СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования 44.02.02. Преподавание в начальных классах.


Организация-разработчик: Красночикойский филиал ГПОУ «Читинский политехнический колледж»



Разработчик: М.Н. Тароева, преподаватель возрастной анатомии, физиологии и гигиены человека


Рекомендована МЦК профессионального цикла гуманитарного профиля Красночикойский филиал ГПОУ «Читинский политехнический колледж»




Заключение МЦК профессионального цикла гуманитарного профиля

№ __ от «_____» 2020 г.




















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16



  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03. ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

1.1.Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.


1.2.Место дисциплины в программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.


1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников;

  • учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены;

  • основные закономерности роста и развития организма человека;

  • строение и функции систем органов здорового человека;

  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение

  • основы гигиены детей и подростков;

  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

  • основы профилактики инфекционных заболеваний;

  • гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки на обучающегося 100 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки на обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы на обучающегося 32 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объём

часов

Максимальная учебная нагрузка

100

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

ЛПЗ

16

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:


- написание сообщений, докладов;

- исследовательская работа;

- выполнение индивидуального проектного задания;

- составление таблиц, конспектов;

-выполнение творческого задания, практического задания

14

3

3

8

4

Итоговая аттестация в форме экзамена





2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены


2


Тема 1.1.

Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены

Содержание:

2


1. Предмет и содержание курса. Значение знаний анатомии, физиологии и гигиены для профессиональной деятельности, для развития организма, укрепления здоровья и повышения эффективности обучения младших школьников.Человек как целостная биологическая система. Уровни организации человеческого организма.

2. Понятие о клетках, тканях, органах, системах органов и физиологических функциях (физиологические и психические функции

Гуморальная и нервная регуляции физиологических функций организма.

2






2




Раздел 2.

Основные закономерности роста и развития организма человека


4



Тема 2.1.

Закономерности роста и развития организма человека

Cодержание:

2


1. Понятия «рост», «развитие», «онтогенез». Периоды онтогенеза, «акселерация», ретардация. Причины акселерации. Важные закономерности онтогенетического развития детей: неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем. «Энергетическое правило скелетных мышц» (И.А.Аршавский), надежность биологической системы (А.А.Маркосян), учение о гетерохронии (П.К.Анохин)

Физическое развитие. Конституционные типы. Показатели физического развития: антропометрические, физиометрические, физические качества

2

2

Самостоятельная работа

Заполнить таблицу «Основные конституциональные типы человека»

2


Раздел 3.

Строение и функции систем органов здорового человека


35


Тема 3.1.

Опорно-двигательный аппарат

Содержание:

2


1. Основной план строения человека. Скелет человека. Строение и функции суставов. Изгибы позвоночника, их функциональное значение.

2. Мышечная система, особенности быстроты и точности двигательных актов, выносливости.

2

2

Самостоятельная работа

Подготовить сообщения на «Нарушения ОДА и их профилактика», «Особенности реакции организма на физическую нагрузку в различном возрасте»

4


Тема 3.2.

Строение и функции нервной системы

Содержание:

2


1. Общий план строения нервной системы, нервная ткань и её свойства.

4

2

2. Рефлекс. Классификация рефлексов. Принципы рефлекторной деятельности. Возбуждение и торможение.

Самостоятельная работа

Составить конспект на тему «Безусловные и условные рефлексы как основа нервной деятельности»

2



Тема 3.3.

Строение и функции мочевыделительной системы

Содержание

2


1. Общий план строения мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Строение и функции мочеточников и мочевого пузыря. Мужские и женские половые органы.

2

2

Самостоятельная работа

Написать доклад на тему «Психофизиологические проявления сексуальности детей и подростков»

2


Тема 3.4.

Строение и функции эндокринной системы

Содержание

2


1. Понятие об эндокринной системе. Гормоны и их свойства Разновидности эндокринных желез и их гормонов. Развитие эндокринной системы в онтогенезе

2

2

Самостоятельная работа

Написать сообщения на темы: «Взаимовлияние органов гипотоламо-гипофизарной системы», «Влияние функциональных изменений эндокринной системы подростков на ВНД»

2


Тема 3.5.

Строение и функции сердечно-сосудистой системы

Содержание

4


1.Кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры. Микроциркуляторное русло. Сердце. Функции сердца. Автоматизм сердца.

