткая характеристика органов дыхательной системы: полость носа, носовая часть глотки, гортань, трахея, бронхи, легкие, плевра. Функции дыхательной системы | 2 | 2 |
Тема 3.8. Строение и функции сенсорной системы | Содержание | 6 | |
1. Общий план строения анализаторов. Строение и функции органа зрения. Строение и функции органа слуха и равновесия. 2.Строение и функции органа обоняния. Строение и функции органа вкуса. Железы и функции кожи. | 4 | 2 |
Практическая работа 1.Определение топографического расположения органов и частей тела | 2 | |
Контрольная работа по разделу | 1 | |
Раздел 4. Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека | | 9 | |
Тема 4.1. Физиологические основы ВНД | Содержание | 1 | |
1. Основные процессы в нервной системе: возбуждение, торможение, иррадиация, индукция. Механизм передачи возбуждения, понятие о синапсах. Основные формы торможения в нервной системе. Классификация типов ВНД по Иванову-Смоленскому. Классификация типологических особенностей ВНД детей по Красногорскому. Функциональная асимметрия мозга. Характеристика мышления, типы мышления. | 1 | 2 |
Тема 4.2. Регуляция функций сердечно-сосудистой системы | Содержание | 2 | |
1.Функции сердечно-сосудистой системы и их регуляция. | 2 | 2 |
Тема 4.3 Физиологические основы регуляции дыхания | Содержание | 2 | |
1.Механизм дыхания. Акты вдоха и выдоха. ЖЕЛ. Газообмен в легких. | 2 | 2 |
Тема 4.4 Физиологические основы пищеварения | Содержание | 2 | |
1. Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. Пищеварение в желудке. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание и моторная функция кишечника | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Выполнить творческое задание: составление пищевого рациона для детей и подростков различного возраста»» | 2 | |
Раздел 5. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков | | 8 | |
Тема 5.1. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков | Содержание | 2 | |
1.Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной, пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и мочевыделительной систем у детей и подростков. | 2 | 2 |
Практическая работа 1.Определение возрастных и типологических особенностей ВНД ребенка по особенностям поведения» | 2 | |
Самостоятельная работа Заполнить систематизирующую таблицу «Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста» | 4 |
Раздел 6. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его психофизическую и психическую работоспособность и поведение | | 10 | |
Тема 6.1. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его психофизическую и психическую работоспособность и поведение | Содержание | 4 | |
1.Понятие «работоспособность». Фазы работоспособности и её дневная периодичность. Понятие об утомляемости. Влияние процессов физиологического созревания на работоспособность. 2.Поведение. Отклонения в поведении детей и подростков | 4 | 2 |
Практическая работа 1. Оценка факторов внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте 2.Определение физической работоспособности с помощью функциональных проб на сердечно-сосудистую и дыхательную системы | 2 2 | |
| Контрольная работа по разделам 5 и 6 | 2 | |
Раздел 7. Основы гигиены детей и подростков | | 6 | |
Тема 7.1. Основы гигиены детей и подростков | Содержание: | 2 | |
1. Предмет основы гигиены детей и подростков. Проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков. Условия, влияющие на здоровье детей и подростков. Основы личной гигиены школьника. Рациональный суточный режим. Уход за телом. Гигиена питания учащихся.. Закаливание школьников. Физиологические основы закаливания. Гигиенические принципы закаливания. Закаливания с помощью низких температур. Гигиенические нормы закаливания воздухом. Гигиенические нормы закаливания водой. Закаливания солнечным излучением | 4 | 2 |
Практическая работа 1.Гигиеническая оценка питания учащихся | 2 | |
Самостоятельная работа Подготовить сообщение на тему «Особенности закаливания школьников» | 2 |
Раздел 8. Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза | | 4 | |
Тема 8.1. Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза | Содержание: | 2 | |
1. Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Дать социальную характеристику и анализ состояния здоровья учащегося | 2 | |
Раздел 9. Основы профилактики инфекционных заболеваний | | 8 | |
Тема 9.1. Основы профилактики инфекционных заболеваний | Содержание: | 2 | |
1. Инфекционные заболевания, их классификация. Пути передачи инфекции. Периоды развития инфекционных заболеваний. Детские инфекционные заболевания. Характеристика некоторых инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний. Роль учителя в профилактике инфекционных заболеваний. | 2 | 2 |
