Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский профессиональный художественный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины:
ОП. 05 ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
Для специальности:
54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»
г. Севастополь 2021 г.
Утверждаю
директор ГБОУПО СПХК
_________/Еременко С. И./
«31» августа 2021 г.
Согласовано
Методическим объединением
По профессиям и специальностям
Протокол № 1 от 31 августа 2021 г.
Председатель МО по профессиям и специальностям
_____________ /Безверхая С.И./
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)», Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1391.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский профессиональный художественный колледж»
Составитель: Работяжева-Черняева Ю. Б. преподаватель специальных дисциплин высшей категории Севастопольского профессионального художественного колледжа.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 2 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 8 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 История дизайна
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История дизайна» является частью основной профессиональной образовательной программы, относится к общепрофессиональному циклу в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)».
Учебная дисциплина «История дизана» обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9., ПК 1.1.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ПК 1.1., ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9. | -ориентироваться в исторических эпохах и стилях; -проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования. | -основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; -современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности. |
ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 История дизайна
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 109 |
в том числе: |
аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) | 73 |
теоретическое обучение | 33 |
практические занятия | 36 |
контрольные работы | 2 |
самостоятельная работа | 36 |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: ОП. 05 История дизайна
Наименование предмета
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тема 1 Первые теории дизайна | Содержание учебного материала | 6 | 1;2; 3 | ПК 1.1., ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9. |
1 | 1 | Содержание предмета и формы его изучения. Общие сведения о дизайне | 1 |
2 | 2 | Викторианский стиль | 1 |
3 | 3 | Концепция викторианской рекламы | 1 |
4 | 4 | Художественные взгляды прерафаэлитов. Эстетика Джона Рёскина | 1 |
5 | 5 | Уильям Моррис и движение Arts and crafts. Концепция издательства Kelmscott Press | 1 |
6 | 6 | Контрольная работа | 1 |
Практические занятия | 12 |
1 | 7-12 | Разработка слова-образа | 6 |
2 | 13-18 | Разработка буквицы | 6 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта. Подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации на темы: «Иллюстраторы Кейт Гринуэй, Уолтер Крейн, Уильям Мейкпис Теккерей, Джон Тенниел и их произведения», «Образы женщин и детей в викторианской рекламной графике», «Концепция «идеальной книги» Уильяма Морриса», «Первые промышленные дизайнеры: Кристофер Дрессер, Петер Беренс, Михаэль Тонет». Разработка иллюстраций на основе оформления «Алиса в стране чудес» Джона Тенниела Составление кроссворда на тему: Первые теории дизайна | 8 |
Тема 2 Интернациональный стиль модерн | Содержание учебного материала | 11 | 2; 3 | ПК 1.1., ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9. |
1 | 19 | Художественные предпосылки возникновения единых стилевых приемов в искусстве и прикладной графике модерна | 1 |
2 | 20 | Концептуальное единство национальных направлений модерна | 1 |
3 | 21 | Обри Бардслей – основоположник стилевых приемов в графике модерна | 1 |
4 | 22 | Альфонс Муха – основоположник рекламной графики и театрального плаката | 1 |
5 | 23 | Анри де Тулуз-Лотрек – рекламный художник ар-нуво | 1 |
6 | 24 | Концепция австрийского Сецессиона и Густав Климт | 1 |
7 | 25 | Концепция русского модерна | 1 |
8 | 26 | Деятельность художников первого поколения объединения «Мир искусства» | 1 |
9 | 27 | Концепция неорусского стиля | 1 |
10 | 28 | Графические дизайнеры второго поколения объединения «Мир искусства» | 1 |
| 11 | 29 | Контрольная работа | 1 | | |
Практические занятия | 18 |
1 | 30-35 | Выполнение эскиза рекламной продукции в стиле ар-нуво | 6 |
2 | 36-41 | Разработка экслибриса | 6 |
3 | 42-47 | Разработка эскиза иллюстрации к литературному произведению | 6 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта. Подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации на темы: «Влияние японской гравюры на творчество Обри Бердслея», «Творчество Уильяма Генри Бредли», «Графизм и объемно-пространственные решения в произведениях Чарльза Ренни Макинтоша». Составление кроссворда на тему: Интернациональный стиль модерн. Выполнение декоративных элементов в неорусском стиле | 12 |
Тема 3 Развитие дизайна XX века | Содержание учебного материала | 18 | 2; 3 | ПК 1.1., ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9. |
1 | 48 | Концепция абстрактного искусства XX века. Русский кубофутуризм и новые принципы визуально-графических воплощений | 1 |
2 | 49 | Концепция супрематизма и ее влияние на новые системы формообразования в дизайне | 1 |
3 | 50 | Научные разработки принципов абстракционизма Василия Кандинского | 1 |
4 | 51 | Рациональная концепция в художественно-промышленной деятельности начала XX века немецкая школа «Баухауз» | 1 |
5 | 52 | Основоположники графического дизайна школы «Баухауз» | 1 |
