СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОП.05 "История дизайна"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ОП.05 "История дизайна"  для специальности: 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОП.05 "История дизайна"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский профессиональный художественный колледж»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины:

ОП. 05 ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Для специальности:

54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»



































г. Севастополь 2021 г.

Утверждаю

директор ГБОУПО СПХК

_________/Еременко С. И./

«31» августа 2021 г.


Согласовано

Методическим объединением

По профессиям и специальностям

Протокол № 1 от 31 августа 2021 г.

Председатель МО по профессиям и специальностям

_____________ /Безверхая С.И./















Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)», Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1391.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский профессиональный художественный колледж»

Составитель: Работяжева-Черняева Ю. Б. преподаватель специальных дисциплин высшей категории Севастопольского профессионального художественного колледжа.























СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4



8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


10

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 05 История дизайна



1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «История дизайна» является частью основной профессиональной образовательной программы, относится к общепрофессиональному циклу в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)».

Учебная дисциплина «История дизана» обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9., ПК 1.1.


1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1.1.,

ОК 1.,

ОК 2.,

ОК 3.,

ОК 4.,

ОК 5.,

ОК 6.,

ОК 7.,

ОК 8.,

ОК 9.


-ориентироваться в исторических эпохах и стилях;

-проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования.

-основные характерные черты различных периодов развития предметного мира;

-современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности.



ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 05 История дизайна



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины


109

в том числе:


аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия)


73

теоретическое обучение


33

практические занятия


36

контрольные работы


2

самостоятельная работа

36

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет

2




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: ОП. 05 История дизайна

Наименование предмета

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

5

Тема 1

Первые теории дизайна

Содержание учебного материала


6

1;2; 3

ПК 1.1.,

ОК 1.,

ОК 2.,

ОК 3.,

ОК 4.,

ОК 5.,

ОК 6.,

ОК 7.,

ОК 8.,

ОК 9.

1

1

Содержание предмета и формы его изучения. Общие сведения о дизайне

1

2

2

Викторианский стиль

1

3

3

Концепция викторианской рекламы

1

4

4

Художественные взгляды прерафаэлитов. Эстетика Джона Рёскина

1

5

5

Уильям Моррис и движение Arts and crafts. Концепция издательства Kelmscott Press

1

6

6

Контрольная работа

1

Практические занятия

12

1

7-12

Разработка слова-образа

6

2

13-18

Разработка буквицы

6

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта.

Подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации на темы: «Иллюстраторы Кейт Гринуэй, Уолтер Крейн, Уильям Мейкпис Теккерей, Джон Тенниел и их произведения», «Образы женщин и детей в викторианской рекламной графике», «Концепция «идеальной книги» Уильяма Морриса»,

«Первые промышленные дизайнеры: Кристофер Дрессер, Петер Беренс, Михаэль Тонет».

Разработка иллюстраций на основе оформления «Алиса в стране чудес» Джона Тенниела

Составление кроссворда на тему: Первые теории дизайна

8

Тема 2

Интернациональный стиль модерн


Содержание учебного материала


11

2; 3

ПК 1.1.,

ОК 1.,

ОК 2.,

ОК 3.,

ОК 4.,

ОК 5.,

ОК 6.,

ОК 7.,

ОК 8.,

ОК 9.

1

19

Художественные предпосылки возникновения единых стилевых приемов в искусстве и прикладной графике модерна

1

2

20

Концептуальное единство национальных направлений модерна

1

3

21

Обри Бардслей – основоположник стилевых приемов в графике модерна

1

4

22

Альфонс Муха – основоположник рекламной графики и театрального плаката

1

5

23

Анри де Тулуз-Лотрек – рекламный художник ар-нуво

1

6

24

Концепция австрийского Сецессиона и Густав Климт

1

7

25

Концепция русского модерна

1

8

26

Деятельность художников первого поколения объединения «Мир искусства»

1

9

27

Концепция неорусского стиля

1

10

28

Графические дизайнеры второго поколения объединения «Мир искусства»

1


11

29

Контрольная работа

1





Практические занятия

18

1

30-35

Выполнение эскиза рекламной продукции в стиле ар-нуво

6

2

36-41

Разработка экслибриса

6

3

42-47

Разработка эскиза иллюстрации к литературному произведению

6

Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта.

Подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации на темы: «Влияние японской гравюры на творчество Обри Бердслея», «Творчество Уильяма Генри Бредли», «Графизм и объемно-пространственные решения в произведениях Чарльза Ренни Макинтоша».

Составление кроссворда на тему: Интернациональный стиль модерн.

Выполнение декоративных элементов в неорусском стиле

12

Тема 3

Развитие дизайна XX века

Содержание учебного материала


18

2; 3

ПК 1.1.,

ОК 1.,

ОК 2.,

ОК 3.,

ОК 4.,

ОК 5.,

ОК 6.,

ОК 7.,

ОК 8.,

ОК 9.