2.Большой и малый круг кровообращения. Иммунитет. Неспецифическая сопротивляемость организма

4

2


Тема 3.6.

Строение и функции пищеварительной системы

Содержание

2


1. Основной план строения пищеварительной системы. Функции пищеварительной системы. Краткая характеристика основных отделов: полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка, прямая кишка, желчный пузырь, поджелудочная железа, печень.Пищеварение и его регуляция

2

2

Тема 3.7.

Строение и функции дыхательной системы

Содержание

2


1. Краткая характеристика органов дыхательной системы: полость носа, носовая часть глотки, гортань, трахея, бронхи, легкие, плевра. Функции дыхательной системы

2

2

Тема 3.8.

Строение и функции сенсорной системы

Содержание

6


1. Общий план строения анализаторов. Строение и функции органа зрения. Строение и функции органа слуха и равновесия.

2.Строение и функции органа обоняния. Строение и функции органа вкуса. Железы и функции кожи.

4



2


Практическая работа

1.Определение топографического расположения органов и частей тела

2


Контрольная работа по разделу

1


Раздел 4.

Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека


9


Тема 4.1.

Физиологические основы ВНД

Содержание

1


1. Основные процессы в нервной системе: возбуждение, торможение, иррадиация, индукция. Механизм передачи возбуждения, понятие о синапсах. Основные формы торможения в нервной системе. Классификация типов ВНД по Иванову-Смоленскому. Классификация типологических особенностей ВНД детей по Красногорскому. Функциональная асимметрия мозга. Характеристика мышления, типы мышления.

1

2

Тема 4.2.

Регуляция функций сердечно-сосудистой системы

Содержание

2


1.Функции сердечно-сосудистой системы и их регуляция.


2

2

Тема 4.3

Физиологические основы регуляции дыхания

Содержание

2


1.Механизм дыхания. Акты вдоха и выдоха. ЖЕЛ. Газообмен в легких.

2

2

Тема 4.4

Физиологические основы пищеварения

Содержание

2


1. Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. Пищеварение в желудке. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание и моторная функция кишечника

2

2

Самостоятельная работа

Выполнить творческое задание: составление пищевого рациона для детей и подростков различного возраста»»

2


Раздел 5.

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков


8


Тема 5.1.

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков

Содержание

2


1.Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной, пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и мочевыделительной систем у детей и подростков.

2

2

Практическая работа

1.Определение возрастных и типологических особенностей ВНД ребенка по особенностям поведения»

2


Самостоятельная работа

Заполнить систематизирующую таблицу «Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста»

4

Раздел 6.

Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его психофизическую и психическую

работоспособность и поведение


10


Тема 6.1.

Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его психофизическую и психическую

работоспособность

и поведение

Содержание

4


1.Понятие «работоспособность». Фазы работоспособности и её дневная периодичность. Понятие об утомляемости. Влияние процессов физиологического созревания на работоспособность.

2.Поведение. Отклонения в поведении детей и подростков

4



2


Практическая работа

1. Оценка факторов внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте

2.Определение физической работоспособности с помощью функциональных проб на сердечно-сосудистую и дыхательную системы


2



2





Контрольная работа по разделам 5 и 6

2


Раздел 7.

Основы гигиены детей и подростков


6


Тема 7.1.

Основы гигиены детей и подростков

Содержание:

2


1. Предмет основы гигиены детей и подростков. Проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков. Условия, влияющие на здоровье детей и подростков. Основы личной гигиены школьника. Рациональный суточный режим. Уход за телом. Гигиена питания учащихся.. Закаливание школьников. Физиологические основы закаливания. Гигиенические принципы закаливания. Закаливания с помощью низких температур. Гигиенические нормы закаливания воздухом. Гигиенические нормы закаливания водой. Закаливания солнечным излучением

4

2

Практическая работа

1.Гигиеническая оценка питания учащихся

2


Самостоятельная работа

Подготовить сообщение на тему «Особенности закаливания школьников»

2

Раздел 8.

Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза


4


Тема 8.1.

Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза

Содержание:

2


1. Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза.

2

2

Самостоятельная работа

Дать социальную характеристику и анализ состояния здоровья учащегося

2


Раздел 9.