Практическая работа 1.Разработка и проведение мероприятия по профилактике заболевания детей» | 2 | |
Самостоятельная работа Написать сообщение на темы «Хронические детские болезни и их профилактика», «Пути передачи возбудителей от больного организма к здоровому» | 4 |
Раздел 10. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещению школы | | 12 | |
Тема 10.1. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещению школы | Содержание: | 2 | |
1.Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу. Гигиенические принципы построения режима дня школьников. Основные режимные элементы. Особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие). Факторы, поддерживающие работоспособность на высоком уровне. 2. Гигиенические требования к зданию и помещению школы. | 2 | 2 |
Практическая работа 1.Гигиеническая оценка классной комнаты и её оборудования 2. Гигиеническая оценка школьного режима и расписания уроков в классе | 2 2 | |
Самостоятельная работа 1.Выполнить исследовательскую работу по теме «Анализ гигиенических норм и требований, предъявляемых к зданиям и помещениям образовательных учреждений»; 1.Выполнить индивидуальное проектное задание по теме: «Составление расписания занятий для начальных классов школ с учетом физической работоспособности и закономерностей её изменения в течение различных интервалов времени» | 6 | |
Всего: | 100 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физиологии, анатомии и гигиены».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Анатомия человека»;
- объемные модели органов человека (ухо, глаз, желудок, сердце, скелет человека, головной мозг, скелет черепа, зубы);
- плакаты (нервная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная системы);
- лабораторное оборудование ;
Технические средства обучения:
- компьютер и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека : учебник для СПО / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 414 с. — Серия : Профессиональное образование.
2. Замараев В.А. Анатомия:учеб. пособие для СПО/ В.А.Замараев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 268 с. – (Серия : Профессиональное образование)
3. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват.. учрежд. сред. проф. образования. – М.: 2010. – 384 с. Серия: среднее профессиональное образование.
Дополнительные источники:
1. Атлас анатомии человека /рук. проекта А. Астахов, К. Чеченев. – М.: Изд. «Белый город», 2007. – 15 шт.
2. Тревор Уэстон. Анатомический атлас. – М.: ГМЦ «Первая Образцовая типография, 2008. – 15 шт.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в школьных организациях»
4. Лучкевич В. С., Поляков И. В. Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение»: учебное пособие – Спб.: 2005.
5. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учеб. пособие. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. – 396 с. – Университетская серия: студентам педагогических высших и средних специальных учебных заведений, учителям и воспитателям.
6. Как вырастить здорового ребенка./Под ред. В.П. Алферова. – Л.: Медицина, 2011. – 416 с.: ил. – (научно-популярная медицинская литература).
7. Данюков В.Н. Атлас по анатомии и физиологии детей и подростков. Комсомольск- на-Амуре.- Ч.1.- 2008, 112с
Интернет – ресурсы:
1. Электронные ресурсы «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Форма доступа: http://www.psihu.net/library/file114
2. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Курс "Возрастная анатомия, физиология и гигиена". Форма доступа http://www.edu.ru/modules.
3.Возрастная анатомия, физиология и гигиена – рефераты. Форма доступа http://referat.x-top.org
4. http://www.rg.ru/printable/2010/09/08/trebovaniya-dok.html
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Результаты (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля |
Освоенные умения: определять топографическое расположение и строение органов и частей тела; применять знания по анатомии физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте; обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников; учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год четверть, месяц, неделя, день занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса | Методы: устный и письменный Формы: опрос, диктант понятийный Текущий контроль: диктант, опрос, анализ практических работ Тематический контроль: контрольные работы. Рубежный контроль: тестирование Итоговый контроль: экзамен |
Усвоенные знания: основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы |
6