1

48

Концепция абстрактного искусства XX века. Русский кубофутуризм и новые принципы визуально-графических воплощений

1

2

49

Концепция супрематизма и ее влияние на новые системы формообразования в дизайне

1

3

50

Научные разработки принципов абстракционизма Василия Кандинского

1

4

51

Рациональная концепция в художественно-промышленной деятельности начала XX века немецкая школа «Баухауз»

1

5

52

Основоположники графического дизайна школы «Баухауз»

1

6

53

Концепция «Новой типографики» 1920-1930-х гг. Типографика Яна Чихольда и Лазаря Лисицкого

1

7

54

Фотография как новая выразительность графического дизайна

1

8

55

Фотография в графическом дизайне советского конструктивизма

1

9

56

Истоки «производственной концепции» и «Левый фронт искусств»

1

10

57

Прикладная графика советских конструктивистов

1

11

58

Концепция советского художественно-промышленного образования 1920-х гг. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН

1

12

59

Деятельность арт-группы «УНОВИС»

1

13

60

Концепция неопластицизма голландской группы «Де стиль»

1

14

61

Концепция антиискусства художественного объединения «ДАДА»

1

15

62

Влияние концепции дадаизма на современный графический дизайн и перфоманс

1

16

63

Основные принципы графического дизайна ар-деко

1

17

64

Основоположники французской графики ар-деко Роман Тыртов (Эртэ), Жорж Барбье, Адольф Мурон Кассандр

1

18

65

Влияние ар-деко на советский дизайн 1930-1950-х гг. проявления в современном графическом дизайне

1

Практические занятия


6

1

66-71

Разработка упаковки

6


Самостоятельная работа обучающихся

Составление конспекта.

Подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации на темы: «Деятельность Иттена в Баухаозе», «Противоположность концепция ЛЕФ – АХРР», «Алексей Ган, Владимир и Георгий Стенберг, Густав Клуцис, Александр Веснин – их влияние на новые формы художественного труда», «Женский образ «эмансипе» в искусстве и графике ар-деко».

Составление кроссворда на тему: Развитие дизайна XX века

Разработка художественной концепции будетлянской книги.

Разработка художественной концепции образа «эмансипе» в стиле ар-деко

16




1

72-73

Дифференцированный зачет

2

2; 3

ПК 1.1.,

ОК 1.,

ОК 2.,

ОК 3.,

ОК 4.,

ОК 5.,

ОК 6.,

ОК 7.,

ОК 8.,

ОК 9.

Всего:

109




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)






3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 05 История дизайна


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотренные следующие специальные помещения: кабинет «Истории искусств и мировой культуры».

Оборудование учебного кабинета: мебель для оборудования рабочих мест обучающихся и преподавателя; печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал; УМК предмета; книжный фонд для развития этической культуры обучающихся.

Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор для демонстрации экранных пособий; печатных материалов: тетрадей, страниц рукописей, фотографий; для воспроизведения видео- и звукового ряда; для работы с компьютерными программами.

Оборудование лаборатории:

-посадочные рабочие столы;

-наглядные пособия;

-материалы, инструменты, приспособления для изучения предмета «История дизайна».


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, по согласованию с ФУМО, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Печатные издания

1. Кузвесова Н. Л. История дизайна: от викторианского стиля до ар-деко: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Л. Кузвесова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 139 с.

2. Сокольникова Н. М. История дизайна: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. М. Сокольникова, Е. В. Сокольникова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 240 с., [32] с. цв. вкл.: ил.

3.2.2. Электронные издания

1. http://design-history.ru

2. http://prouniver.ru

3. https://tvkultura.ru

4. http://alleng.ru

5. Art project [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.googleartproject.com/.


3.2.3. Дополнительные источники

1. Арутюнова А. Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента – М: Издательский дом Высшей школы экономики 2015. – 229 с.

2. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 2000. – 368 с.; Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.

3. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с.

4. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие / А. Н. Лаврентьев. – М.: Гардарики, 2011. – 303с.: ил.;

Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. Книга 1; М: Архитектура-С, 2006. – 368с.





































4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 05 История дизайна


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Освоенные умения:

-ориентироваться в исторических эпохах и стилях;

-проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования.

Усвоенные знания:

-основные характерные черты различных периодов развития предметного мира;

-современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности.


- анализ произведений исторических объектов для целей дизайн-проектирования;

- составление характеристик различных исторических эпох и стилей;

- эффективное применение ИКТ-технологий в образовательной деятельности;

- понимание стилистических особенностей развития дизайна;

- понимание закономерности взаимовлияния исторического процесса и процесса развития мировой культуры и предметного мира;

- анализ периодизации истории дизайна;

- оценка ключевых характеристик стиля в дизайне;

- понимание современного состояния дизайна в различных областях экономической деятельности;

- выполнение работ в соответствии с техническими условиями, техникой безопасности;

- оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач;

- анализ и использование информации для эффективного выполнения образовательных задач, профессионального и личностного развития;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, в ходе освоения дисциплины «История дизайна».

Устный опрос теоретического материала.

Оценка результатов выполнения практических работ.

Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы, соблюдение этапов выполнения.

Оценка результатов контрольных работ.

Экспертное наблюдение за ходом деловых игр, семинаров.


6