6 | 53 | Концепция «Новой типографики» 1920-1930-х гг. Типографика Яна Чихольда и Лазаря Лисицкого | 1 |
7 | 54 | Фотография как новая выразительность графического дизайна | 1 |
8 | 55 | Фотография в графическом дизайне советского конструктивизма | 1 |
9 | 56 | Истоки «производственной концепции» и «Левый фронт искусств» | 1 |
10 | 57 | Прикладная графика советских конструктивистов | 1 |
11 | 58 | Концепция советского художественно-промышленного образования 1920-х гг. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН | 1 |
12 | 59 | Деятельность арт-группы «УНОВИС» | 1 |
13 | 60 | Концепция неопластицизма голландской группы «Де стиль» | 1 |
14 | 61 | Концепция антиискусства художественного объединения «ДАДА» | 1 |
15 | 62 | Влияние концепции дадаизма на современный графический дизайн и перфоманс | 1 |
16 | 63 | Основные принципы графического дизайна ар-деко | 1 |
17 | 64 | Основоположники французской графики ар-деко Роман Тыртов (Эртэ), Жорж Барбье, Адольф Мурон Кассандр | 1 |
18 | 65 | Влияние ар-деко на советский дизайн 1930-1950-х гг. проявления в современном графическом дизайне | 1 |
Практические занятия | 6 |
1 | 66-71 | Разработка упаковки | 6 |
| Самостоятельная работа обучающихся Составление конспекта. Подготовка сообщения, доклада, реферата, презентации на темы: «Деятельность Иттена в Баухаозе», «Противоположность концепция ЛЕФ – АХРР», «Алексей Ган, Владимир и Георгий Стенберг, Густав Клуцис, Александр Веснин – их влияние на новые формы художественного труда», «Женский образ «эмансипе» в искусстве и графике ар-деко». Составление кроссворда на тему: Развитие дизайна XX века Разработка художественной концепции будетлянской книги. Разработка художественной концепции образа «эмансипе» в стиле ар-деко | 16 | | |
| 1 | 72-73 | Дифференцированный зачет | 2 | 2; 3 | ПК 1.1., ОК 1., ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 5., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 9. |
Всего: | 109 | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 История дизайна
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотренные следующие специальные помещения: кабинет «Истории искусств и мировой культуры».
Оборудование учебного кабинета: мебель для оборудования рабочих мест обучающихся и преподавателя; печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал; УМК предмета; книжный фонд для развития этической культуры обучающихся.
Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор для демонстрации экранных пособий; печатных материалов: тетрадей, страниц рукописей, фотографий; для воспроизведения видео- и звукового ряда; для работы с компьютерными программами.
Оборудование лаборатории:
-посадочные рабочие столы;
-наглядные пособия;
-материалы, инструменты, приспособления для изучения предмета «История дизайна».
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, по согласованию с ФУМО, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Печатные издания
1. Кузвесова Н. Л. История дизайна: от викторианского стиля до ар-деко: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Л. Кузвесова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 139 с.
2. Сокольникова Н. М. История дизайна: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. М. Сокольникова, Е. В. Сокольникова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 240 с., [32] с. цв. вкл.: ил.
3.2.2. Электронные издания
1. http://design-history.ru
2. http://prouniver.ru
3. https://tvkultura.ru
4. http://alleng.ru
5. Art project [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.googleartproject.com/.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Арутюнова А. Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента – М: Издательский дом Высшей школы экономики 2015. – 229 с.
2. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 2000. – 368 с.; Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.
3. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с.
4. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие / А. Н. Лаврентьев. – М.: Гардарики, 2011. – 303с.: ил.;
Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. Книга 1; М: Архитектура-С, 2006. – 368с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 История дизайна
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Освоенные умения: -ориентироваться в исторических эпохах и стилях; -проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования. Усвоенные знания: -основные характерные черты различных периодов развития предметного мира; -современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности. | - анализ произведений исторических объектов для целей дизайн-проектирования; - составление характеристик различных исторических эпох и стилей; - эффективное применение ИКТ-технологий в образовательной деятельности; - понимание стилистических особенностей развития дизайна; - понимание закономерности взаимовлияния исторического процесса и процесса развития мировой культуры и предметного мира; - анализ периодизации истории дизайна; - оценка ключевых характеристик стиля в дизайне; - понимание современного состояния дизайна в различных областях экономической деятельности; - выполнение работ в соответствии с техническими условиями, техникой безопасности; - оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач; - анализ и использование информации для эффективного выполнения образовательных задач, профессионального и личностного развития; - взаимодействие с обучающимися, преподавателями, в ходе освоения дисциплины «История дизайна». | Устный опрос теоретического материала. Оценка результатов выполнения практических работ. Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы, соблюдение этапов выполнения. Оценка результатов контрольных работ. Экспертное наблюдение за ходом деловых игр, семинаров. |
6