Основы профилактики инфекционных заболеваний


8


Тема 9.1.

Основы профилактики инфекционных заболеваний

Содержание:

2


1. Инфекционные заболевания, их классификация. Пути передачи инфекции. Периоды развития инфекционных заболеваний. Детские инфекционные заболевания. Характеристика некоторых инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний. Роль учителя в профилактике инфекционных заболеваний.

2

2

Практическая работа

1.Разработка и проведение мероприятия по профилактике заболевания детей»

2


Самостоятельная работа

Написать сообщение на темы «Хронические детские болезни и их профилактика», «Пути передачи возбудителей от больного организма к здоровому»

4

Раздел 10.

Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещению школы


12


Тема 10.1.

Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещению школы

Содержание:

2


1.Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу. Гигиенические принципы построения режима дня школьников. Основные режимные элементы. Особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие). Факторы, поддерживающие работоспособность на высоком уровне.

2. Гигиенические требования к зданию и помещению школы.

2






2


Практическая работа

1.Гигиеническая оценка классной комнаты и её оборудования

2. Гигиеническая оценка школьного режима и расписания уроков в классе


2

2



Самостоятельная работа

1.Выполнить исследовательскую работу по теме «Анализ гигиенических норм и требований, предъявляемых к зданиям и помещениям образовательных учреждений»;

1.Выполнить индивидуальное проектное задание по теме: «Составление расписания занятий для начальных классов школ с учетом физической работоспособности и закономерностей её изменения в течение различных интервалов времени»

6


Всего:

100

3. условия реализации программы учебной дисциплины


3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физиологии, анатомии и гигиены».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Анатомия человека»;

- объемные модели органов человека (ухо, глаз, желудок, сердце, скелет человека, головной мозг, скелет черепа, зубы);

- плакаты (нервная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная системы);

- лабораторное оборудование ;

Технические средства обучения:

- компьютер и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека : учебник для СПО / А. О. Дробинская. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 414 с. — Серия : Профессиональное образование.

2. Замараев В.А. Анатомия:учеб. пособие для СПО/ В.А.Замараев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 268 с. – (Серия : Профессиональное образование)

3. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват.. учрежд. сред. проф. образования. – М.: 2010. – 384 с. Серия: среднее профессиональное образование.


Дополнительные источники:

1. Атлас анатомии человека /рук. проекта А. Астахов, К. Чеченев. – М.: Изд. «Белый город», 2007. – 15 шт.

2. Тревор Уэстон. Анатомический атлас. – М.: ГМЦ «Первая Образцовая типография, 2008. – 15 шт.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в школьных организациях»

4. Лучкевич В. С., Поляков И. В. Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение»: учебное пособие – Спб.: 2005.

5. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учеб. пособие. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. – 396 с. – Университетская серия: студентам педагогических высших и средних специальных учебных заведений, учителям и воспитателям.

6. Как вырастить здорового ребенка./Под ред. В.П. Алферова. – Л.: Медицина, 2011. – 416 с.: ил. – (научно-популярная медицинская литература).

7. Данюков В.Н. Атлас по анатомии и физиологии детей и подростков. Комсомольск- на-Амуре.- Ч.1.- 2008, 112с


Интернет – ресурсы:

1. Электронные ресурсы «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Форма доступа: http://www.psihu.net/library/file114

2. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Курс "Возрастная анатомия, физиология и гигиена". Форма доступа http://www.edu.ru/modules.

3.Возрастная анатомия, физиология и гигиена – рефераты. Форма доступа http://referat.x-top.org

4. http://www.rg.ru/printable/2010/09/08/trebovaniya-dok.html





4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины


Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

Освоенные умения:

  • определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

  • применять знания по анатомии физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников;

  • учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год четверть, месяц, неделя, день занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса

Методы: устный и письменный

Формы: опрос, диктант понятийный


Текущий контроль:

диктант, опрос, анализ практических работ


Тематический контроль: контрольные работы.


Рубежный контроль: тестирование


Итоговый контроль: экзамен

Усвоенные знания:

  • основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

  • основные закономерности роста и развития организма человека;

  • строение и функции систем органов здорового человека;

  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение

  • основы гигиены детей и подростков;

  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

  • основы профилактики инфекционных заболеваний;

  • гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы




6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!